Статья: "Технология развития критического мышления на уроках музыки"(1-7 классы, музыка)
Оценка 4.9
Лекции
docx
музыка
3 кл—6 кл
15.01.2017
Данная статья познакомит читателей с разнообразными техниками и приемами развития критического мышления на уроках музыки, которые можно использовать, как в начальных классах, так и в среднем звене. Технология развития критического мышления обеспечивает высокую мотивацию учащихся к предмету, позволяет быстро включить ребят в работу.Данная статья познакомит читателей с разнообразными техниками и приемами развития критического мышления на уроках музыки, которые можно использовать, как в начальных классах, так и в среднем звене.
Технология развития критического мышления на уроках музыки.docx
Технология развития критического мышления на уроках музыки
На сегодняшний день в центре современной образовательной системы стоит
полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста
индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к
личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и
возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и
возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой
связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей, его значение для развития
общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики
преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с
переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать,
оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по
изучаемой проблеме и умения применять знание. По мнению И.И. Ильясова критическое
мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением
планировать и анализировать собственную деятельность. Критическое мышление
предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость
творческого продукта.
Технология имеет три стадии:
1.Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
2.Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
3.Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
В своей работе на уроках музыки я применяю следующие техники и приемы технологии
критического мышления: "кластер", "синквейн", "ключевые термины", "образные
эстафеты", "логические цепочки", "цифровой диктант", "верные неверные утверждения",
"дискуссии", "мозговая атака". Рассмотрим несколько техник и приемов развития
критического мышления на уроках музыки, используемых мною как в начальных классах,
так и в среднем звене.
Один из приемов технологии критического мышления «Кластер». Это способ
графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является
отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и
логична.
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение,
которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения,
выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее
спутники»). По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает наши
размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному
плану.
Данный прием позволяет быстро включить обучающихся в работу и активизировать
познавательную деятельность.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится
приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила
мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии.
Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, понастоящему думают и
стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют
самостоятельно.
«Тонкие» вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
«Толстые» вопросы
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…? Согласны ли вы…?
Верно ли?
Тонкие вопросы требуют односложного ответа, а толстые – глубокого,
осмысленного. Эта техника может использоваться на любой фазе урока, как в начале,
средине, либо в конце.
Прием «Ключевые термины» может использоваться в начале урока: например,
учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску. И
предлагает ответить детям: «Предположите по ключевым словам о чем пойдет речь
сегодня на уроке», либо в конце урока, когда учитель предлагает учащимся, составить
краткий рассказ о пройденной теме, а ключевые слова являются помощниками.
Прием «Синквейн» развивает воображение, фантазию, способствует активизации
внимания. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза
материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию,
излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила
написания синквейна:
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем
существительным;
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательным;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно
глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоциональнообразном или
философско – обобщенном уровне, повторяющее суть темы.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание;
для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на
стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации, способа оценки понятийного
багажа учащихся, средства развития творческой выразительности.
Таким образом, технология развития критического мышления обеспечивает
высокую мотивацию учащихся к предмету, позволяет быстро включить ребят в работу. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами
интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта, идей и представлений, выражать свои мысли ясно, уверенно
и корректно по отношению к окружающим.
Статья: "Технология развития критического мышления на уроках музыки"(1-7 классы, музыка)
Статья: "Технология развития критического мышления на уроках музыки"(1-7 классы, музыка)
Статья: "Технология развития критического мышления на уроках музыки"(1-7 классы, музыка)
Статья: "Технология развития критического мышления на уроках музыки"(1-7 классы, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.