Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"
Оценка 4.9

Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
библиотека
Взрослым
07.03.2018
Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"
В статье автором представлены размышления на тему среднего специального профессионального образования. Предлагается пересмотреть свой взгляд на систему образования, найти своё место в ней, по-другому посмотреть на обучающегося, на его личные образовательные и жизненные интересы, выстроить с ним партнерские отношения. Рассматриваются проблемы использования технологий открытого образования.Статья о проблемах современного профессионального образования.
Современный ССУЗ.doc
Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования ГБПОУ «Московский технологический колледж» И.М. Долгова Современные   ССУЗы   переживают   сейчас   очень   сложный   период.   Нам   трудно ответить на вопросы:  «Чему учить?» и «Как учить?», так как ни преподаватели,  ни родители,   на   сами   студенты   –   никто   не   знает,   чем   будут   последние   заниматься   в будущем.   И   в   первую   очередь   это   связано   с   большой   неопределённостью   самого будущего. Поэтому   одной   из   главных   целей     среднего   специального   профессионального образования выступает не столько освоение определённых знаний, умений и навыков, сколько   достижение   студентами   уровня   образованности,   который   обеспечивал   бы возможность  дальнейшего  образования  и  являлся   бы фактором  саморазвития.   Очень важно готовить студентов к регулярному обновлению своего профессионального багажа и к ситуации смены профессии. Что   мы   имеем   на   сегодняшний   день?   Мы   имеем   формальную   систему образования, глубоко пустившую корни в нашей стране, систему образования, которая с трудом   поддается   реформированию.   Это   нам   понятная   область   передачи   знаний   от преподавателя к студенту в процессе деятельности, ремесленный способ. Сюда входят и представление о том, что знания надо передавать от простого к сложному, и система концентров, учебных предметов и так далее.  И определённая технология – классно­ урочная система, которая монополизирует право преподавателя на трансляцию знаний. Но дело в том, что современный студент приходит в ССУЗ далеко не «новичком в области   знаний».  Порой  он знает больше  преподавателя.  Студент черпает  знания  из различных источников: интернета, СМИ, семьи и окружающего пространства, у него больше   личный   опыт.   И   тут   старая   технология   дает   сбой,   а   перед   преподавателем встают перечисленные выше вопросы. А если попытаться выстроить альтернативу формальной системе образования и рассмотреть ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы, где в центре образовательного процесса стоит студент, а не преподаватель? И тогда все ресурсы, все подразделения ССУЗа работают на развитие каждого студента в отдельности. И тогда студент – не пассивный слушатель, а активно пытающийся понять и объективно оценить, насколько   позитивны   его   личные   достижения   и   не   только   в   освоении   учебных дисциплин,   но   и   в   осознании   того,   что   позволяет   ему   быть   просто   счастливым   и успешным сегодня и завтра.  Это побуждает преподавателя пересмотреть свой взгляд на систему образования, найти своё место в ней, по­другому посмотреть на студента, на его личные   образовательные   и   жизненные   интересы,   выстроить   с   ним   партнерские отношения.   Преподаватель   получает   при   этом   большое   поле   выбора:   предметного содержания,   способов   управления   педагогическим   процессом,   методов   и   способов обучения.  Большую роль в реализации такой альтернативы может сыграть и использование технологий   открытого   образования.   Именно   открытые   образовательные   технологии являются тем рычагом, который позволяет преподавателю организовать учебное занятие таким   образом,   чтобы   предоставить   каждому   студенту   максимальные   возможности задействовать   в   процессе   познания   индивидуальные   особенности   восприятия.   Что использовать: проект или исследование? Дебаты? Кейс­метод? Портфолио? Каждая из перечисленных технологий интересна и занимает своё место в педагогическом портфеле преподавателя,   но   применяется   в   определенной   последовательности,   режиме   и интенсивности   погружения,   в   зависимости   от   поставленной   им   цели.   Открытые образовательные   технологии   позволяют   совместить   логический   и   образный   пути познания,   создают   потребность   у   преподавателя   действительно   эффективно использовать разнообразные источники информации разных типов. Применение той или иной технологии высвобождает время и силы преподавателя для анализа собственной педагогической деятельности. К тому же это своеобразная диагностика уровня своего педагогического мастерства и нахождения путей его совершенствования. Использование   на   учебных   занятиях   даже   отдельных   элементов   открытых образовательных   технологий   постепенно  приводит   к  изменению   роли   преподавателя. Преподаватель  не является   уже единственным правильным источником знаний, а его мнение существует на занятии наряду с мнением студента. Преподаватель и студент на занятии выступают в данном случае равноправными партнерами. С возникновением подобной альтернативы    в системе образования возникает великое множество перспектив. Поэтому, чтобы выжить и оставаться современным в данной сфере, кроме минимального представления о себе, о своих интересах, важно быть готовым диалогу и коммуникации, к постоянному усложнению деятельности, к изменениям и быстрой замене устаревшего знания на новое. Литература  1. Дудчик С.В. Кейс ­ метод как инструмент работы педагога – тьютера / С.В. Дудчик, Т.Н. Удина, А.И. Пайгусов. – Чебоксары: ООО «ИД Пегас», 2011.– 104с. 2. Кондратьев   А.С.   Вопросы   теории   и   практики   обучения   физике   на   основе   новых информационных технологий / А.С. Кондратьев, В.В. Лаптев, А.И. Ходанович. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 95с. 3. Щедровицкий   П.Г.   Сопровождение   к   неизвестному   –   высший   пилотаж   /   П.Г. Щедровицкий // Тьютерское сопровождение. – 2011. ­ №1. С. 7­9.

Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"

Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"

Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"

Статья "Современный ССУЗ как некоторое пространство интеллектуальной свободы – альтернатива формальной системе образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018