Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности.
Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он в процессе обучения умеет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Ведь каждый ребенок отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом, который является одной из важнейших индивидуальных особенностей личности.
Учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит и разным темпом работы на уроке, усвоением тех или иных знаний и умений, характером интеллектуальной деятельности. Поэтому, планируя свою работу, нужно учитывать особенности темпераментов. Если учитель знает особенности каждого темперамента, то он сможет помочь ребенку в учебной деятельности усвоить материал в полном объеме, не проявляя отрицательных черт того или иного темперамента
Темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.
Темперамент, в отличие от характера является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.
Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.
И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.
Выделяется четыре типа темперамента:
1. Холерик. Сильный, но неуравновешенный тип темперамента. Холерики активные, деятельные, инициативные, упорные, эмоциональные, вспыльчивые, агрессивные.
2. Флегматик. Сильный, уравновешенный, но инертный тип темперамента. Флегматики спокойные, рассудительные, миролюбивые, целеустремленные, постоянные, принципиальные, медлительные, внешне «холодные» и бесчувственные.
3. Меланхолик. Слабый тип темперамента. Меланхолики чувствительные и тонко чувствующие натуры, добрые, ответственные, дружелюбные, ранимые, замкнутые, тревожные.
4. Сангвиник. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Сангвиники общительные, активные, креативные, веселые, оптимистичные, легкомысленные, непостоянные.
Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность.
Особенности обучения холериков.
Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Образно говоря, холерики быстро «загораются», увлекаются заданием, но также быстро и «гаснут», переусердствовав в самом начале. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они настоящие «стахановцы»: не бояться объема, ограниченности времени и сложности заданий.
Особенности обучения детей с таким темпераментом.
У детей-холериков в школе порой возникают проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо: увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету, что порой бывает трудно. Нужно придумать для этого ребенка разнообразную работу, то есть свой маршрут урока. На этом уроке он может руководить группой, придумывать свой алгоритм действия решения определенной задачи, холерик может возглавить проведение физминутки на уроке. Учителю предстоит научить ребенка с таким темпераментом адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям. Этих детей не стоит публично критиковать, а если в этом есть необходимость, то попробовать предложить ребенку оценить сложившуюся ситуацию с точки зрения руководителя группы или класса. Можно попробовать показать все стороны сложившейся ситуации и дать им оценку. Также нужно переговорить с родителями по поводу критики с их стороны. Она должна быть умеренная. В ходе урока учителю не нужно проявлять бурных положительных или отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими. Переключить внимание ребенка нужно на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву».
Особенности обучения сангвиников.
Сангвиник обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. У них возможно множество ошибок по невнимательности.
Особенности обучения детей с таким темпераментом.
Проблемы в обучении детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего «разбавлять» материал интересными примерами, шутками и прочее. Можно такому ребенку предложить совместный проект исследовательской работы на каком-либо этапе урока или попытаться завлечь этого ребенка в научное общество, где он сможет блеснуть всеми своими гранями индивидуальности.
Разнообразие задач и отсутствие монотонной деятельности, адекватные похвала и критика, обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку), разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения) - вот основная работа с сангвиниками. Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки. Также возможно совместное выполнение домашних работ, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее.
Особенности обучения флегматиков
Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «включаться» в работу, но когда уже погружается в нее, то всерьез и надолго. Они любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.
Особенности обучения детей с таким темпераментом.
Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее: постепенное, а не быстрое включение их в работу – не надо требовать от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания. Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания, объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности. Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми. Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить. Для таких детей необходимы дифференцированные задания на уроках. Своевременная подготовка к урокам и заданиям под контролем родителей или других домочадцев. Можно таким детям давать задания на опережения: приготовить материал для следующего урока, где он окажется в выигрышном положении. Можно, чтобы родители заранее просмотрели с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, ответить на возможные вопросы и выполнить задания. Таких детей нужно заинтересовывать деятельностью, добиваться снижения влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее).
Особенности обучения меланхоликов.
Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.
Особенности обучения детей с таким темпераментом.
Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит постепенное, а не быстрое включение их в работу – не надо требовать от ребенка немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания. Нужно формировать уверенность в себе и собственных силах, хвалить таких детей надо как можно чаще, а также чаще создавать доброжелательную атмосферу. Учителю важно ласково разговаривать с такими детьми, излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
С такими детьми работу лучше разбивать на блоки, для того, чтобы была возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много, и обеспечить ребенку достаточное количество времени на обдумывание, выполнение и проверку задания. При выполнении домашних заданий постараться убрать все отвлекающие факторы. Таких детей необходимо привлекать к открытым воспитательным мероприятиям, чтобы ребенок привыкал к вниманию и не боялся взглядов со стороны.
Педагогу важно помнить, что каждый тип темперамента в учебной деятельности может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от выбранной методики, задания, стиля преподавания и личности учителя.
В полном и чистом виде описанные типы темперамента встречаются редко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание черт различных темпераментов.
Школа, с ее жизнью и обучением, — самая благоприятная среда для образования смешанных темпераментов. Она содержит благоприятные влияния для смягчения резких, угловатых и нежелательных проявлений того или другого темперамента. Ведь она сама представляет общество людей, собранных для достижения общей цели, по необходимости подчиненных одним и тем же порядкам, тоже общим для всех. Ребенок в школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делать все, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает, что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей. Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самого и для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И это происходит без насилия, а само собой. Школа учит очень важной науке — жить с людьми, подчинять свои интересы общим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.