Статья представляет собой выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы.
В работе рассматриваются понятия "поликультурное общество" и "поликультурное образование и воспитание". Сформулированы цели,задачи ,проблемы поликультурного образования.Обобщён опыт педагогов,работающих по данной теме.Ценным для учителей являются практические советы по использованию русской литературы как своеобразного кладезя произведений, иллюстрирующих тему толерантности.Данный файл-это текст выступления на методическом объединении 26,8 КБ
Выступление на МО.docx
Учащийся в поликультурном обществе.
Моё выступление – попытка осмыслить новые понятия «поликультурное
общество» и «поликультурное образование». Теоретическая основа – статьи
учёных и практикующих учителей : Длужневской Дарьи Александровны,
Пескова Игоря Викторовича, Звягинцевой Елены Петровны, Валиахметовой
Людмилы Васильевны, Бурцевой Елены Валерьевны
21 век… Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях
жизни общества меняют парадигму образования, которая формулируется по
принципу: «Образование — это часть культуры». Образование является
важнейшей функцией культуры, так как именно оно обеспечивает ее
сохранность и развитие. В основу концепции российского образования положен
принцип овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в контексте
единой общечеловеческой культуры. И поскольку сегодня каждый человек
органически вписан в сеть массовых коммуникаций, он становится носителем не
только набора элементов национальных и региональных субкультур, но
и общечеловеческой культуры.
Взаимодействие культур порождает общение, диалог, емко
охарактеризованный М. Бахтиным: «Единство культуры, — писал он, — это
открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры
раскрывает себя полней и глубже, но не во всей полноте, потому что придут
и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше». [1, с. 332]
В поликультурном обществе с особой остротой возникают вопросы
о национальных особенностях образования. Проблема национальной специфики
образования всегда стояла остро. Теоретическое осмысление инноваций ведет
к осознанию необходимости разработки новых моделей высшего образования
и подготовки на их основе специалистов, способных профессионально
осуществлять свою деятельность в новых социальноисторических условиях,
овладевать не только сугубо специальными знаниями в конкретной области, но
также иметь возможность выражать полученные знания на иностранном языке,
передавать их другим народам и культурам.
Идея поликультурного образования базируется на реализации модели
непрерывного образования, основными целями которого являются:
формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности
учащегося по отношению к собственной культуре;
воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности
с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному
самоопределению.
Основополагающими принципами поликультурного образования являются:
принцип диалога и взаимодействия культур;
принцип овладения содержанием поликультурного образования;
принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания
новых культурных ценностей.
Главная задача поликультурного образования
воспитать культуру межнационального общения, акцентируя внимание на
уважительном отношении к Другим культурам, Другим людям и определяя
толерантность лишь как терпимость. В то же время в школе нужно не терпеть
друг друга, а уважать, учитывать поликультурный принцип в общении, а это
требует специальной организационной работы.
Цели поликультурного воспитания:
обеспечение поликультурного просвещения;
приобщение к культуре своего народа, обучение общению. Важнейшей
задачей процесса становления поликультурной личности является признание
другой культуры как альтернативной формы бытия. Педагог контролирует
деятельность учащихся по нескольким направлениям:
развитие навыков и умений ребенка в конкретной области знания
в контексте поликультурной среды;
получение и усвоение знаний о поликультурной среде;
формирование рефлексивной культуры.
Самыми главными и наиболее эффективными методами контроля
практической деятельности учащихся являются такие методы контроля, как
написание эссе, заполнение анкет, проведение тестирования и т. д. Педагог как
субъект образовательного процесса обеспечивает воздействие на ученика как
субъекта образовательного процесса, разрабатывает системный подход при
изучении многих социальных явлений, учитывает социокультурную реальность
и этнокультурные характеристики ребенка. При этом ученик становится
активным субъектом обучения. Внимание педагога направлено на включение
ребенка в учебную деятельность, признание его индивидуальных особенностей, формирование у него самостоятельного мышления, суждения и поступков,
независимо от авторитетов. Таким образом, во главу угла ставится личность
ребенка как субъекта взаимодействия в процессе обучения и культурного
развития
Особая роль в этом процессе отводится родителям как еще одному
субъекту — участнику образовательного процесса в условиях поликультурного
общества. Взаимодействие с родителями заключается в том, что именно педагог
готовит взрослых к новой роли — роли родителей ребенка, обучающегося
в поликультурной среде.
