Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.
Оценка 5

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.

Оценка 5
Работа в классе
doc
русская литература +2
Взрослым
06.03.2017
Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная  составляющая в инклюзивном образовании.
Урочная и внеурочная деятельность по русскому языку и литературе в рамках инклюзивного образования актуальные проблемы приходится решать уже сейчас. Понимая, что дети с ограниченными возможностями здоровья живут в постоянном психологическом дискомфорте от осознания того, что они не такие, как все, мы определили задачу: установить доверительное сотрудничество, научить выстраивать контакты в процессе обучения. В статье описаны некоторые направления работы педагогов школы.
статья Ч.doc
Урочная и внеурочная деятельность как инновационная  составляющая в инклюзивном образовании. Хабибуллина Чулпан Шамиловна учитель русского языка и литературы                       МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» РТ           Об инклюзивном образовании на государственном уровне громко и всерьёз  заговорили сравнительно недавно, хотя вопрос равных возможностей в социализации и  интеграции всегда волновал родителей и педагогов. Было привычно пребывание в  коррекционных школах. И только единицы обучались в общеобразовательной школе,  стараясь скрыть свою инвалидность либо изолироваться в форму домашнего обучения,  что еще больше ограничивало его в развитии и общении со сверстниками. Поэтому  назрела необходимость продуманного подхода в обучении и воспитании таких детей, и  стало понятно, что школа должна измениться, для того чтобы стать инклюзивной. Мы  должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых  детей не бывает. Некоторые актуальные проблемы приходится решать уже сейчас.  Понимая, что дети с ограниченными возможностями здоровья  живут в постоянном  психологическом дискомфорте от осознания того, что они не такие, как все, мы  определили задачу: установить доверительное сотрудничество, научить выстраивать  контакты, быть помощником в жизненном самоопределении ребят, ведь каждый  ребёнок личность.           Так уж сложилось, что в течение 12­ти лет центром обучения многих домашних  ребят стала наша школа, в которой приемлемы обе модели. Интегративная модель  приоритетная, так как две столь разные категории детей вовлечены и в общение, и  совместную познавательную деятельность. Изучив проблему, мы составили  своеобразную авторскую программу «Организация направлений экспериментальной  инновационной площадки» по пяти направлениям: «Я пришёл учиться!», «Я с вами!»,  «Мне с вами хорошо!», «Я стану, я смогу!», «Я и мой учитель!»         Шагом навстречу стал социальный проект­исследование инициативной группы  «Мир – мой Дом. Кто хозяин в нём?». Отвечая на вопросы: «Нужно ли милосердие в  нормальной, повседневной жизни? В чем причины людского равнодушия и невнимания?  Чёрствость, эгоизм, безответственность ­ результаты воспитания?» ­ ребята подобрали  синонимы и антонимы к слову «милосердие». Синонимов ­ больше, а в жизни –  отзывчивых людей меньше. Так пришли к лексическому значению слов: «гуманность»,  «толерантность», «благотворительность», «волонтёр», «энтузиазм», «альтруизм».  Узнали имена благотворителей, адреса благотворительных фондов «Добрый терминал»,  «Помоги ребенку» для ребят, нуждающихся в срочной операции, вышли в город с  инициативой «подари игрушку». И самое главное познакомились с учениками нашей  школы на домашнем обучении, организовали праздник ­ большое событие в их  непростой, ограниченной четырьмя стенами, жизни! Ребята почувствовали радость  общения, искреннее доверие в непосредственном общении во время экскурсии в  выставочный зал «Мизгель» и в краеведческий музей. Здоровые дети поняли, что есть  сверстники, которым меньше повезло, и с ними надо дружить– этому тоже надо  учиться.        В урочную и внеурочную деятельность включаю творчество особых детей,  используя метод моделирования сказки. К примеру, использование театрального такого приёма как «вживание» в роль животного, растения  позволяет снять  скованность, а рассказ о своём состоянии от имени сказочного героя «Теремок» учит  умению держаться перед аудиторией. В проекте «Новые приключения царевны­ лягушки» ребята придумали современный вариант эпизода эффектного появления  невесты­лягушки перед родителями жениха (на кадиллаке с открытым верхом, с  аистом в гнезде, спуск с горы Чатыр­тау горы на дельтаплане).       