Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.
Оценка 5
Работа в классе
doc
русская литература +2
Взрослым
06.03.2017
Урочная и внеурочная деятельность по русскому языку и литературе в рамках инклюзивного образования актуальные проблемы приходится решать уже сейчас. Понимая, что дети с ограниченными возможностями здоровья живут в постоянном психологическом дискомфорте от осознания того, что они не такие, как все, мы определили задачу: установить доверительное сотрудничество, научить выстраивать контакты в процессе обучения. В статье описаны некоторые направления работы педагогов школы.
статья Ч.doc
Урочная и внеурочная деятельность как инновационная
составляющая в инклюзивном образовании.
Хабибуллина Чулпан Шамиловна
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» РТ
Об инклюзивном образовании на государственном уровне громко и всерьёз
заговорили сравнительно недавно, хотя вопрос равных возможностей в социализации и
интеграции всегда волновал родителей и педагогов. Было привычно пребывание в
коррекционных школах. И только единицы обучались в общеобразовательной школе,
стараясь скрыть свою инвалидность либо изолироваться в форму домашнего обучения,
что еще больше ограничивало его в развитии и общении со сверстниками. Поэтому
назрела необходимость продуманного подхода в обучении и воспитании таких детей, и
стало понятно, что школа должна измениться, для того чтобы стать инклюзивной. Мы
должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых
детей не бывает. Некоторые актуальные проблемы приходится решать уже сейчас.
Понимая, что дети с ограниченными возможностями здоровья живут в постоянном
психологическом дискомфорте от осознания того, что они не такие, как все, мы
определили задачу: установить доверительное сотрудничество, научить выстраивать
контакты, быть помощником в жизненном самоопределении ребят, ведь каждый
ребёнок личность.
Так уж сложилось, что в течение 12ти лет центром обучения многих домашних
ребят стала наша школа, в которой приемлемы обе модели. Интегративная модель
приоритетная, так как две столь разные категории детей вовлечены и в общение, и
совместную познавательную деятельность. Изучив проблему, мы составили
своеобразную авторскую программу «Организация направлений экспериментальной
инновационной площадки» по пяти направлениям: «Я пришёл учиться!», «Я с вами!»,
«Мне с вами хорошо!», «Я стану, я смогу!», «Я и мой учитель!»
Шагом навстречу стал социальный проектисследование инициативной группы
«Мир – мой Дом. Кто хозяин в нём?». Отвечая на вопросы: «Нужно ли милосердие в
нормальной, повседневной жизни? В чем причины людского равнодушия и невнимания?
Чёрствость, эгоизм, безответственность результаты воспитания?» ребята подобрали
синонимы и антонимы к слову «милосердие». Синонимов больше, а в жизни –
отзывчивых людей меньше. Так пришли к лексическому значению слов: «гуманность»,
«толерантность», «благотворительность», «волонтёр», «энтузиазм», «альтруизм».
Узнали имена благотворителей, адреса благотворительных фондов «Добрый терминал»,
«Помоги ребенку» для ребят, нуждающихся в срочной операции, вышли в город с
инициативой «подари игрушку». И самое главное познакомились с учениками нашей
школы на домашнем обучении, организовали праздник большое событие в их
непростой, ограниченной четырьмя стенами, жизни! Ребята почувствовали радость
общения, искреннее доверие в непосредственном общении во время экскурсии в
выставочный зал «Мизгель» и в краеведческий музей. Здоровые дети поняли, что есть
сверстники, которым меньше повезло, и с ними надо дружить– этому тоже надо
учиться.
В урочную и внеурочную деятельность включаю творчество особых детей,
используя метод моделирования сказки. К примеру, использование театрального такого приёма как «вживание» в роль животного, растения позволяет снять
скованность, а рассказ о своём состоянии от имени сказочного героя «Теремок» учит
умению держаться перед аудиторией. В проекте «Новые приключения царевны
лягушки» ребята придумали современный вариант эпизода эффектного появления
невестылягушки перед родителями жениха (на кадиллаке с открытым верхом, с
аистом в гнезде, спуск с горы Чатыртау горы на дельтаплане).
