Главный закон педагогики начального обучения: младший школьник должен учиться на успехе. А ресурсами учебного успеха самого ребёнка являются его: "знаю"(обученность), "могу" (внимание, память, модальность, доминирование полушарий), "умею" (коммуникативные, организационные, мыслительные навыки), "хочу" (уровень развития мотивационно-потребностной сферы). Опираясь на "знаю", "умею", "могу" и "хочу" ребёнка, учитель выбирает способы обучения.
Учитель начальных классов
Грачева Тамара Викторовна
Пути достижения учебного успеха учащимися на уроке
«Интеллект успеха – сбалансированное
сочетание аналитических, творческих,
практических навыков и мышления»
Р. Штенберг
« В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести
исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена
тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно
совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более половины в действительности
обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же
школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими
учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала
у слабых иной «Я – образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учёбе.»
Из книги У.Глассера «Школы без неудачников»: пер. с англ.
М.:Прогресс, 1991, с83
Может быть, в этом есть доля преувеличения. Но тем не менее, несомненно переживание
успеха внушает человеку уверенность в себе, появляется желание вновь достигнуть хороших
результатов, чтобы ещё раз пережить радость от успеха. Положительные эмоции, рождающиеся в
результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою
очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Не случайно, главный закон педагогики начального обучения: младший школьник должен
учиться на успехе.
А ресурсами учебного успеха самого ребёнка являются его:
«знаю» (обученность)
«могу» (внимание, память, модальность, доминирование полушарий)
«умею» (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ) навыки
«хочу» ( уровень развития мотивационно потребностной сферы.
Учитель, опираясь на результаты диагностики знаний, умений, возможностей и потребностей
ребёнка, выбирает как способы обучения, так и способы эффективного общения с учеником,
планирует, на что можно опираться, что нужно развивать в ребёнке.
В настоящее время существует огромное количество разных тестов и методик исследований.
Поэтому есть возможность выбрать те, что являются несложными в проведении и максимально
информационными для учителя.
Изучив возможности, умения ученика (через специальные методики, ежедневные наблюдения),
учитель ориентируется на индивидуально – психологические особенности школьников, включая в
работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным
особенностям.
Говоря словами Ш.А.Амонашвили, строит обучение «вариативное к индивидуальным
особенностям школьников». А одним из путей реализации индивидуального подхода к детям
является уровневая дифференциация обучения, «скрытая» педагогически целесообразная
дифференциация.
Если учитель относится к ученику как к субъекту собственного развития, то меняется само
содержание его педагогической деятельности.
Он создаёт условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
выводящую на открытия.
Никогда мы не разовьём ребёнка, если он будет только слушать. Ведь даже маленькая
самостоятельная работа с последующей проверкой вызывает деятельностное состояние коры
головного мозга. Поэтому настрой на уроке должен быть такой: пробуем, открываем. Если не
получается – чуть подскажу.Сравним содержание учебного материала. Какое задание предпочтительнее, интереснее для
ребёнка?
Сегодня на минутке чистописания мы пишем строчную букву Т
Или
Догадайся, какая буква следует в данном ряду.
О Д Т Ч П … (Ш один, два, три, четыре, пять, шесть)
П В С Ч П … ( С – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота)
Остановимся на одном из заданий, которые предлагаются Натальей Юрьевной Яшиной в
сборнике «Формирование лингвистических понятий у младших школьников».
Определите части речи в «волшебном» предложении Л.В.Щербы (лингвистической модели,
созданной с помощью искусственных слов)
Чтобы убедить нас в том, что у слов есть не только значение основы, но и то значение, о котором
нам сообщает окончание, Л.В.Щерба придумал это удивительное предложение:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения были полностью понятными? Выбери только
то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.
Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.
Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.
Большая собака сердито припугнула кота и видит котёнка.
Изза каких особенностей слов тебе не подошли другие предложения? Можно ли их поправить?
Как?
С помощью такого содержания учебного материала учитель прививает вкус к языку, интерес к
учению, у младшего школьника формируется познавательная мотивация, увеличиваются ресурсы
его «ХОЧУ» и «МОГУ».
Учащиеся не смогут прочувствовать успех, если учитель даёт информацию в готовом виде. В
начальной школе вполне оправдано и результативно применение проблемного метода. Он
предполагает создание учителем проблемной ситуации, исследование её учащимися и
формулирование ими вывода. И чем ярче проблемная ситуация, тем ярче, выше мотивация детей.
Обратимся к методике Г.А.Бакулиной.
Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокого, среднего,
низкого. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной
учителем для решения и степенью помощи со стороны учителя. Проблемная задача на высоком
уровне не содержит подсказок или (в зависимости от сложности изучаемого учебного материала)
может иметь одну подсказку. На среднем 12 подсказки. На низком уровне роль подсказок
выполняют задания и вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу.
Рассмотрим возможные уровни решения проблемной ситуации при изучении темы « Мягкий
знак на конце имён существительных после шипящих»:
Внимательно прочитайте слова и найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.
Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож
Внимательно прочитайте столбики слов, объясните принцип их группировки.
Сформулируйте правило их написания:
дочь врач
тишь шалаш
рожь нож
Внимательно прочитайте записанные в столбиках слова:
дочь врач
тишь шалаш
рожь нож
Ответь на следующие вопросы:
1. К какой части речи относятся все эти слова?
2. Определить род имён существительных первого и второго столбиков.
