Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
библиотека
Взрослым
07.03.2018
В статье автором представлены размышления на тему среднего специального профессионального образования. Предлагается пересмотреть свой взгляд на систему образования, найти своё место в ней, по-другому посмотреть на обучающегося, на его личные образовательные и жизненные интересы, выстроить с ним партнерские отношения. Рассматриваются проблемы использования технологий открытого образования.Статья о проблемах современного профессионального образования.
Современный ССУЗ.doc
Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной
свободы – альтернатива формальной системе образования
ГБПОУ «Московский технологический колледж»
И.М. Долгова
Современные ССУЗы переживают сейчас очень сложный период. Нам трудно
ответить на вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?», так как ни преподаватели, ни
родители, на сами студенты – никто не знает, чем будут последние заниматься в
будущем. И в первую очередь это связано с большой неопределённостью самого
будущего.
Поэтому одной из главных целей среднего специального профессионального
образования выступает не столько освоение определённых знаний, умений и навыков,
сколько достижение студентами уровня образованности, который обеспечивал бы
возможность дальнейшего образования и являлся бы фактором саморазвития. Очень
важно готовить студентов к регулярному обновлению своего профессионального багажа
и к ситуации смены профессии.
Что мы имеем на сегодняшний день? Мы имеем формальную систему
образования, глубоко пустившую корни в нашей стране, систему образования, которая с
трудом поддается реформированию. Это нам понятная область передачи знаний от
преподавателя к студенту в процессе деятельности, ремесленный способ. Сюда входят и
представление о том, что знания надо передавать от простого к сложному, и система
концентров, учебных предметов и так далее. И определённая технология – классно
урочная система, которая монополизирует право преподавателя на трансляцию знаний.
Но дело в том, что современный студент приходит в ССУЗ далеко не «новичком в
области знаний». Порой он знает больше преподавателя. Студент черпает знания из
различных источников: интернета, СМИ, семьи и окружающего пространства, у него
больше личный опыт. И тут старая технология дает сбой, а перед преподавателем
встают перечисленные выше вопросы.
А если попытаться выстроить альтернативу формальной системе образования и
рассмотреть ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы, где в центре
образовательного процесса стоит студент, а не преподаватель? И тогда все ресурсы, все
подразделения ССУЗа работают на развитие каждого студента в отдельности. И тогда
студент – не пассивный слушатель, а активно пытающийся понять и объективно оценить,
насколько позитивны его личные достижения и не только в освоении учебных
дисциплин, но и в осознании того, что позволяет ему быть просто счастливым и
успешным сегодня и завтра. Это побуждает преподавателя пересмотреть свой взгляд на
систему образования, найти своё место в ней, подругому посмотреть на студента, на его
личные образовательные и жизненные интересы, выстроить с ним партнерские
отношения. Преподаватель получает при этом большое поле выбора: предметного
содержания, способов управления педагогическим процессом, методов и способов
обучения.
Большую роль в реализации такой альтернативы может сыграть и использование
технологий открытого образования. Именно открытые образовательные технологии
являются тем рычагом, который позволяет преподавателю организовать учебное занятие
таким образом, чтобы предоставить каждому студенту максимальные возможности задействовать в процессе познания индивидуальные особенности восприятия. Что
использовать: проект или исследование? Дебаты? Кейсметод? Портфолио? Каждая из
перечисленных технологий интересна и занимает своё место в педагогическом портфеле
преподавателя, но применяется в определенной последовательности, режиме и
интенсивности погружения, в зависимости от поставленной им цели. Открытые
образовательные технологии позволяют совместить логический и образный пути
познания, создают потребность у преподавателя действительно эффективно
использовать разнообразные источники информации разных типов. Применение той или
иной технологии высвобождает время и силы преподавателя для анализа собственной
педагогической деятельности. К тому же это своеобразная диагностика уровня своего
педагогического мастерства и нахождения путей его совершенствования.
Использование на учебных занятиях даже отдельных элементов открытых
образовательных технологий постепенно приводит к изменению роли преподавателя.
Преподаватель не является уже единственным правильным источником знаний, а его
мнение существует на занятии наряду с мнением студента. Преподаватель и студент на
занятии выступают в данном случае равноправными партнерами.
С возникновением подобной альтернативы в системе образования возникает
великое множество перспектив. Поэтому, чтобы выжить и оставаться современным в
данной сфере, кроме минимального представления о себе, о своих интересах, важно
быть готовым диалогу и коммуникации, к постоянному усложнению деятельности, к
изменениям и быстрой замене устаревшего знания на новое.
Литература
1. Дудчик С.В. Кейс метод как инструмент работы педагога – тьютера / С.В. Дудчик,
Т.Н. Удина, А.И. Пайгусов. – Чебоксары: ООО «ИД Пегас», 2011.– 104с.
2. Кондратьев А.С. Вопросы теории и практики обучения физике на основе новых
информационных технологий / А.С. Кондратьев, В.В. Лаптев, А.И. Ходанович. СПб.:
Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 95с.
3. Щедровицкий П.Г. Сопровождение к неизвестному – высший пилотаж / П.Г.
Щедровицкий // Тьютерское сопровождение. – 2011. №1. С. 79.
Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"
Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.