Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
искусство +1
Взрослым
18.08.2018
Любая деятельность опирается на комплекс качеств, необходимых для её осуществления. В хореографии наряду с исполнительскими навыками важную роль играет музыкальность. Однако, не все преподаватели хореографических дисциплин, руководители хореографических коллективов осознают всю сущностную глубину понятия «музыкальность» и его составляющих элементов как качества необходимого для занятия хореографией.
Условия развития музыкальности.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Е.В. ОБРАЗЦОВОЙ»
города САЛЕХАРДА
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
В ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ
Статья
Автор
Предеина Е.Г.
преподаватель хореографических дисциплин
Салехард, 2017 Любая деятельность опирается на комплекс качеств, необходимых для
её осуществления. В хореографии наряду с исполнительскими навыками
важную роль играет музыкальность. Однако, не все преподаватели
хореографических дисциплин, руководители хореографических коллективов
осознают всю сущностную глубину понятия «музыкальность» и его
составляющих элементов как качества необходимого для занятия
хореографией.
Проблемами музыкальной культуры,
музыкального воспитания
хореографа, музыкальности интересовались различные деятели хореографии:
Ж.Ж. Новер, К. Блазис, А. Глушковский, М. Петипа, Ф. Лопухов, В.
Красовская, В. Ванслов и другие. Эти авторы рассматривали музыкальность в
контексте исследования постановочных и репетиторских процессов, а также в
создании творческих портретов выдающихся исполнителей. Целенаправленным
изучением музыкальности в хореографии как опорного профессионального
качества занимались Н. Тарасов, О. Берг, Л. Ладыгин, Е. Муськина. Однако,
системного, целостного труда по характеристике музыкальности и развитию ее
в хореографии на данный момент не существует. Поэтому естественно
обращение к работам специалистов в психологии творчества и музыки. (Л.
Выготский, С. Рубинштейн, Б. Асафьев, С. Науменко, Б. Теплов).
Формирование музыкальной культуры и в частности музыкальности
должно быть частью педагогического процесса, который осуществляется на
основе принципа последовательности, систематичности, учета возрастных
особенностей, деятельности, целенаправленности. Важно, чтобы ученик был
автором и создателем своего собственного музыкального мира. Руководящая и
направляющая роль в этом процессе отводится педагогу. Чтобы определить
педагогические методы и средства, надо раскрыть сущность понятия
«музыкальность». В музыкальной энциклопедии под редакцией Ю. В. Келдыш:
Музыкальность
определяется как комплекс природных задатков,
обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса,
способности полноценного восприятия музыки. В этот комплекс входят:
динамический слух (способность различать громкое и тихое звучание),
тембровый слух (способность различать звучание различных инструментов),
ритмический слух (способность различать длинные и короткие звуки и их
последовательность);
(способность
представить музыку или движение мелодии с помощью внутреннего слуха или
музыкальнослуховые представления
музыкальной памяти и музыкального воображения) или ладовое чувство
(способность ощущать тяготения звуков между собой и т.д.).
Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение
некоторого содержания. Абсолютная не музыкальность (если такая вообще
возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как
звуки, решительно ничего не вызывающие. Чем больше человек слышит в
звуках, тем более он музыкален. Способность эмоционально отзываться на
музыку является особым и наиболее значимым признаком музыкально
одаренной личности.
Также к признакам музыкальности относятся: высокая эмоциональная
отзывчивость, которую можно проследить в мимике, эмоциональной реакции на
различные события и явления окружающей жизни; интерес к музыке, к
музыкальному исполнительству; первые творческие проявления в музыкальной
деятельности (игры с музыкой, «сочинение» собственных песенок, танцев, игр с
музыкой и т.д.). Надо отметить, что приобщение к исполнительству – одно из
условий, при котором из музыкальных задатков могут развиться музыкальные
способности, примером этого могут служить известные музыканты (Бах,
Моцарт). Необходимо всевозможными путями развивать общие способности ребенка – память, внимание, воображение, мышление, волю, чувство природы и
др. – эти способности необходимы и для музыкальной деятельности.
С одной стороны, музыкальность является тем качеством, на основе
которого должно и может осуществляться обучение хореографии. С другой
стороны, это качество должно систематически развиваться. В настоящее время
существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального
развития ребенка. Поэтому возникает вопрос о сензитивных периодах развития.
Сензитивный период характеризуется тем, что те или иные воздействия
оказывают больше влияния на развитие психических функций, на психическое
развитие в целом, чем до или после него. Существуют определенные
сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обусловливаются
динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов
слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.
Индивидуальная вариативность музыкальной сензитивности связана с
наследственностью, условиями музыкальной среды и интенсивностью
музыкального обучения. С взаимодействием этих трех факторов и связывают
особенности музыкального развития одаренных детей.
Интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном,
но и на общем уровне развития ребенка. Дети быстрее сосредотачиваются,
становятся более внимательными,
лучше
более выносливыми,
координированными. Музыка, являясь с ранних лет органичной частью
развивающей личностно значимой среды, не просто сопутствует развитию, но и
оказывает прямое воздействие на его ход, как бы «связывая» психический опыт
ребенка в единое целое.
