Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Оценка 4.8

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
искусство +1
Взрослым
18.08.2018
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Любая деятельность опирается на комплекс качеств, необходимых для её осуществления. В хореографии наряду с исполнительскими навыками важную роль играет музыкальность. Однако, не все преподаватели хореографических дисциплин, руководители хореографических коллективов осознают всю сущностную глубину понятия «музыкальность» и его составляющих элементов как качества необходимого для занятия хореографией.
Условия развития музыкальности.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Е.В. ОБРАЗЦОВОЙ»  города САЛЕХАРДА УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ Статья Автор Предеина Е.Г. преподаватель хореографических дисциплин Салехард, 2017 Любая деятельность опирается на комплекс качеств, необходимых для её   осуществления.   В   хореографии     наряду   с   исполнительскими     навыками важную   роль   играет   музыкальность.   Однако,   не   все   преподаватели хореографических   дисциплин,   руководители   хореографических   коллективов осознают   всю   сущностную   глубину   понятия   «музыкальность»   и   его составляющих   элементов   как   качества   необходимого   для   занятия хореографией.  Проблемами   музыкальной   культуры,   музыкального   воспитания хореографа, музыкальности интересовались  различные деятели хореографии: Ж.­Ж.   Новер,   К.   Блазис,   А.   Глушковский,   М.   Петипа,   Ф.   Лопухов,   В. Красовская, В. Ванслов и другие. Эти авторы рассматривали музыкальность в контексте исследования постановочных и репетиторских процессов, а также в создании творческих портретов выдающихся исполнителей. Целенаправленным изучением   музыкальности   в   хореографии   как   опорного     профессионального качества занимались Н. Тарасов, О. Берг, Л. Ладыгин, Е. Муськина. Однако, системного, целостного труда по характеристике музыкальности и развитию ее в   хореографии   на   данный   момент   не   существует.   Поэтому   естественно обращение   к   работам   специалистов   в   психологии   творчества   и   музыки.   (Л. Выготский, С. Рубинштейн, Б. Асафьев,  С. Науменко, Б. Теплов).  Формирование   музыкальной   культуры   и   в   частности   музыкальности должно   быть   частью   педагогического   процесса,   который   осуществляется   на основе   принципа   последовательности,   систематичности,   учета   возрастных особенностей,   деятельности,   целенаправленности.   Важно,   чтобы   ученик   был автором и создателем своего собственного музыкального мира. Руководящая и направляющая роль в этом процессе отводится педагогу. Чтобы определить педагогические   методы   и   средства,   надо   раскрыть   сущность   понятия «музыкальность». В   музыкальной   энциклопедии   под   редакцией   Ю.   В.   Келдыш: Музыкальность  определяется   как   комплекс   природных   задатков, обеспечивающих   возможность   воспитания   в   человеке   музыкального   вкуса, способности   полноценного   восприятия   музыки.   В   этот   комплекс   входят: динамический   слух  (способность   различать   громкое   и   тихое   звучание), тембровый   слух  (способность   различать   звучание   различных   инструментов), ритмический   слух  (способность   различать   длинные   и   короткие   звуки   и   их последовательность); (способность представить музыку или движение мелодии с помощью внутреннего слуха или  музыкально­слуховые   представления  музыкальной   памяти   и   музыкального   воображения)   или  ладовое   чувство (способность ощущать тяготения звуков между собой и т.д.). Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания. Абсолютная не музыкальность    (если такая вообще возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки,   решительно   ничего   не   вызывающие.   Чем   больше   человек   слышит   в звуках,   тем   более   он   музыкален.   Способность   эмоционально   отзываться   на музыку   является   особым   и   наиболее   значимым   признаком   музыкально одаренной личности. Также к признакам музыкальности относятся: высокая эмоциональная отзывчивость, которую можно проследить в мимике, эмоциональной реакции на различные   события   и   явления   окружающей   жизни;   интерес   к   музыке,   к музыкальному исполнительству; первые творческие проявления в музыкальной деятельности (игры с музыкой, «сочинение» собственных песенок, танцев, игр с музыкой и т.д.). Надо отметить, что приобщение к исполнительству – одно из условий, при котором из музыкальных задатков могут развиться музыкальные способности,   примером   этого   могут   служить   известные   музыканты   (Бах, Моцарт).  