Статья. Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: почему кричит учитель? Согласно классической педагогики хороший педагог должен обладать такими свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания. Обучающиеся воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал».
Иконка файла материала Учимся создавать бесконфликтную среду.doc
1 Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика Преподаватель­организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: почему кричит учитель? Согласно классической педагогики хороший педагог должен обладать такими  свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии,  владение методикой преподавания.  Обучающиеся воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов России на  предмет того, у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест  занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал». Анализируя данную проблему, можно сделать неутешительный вывод о  том, что в школах сегодня действительно много крика ­ как со стороны  учителей, так и со стороны самих детей. В самом деле, когда учитель кричит, то ребенок тупеет, глупеет,  цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.  Но тогда почему учитель кричит? Возможно, это происходит от  осознания учителем своей неспособности повлиять на ребенка и добиться  того, что ему нужно. Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка  и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у  ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг  становится неспособным к формированию точных дифференцировок, что  является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии. Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего  крика? Многие действительно не знают, а кто­то просто не хочет об этом  думать. Причин педагогического крика может быть несколько: психолого­ педагогические, физиологические и социально­психологические.  Психолого­педагогические причины Одна из главных причин – недостаток педагогического мастерства и  культуры педагога, как показатель отсутствия должного профессионального  мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось. Например, учитель хочет повлиять на поведение ребенка, что­то ему  говорит, но ребенок не выполняет педагогических требований. Согласно  обыденной логике, в этом случае надо приложить больше усилий, усилить  воздействие, чтобы оно возымело действие. Следовательно, учитель повышает и усиливает голос. И продолжает это делать до тех пор, пока ребенок не  выполняет требование или не убежит от своего наставника, с тем чтобы как  можно реже попадаться ему на глаза.2 Конечно, было бы гораздо лучше, если бы учитель пересмотрел свою  методику педагогического воздействия и нашел тот обучающий или  воспитательный прием, который сделал бы его требование или объясняемый  материал более понятным.  Социально­психологические причины Многие взрослые любят показать свое превосходство над другими и  стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не  только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос.  Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел  и не слышал его у разного рода начальников? В скрытом виде силой своего  голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и  социального статуса. Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило,  говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации,  которыми пользуются их подчиненные. И этим самым показывают, кто самый  главный. Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, ­ многие дети, а  скорее всего подавляющее большинство из них, особенно в младших и  средних классах, ответят «директор» или «учитель». И только  старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все­таки  ученик. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем  наоборот. И потому считают вправе показывать свое главенство и  превосходство силой своего голоса. В сегодняшней личностно ориентированной парадигме преподавания  педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, ещё  долгое время, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах.  Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных –  проверенный и надежный способ нормального психического состояния. Ещё  Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться в безобидные объекты,  которые не могут особенно повредить её носителю. Когда у художника не  получается его картина, он может в ярости разорвать её, когда писателю не  нравится его книга, он может её сжечь. Когда ученик не может выполнить  требование учителя, тот в ярости может накричать на него или даже ударить.  Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, то немудрено, что в  сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников,  проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического  наказания. Педагог во многих случаях может кричать на своего ученика и из­за  своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, и  наконец, просто из­за семейных неурядиц. По некоторым данным  невротизация среди учителей достигает 70%. В крике также присутствует  некоторый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным3 среди коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической  деятельности. Физиологические причины Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная  неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат  человека имеет тесную связь с половыми органами человека.  Во время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию  как гортани, так и голосовых связок. Фониатры в такие дни запрещают  многим разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых органов очевидна. Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых  семейная жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно  складывается или уже не сложилась. Известно также, что психоаналитики  склонны рассматривать семейные и разного рода другие скандалы, как  замещающий эквивалент сексуальных взаимоотношений. Разговоры на  высоких тонах учителей со своими учащимися с некоторыми оговорками  также можно отнести к этой же категории явлений.  Сексуальная энергия, согласно ортодоксальному психоанализу, может  сублимироваться в достижениях искусств, и у художественно одаренных  натур она превращается в красивое пение. У обычных людей сексуальное  напряжение выходит в виде грубого ора и заурядного крика. В русских  деревнях недаром есть выражение – не петь, а «орать» песни или частушки.  Не секрет, что, прокричав, а точнее проорав на своих учеников, некоторые  педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно  напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик  становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем,  что ни в коем случае нельзя признать допустимым.                                Крик и конфликт Не надо особенно мудрствовать, чтобы понять, что ситуация, когда  педагог срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Отечественные  специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк  установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно,  чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи  представляют следующим образом: Функции Обязанности Ответственность Средства Права Власть Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна  приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть  средств, не связанных с какой­либо функцией. Каждая обязанность должна  быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может4 реализоваться без определенной обязанности. Ответственность за что­либо  должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна  обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что  обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций;  ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной  совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только  данными средствами.  Психологи сформулировали следующий принцип сбалансирования рабочего  места:   «Ни одной функции без средств, ни одного средства без функции.   Ни одной обязанности без прав, ни одного права без обязанности.   Ни одной функции без обязанностей или ответственности, обязанности  или ответственность только в связи с выполняемыми функциями». Сплошь и рядом конфликты, а значит и ненужные крики происходят в  тех случаях, когда функции оказываются не обеспечены нужными средствами; когда ответственность не обеспечивается соответствующей властью; когда  обязанности налагаются без их сопровождения необходимыми правами. Если бы люди знали основные положения конфликтологии и стремились бы руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях было бы  гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика. Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это  значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих  обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми  средствами для решения задачи. Необходимо как можно более точное  понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав,  обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти,  что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без  надрывного крика со стороны учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах. Поведенческая терапия Психологи­консультанты, занимающиеся модификацией поведения,  связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и  беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения.  Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому  себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться  найти способы преодоления этой негативной привычки. Прежде всего, надо понять, что происходит в трудной ситуации, в  которой вы срываетесь на крик. В теории трансактного анализа Эрика Берна  такая пристройка автоматически вызывает диспозицию «я хороший ­ ты5 плохой», в которой партнер рассматривается как лицо, которое что­то  обязательно должно хорошо делать или не делать.  Как считает основатель рационально­поведенческой терапии Альберт  Эллис, непреклонные идеи долженствования лежат в основе сильных  негативных чувств, таких, как гнев или презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем  самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение,  в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает  имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное  продолжение и проявление в повышенном тоне голоса и крике. Поэтому  контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно­ психическую напряженность. Для этого поведенческие психологи и  консультанты учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и  предотвращать появление напряжения в теле, что дает возможность  оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил  название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к  тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и  беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти  реакции. С другой стороны, рациональная проработка имеющихся в сознании  негативных установок и диспозиций по отношению к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность. Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная  американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня  одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного  поведения.  Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя:   фокусировку внимания на определенной группе мышц;   напряжение этой группы мышц;  фиксацию и сохранение напряженности в течение 5­7 секунд;   освобождение от напряженности в данной группе мышц;   релаксацию и фокусировку внимания на снижении напряженности и  дальнейшей релаксации данной группы мышц. В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать  сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения,  беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт  воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной  жизненной ситуации.6 Методика систематической десенсибилизации, разработанная  американским психологом Джозефом Вольпе, включает в себя три  важнейших элемента:  а) обучение глубокой мышечной релаксации;  б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции; в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих  неприятные эмоции.  Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых»,  специальных команд «успокойся», «сбрось напряжение», которые  ассоциируются с состоянием расслабления и могут использоваться при  появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти рекомендации для  людей с холерическим темпераментом, у которых существует природная  предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику. Учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять  ненужный гнев, повышать голос и кричать, для достижения позитивных  изменений в своем поведении, можно рекомендовать создание программ и  стимулов самоподкрепления и самонаказания. Можно понаблюдать за поведением близкого человека, который  отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем попробовать на  некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию,  вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя поначалу в роль на короткое время, впоследствии можно постепенно  увеличивать время пребывания в ней до 2­3 часов. Можно также в своем воображении представить ужасную картину  последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например,  что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, его  увезут в больницу, ребенок станет инвалидом, а бедолагу­учителя начнут  таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть  более осторожным в использовании «кричащих» воздействий. Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять  повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Эти понятия  психологи связывают с понятием самоэффективности, основная идея  которого заключается в способности достигать нужного результата. От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для  воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и  сильная вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и  прилагать большие усилия для достижения поставленных целей. Специальные  психологические тренинги помогают сформировать такую самооценку. КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА Крик ­ естественный и широко распространенный способ снятия  нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на  школьных переменах ­ это естественная реакция детей на чрезмерное нервно­7 психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно  канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят  психоаналитики, сублимировать. Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в  энергию певческого звука, наполняющего окружающую школу атмосферу  трепетным звуковым эфиром. В школе облагораживающим ее окружающую  среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими  учителями в хоре. Это может дать всем участникам хора одновременно  необходимую нервно­психическую разрядку и разовьет у них умение  пользоваться своим голосом. В заключение приводим медитативное упражнение, способное помочь  человеку, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении  своим психоэмоциональным состоянием.  «МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС» Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии. Мне дышится легко, приятно и спокойно. Все мышцы моего тела приятно расслаблены. Я совершенно спокоен. Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены. Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается  срываться на крик. Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно  спокойным. Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны. Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным. Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо  кричать. Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя. Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим,  что и как надо делать в данной ситуации. Все мышцы моего тела остаются расслабленными. Мое дыхание ровное и спокойное. Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня  из себя. За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз. А если я все­таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием  нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия,  например, поболтать с приятельницей по телефону. Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и  выразительно.8 Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться  контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не  напрягать, особенно в трудных ситуациях. Данная медитация ­ только пример для создания собственных  педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психического  состояния. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный  настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.