Музыкальность ребенка зависит от специфики взаимосвязи ее
структурных компонентов и качества их развития. Поэтому одной из
педагогических задач,
обеспечивающей оптимальное формирование музыкальности на начальном этапе, является установление типа музыкальности
у ребенка:
эмоциональнообразного (I тип);
рационального (II тип);
репродуктивного (III тип).
Музыкальноритмическое чувство у учащихся с I типом музыкальности
хорошо развито (у них пластичная двигательная сфера, развитая кинестезия), у
учеников со II типом это чувство отличается прямолинейностью,
механистичностью, малой выразительностью, а представители III типа
характеризуются слабым развитием музыкальноритмического чувства (слабый
уровень развития кинестезии, отсутствует чувство времени и др.).
Установление типа музыкальности важно не только для того, чтобы
видеть, что умеет ученик, но и для того, чтобы видеть, чего он может достичь
при целенаправленном руководстве со стороны педагога. Из всего выше
сказанного можно вывести еще одно условие развития музыкальности – это
своевременное диагностирование музыкальных способностей.
Задача воспитания музыкальности у обучающихся хореографии,
достаточно сложна. Настоящему танцовщику необходимо не только уметь
слушать и слышать музыку, но и проникаться её содержанием, понимать,
чувствовать. Поэтому преподаватель и ученик должны уделять на занятиях
особое внимание не только развитию ритмической, но и эмоционально
действенной связи музыки и танца. Необходимо осознавать, что музыка – это
искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и
интонационно организованными звуками; а в танце всё то же выражается
средствами организованной пластики сценического движения, то есть при
помощи танцевальных движений, поз и жестов. Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального
произведения и сценического действия едины и неделимы.
Многие педагоги в своей деятельности опираются на понятие
музыкальности в хореографии, разработанное Н. И. Тарасовым. Он считал, что
музыкальность будущего танцовщика слагается как бы из трех взаимосвязанных
исполнительских компонентов.
Первый компонент – это способность верно согласовывать свои
действия с музыкальным ритмом. Разумеется, вначале учащиеся должны
хорошо освоить простейшие музыкальные и хореографические ритмы размером
на 2/4 и 4/4, затем более сложные: на 3/4 и 6/8 и т.д., постепенно переходя от
медленных темпов к быстрым и к усилению динамики исполняемых
упражнений,
что будет способствовать воспитанию более чуткой,
художественно верной связи музыки и танца.
Второй компонент музыкальности по Тарасову – это умение учащихся
сознательно и творчески увлеченно воспринимать темумелодию,
художественно воплощая ее в танце. Танец без внутреннего творческого
побуждения не может стать подлинно живым выразителем сценического
действия. Эмоциональное восприятие музыкальной темы всегда вызывает у
учащихся стремление действовать не только технически (физически)
совершенно, но и осмысленно, увлеченно, то есть творчески, а не формально,
шаблонно. С эмоциональнохудожественным содержанием произведения
неразрывно связана и динамика – сила, или громкость звучания. Детям
нетрудно уяснить, что, например, торжественный марш исполняется громко
(forte), а колыбельная песня – тихо (piano) и т.д. Поначалу учащимся
предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические
контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем дети учатся
реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появление ярких акцентов, «всплесков» звучности. Отражение в движении динамики
зависит от мышечного напряжения. С усилением звучания музыки, как правило,
увеличивается мускульная нагрузка, изменяются объем движения и его
амплитуда. Учащиеся должны хорошо владеть телом, чтобы затрачивать на
определенное движение нужное количество энергии.
Способность внимательно и верно воспринимать музыку, увлекаться ее
содержанием необходимо воспитывать с первого года обучения, как только
ученики твердо встанут на ноги, хорошо усвоят исполнительские приемы своих
экзерсисов, как у станка, так и на середине зала. Работу эту надо развивать и
углублять постепенно, но не вообще, а в самой тесной связи с освоением
техники танца.
Третий компонент музыкальности, по мнению Тарасова, – это умение
учащихся внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь
технически верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике
танца. Практика убеждает в том, что это умение должно воспитываться у
учащихся так же, как верное чувство ритма и понимание темы. Можно уметь
танцевать, тонко и верно воспринимать содержание музыкальной темы, но не
уметь или недостаточно уметь отобразить ее интонации в своих действиях.
Поэтому не только что, но и как говорит музыкальная тема, ученик должен
воспринимать одновременно и именно на уроках.
Говоря об условиях развития музыкальности, следует отметить роль
среды. Развитие музыкальности происходит в первую очередь в рамках урока.