Необходимо   всевозможными   путями   развивать   общие   способности ребенка – память, внимание, воображение, мышление, волю, чувство природы и др. – эти способности необходимы и для музыкальной деятельности. С одной  стороны, музыкальность  является   тем  качеством,  на  основе которого должно и может осуществляться обучение хореографии. С другой стороны, это качество должно систематически развиваться. В настоящее время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребенка. Поэтому возникает вопрос о сензитивных периодах развития. Сензитивный   период   характеризуется   тем,   что   те   или   иные   воздействия оказывают больше влияния на развитие психических функций, на психическое развитие   в   целом,   чем   до   или   после   него.   Существуют   определенные сензитивные   периоды   в   развитии   музыкальности,   которые   обусловливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха,   движения,   структуры   эмоциональной   саморегуляции   и   интеллекта. Индивидуальная   вариативность   музыкальной   сензитивности   связана   с наследственностью,   условиями   музыкальной   среды   и   интенсивностью музыкального обучения. С взаимодействием этих трех факторов и связывают особенности музыкального развития одаренных детей. Интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но   и   на   общем   уровне   развития   ребенка.   Дети   быстрее   сосредотачиваются, становятся   более   внимательными,   лучше   более   выносливыми, координированными.   Музыка,   являясь   с   ранних   лет   органичной   частью развивающей личностно значимой среды, не просто сопутствует развитию, но и оказывает прямое воздействие на его ход, как бы «связывая» психический опыт ребенка в единое целое.  Музыкальность   ребенка   зависит   от   специфики   взаимосвязи   ее структурных   компонентов   и   качества   их   развития.   Поэтому   одной   из педагогических   задач,   обеспечивающей   оптимальное   формирование музыкальности на начальном этапе, является установление типа музыкальности у ребенка:  эмоционально­образного (I тип);  рационального (II тип);  репродуктивного (III тип). Музыкально­ритмическое чувство у учащихся с I типом музыкальности хорошо развито (у них пластичная двигательная сфера, развитая кинестезия), у учеников   со   II   типом   это   чувство   отличается   прямолинейностью, механистичностью,   малой   выразительностью,   а   представители   III   типа характеризуются слабым развитием музыкально­ритмического чувства (слабый уровень развития кинестезии, отсутствует чувство времени и др.). Установление   типа   музыкальности   важно   не   только   для   того,   чтобы видеть, что умеет ученик, но и для того, чтобы видеть, чего он может достичь при   целенаправленном   руководстве   со   стороны   педагога.   Из   всего   выше сказанного можно вывести еще одно условие развития музыкальности – это своевременное диагностирование музыкальных способностей. Задача   воспитания   музыкальности   у   обучающихся   хореографии, достаточно   сложна.   Настоящему   танцовщику   необходимо   не   только   уметь слушать   и   слышать   музыку,   но   и   проникаться   её   содержанием,   понимать, чувствовать.  Поэтому   преподаватель   и   ученик   должны   уделять   на   занятиях особое   внимание   не   только   развитию   ритмической,   но   и   эмоционально­ действенной связи музыки и танца. Необходимо осознавать, что музыка – это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно   организованными   звуками;   а   в   танце   всё   то   же   выражается средствами   организованной   пластики   сценического   движения,   то   есть   при помощи танцевальных движений, поз и жестов. Без подлинной музыкальности нельзя   овладеть   подлинной   танцевальностью,   ибо   содержание   музыкального произведения и сценического действия едины и неделимы. Многие   педагоги   в   своей   деятельности   опираются   на   понятие музыкальности в хореографии, разработанное Н. И. Тарасовым. Он считал, что музыкальность будущего танцовщика слагается как бы из трех взаимосвязанных исполнительских компонентов. Первый   компонент   –   это   способность   верно   согласовывать   свои действия   с   музыкальным   ритмом.   Разумеется,   вначале   учащиеся   должны хорошо освоить простейшие музыкальные и хореографические ритмы размером на 2/4 и 4/4, затем более сложные: на 3/4 и 6/8 и т.