Статья "Текст для чтения как средство развития познавательной активности обучающихся"
Оценка 4.6
Лекции
docx
английский язык
Взрослым
18.03.2019
Статья рассматривает воспитательные и развивающие возможности использования текста для чтения на уроке иностранного языка. Представлены варианты реализации личностно-ориентированного подхода. Текст рассматривается как стимул для обсуждения проблем. Развивая познавательные способности через чтение текста, предложены виды заданий, которые имеют воспитательный потенциал, формируя культуру межличностных отношений.
ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ.docx
Мальченко Нелли Александровна
Преподаватель английского языка
Почётный работник общего образования РФ
Текст для чтения как средство развития познавательной активности
обучающихся
Современный процесс обучения ориентирован на личность ученика и
формирует гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих
ценностях.
Совершенно очевидно, что будущее нашего государства
определяется уровнем воспитания и обучения молодежи, уровнем их
физического и духовного развития, гражданского самосознания. Воспитание
личности предполагает формирование мировоззрения, характера, усвоение
общепринятых норм поведения, развитие эстетических взглядов, потребности
в дальнейшем самообразовании.
Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного
механизма воспитания личности учеников. Иностранный язык открывает
доступ к огромному духовному богатству народов,
способствуя
нравственному развитию, формирует любовь к своему Отечеству.
Основной целью обучения иностранному языку является развитие
личности учеников, способной и желающей участвовать в межкультурной
коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в
иноязычной речевой деятельности.
Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью
культуры человека в целом. Обучение иностранному языку на основе
ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и
принципов всего процесса изучения иностранного языка.
Главная ценность изучения иностранного языка заключается в его
воспитательном потенциале. Цель воспитательного компонента состоит в
формировании уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого
языка; в воспитании культуры общения; в формировании и поддержании
интереса к познавательной активности; в воспитании потребности в
практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Задачами воспитательной работы по иностранному языку по воспитанию
патриотизма и культуры межнациональных отношений являются:
ознакомление школьников со страной изучаемого языка и культуры
собственной Родины, ознакомление с системой мировоззренческих взглядов, этических оценок, эстетических вкусов, доминирующих в обществе, подача
страноведческих сведений.
Воспитательный потенциал является специфической чертой урока
иностранного языка. Это проявляется через коммуникативную, т.е. речевую
направленность обучения, т. е. современный урок должен стать уроком
творческой дружбы ученика и учителя. Коммуникативное обучение развивает
и воспитывает такие качества,
настойчивость,
инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память.
как трудолюбие,
Воспитательные возможности урока иностранного языка заключаются в
содержании используемых материалов, в методической системе обучения и,
наконец, в личности учителя и его поведении. Профессионализм учителя
заключается не только в методической грамотности, но и в умении отбирать
материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные
возможности. Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур,
это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное
слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом
стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.
Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и
игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы
воспитания, т.к. он является и предметом обучения и средством общения.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно
познавательной деятельности учащихся, которая направлена на извлечение
информации из письменного текста. Благодаря своей художественной
ценности, образности, лингвострановедческой информации чтение отрывков
из художественной литературы обладает особенно большим потенциалом для
развития личности воспитанников, для их всестороннего развития. С
помощью художественных текстов, а также актуальных публицистических
текстов удается в наибольшей степени апеллировать к чувствам и эмоциям,
побуждать к размышлениям.
Текст для чтения может не только стать стимулом для обсуждения
самых разных проблем и предоставлять материал для оформления
собственного высказывания, но и способствовать воспитанию личности
обучающегося в целом, и в частности развитию его эмоциональной сферы и
ценностных ориентаций. Целенаправленный отбор содержания учебного
материала,
предоставляющего образцы подлинной духовности,
гражданственности, гуманизма, способствует воспитанию лучших качеств
человека и гражданина. Работая с текстом на уроке, преподаватель может реализовать
личностноориентированный подход к обучению, опираясь на идеи, чувства,
переживания, эмоции, склонности, интересы. Важна комбинация подходов
внутри одного задания или дидактическая последовательность заданий.
В процессе чтения ученики усваивают материал,
который
демонстрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и
неречевое поведение носителей языка в разных ситуациях общения. Учебный
текст раскрывает особенности поведения, связанные с народными обычаями,
традициями, суевериями, социальной структурой общества, этнической
принадлежностью. Важно знать национальнокультурные особенности
поведения иностранца, чтобы избежать возможных конфликтов при
межнациональном общении.
Успеха в формировании патриотизма и культуры межнациональных
отношений можно достичь при условии, если у школьников воспитаны
соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих
отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем
продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и
поведении.
Обучение чтению играет важную роль в формировании
самостоятельности обучающихся в процессе овладения материалом. В
психологии известно, что мы теряем свою Яидентичность, когда делаем то,
что нам говорят другие, в конце концов, выполняя требования других, мы
становимся пассивнее. Чтобы избежать этого необходимо тщательно
подходить к выбору заданий при обучении чтению. Творческие задания
следует разумно переплетать с анализом, тренировочными и повторительными
упражнениями, заданиями соревновательного типа. Банальное на первый
взгляд задание может иметь воспитательный потенциал, если придать ему
характер соревнования, соперничества. При этом важно рассчитать степень
трудности (посильности) самого задания.
Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках
иностранного языка, затронуты все стороны жизни. При этом ученик не
просто рассказывает о чемто, он высказывает свое мнение, свое отношение к
предмету общения. Содержание текстов для чтения, предлагаемых в
современных учебниках, а также возможности Интернет ресурсов позволяют
реализовать военный компонент обучения в полном объёме. Тексты могут
носить информативный характер, давать сведения и описывать исторические
события и факты. Есть возможность выбрать текст с моральным подтекстом, обсуждая который у воспитанников будет формироваться правильная
нравственная точка зрения.
Важная роль на уроке отводится изучению страноведческой
информации, посредством которой открываются широкие возможности для
патриотического воспитания обучающихся. Чтение об исторических
событиях, о культурной и спортивной жизни, национальных праздниках и
традициях, молодежных организациях, экологических проблемах в стране
изучаемого языка и родной стране формирует позитивное отношение,
уважение к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа к своей
Родине.
Знакомство с существующими политическими,
деловыми,
нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой
культуры, с психологией, историей, литературой других народов создает
плодотворную почву для формирования высокого социокультурного уровня
развития учащихся.
Методика использования иноязычного текста как основного компонента
занятия позволяет эффективно планировать процесс обучения. Преподаватель
может самостоятельно разрабатывать конкретный учебный материал,
ориентируясь на потребности конкретных воспитанников.
При традиционной работе над текстом условно выделяют два основных
типа упражнений: дотекстовые и послетекстовые.
Дотекстовые упражнения несут большую мотивационную нагрузку, т.к.
способствуют формированию интереса к теме, позволяют выразить
существующую позицию по данному вопросу и дают возможность задуматься
над аспектами проблемы. К таким заданиям можно отнести:
1) Антиципация по заголовку текста.
2) Опрос группы по теме текста.
3) Выдвижение гипотез к иллюстрациям из текста.
4) Составление возможного диалога к иллюстрации из текста.
5) Проигрывание диалога.
6) Составление диаграммы связей (по заданным словам из текста).
Во время чтения текста можно опираться на упражнения другого типа:
1) Реконструкция текста.
2) Визуализация текстовой информации.
3) Работа с ключевыми словами.
4) Выбор подходящей картинки к фрагменту текста.
Задания после чтения текста:
1) Интерактивная работа с карточками в малых группах. Карточки с
предложениями из текста разрезаются, и обучающимся предлагается найти
окончание фразы или фрагмента текста. 2) Изменение жанра текста.
3) Изменение перспективы действия.
4) Сочинение предыстории или окончания текста (с заданными словами).
5) Сочинение на тему текста.
6) Составление коллажа или постера к тексту.
7) Написание письма личного характера главному герою.
8) Инсценирование диалогов, фрагментов текста.
9) Собственное сочинение на тему текста.
Итоговым заданием может служить индивидуальный или групповой
проект. Темы проектов позволяют выбрать проблему, близкую по духу или
отражающую личную позицию обучающегося, который может выразить своё
понимание проблемы, свои чувства и эмоции, привести аргументы в защиту
собственной позиции. Примеры тем проектов:
«Мы заботимся о нашей планете»,
«Лицо города визитная карточка родной страны»,
«Экология и экологические проблемы моего города»,
«Загрязнение воздуха и воды – решение или гибель».
Эти проекты расширяет кругозор учащихся и развивает их
познавательный интерес. Ребята охотно и заинтересованно говорят на
иностранном языке о том, что им близко и понятно. А использование
краеведческого материала, а также знаний, полученных на других предметах
(истории, географии, литературе), позволяет осознать практическую
значимость изучения иностранного языка. Обучающиеся пополняют знания о
родном крае, что ведет к формированию уважения к своей стране. Тесная
связь обучения с окружающей жизнью, с реально происходящими событиями
придает общению коммуникативномотивационный характер. Иностранный
язык, относясь к гуманитарным дисциплинам, вносит свой вклад в решение
общих задач обучения. Он закладывает основы иноязычной речевой
деятельности и формирует совместно с родным языком нравственные
качества и высокую культуру личности обучающихся.
Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные
воспитательные возможности, если "иностранный язык используется как
средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов,
если он выступает как способ познания действительности, как способ
самопознания и самовыражения личности в процессе обучения” (И.Л. Бим).
Полноценное использование воспитательного, образовательного и
развивающего потенциала дисциплины «иностранный язык» создает прочную
основу для формирования нравственного интеллигентного человека,
практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социальноэкономическом
и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в
интегративные процессы, происходящие в современном мире.
Статья "Текст для чтения как средство развития познавательной активности обучающихся"
Статья "Текст для чтения как средство развития познавательной активности обучающихся"
Статья "Текст для чтения как средство развития познавательной активности обучающихся"
Статья "Текст для чтения как средство развития познавательной активности обучающихся"
Статья "Текст для чтения как средство развития познавательной активности обучающихся"
Статья "Текст для чтения как средство развития познавательной активности обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.