3. Какие согласные буквы стоят на конце имён существительных (оба столбика)
4. На конце каких имён существительных пишется мягкий знак?Для работы над решением проблемной ситуации учитель определяет группы в соответствии с
уровнем подготовки детей. Не сообщая темы, он раздаёт каждой группе отдельную карточку с
написанной на ней проблемной задачей. Учащиеся работают, формулируют вывод. Проверка
результатов работы осуществляется с группы, решавшей задачу на низком уровне.
Дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в
собственных силах. Участие в поиске требует от детей сосредоточенного напряжения
мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует
познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитикосинтетическими
действиями, обучают логике в рассуждениях.
Использование учителем парной и групповой работы позволяет учащимся стать полноправными
участниками учебного процесса, уже с 1 класса, понять, что их опыт важен не менее, чем опыт
учителя, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к их
самостоятельному поиску, прививает вкус к учебной работе.
Сотрудничество в группах сплачивает детей вокруг общей цели.
Таким образом, решается задача не только конкретнопознавательная, но и коммуникативно
развивающая и социальноориентационная. Мы расширяем ресурсы «УМЕЮ» ученика, формируем
его организационные, коммуникативные навыки. А поскольку ребёнок работает в группе своего
«уровня», то развивается и ресурс его «ХОЧУ» и «МОГУ»
Очень важно учителю чётко ставить цели перед самим собой и учить этому детей,
стимулировать действия детей для достижения поставленных целей. Дети должны понимать, с
какой целью они выполняют то или иное задание (основные, ключевые задания). Учитель не должен
включать в урок случайные задания, считая, что любая работа полезна.
Целесообразно проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата, а нормой
педагога при оценке учащегося должна стать степень индивидуального продвижения ребёнка в
режиме саморазвития.
Переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный
и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми.
Так, достигнутый успех в главных и неглавных учебных предметах ребёнком переживается
одинаково интенсивно, особенно в начале обучения. Но часто отношение взрослых снижает эту
радость: «Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…» через снижение значимости
переживаемого успеха мы, взрослые, влияем на формирование у ребёнка отношения ко всему
учебному процессу. Поэтому, оценивая детей, необходимо исходить из индивидуальных
особенностей каждого ребёнка. Если он всётаки продвигается вперёд, необходимо его поощрить,
подбодрить, с тем, чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее
определёнными нормами, особенно, если они для него недосягаемы. Другими словами,
необходимо оценить не только итог, но и усилия ребёнка в процессе деятельности.
Учитель – партнёр сочетает разумную требовательность и строгость с глубоким терпением и
уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения.
Если учитель внимателен к достижениям ребёнка, если поощряет его самостоятельность,
готовность высказать собственное суждение, то ребёнку прививается любовь к учению,
любознательность. Чувствуя уважение и внимание учителя к себе, ребёнок развивает в себе
чувство ответственности перед учителем, а затем, что особенно важно, перед самим собой. И
напротив, если ребёнку только указывать на его ошибки, часто помещая его тем самым в ситуацию
неуспеха, можно воспитать в нём неуверенность, пассивность, чувство неполноценности.
И ещё очень важно для учителя соблюдение правил оценочной безопасности. Суть их в том, что
даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём. А весь список
правил безопасности можно закончить правилом: «Взрослый, начни практику оценочной
безопасности с собственной самооценки».
Таким образом, можно обобщить сказанное.Слагаемые учебного успеха ученика,
основанные на деятельности учителя
Слагаемые учебного успеха ученика,
основанные на деятельности учащегося
Учитель ориентируется на
индивидуально – психологические
особенности школьников и реализует
дифференцированный подход в
обучении
На любом этапе урока учитель не даёт
информацию в готовом виде, не
злоупотребляет упражнениями
репродуктивного характера, которые
не требуют усилий детского ума,
отдаёт предпочтение методам и
приёмам обучения, стимулирующим
сложные познавательные процессы:
анализ, обобщение, оценку явлений и
т.д.
Способствует самостоятельной
деятельности учащихся,
ориентированной на творчество,
использует тактику качественного
изменения заданий, а не
количественного их увеличения
Подводит детей к осознанию цели той
или иной учебной деятельности
Использует оценку в качестве
формирующего, а не только
результатирующего инструмента,
применяет в работе специфические для
каждого ребёнка эталоны: результат,
полученный учащимся, сравнивается с
его же прошлыми результатами.
Сочетает коллективную и
индивидуальную деятельность
учащихся
Использует здоровьесберегающие
технологии
Обучается в зоне ближайшего
развития
Познавательная деятельность,
выводящая на открытия
Развитие в деятельности и
самостоятельности
Увлечение как основа
эмоционального тона
Участие в постановке,
формулировке и решении
учебных задач
Участие в проведении
экспертизы полученного
результата
Способность к диалогу, помощи
и сотрудничеству
Овладение основами ЗОЖ
комфортное состояние на уроке
Заканчиваем разговор тренингом совершенствования педагога.
Притча.
Эта история произошла давнымдавно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о
его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.
Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, на
который мудрец не смог бы ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между
сомкнутыми ладонями и подумал: «Спрошука я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у
меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а
если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит.
Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Завистник поймал бабочку, посадил между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у
того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, живая или мёртвая?». И тогда мудрец,
который действительно был очень умным человеком, сказал: « Всё в твоих руках…»
Ваше мнение, что значит для педагога – «Всё в твоих руках…»?