Уроки русского языка и литературы прекрасно реализуют педагогические задачи  проекта «Я пришёл учиться!». Быстрой ориентации и адаптации к новым условиям  урока помогает создание пар (ребёнок с ОВЗ + здоровый ребёнок) на этапе усвоения  знаний, совместного поиска информации и создания презентаций. Во время работы с  сигнальными карточками­буквами особому ребёнку даю задание запомнить,  восстановить нарушенный порядок по теме «Падежные окончания», «Спряжения  глаголов», продолжить логический ряд, найти общие признаки «Что лишнее?». В  системе творческих работ, кроме традиционных сочинений, предлагаю темы: «Рассказ  о человеке, который считает себя счастливым», «Если бы я был человеком­ невидимкой?», «Мобильные телефоны полезны – вредны?», «Я стал старше», «Что  такое обида?», «Я любуюсь снежинкой, капелькой, звездочкой…», «Я видел, как Земля посыпалась». В процессе подготовки к творческой части ОГЭ задания С темы: «Что  такое милосердие? Нужно ли оно в наше время?» с опорой на текст Д.Гранина  «Милосердие» и отрывок из повести Е.Муратовой «Класс коррекции»; «Что такое  счастье?» с опорой на рассказ Короленко «Парадокс».                                                                На уроках литературы мне особенно интересны мысли по прочитанному  произведению ребят с ОВЗ, они жизненны, удивительно глубоки и проникновенны.  Включаю в групповую работу детей с ОВЗ по Сингапурской методике. Анализируя  рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой, на вопрос «Почему же  бабушка купила пряник внуку, который ее обманул?» по системе «таймд­пэа­шеа» с  партнером по лицу или по плечу делятся своим ответом или «континиус раунд робин»  высказывается вся четверка по часовой стрелке. Если кто­то молчит, одноклассник  может задать наводящие вопросы. Формируется гуманистическое отношение: «Будь  внимателен к новому другу!»         Известно, что занятия в игровой форме могут быть эффективнее обыкновенных  уроков: они способны расшевелить любого ученика. Важно правильно подобрать игру. Она тренирует память, расширяет словарный запас, учит правильному общению.  «Игра в рифмы»: сначала объясняю, что такое рифма и привожу примеры, затем  усложняю задачу, включая другие части речи (люстра­шустро­грустно­густо;  бисквит­деловит­аппетит­летит­удивит). Игра «Мы­соавторы» (называю одну строчку и предлагаю сочинить 2­ю); «Лингвистический калейдоскоп»; «Скажи наоборот»  (шалаш, кабак); «Заблудилась буква» (коза­коса, кошка­кочка); Сюжетная картинка  «Травка спасает Митрашу­Антипыча». Таким образом, игра учит владению словом  как средством грамотного взаимодействия с окружающим миром, служит ступенькой  к саморазвитию, прививает интерес и любовь к русской речи.            Альтернативой описания картины становится очень интересный новый вид работы  по мультфильмам, по 2­хминутным  роликам. Так, изучая глаголы, рассматриваем  мультик о поросенке, пытающемся достать  вазочку с печеньем, стоящую на  холодильнике и при этом совершает множество действий. Описывая действия поросенка, ребята записывают около 20 глаголов, и словосочетаний, находят  синонимичные, конструируют предложения для создания текста.            Двигательная и речевая разминка в динамике, в движении ­ это очень интересно и  полезно для здоровья и для умственного и речевого развития. Я их провожу по  орфограммам. 1) Слова­исключения О­Ё после шипящих в корне: шоколад, шофер,  крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный,  трущоба. Произнося их, чмокаем, изображаем себя за рулём, мимика, шов  показываем, раздвигаем руки,  надуваем щёки, движения накидывания капюшона,  машем плетью, боком ладошки разбиваем воздух, шуршим бумагой, выпячиваем  грудь и делаем приседания. 2) «Глаголы­исключения из 1спряжения (руками  мельница) гнать, держать (бег на месте), смотреть и видеть (имитируем бинокль),  дышать, слышать, ненавидеть (глубокий вдох­выдох), и обидеть, и терпеть (боксируем), и зависеть, и вертеть (повороты туловища). Вы запомните, друзья, (перекрестные  движения руками, показывая запятую) их на­е писать нельзя! (движения запрета) это  глаголы второго спряжения (показываем два пальца и садимся на места).        В ХХI веке информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом  процесса обучения. По республиканской программе все ребята получили компьютеры  для дистанционного обучения. А домашний компьютер ­ не только окно в мир друзей,  но и помощник в учёбе. Когда ребята в паре стали решать предлагаемые задания по  дистанту, они удивились, насколько серьёзно, объёмно и  сложно осваивать эту  программу. Дополнительная информация по предмету доступна в дистанционном  предметном факультативе учителя «Грамотей». Роль учителя определённа, он ­  консультант в получении знаний, пользовании интернет­порталами, словарями,  познавательными сайтами. Таким образом, участие в республиканском проекте  «Электронное образование РТ» обеспечивает необходимость подготовки школьника с  ОВЗ к профессиональной деятельности в условиях информационного пространства.     Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная  среда увлечённых детей и педагогов. Работая в направлении «Я и мой учитель» учу  строить мини­диалоги с учителем. При оценке деятельности ребенка использую  только похвалу и опору на его лучшие качества: искренность, старание и жизнелюбие:  «Как хорошо, что учишься вместе с нами, с тобой уроки проходят интереснее, как  замечательно ты умеешь сказать главное». Мне повезло, в моих классах «особый»  ребёнок ­ самый лучший и внимательный читатель, поэтому в проектах ему  принадлежит роль мудреца (придумывает вопросы для викторины) и генератора идей  для сценария праздника.      В практику моей внеклассной работы как учителя словесника вошли проекты­ представления, к примеру: «Митрофанушка» по комедии Д.Фонвизина, «Четвертая  высота» по книге Е.Ильиной, «Конкурс чтецов» по сказке Александра Волкова о  приключениях маленькой девочки Элли и её собачки Тотошки. Особенный ребёнок  чувствует удовлетворение и желание заниматься в проекте. Мне нравится такая  творческая игра «Подарок в корзине», основанная на развитии умения понять другого,  встать на его точку зрения через игру на эмпатию. Для своих любимых литературных  героев и их авторов готовим подарки, складываем их в корзину. Это калоша, зонтик,  черные очки ­ для Человека в футляре; трубка ­ для Шерлока Холмса; клюква, компас  ­ для Насти и Митраши; перчатки, веер и шаль ­ для Анны Ахматовой; жёлтая рубаха и шляпа ­ для Маяковского; гранатовый браслет ­ для  госпожи Шеиной; заячий тулуп ­ для Пугачёва; склянка с маслом ­ для Аннушки; халат, топор ­ для Раскольникова;  тапочки и диван ­ для Обломова. Тот, кто получает этот подарок, озвучивает мысли  вслух этого предмета, к примеру, «О чём думает шинель Акакия Акакиевича?»       Выявление и поддержка творческих способностей детей с ОВЗ,  развитие их  потенциала – задача учителя. Для меня мои подопечные – люди с ограниченными  возможностями, но неограниченной способностью жить, любить, творить, радоваться и  ещё дарить радость другим. Поэтому принцип «Я стану, я смогу» не только помогает  поверить в возможности, но и воспитывает инициативу, самостоятельность, умение  анализировать своё поведение. И принимать решение, как литературные герои  Николая Островского «Как закалялась сталь», Владислава Титова «Всем смертям  назло». В проекте «Бал литературных героев» я познакомила ребят с современной  трогательной историей о девочке, прикованной к инвалидной коляске, но благодаря  новым друзьям ставшей счастливым человеком. История о том, как важно уметь  сочувствовать, сопереживать и уметь дружить. Героиня маленькой повести Михалкова  ­ Оля не может ходить ­ и не пойдёт, потому что от её болезни ещё никто не изобрёл  лекарства; но, тем не менее, она сумела стать счастливой. Очень трогательная и  светлая книга, изображающая ребёнка­инвалида не как тренажёр для упражнений в  милосердии, а как самостоятельную личность. Толерантное отношение воспитываться  должно с детства. Талант это труд, несколько лет вместе с одноклассниками наши  ребята участвуют в номинации  «Я знаю русский язык» в интеллект­олимпиаде МАН  «Познание и творчество», являются дипломантами конкурса одарённых учащихся  Азнакаевского муниципального района «Чулпан» в номинации «Вопреки судьбе»,  участниками Международного  фестиваля  «Детство без границ», республиканского  конкурса музыки и искусств  среди  детей с ОГВ «Мы всё можем!»          Содержание Федерального государственного образовательного стандарта  направлено на развитие УУД и личностных общеобразовательных  качеств, таких как  осознание уникальности своей личности, ориентации в человеческих качествах,  осознание значимости нравственных категорий добра, красоты, истины, чувства  собственного достоинства. Школа– это и есть мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своего «я». Дети с особенностями развития должны иметь право  выбора ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Инклюзивное  образование дает такую возможность.

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная  составляющая в инклюзивном образовании.

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная  составляющая в инклюзивном образовании.

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная  составляющая в инклюзивном образовании.

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.

Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная  составляющая в инклюзивном образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017