Оно осуществляется через всевозможные
педагогические приемы. Семинары для родителей, консультации по вопросам
учебновоспитательной деятельности, открытые уроки, дни открытых дверей,
мастерклассы, психологические тренинги и т. д. В результате родители
становятся субъектом образовательного процесса
,что в условиях
поликультурной среды становится особенно важным, поскольку они, со своей
стороны (педагог — с другой стороны) оказывают необходимую помощь
и поддержку своему ребенку в процессе его становления как личности,
способной выстоять и противостоять не только трудностям жизни в условиях
многонационального общества, но и оставаться человеком с большой буквы,
иными словами, быть готовым к пониманию и уважению иных культур. Таким
образом, при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса —
педагога — ученика — родителей — реализуется главная цель образования
учащихся — подготовка достойных членов общества, которое сегодня
представляет собой многонациональное государство. открытое для общения,
а главное — ведет к снижению социальной напряженности в обществе.
Достижение цели поликультурного воспитания – это поэтапный процесс.
Учёный Г.Д. Дмитриев, характеризуя ход многокультурного становления
личности, называет его уровни: толерантность, постижение и принятие иной
культуры и утверждение культурных различий.
А этапов, или шагов, насчитывается семь.
непротивление культурному многообразию.
Первостепенным осмысленным шагом в поликультурном становлении –
является
Достаточно не
выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по
отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший
начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен
второй шаг – познание характерных особенностей конкретных культур, в
результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости. В процессе познания окружающих культур, ученик осознает
объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника
культурного развития. То есть совершается третий шаг – признание «другого».
Переход от признания многогранности культурного мира к
его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной
личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и
неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности.
Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является
направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно
устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог
предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность
поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых
Седьмой шаг– межкультурное
знаний о разнообразных культурах.
взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в
диалог, что ведет к взаимодополнению культур и их дальнейшему развитию.
Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное
взаимообогащение представителей разных культурных групп.
Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития
является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым
иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда
уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных
стереотипов и предубеждений.
Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой
непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые
находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы
прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную
лестницу достижений личности.
Учёным из Твери Игорем Викторовичем Песковым представлена
разработанная система поликультурных компетенций учащихся старших
классов и модель поликультурного образования , а также проанализирована
эффективность результатов реализации предложенной модели.
Эта система представляет собой комплекс относительно автономных,
вместе с тем, органически взаимосвязанных и взаимообусловленных
поликультурных компетенций, находящихся в определенных иерархических
отношениях. Ведущей среди них является компетенция этнической
идентификации, так как данный процесс обеспечивает первичный опыт
вхождения в этническую культуру и создает условия для понимания иного
этнического пространства. Важную роль для процесса этнической идентификации играет
компетенция
организации личностного самоопределения учащегося к
многообразным ситуациям, характерным для поликультурного общества,
например, обеспечивает возможность определения личностью своей социальной
позиции, социальнокультурного и этнического статуса, социальноэтнических
ролей.
Компетенция организации личностного самоопределения эффективна при
сформированной компетенции описания и самоописания, предполагающей
владение учащимся системой понятий для описания поликультурной реальности
и внутреннего мира.
Успешное использование понятий для описания реальности зависит от
интеллектуальной компетенции
которая
представляет собой систему психологических механизмов, обеспечивающих
возможность строить внутри индивида адекватную картину поликультурного
мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем.
личности старшеклассника,
Рассматриваемая система включает в себя
коммуникативную
компетенцию, которая как бы пронизывает собой все другие поликультурные
компетенции. Особенности данной компетенции в поликультурной среде
определяются этнической принадлежностью учащихся, социальноисторическим
контекстом, целями участвующих сторон, используемыми каналами.
В системе поликультурных компетенций следует выделить компетенцию
проектирования деятельности,
которая предполагает готовность
старшеклассника как представителя определенного этноса к неслучайному
конструктивному поведению в среде, насыщенной проявлениями многих
культур.
Практика требует от учащегося овладения компетенцией деятельности в
поликультурной среде, которая имеет свою структуру, зависящую от специфики
реальности.
Выделенная компетенция может быть освоена и реализована при условии
владения старшеклассником рефлексивными умениями и навыками, а именно
компетенцией организации рефлЕксии,
обеспечивающей возможность
перепроектирования и совершенствования деятельности в поликультурной
среде.