Уроки русского языка и литературы прекрасно реализуют педагогические задачи
проекта «Я пришёл учиться!». Быстрой ориентации и адаптации к новым условиям
урока помогает создание пар (ребёнок с ОВЗ + здоровый ребёнок) на этапе усвоения
знаний, совместного поиска информации и создания презентаций. Во время работы с
сигнальными карточкамибуквами особому ребёнку даю задание запомнить,
восстановить нарушенный порядок по теме «Падежные окончания», «Спряжения
глаголов», продолжить логический ряд, найти общие признаки «Что лишнее?». В
системе творческих работ, кроме традиционных сочинений, предлагаю темы: «Рассказ
о человеке, который считает себя счастливым», «Если бы я был человеком
невидимкой?», «Мобильные телефоны полезны – вредны?», «Я стал старше», «Что
такое обида?», «Я любуюсь снежинкой, капелькой, звездочкой…», «Я видел, как Земля
посыпалась». В процессе подготовки к творческой части ОГЭ задания С темы: «Что
такое милосердие? Нужно ли оно в наше время?» с опорой на текст Д.Гранина
«Милосердие» и отрывок из повести Е.Муратовой «Класс коррекции»; «Что такое
счастье?» с опорой на рассказ Короленко «Парадокс».
На уроках литературы мне особенно интересны мысли по прочитанному
произведению ребят с ОВЗ, они жизненны, удивительно глубоки и проникновенны.
Включаю в групповую работу детей с ОВЗ по Сингапурской методике. Анализируя
рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой, на вопрос «Почему же
бабушка купила пряник внуку, который ее обманул?» по системе «таймдпэашеа» с
партнером по лицу или по плечу делятся своим ответом или «континиус раунд робин»
высказывается вся четверка по часовой стрелке. Если ктото молчит, одноклассник
может задать наводящие вопросы. Формируется гуманистическое отношение: «Будь
внимателен к новому другу!»
Известно, что занятия в игровой форме могут быть эффективнее обыкновенных
уроков: они способны расшевелить любого ученика. Важно правильно подобрать игру.
Она тренирует память, расширяет словарный запас, учит правильному общению.
«Игра в рифмы»: сначала объясняю, что такое рифма и привожу примеры, затем
усложняю задачу, включая другие части речи (люстрашустрогрустногусто;
бисквитделовитаппетитлетитудивит). Игра «Мысоавторы» (называю одну строчку
и предлагаю сочинить 2ю); «Лингвистический калейдоскоп»; «Скажи наоборот»
(шалаш, кабак); «Заблудилась буква» (козакоса, кошкакочка); Сюжетная картинка
«Травка спасает МитрашуАнтипыча». Таким образом, игра учит владению словом
как средством грамотного взаимодействия с окружающим миром, служит ступенькой
к саморазвитию, прививает интерес и любовь к русской речи.
Альтернативой описания картины становится очень интересный новый вид работы
по мультфильмам, по 2хминутным роликам. Так, изучая глаголы, рассматриваем
мультик о поросенке, пытающемся достать вазочку с печеньем, стоящую на
холодильнике и при этом совершает множество действий. Описывая действия поросенка, ребята записывают около 20 глаголов, и словосочетаний, находят
синонимичные, конструируют предложения для создания текста.
Двигательная и речевая разминка в динамике, в движении это очень интересно и
полезно для здоровья и для умственного и речевого развития. Я их провожу по
орфограммам. 1) Словаисключения ОЁ после шипящих в корне: шоколад, шофер,
крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный,
трущоба. Произнося их, чмокаем, изображаем себя за рулём, мимика, шов
показываем, раздвигаем руки, надуваем щёки, движения накидывания капюшона,
машем плетью, боком ладошки разбиваем воздух, шуршим бумагой, выпячиваем
грудь и делаем приседания. 2) «Глаголыисключения из 1спряжения (руками
мельница) гнать, держать (бег на месте), смотреть и видеть (имитируем бинокль),
дышать, слышать, ненавидеть (глубокий вдохвыдох), и обидеть, и терпеть (боксируем),
и зависеть, и вертеть (повороты туловища). Вы запомните, друзья, (перекрестные
движения руками, показывая запятую) их нае писать нельзя! (движения запрета) это
глаголы второго спряжения (показываем два пальца и садимся на места).
