Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"
Оценка 4.8

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Оценка 4.8
Лекции
docx
русский язык +1
Взрослым
13.05.2019
Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"
Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся. Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.
Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся.docx
Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии. Диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие  диктанты) играют огромную роль и процессе формирования и развития  основных компетенций учащихся: языковой, лингвистической,  коммуникативной и культуроведческой.  Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно  пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки  правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся. Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или  стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.  Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:  с заменой слов   по аналогии   с продолжением текста   на сужение текста      на разделение текста      на соединение текста      на расширение текста     объяснительный  восстановленный   «с подсказкой»  на сравнение   с подготовкой Д   иктанты с заменами.  Диктант с заменой предполагает замену одной грамматической категории на  другую. Диктанты с заменой помогают школьникам усвоить базовые  лингвистические понятия и категории, осознать их взаимосвязь и роль в речи. 1 Пример   «Я работаю волшебником».          Задание:        Преврати имена нарицательные в собственные. Птица орел – (город Орел). Цветок роза – (девочка Роза). Воздушный шарик – (собака Шарик). Плодородная земля – (планета Земля). Наша школа – (повесть «Школа»). Месяц октябрь – (кинотеатр «Октябрь») Диктант по аналогии.  Этот вид творческого диктанта является промежуточной творческой работой  между собственно диктантом и сочинением. На основе диктуемого исходного  текста учащиеся по аналогии создают свой собственный текст. Эта работа  эффективно развивает коммуникативную компетенцию учащихся, учит на  основе образца строить собственное высказывание.                                                   Пример  Задание. Запишите под диктовку текст, внося в него по ходу такие изменения,  чтобы вместо описания поздней осени получилось описание весны. Исходный текст. 1. А как быстро летело время! От инея пожелтели берёзки и покраснели  осины. Холодный осенний ветер обрывал засыхающие листья и уносил их.  Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний  дождь. Который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… 2. Преобразованный текст. А как быстро летело время! От теплых лучей солнца зазеленели  берёзки и  осины. Ласковый весенний ветерок шевелил молодые листочки на деревьях.  По небу проплывали легкие белоснежные облака. Который день уже неслись  мимо стаи прилетевших перелётных птиц… Диктант с продолжением текста.  2 Это один из самых сложных видов творческих диктантов, который  предполагает самостоятельное создание текста – рассуждения на основе  предложенного начала. Учащиеся формулируют тезис своего рассуждения,  подбирают аргументы и делают вывод. Такой вид работы способствует  эффективному формированию у детей коммуникативных навыков и умения  построения собственного монологического высказывания.                                      Пример Ученики под диктовку пишут отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка  «Серая Шейка».  Задание: Продолжите этот текст, ответив на вопрос: «Правильно ли поступил старик,   решив   утаить   от   старухи   правду   о   случившемся   на   реке?»   Диктанты на расширение текста.      Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации.                                         Пример  Задание: 1. Ввести прилагательное в предложение. После дождя ... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся ... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)   2. Замените прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст? Перед дождем ... ... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся ... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)   3 Диктанты на разделение текста При записи учащиеся делят конструкции на части. Проводятся при  изучении синтаксиса и пунктуации.                                      Пример  Задание: Сложное предложение заменить простыми (дети вначале повторяют  признаки сложного и простого предложений). Как переходить через дорогу         Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и  они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они  переходят улицу по зебре около светофора.   Как переходить через дорогу  (после преобразования)         Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения.  Они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают.  Они  переходят улицу по зебре около светофора.  Диктанты на соединение текста. При записи учащиеся соединяют части предложений. Проводятся при  изучении синтаксиса и пунктуации.          Пример Задание:  Два простых предложения соединить в сложное. Первый текст читается и разбирается устно. 1. Кодекс здорового человека Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать  4 определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам  нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много  жирной, сладкой и соленой пищи.   После преобразования текст записывается в тетрадь. 2. Кодекс здорового человека Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен  соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя  переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя  употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи.  Диктанты на сужение текста.  При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые  части предложений.                                       Пример Задание:  Из предложения записать только подлежащее и сказуемое. Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они  переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо.  Восстановленный диктант Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным  словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило. Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой  теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной  работой между диктантом и сочинением, восстановленный диктант – хорошее  средство для развития связной речи.                                               Пример  Тема: "Написание большой буквы в словах" 5 В нашем городе Кирово­Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с  Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка,  Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку,  кошечку Пушинку, петушка Красавца.  Этапы работы: 1. Читается весь текст. 2. Дети выбирают заголовок из пословиц и записывают:  Жизнь дана на добрые дела.  Добра желаешь – добро и делай.  Добро творить – себя веселить. 3. Ученики называют тему и главную мысль текста. 4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на  изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой  буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание  (Кирово­Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька,  Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Жужу). 5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам. 6. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова,  которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия  выбора орфограммы. 7. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим. Диктант «с подсказкой». Перед записью учитель проговаривает подсказки, по которым ученики выбирают  правильный вариант.                                          Пример  Я диктую слова, проговаривая подсказку: 1) Здравствуйте. Подсказка:  Орфограмма находится в корне существительного.   Мы должны решить, нужно ли писать в этом месте какую­то букву.   Написание согласной можно проверить, подобрав проверочное слово, где после этого согласного будет стоять гласный. 6 ***   *** 2) Подъехать Подсказка:  Орфограмма находится после приставки.  Вам надо решить, на согласный или гласный заканчивается  приставка.  Затем посмотреть, какой гласный стоит перед этой орфограммой. Диктант объяснительный Перед записью учащиеся объясняют написание указанных учителем орфограмм  или пунктограмм. Пример «Помоги Пете Ошибкину». 1. В   слове  вьюга  Петя  Ошибкин  написал  ­Ъ­, так  объяснив  выбор орфограммы: после приставки – в­ перед гласной –ю­ , с которой начинается корень –юг­, пишется –Ъ­. Согласны ли вы с Петей? 2. В слове  соленый  Петя написал гласную –а­. «Проверочное слово сало», ­ объяснил он. Правильно ли это? 3. Ненавидел  в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», ­ заявил Ошибкин. 4. Расчистил  Петя   написал   с   буквой  з.   Он   рассуждал   так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он? 5. За   домом  У    Ошибкина   написано   слитно.   Он   рассуждал   так: отвечает на вопрос где? А как надо?  Диктант на сравнение:  Диктанты   на   сравнение   учат   решать   грамматические  (орфографические     и синтаксические) задачи по предмету и развивают аналитическое мышление, коммуникативные способности. Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания   слов,   обосновывая   свои   суждения.   При   этом   идут   сравнения состава слов, анализ с точки зрения разных разделов языка.                                           Пример Задание:  7 Найти общие и различные черты выделенных слов. Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня   води(ться, ца), что с таким води(ться, ца) Диктант с подготовкой.     Перед записью с учениками проводится подготовительная работа.                                           Пример Задание:  Придумайте название деревни, речки, имена и фамилии ребят, кличку  собаки.  У леса стоит деревня.. . Рядом речка .. . Друзья ....и....пошли на рыбалку. Они  взяли удочки и ведерко. За ними весело бежит собака.... .        При организации работы по написанию любого вида творческого диктанта очень важно обращать внимание на содержательную сторону предлагаемых  текстов. Наряду с обучающей и развивающей целью подобные творческие  упражнения выполняют ещё и воспитывающую функцию: демонстрируют  проявление лучших человеческих качеств; воспитывают чувство меры, стиля;  дают образец правильной русской речи. 8

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями в развитии"

Статья "Творческий диктант как метод формирования орфографической зоркости обучающихся с интеллектуальными отклонениями  в развитии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019