При подготовке подрастающих поколений к жизнедеятельности в
поликультурном обществе особое значение приобретает
правовая
компетентность, которая является и следствием, и условием формирования
толерантности. Необходимость обозначения этой компетенции обусловлена тем,
что право как социокультурное явление несет в себе нравственный опыт
бесконфликтного решения противоречий, в том числе и в поликультурном
обществе. Правовая компетентность актуальна в контексте патриотического
воспитания и формирования гражданской позиции старшеклассника. Важно
отметить, что позитивное отношение к нормам права, которые формируются
государственными органами, напрямую зависит от отношения к государству.
Следовательно, востребована политическая компетенция, развитие которой
обеспечит понимание школьником политических процессов, а также
способность критического отношения к постоянно возникающим мифам о
деятельности политических институтов государства.
Исходя из особенностей предлагаемой системы поликультурных
компетенций, которые обеспечивают старшекласснику возможность успешно
осуществлять жизнедеятельность в многонациональных коллективах,
выстраивается модель поликультурного образования в современной школе.
О проблемах поликультурного воспитания в современном процессе
образования размышляет Бурцева Е.В., учитель русского языка и
литературы лицея № 8 г. Томска
Она считает, что актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом
необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных
ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой проживания
(вернее было бы сказать –выживания), разгулом террора и межнациональной
розни, конфликтогенностью и преступностью. Естественно, что в таких
условиях люди, неравнодушные к происходящему, начинают вспоминать и
декларировать многие общечеловеческие ценности, к которым и относится
толерантность.
Однако одного открытого декларирования толерантности как
общечеловеческой ценности недостаточно. Необходимо, чтобы она входила в
состав инструментальных ценностей каждой личности. Толерантность не только
общечеловеческий принцип совместного мирного сожительства и норма
гуманных взаимоотношений, основополагающий механизм их установления, но и
"реально постоянно, многопланово действующая "организующая сила" в
развитии общества".
Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной
личности?
… В одной китайской притче говорится: «Жила на свете семья. Она была
не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимало оно
целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что,
мало ли больших семейств на свете? Но дело в том, что семья была особая
–мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,
правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом
красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился
владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи и попросил показать рассказать. Тот взял лист бумаги и стал
чтото писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем
передал лист владыке. Тот взял бумагу, прочитал и удивился. Три слова
были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа:
сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
И всё? – спросил владыка, почесав ухо.
Да, ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И,
подумав, добавил:
И мира тоже...
Как педагогу сохранить и мир в семье, и индивидуальность каждого? Как
помочь развиться личностно и научиться взаимодействовать друг с другом?
Русская литература – это своеобразный кладезь произведений,
иллюстрирующих тему толерантности. О том, как печально заканчиваются
истории, где взаимопонимание не найдено, рассказывается ещё в баснях.
Знаменитый русский баснописец И.А.Крылов не раз поднимал вопрос
несогласия. Его лебедь, щука и рак изза различия во мнениях и невозможности
найти компромисс так и не могут закончить начатое дело: «А воз и ныне там…»,
потому что «Рак пятится назад, а щука тянет в воду». В другой известной басне
«Слон и Моська» маленькая собачка, раздражённая присутствием мирно
гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того
чтобы спокойно пропустить его.
Необходимость толерантности И.А.Крылов обосновывает так: «Когда в
товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» Эта цитата наглядно
иллюстрирует то, что, если найден компромисс, господствует мирное отношение
друг к другу, устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.
В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина завистливые сёстры бросают
царицу и грудного ребёнка в море. Сын царя Салтана, уже будучи взрослым,
показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовёт их в
гости, // Их и кормит и поит, // И ответ держать велит». Вместо того, чтобы
мстить отцу, сын проявляет мудрое терпение, потому что, несмотря ни на что,
царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.
Сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок» можно рассматривать в качестве
материала для проведения уроков по национальной терпимости.
Средствами реализации идей поликультурности в школе становится изучение
предметов этноцикла, а также учебных дисциплин блока «Культура мира»
(этнология, этнопсихология, культурология, Россиеведение и др.); изучение
каждым ребенком родного языка и культуры; знакомство с культурой своих
сверстников. Огромная ответственность за просвещение учащихся ложится на
учителей филологии, истории, обществознания, МХК.
Статья "Учащийся в поликультурном обществе."
Статья "Учащийся в поликультурном обществе."
Статья "Учащийся в поликультурном обществе."
Статья "Учащийся в поликультурном обществе."
Статья "Учащийся в поликультурном обществе."
Статья "Учащийся в поликультурном обществе."
Статья "Учащийся в поликультурном обществе."
Статья "Учащийся в поликультурном обществе."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.