Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)
Оценка 4.8

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
чтение
Взрослым
24.05.2017
Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)
Отличительная черта современного общества – расширяющееся информационное пространство. Мы постоянно находимся в ситуации выбора информации, поэтому современному человеку необходимо умение не только получить некие сведения, но и критически осмыслить и грамотно их использовать. Что же означает понятие «критическое мышление»? По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия: «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д., – и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого kritike – «оценка, разбор, обсуждение»); следовательно, «критический» – «делающий оценку, разбор». Критическое мышление (альтернатива – догматическое) можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения, мы будем рассматривать его в качестве активного и интерактивного процесса познания.
Учимся мыслить критически.doc
Учимся мыслить критически Постоянно увеличивается поток информации в разных областях знаний, в  связи с этим особенно актуальным становится развитие критического мышления человека. Эта технология способствует развитию умений вырабатывать  собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует  самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать  проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. Технология  развития критического мышления даёт понять учащимся, что знания  безграничны, и определять «свою» границу познания они могут самостоятельно,  целесообразно поставленным задачам [2, с.37].Младший школьный возраст  является наиболее благоприятным для развития  критического мышления  Цель   данной   технологии  ­   развитие   мыслительных   навыков   учащихся, необходимых   не   только   в   учебе,   но   и   в   обычной   жизни   (умение   принимать взвешенные   решения,   работать   с   информацией,   анализировать   различные стороны явлений и т.п.).  Данная   технология   предполагает   использование   на   уроке   трех   этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.  1 этап ­ «Вызов»  На   этом   этапе   происходит  актуализация   имеющихся   знаний.  Ребенок   ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, «вспоминает», что ему известно   по   изучаемому   вопросу   (делает   предположения),   систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить  ответы. 2 этап ­ «Осмысление»  (реализация осмысления).  На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм,). Работа ведется индивидуально или в парах. На   данной   стадии   ребенок   под   руководством   учителя   и   с   помощью   своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии («Что хочу знать?»). 3 этап ­ «Рефлексия»  Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной  проблеме. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя  знания, полученные на этапе осмысления содержания [5, с.2]. (размышление).  чтение ­ суммирование в парах; синквейны (пятистишие); чтение с остановками; приём «Верите ли вы, что…»;  Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения: • • • • • мозговой штурм; • • • •  таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;  работа с вопросниками; написание творческих работ; создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов; • • • логическая цепочка; уголки; кластер. Рассмотрим некоторые из них более подробно.   Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3­4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме. Например, при изучении главы «Люби живое» (литературное чтение   3   класс)   класс   делится   на   две   группы   и   каждой   даются   разные произведения   из   этой   главы:   рассказ   В.Л.Дурова   «Наша   Жучка»   и   рассказ В.П.Астафьева   «Капалуха»,   которые   рассказывают   об   отношении   героев   к животным.Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое   содержание   (выдержками   из   текста),   затем   перед   всем   классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов.  Приём   «Верите   ли   вы,   что…»   может   быть   началом   урока.   Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему   (ситуацию,   обстановку).   Например,   в   1   классе   при   изучении   сказки «Е.Чарушина «Теремок» могут быть предложены следующие высказывания:  • в сказках отражается мудрость народа, его мечты и желания; • у некоторых сказок нет автора; • «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».     Затем учащиеся доказывают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой   ответ.   После   знакомства   с   основной   информацией   (текст   в   учебнике, беседа по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся   оценить   их   достоверность,   используя   полученную   на   уроке информацию. Так же можно разделить класс на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. Прием «чтение с остановками» ­ это чтение с обсуждением содержания каждого   смыслового   фрагмента   и   прогнозированием   дальнейшего   развития сюжета. Данный приём учитывает следующее:   Текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма);   Текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики   построения   произведения.   Остановок   не   должно   быть   много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей;  задания и вопросы к тексту формулируются с учётом уровня  познавательной деятельности [3, с.1]. .   Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название? В других случаях название текста может приоткрыть в какой­то степени его содержание, что ослабит любопытство учащихся.  Примерные вопросы приема « чтение с остановками». •  По названию предположите, о чем будет рассказ? •  Какие события могут произойти в описанной обстановке? •  Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? •  Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? •  Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? •  Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы  закончили его? •  Что будет с героем после событий рассказа? Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся. В тоже время при таком чтении нет целостного восприятия текста,   поэтому   после   того,   как   текст   был   прочитан   с   остановками,   его необходимо   прочитать   еще   раз,   уже   полностью,   чтобы   восстановить   его целостное восприятие[4, с.3]. Прием   «Написание   творческих   работ»   хорошо   зарекомендовал   себя   на этапе   закрепления   изученной   темы.   Например,   детям   предлагается   написать продолжение   понравившегося   произведения   из   раздела   или   самому   написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  многие с удовольствием делают эту работу.  К приему «Создание викторины» можно обратиться после изучения темы или   нескольких   тем.   Дети   самостоятельно,   пользуясь   учебными   текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы. Синквейн – самый популярный прием, используемый на стадии рефлексии. Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в  лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять  рефлексию на основе полученных знаний [1, с.79]. Правилами   написания   этого   стихотворения   является   определенное количество слов в строке и назначение каждой строки: 1­я строка – название стихотворения, тема (обычно существительное); 2­я строка – описание темы (два прилагательных); 3­я строка – действие (обычно три глагола, относящихся к теме); 4­я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к  теме); 5­я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно  существительное). Учащиеся учатся писать подобные стихотворения в парах, напоминая друг другу   правила   написания,   подбирая   лексику.   Затем   синквейн   пишется индивидуально.   Эта   форма   полезна   для   выработки   способности   к   анализу   и наиболее приемлема для учеников начальной школы. Например, при изучении сказки «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского на этапе рефлексии можно использовать этот прием: • Мороз Иванович  • Мудрый, справедливый • Испытывает, награждает, наказывает • По работе и награда. • Волшебник Синквейн   требует   от   автора   умений   находить   в   материале   наиболее существенные моменты, делать выводы и кратко их формулировать. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности   к   самообразованию.   Правилом   для   учеников,   обучающихся   по развивающим   технологиям   с   использованием   технологии   критического мышления,   является   самостоятельное   осмысление   информации.   Исходя   из этого, в 1­4­ых классах возможно организовывать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность учеников, разрабатывая уроки – исследования. Литература . СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 192 с. 1 Загашев И.О., Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически 2.Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И.  3. Ладан Л.Г. Методические рекомендации к проведению уроков с использованием  Заир­Бек., И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение  и письмо», 2010. Режим доступа:  www.pokrovkacsh.narod.ru/russ/rekomend.doc – свободный ­   Загл. с экрана . 4. Силантьева И. .С. Статья «Развитие критического мышления младших школьников  на уроках литературного чтения». Режим доступа ­  http://pedsovet.su/load/239­1­0 ­  свободный ­  Загл. с экрана . 5.Хачатрян Э.В. Технология «Развитие критического мышления через чтение и  письмо».  Режим доступа ­ http://www.mioo.ru/kaf­oot/2011­11­07­06­36­19/educational­ technology/557­tehnologiya­lrazvitie­kriticheskogo­myshleniya­cherez­chtenie­i­pismor –  свободный ­ .Загл. с экрана

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)

Статья "Учимся мыслить критически" (начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2017