В ХХI веке информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом
процесса обучения. По республиканской программе все ребята получили компьютеры
для дистанционного обучения. А домашний компьютер не только окно в мир друзей,
но и помощник в учёбе. Когда ребята в паре стали решать предлагаемые задания по
дистанту, они удивились, насколько серьёзно, объёмно и сложно осваивать эту
программу. Дополнительная информация по предмету доступна в дистанционном
предметном факультативе учителя «Грамотей». Роль учителя определённа, он
консультант в получении знаний, пользовании интернетпорталами, словарями,
познавательными сайтами. Таким образом, участие в республиканском проекте
«Электронное образование РТ» обеспечивает необходимость подготовки школьника с
ОВЗ к профессиональной деятельности в условиях информационного пространства.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная
среда увлечённых детей и педагогов. Работая в направлении «Я и мой учитель» учу
строить минидиалоги с учителем. При оценке деятельности ребенка использую
только похвалу и опору на его лучшие качества: искренность, старание и жизнелюбие:
«Как хорошо, что учишься вместе с нами, с тобой уроки проходят интереснее, как
замечательно ты умеешь сказать главное». Мне повезло, в моих классах «особый»
ребёнок самый лучший и внимательный читатель, поэтому в проектах ему
принадлежит роль мудреца (придумывает вопросы для викторины) и генератора идей
для сценария праздника.
В практику моей внеклассной работы как учителя словесника вошли проекты
представления, к примеру: «Митрофанушка» по комедии Д.Фонвизина, «Четвертая
высота» по книге Е.Ильиной, «Конкурс чтецов» по сказке Александра Волкова о
приключениях маленькой девочки Элли и её собачки Тотошки. Особенный ребёнок
чувствует удовлетворение и желание заниматься в проекте. Мне нравится такая
творческая игра «Подарок в корзине», основанная на развитии умения понять другого,
встать на его точку зрения через игру на эмпатию. Для своих любимых литературных
героев и их авторов готовим подарки, складываем их в корзину. Это калоша, зонтик,
черные очки для Человека в футляре; трубка для Шерлока Холмса; клюква, компас
для Насти и Митраши; перчатки, веер и шаль для Анны Ахматовой; жёлтая рубаха и
шляпа для Маяковского; гранатовый браслет для госпожи Шеиной; заячий тулуп для Пугачёва; склянка с маслом для Аннушки; халат, топор для Раскольникова;
тапочки и диван для Обломова. Тот, кто получает этот подарок, озвучивает мысли
вслух этого предмета, к примеру, «О чём думает шинель Акакия Акакиевича?»
Выявление и поддержка творческих способностей детей с ОВЗ, развитие их
потенциала – задача учителя. Для меня мои подопечные – люди с ограниченными
возможностями, но неограниченной способностью жить, любить, творить, радоваться и
ещё дарить радость другим. Поэтому принцип «Я стану, я смогу» не только помогает
поверить в возможности, но и воспитывает инициативу, самостоятельность, умение
анализировать своё поведение. И принимать решение, как литературные герои
Николая Островского «Как закалялась сталь», Владислава Титова «Всем смертям
назло». В проекте «Бал литературных героев» я познакомила ребят с современной
трогательной историей о девочке, прикованной к инвалидной коляске, но благодаря
новым друзьям ставшей счастливым человеком. История о том, как важно уметь
сочувствовать, сопереживать и уметь дружить. Героиня маленькой повести Михалкова
Оля не может ходить и не пойдёт, потому что от её болезни ещё никто не изобрёл
лекарства; но, тем не менее, она сумела стать счастливой. Очень трогательная и
светлая книга, изображающая ребёнкаинвалида не как тренажёр для упражнений в
милосердии, а как самостоятельную личность. Толерантное отношение воспитываться
должно с детства. Талант это труд, несколько лет вместе с одноклассниками наши
ребята участвуют в номинации «Я знаю русский язык» в интеллектолимпиаде МАН
«Познание и творчество», являются дипломантами конкурса одарённых учащихся
Азнакаевского муниципального района «Чулпан» в номинации «Вопреки судьбе»,
участниками Международного фестиваля «Детство без границ», республиканского
конкурса музыки и искусств среди детей с ОГВ «Мы всё можем!»
Содержание Федерального государственного образовательного стандарта
направлено на развитие УУД и личностных общеобразовательных качеств, таких как
осознание уникальности своей личности, ориентации в человеческих качествах,
осознание значимости нравственных категорий добра, красоты, истины, чувства
собственного достоинства. Школа– это и есть мир творчества, проявления и раскрытия
каждым ребёнком своего «я». Дети с особенностями развития должны иметь право
выбора ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Инклюзивное
образование дает такую возможность.
Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.
Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.
Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.
Статья Урочная и внеурочная деятельность как инновационная составляющая в инклюзивном образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.