д., постепенно переходя от медленных   темпов   к   быстрым   и   к   усилению   динамики   исполняемых упражнений,   что   будет   способствовать   воспитанию   более   чуткой, художественно верной связи музыки и танца. Второй компонент музыкальности по Тарасову – это умение учащихся сознательно   и   творчески   увлеченно   воспринимать   тему­мелодию, художественно   воплощая   ее   в   танце.   Танец   без   внутреннего   творческого побуждения   не   может   стать   подлинно   живым   выразителем   сценического действия.   Эмоциональное   восприятие   музыкальной   темы   всегда   вызывает   у учащихся   стремление   действовать   не   только   технически   (физически) совершенно, но и осмысленно, увлеченно, то есть творчески, а не формально, шаблонно.   С   эмоционально­художественным   содержанием   произведения неразрывно   связана   и   динамика   –   сила,   или   громкость   звучания.   Детям нетрудно   уяснить,  что,  например,  торжественный   марш   исполняется   громко (forte),   а   колыбельная   песня   –   тихо   (piano)   и   т.д.   Поначалу   учащимся предлагаются   музыкальные   произведения,   имеющие   яркие   динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем дети учатся реагировать   на   постепенное   усиление   или   ослабление   звучания,   появление ярких   акцентов,   «всплесков»   звучности.   Отражение   в   движении   динамики зависит от мышечного напряжения. С усилением звучания музыки, как правило, увеличивается   мускульная   нагрузка,   изменяются   объем   движения   и   его амплитуда.   Учащиеся   должны   хорошо   владеть   телом,   чтобы   затрачивать   на определенное движение нужное количество энергии. Способность внимательно и верно воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием   необходимо  воспитывать   с  первого   года  обучения,  как  только ученики твердо встанут на ноги, хорошо усвоят исполнительские приемы своих экзерсисов, как у станка, так и на середине зала. Работу эту надо развивать и углублять   постепенно,   но   не   вообще,   а   в   самой   тесной   связи   с   освоением техники танца. Третий компонент музыкальности, по мнению Тарасова, – это умение учащихся внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически   верно  и   творчески   увлеченно   воплотить   их  звучание   в  пластике танца.  Практика  убеждает в том, что   это  умение  должно воспитываться  у учащихся так же, как верное чувство ритма и понимание темы. Можно уметь танцевать, тонко и верно воспринимать содержание музыкальной темы, но не уметь   или   недостаточно   уметь   отобразить   ее  интонации   в   своих   действиях. Поэтому не только что, но и как говорит музыкальная тема, ученик должен воспринимать одновременно и именно на уроках. Говоря   об   условиях   развития   музыкальности,  следует   отметить   роль среды. Развитие музыкальности происходит в первую очередь в рамках урока. Используемый   музыкальный   материал   должен   быть   понятен   учащимся   и должен подчеркивать характер исполняемого движения. Хореографический и музыкальный   материал   урока   должен   распределяться   таким   образом,   чтобы восприятие учащихся не притуплялось и концентрация внимания не снижалась в процессе урока. Подбор   музыкального   оформления   урока   осуществляется соответственно его структуре и содержанию структурных элементов: экзерсиса у   станка,   экзерсиса   на   середине   зала,   этюдов.    Экзерсис   у   станка  должен сформировать   двигательные   навыки,   заложить   основы   исполнительской культуры.   Этому   способствуют   достаточно   лаконичные,   четко   выстроенные комбинации.   Их   музыкальное   оформление   представляет   собой   музыкальный фрагмент с яркой мелодией из образцов народной музыки, соответствующей характеру,   амплитуде   и   структуре   изучаемого   движения.  Для   занятий   на середине   зала,   где   исполняются   учебно­танцевальные   и   танцевальные комбинации, направленные на развитие сценической техники и выразительности танца, больше подходят завершенные пьесы, вариационные формы.  Этюды и развернутые танцевальные композиции исполняются под музыку, помогающую освоить   не  только   технику   движений,  но   и   динамику   пространства,  создать образно­эмоциональную окраску танца. Что   касается   методов,  которые   применяются   на   уроке  для   развития музыкальности,   то   самым   известным   является  ритмика.   Музыкально­ ритмическая деятельность учащихся имеет три взаимосвязанных направления. Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха,   усвоение   музыкальных   знаний,   формирование   умений   подчинить  Третье движение   музыке.  Второе  дает   правильные   двигательные   навыки.   направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела, ориентироваться в пространстве. Популярным является также  метод музыкального движения. Основное требование: движение должно быть музыкальным. Музыкальность движения – это интегральное качество адекватности движения музыке (соответствие ритма движений   ритму   музыки,   совпадение   музыкальных   и   двигательных   фраз, распределение   во   времени   в   соответствии   с   музыкой,   соответствие эмоционального   впечатления   от   движения   и   от   музыки).   Важно,   что музыкальность   движения   вырабатывается   в   поиске   внутреннего   ощущения адекватности собственного движения в музыке, а не путем подражания образцу. Признаками такой адекватности, которую можно было бы назвать «чувством   являются   двигательная   и   эмоциональная двигательного   движения», включенность,   но   такая,   что   собственные   движения   и   эмоции   не   мешают слушать   и   слышать   музыку.   Когда   происходит   подлинное   «попадание   в музыку»,   возникает   целый   пласт   особых   личностно   значимых   переживаний: ощущение   праздничности,  переживание   счастья,  собственной   энергии,  мощи, «эмоциональной   вовлеченности».   В   состоянии   «вовлеченности»   могут наблюдаться   неожиданные   качественные   «сдвиги»   в   овладении   техникой движения. Классическая, в том числе современная и народная музыка, составляют основную  часть   музыкального  материала   для  упражнений   и  импровизаций   и предоставляют   буквально   неисчерпаемое   многообразие   двигательного, эмоционального   и   вообще   человеческого   содержания.   Для   музыкального движения характерно требование выражения всех аспектов музыкальной ткани произведения   в  движении.  Так,  эмоция   должна   быть   выражена   ровно   в  той степени, в какой она присутствует в музыке, и двигательное развитие этого выражения должно совпадать с развитием эмоционального движения в музыке. Метод   музыкального   движения   содержит   ряд   способов   обучения, направленных на развитие целостности переживаний музыки. Музыка   должна   звучать   и   восприниматься   не   только   в   учебном процессе. Педагог должен осознавать, что музыкальное пространство следует постепенно   формировать   и   за   пределами   хореографического   класса.   К сожалению, музыкальная среда, создаваемая современным теле­радио эфиром, не выдерживает никакой критики с точки зрения развития музыкальности и музыкальной   культуры.   Чтобы   было   создано   качественное   музыкальное пространство, нужно воспитать тех, кто создает среду вне учебного процесса – в   первую   очередь,   родителей.   Очень   важно   поощрять   познавательную   и творческую   деятельность   ребенка   в   сфере   музыки,   быть   заинтересованным слушателем и ценителем его первых музыкальных опытов.   Сейчас   существует   множество   возможностей   сделать   это,   и   многие педагоги   успешно   применяют   различные   способы   в   практике.   Можно предложить слушать музыку родителям во время ожидания детей. Можно дать конкретное   домашнее   задание,   которое   будет   выполняться   совместно родителями и детьми: послушать, пофантазировать, найти новое музыкальное произведение.   Слушать   музыку   нужно   только   высокохудожественную,   руководитель   с   помощью проверенную   временем.   Учитывая   это, воспитанников,   родителей,   учителей,   используя   современные   технические возможности,  может   создать   фонотеку   из   образцов   классической,  народной, эстрадной музыки. Таким   образом,   развитие   музыкальности   в   обучении   хореографии должно быть  педагогически целесообразным, осуществляться в разнообразной музыкально­танцевальной   деятельности,   с   активизацией   роли   учащихся   в рамках специально созданного музыкального пространства. Литература: 1.   Берг   О.   М.   Взаимосвязь   музыки   и   хореографии   и   музыкальное воспитание балетмейстера / Сб. Музыка и хореография современного балета. – Л.: Музыка, 1979. 2. Муськина Е. Н. Принципы музыкального оформления урока народно­ /Основы   подготовки   специалистов­хореографов. сценического   танца   Хореографическая педагогика: учеб. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2006. 3.   Науменко   С.   И.     Индивидуально­психологические   особенности музыкальности // Вопр.психол. 1982, № 5, С. 85­94.  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей педагогики. – М.: Педагогика, 1989 5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей //Избранные  труды. – М.: Педагогика, 1985. – Т.1 6. Тарасов Н. И. Классический танец. – СПб: Лань, 2005.

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"

Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2018