Статья: "Технология критического мышления в начальных классах"
Оценка 4.8
Домашняя работа +1
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
26.02.2018
В статье описываю технологию критического мышления. Эту технологию можно использовать в начальной школе на уроках окружающего мира, литературы, русского языка и математики. Обобщая и анализируя свои наработки по этой теме, поделюсь небольшим опытом работы в применении методов и приёмов данной технологии. Привожу примеры использования приёма "Интеллектуальные карты" на уроках русского языка по темам: "Род имён существительных" и "Пунктуация". На литературе и окружающем мире знакомлю обучающихся с известными людьми при помощи приёма "Человек - загадка". Если необходимо запомнить информацию в определённом порядке, то использую метод Цицерона.Статья о приёмах критического мышления.
статья.doc
Технологию развития критического мышления в начальной школе
можно использовать на уроках окружающего мира, литературы, русского
языка,
В данной технологии существует множество
методических приемов.
математики.
Обобщая и анализируя свои наработки по этой теме, хочу
поделиться небольшим опытом работы в применении методов и приемов
данной технологии на уроках в начальной школе, так как основы
критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими
школьниками.
Приём: Интеллектуальные карты (ИК).
Цель: готовность
к изучению и запоминанию любой
интересующей или необходимой области знания, устанавливать
собственную скорость и порядок усвоения информации.
ИК начинается с центрального образа, который охватывает
суть того, что изучается, и от него строятся разветвления
заголовков основных подтем и глав.
Русский язык. 4 класс.
Тема «Пунктуация».
ГОГОЛЕВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА,
учитель начальных классов
Мир становится всё более сложным, и становится очевидным, что
молодые люди должны уметь решать сложные проблемы, критически
анализировать обстоятельства, принимать продуманные серьёзные
решения. Следовательно, способность критически мыслить должна
формироваться в учебной среде.
Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире,
учащиеся должны уметь анализировать информацию и принимать решения
о том, что важно, а что нет. Учащиеся должны научиться оценивать
критически, творчески и продуктивно ту часть информации, с которой
они сталкиваются.
Психологами выявлен ряд трудностей, которые происходят по
разным причинам, вызывая затруднения в процессе обучения:
кратковременный вид памяти, частая забывчивость и невнимательность,
рассеянность, низкая концентрация внимания и способность воспринимать
информацию на слух.
Критическое мышление является одним из продуктивных видов
мышления, которое необходимо развивать с первых лет обучения в школе.
Наиболее оптимальный для этого путь стимулирование учеников к
доказательствам на основе собственного опыта.
Критическое мышление – это способ мыслить критически,
наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в
анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно
следственных связей, умение делать собственные выводы.
Формы урока отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики
становятся главными действующими лицами урока, а не сидят, пассивно
слушая учителя. Они думают и вспоминают про себя, делятся
рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Учитель координирует работу учащихся. Он создает условия,
побуждает к принятию самостоятельных решений, направляет работу
учеников в нужное русло, сталкивает различные суждения, дает
возможность самостоятельно делать выводы.
1 Этот приём (с помощью ярких фактов) помогает запомнить
нужную информацию о писателях на уроках литературы, о
художниках на развитии речи, о путешественниках и известных
людях на окружающем мире и истории.
Литературное чтение. 4 класс
Тема «В. Поленов «Московский дворик».
В честь него астрономы назвали астероид, открытый в 1986г.
Он участвовал в конкурсах, где получил малую и большую
золотые медали.
В 28 лет отправился за границу в качестве «пенсионера».
Сам император Александр III (18811894) взял его на
службу.
Построил по собственному оригинальному проекту дом,
народный театр для крестьян и церковь.
Этот известный человек – Василий Поленов. Он и архитектор, и
актёр, и мастер живописи, и известный русский художник.
Окружающий мир. 4 класс.
Тема: « Путешествие по Санкт – Петербургу».
В десять лет был провозглашён царём.
В семнадцать стал править страной.
В честь него был создан памятник, и А. С. Пушкин назвал
его «Медным всадником».
На болотистых землях построил город – крепость.
Это Пётр I Алекс евич
(1672 – 1725) —
последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
ее
, прозванный Вел кийие
Русский язык. 2 класс.
Тема: «Род имён существительных»
М. Р. (ОН, МОЙ)
ПАПА
РОД Ж. Р. (ОНА, МОЯ)
ДОЧКА
С. Р. (ОНО, МОЁ)
СОЛНЦЕ
Приём «Человек загадка».
Цель: познакомить
известных людей.
с интересными фактами из биографии
Метод Цицерона.
Цель: ключевые моменты, которые надо запомнить, необходимо
расставлять в мыслях в определенном порядке, представляя в
2 голове привычное помещение (комнату с мебелью). Затем
достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести
необходимую информацию.
Русский язык. 2 класс.
Связывать элементы с предметами комнаты необходимо с
помощью ассоциаций. Чем ярче, смешнее будет ассоциативная
связь, тем легче вспоминать ключевые моменты. Метод
я
использую на уроках русского языка при заучивании словарных
слов, при пересказе на литературном чтении и окружающем мире.
Тема «Словарные слова с безударной гласной «Е».
Вот ряд слов: тетрадь, берёза, петух, учитель, медведь, двенадцать,
телефон, телевизор. Я буду размещать их последовательно по
часовой стрелке, согласно схеме своей квартиры (кабинета).
На двери прибита буква «Е». В кресле развалился петух, на шкафу
сидит учитель, в камине горит берёза, на диване сидят двенадцать
негритят, вместо ковра лежит медведь, вместо окна находится
огромный телевизор, второе кресло в виде надутого телефона, а на
стене висит тетрадь.
Синквейн.
Цель: развитие образной речи, умение находить в информационном
материале наиболее существенные элементы, делать выводы и
кратко их формулировать.
Этот эффективный метод позволяет быстро получить
результат с помощью стихотворной формы в пять строк. Использую
на уроках литературы и окружающего мира.
Первая строка — тема синквейна (одно существительное).
Вторая строка — два прилагательных.
Третья строка — три глагола.
3
Четвёртая строка — фраза из четырёх слов.
Пятая строка — синоним к теме.
Литературное чтение. 4 класс.
Тема: «Картина А. Рылова «Зелёный шум».
Картина.
Яркая, Лёгкая.
Вдохновляет, радует, восхищает.
Трогает за душу.
Пейзаж.
Окружающий мир. 4 класс.
Тема: « Изображение Земли на глобусе».
Глобус.
Круглый, голубой.
Крутится, показывает, учит.
Модель земного шара.
Земля.
Приме
нение приемов технологии критического мышления в моём классе
создало условия для творческой самореализации личности
развития познавательных способностей и
учащихся,
коммуникативных умений,
их нравственного потенциала:
обучающиеся моего класса не боятся словарных диктантов, учат
правила и пересказывают тексты с помощью ИК, с удовольствием
готовят сообщения об известных людях. Мои ученики чувствует
уверенность в работе с различными типами информации, могут
эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.
Критически мыслящий учащийся умеет эффективно
взаимодействовать с информационными пространствами, принимая
многополярность окружающего мира. 4
Статья: "Технология критического мышления в начальных классах"
Статья: "Технология критического мышления в начальных классах"
Статья: "Технология критического мышления в начальных классах"
Статья: "Технология критического мышления в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.