Используемый музыкальный материал должен быть понятен учащимся и
должен подчеркивать характер исполняемого движения. Хореографический и
музыкальный материал урока должен распределяться таким образом, чтобы
восприятие учащихся не притуплялось и концентрация внимания не снижалась
в процессе урока. Подбор музыкального оформления урока осуществляется
соответственно его структуре и содержанию структурных элементов: экзерсиса
у станка, экзерсиса на середине зала, этюдов. Экзерсис у станка должен
сформировать двигательные навыки, заложить основы исполнительской
культуры. Этому способствуют достаточно лаконичные, четко выстроенные
комбинации. Их музыкальное оформление представляет собой музыкальный
фрагмент с яркой мелодией из образцов народной музыки, соответствующей
характеру, амплитуде и структуре изучаемого движения. Для занятий на
середине зала, где исполняются учебнотанцевальные и танцевальные
комбинации, направленные на развитие сценической техники и выразительности
танца, больше подходят завершенные пьесы, вариационные формы. Этюды и
развернутые танцевальные композиции исполняются под музыку, помогающую
освоить не только технику движений, но и динамику пространства, создать
образноэмоциональную окраску танца.
Что касается методов, которые применяются на уроке для развития
музыкальности, то самым известным является ритмика. Музыкально
ритмическая деятельность учащихся имеет три взаимосвязанных направления.
Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального
слуха, усвоение музыкальных знаний, формирование умений подчинить
Третье
движение музыке. Второе дает правильные двигательные навыки.
направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела,
ориентироваться в пространстве.
Популярным является также метод музыкального движения. Основное
требование: движение должно быть музыкальным. Музыкальность движения –
это интегральное качество адекватности движения музыке (соответствие ритма
движений ритму музыки, совпадение музыкальных и двигательных фраз,
распределение во времени в соответствии с музыкой, соответствие
эмоционального впечатления от движения и от музыки). Важно, что музыкальность движения вырабатывается в поиске внутреннего ощущения
адекватности собственного движения в музыке, а не путем подражания образцу.
Признаками такой адекватности, которую можно было бы назвать «чувством
являются двигательная и эмоциональная
двигательного движения»,
включенность, но такая, что собственные движения и эмоции не мешают
слушать и слышать музыку. Когда происходит подлинное «попадание в
музыку», возникает целый пласт особых личностно значимых переживаний:
ощущение праздничности, переживание счастья, собственной энергии, мощи,
«эмоциональной вовлеченности». В состоянии «вовлеченности» могут
наблюдаться неожиданные качественные «сдвиги» в овладении техникой
движения.
Классическая, в том числе современная и народная музыка, составляют
основную часть музыкального материала для упражнений и импровизаций и
предоставляют буквально неисчерпаемое многообразие двигательного,
эмоционального и вообще человеческого содержания. Для музыкального
движения характерно требование выражения всех аспектов музыкальной ткани
произведения в движении. Так, эмоция должна быть выражена ровно в той
степени, в какой она присутствует в музыке, и двигательное развитие этого
выражения должно совпадать с развитием эмоционального движения в музыке.
Метод музыкального движения содержит ряд способов обучения,
направленных на развитие целостности переживаний музыки.
Музыка должна звучать и восприниматься не только в учебном
процессе. Педагог должен осознавать, что музыкальное пространство следует
постепенно формировать и за пределами хореографического класса. К
сожалению, музыкальная среда, создаваемая современным телерадио эфиром,
не выдерживает никакой критики с точки зрения развития музыкальности и
музыкальной культуры. Чтобы было создано качественное музыкальное
пространство, нужно воспитать тех, кто создает среду вне учебного процесса – в первую очередь, родителей. Очень важно поощрять познавательную и
творческую деятельность ребенка в сфере музыки, быть заинтересованным
слушателем и ценителем его первых музыкальных опытов.
Сейчас существует множество возможностей сделать это, и многие
педагоги успешно применяют различные способы в практике. Можно
предложить слушать музыку родителям во время ожидания детей. Можно дать
конкретное домашнее задание, которое будет выполняться совместно
родителями и детьми: послушать, пофантазировать, найти новое музыкальное
произведение. Слушать музыку нужно только высокохудожественную,
руководитель с помощью
проверенную временем.
Учитывая это,
воспитанников, родителей, учителей, используя современные технические
возможности, может создать фонотеку из образцов классической, народной,
эстрадной музыки.
Таким образом, развитие музыкальности в обучении хореографии
должно быть педагогически целесообразным, осуществляться в разнообразной
музыкальнотанцевальной деятельности, с активизацией роли учащихся в
рамках специально созданного музыкального пространства.
Литература:
1. Берг О. М. Взаимосвязь музыки и хореографии и музыкальное
воспитание балетмейстера / Сб. Музыка и хореография современного балета. –
Л.: Музыка, 1979.
2. Муськина Е. Н. Принципы музыкального оформления урока народно
/Основы подготовки специалистовхореографов.
сценического танца
Хореографическая педагогика: учеб. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2006.
3. Науменко С. И.
Индивидуальнопсихологические особенности
музыкальности // Вопр.психол. 1982, № 5, С. 8594.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей педагогики. – М.: Педагогика, 1989 5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей //Избранные
труды. – М.: Педагогика, 1985. – Т.1
6. Тарасов Н. И. Классический танец. – СПб: Лань, 2005.
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Статья "Условия развития музыкальности в обучении хореографии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.