Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»
Оценка 4.7

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
05.02.2017
Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.В данной статье представлен опыт учителя на тему «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»
Сидорова Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФФГОС.docx
Сидорова Алла Ивановна,  учитель русского языка и литературы  МКОУ «Порошинская СОШ»  Свердловская область  Камышловский район  п/о Порошино Публичное представление педагогического опыта «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»  «Человек достигнет результата, только делая что­то сам...»  (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ,  востоковед, профессор Лондонского университета)      В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи   формирования   знаний   в   соответствии   с   новыми   стандартами,   формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих   ученикам   действовать   в   новой   обстановке   на   качественно   высоком   уровне. Реализации   данных   задач   в   полной   мере   способствует   системно   ­   деятельностный   подход   в обучении, который заложен в новые стандарты.       Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают»   их   сами   в   процессе   самостоятельной   исследовательской   деятельности.   Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.      Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором   знаний,   а   сформировать   у   него   умение   и   желание   учиться   всю   жизнь,   работать   в команде,   способность   к   самоизменению   и   саморазвитию   на   основе   рефлексивной самоорганизации.   Реализация   технологии   деятельностного   метода   в   практическом   преподавании  системой   дидактических   принципов,   одним   из   которых   является обеспечивается   принцип вариативности . Принцип вариативности предполагает формирование обучающимися способностей   к   систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному   принятию   решений   в ситуациях выбора.  Обучающиеся: ­ работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации; ­   критически   осмысляют   актуальную   социальную   информацию,  поступающую   из разных   источников,   формулируют   на   этой   основе   собственных   заключений   и   оценочных суждений; ­ решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; ­ анализируют современные общественные явления и события; ­   осваивают   типичные   социальные   роли   через   участие   в   обучающих   играх   и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла) ­ аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; ­ выполняют творческие работы и исследовательские проекты. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: ­конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы; ­отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание); ­выбрать   наиболее   эффективные   методы   и   приемы   обучения   в   данном   классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока; ­определить формы контроля за учебной деятельностью школьников; ­продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. ­продумать форму подведения итогов урока; ­продумать содержание, объем и форму домашнего задания;             Современный   урок   строится   на   основе   использования   технических   средств   с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.          Обучение должно быть организовано так, чтобы  целенаправленно вести за собой развитие.   Учебная деятельность оказывает прямое влияние на эффективность усвоения знаний. Если   в   рамках   содержания   усваиваемого   учебного   материала   школьники   овладевают рациональными способами усвоения, тем самым они подготавливаются к качественно новому, более высокому уровню усвоения. Это означает, что в их интеллектуальном развитии также происходят существенные сдвиги. Здесь раскрываются дальнейшие резервы усвоения, а через них дополнительные источники  психического развития.      Обучение и  развитие  находятся  в тесной   и   неразрывной   связи.   От   того,   как   организуется   учебная   деятельность,   зависит формирование и развитие личности в целом.   “Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение” (Якиманская И.С. Развивающее обучение. – С.5)  Реализация такого обучения требует специальной организации учебного процесса.   Высокий   уровень   напряженности   мышления   учащихся   ,   когда   знания   добываются собственным   трудом,  достигается   применением    проблемного обучения.  В   процессе   урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач­ проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы   сведения,   делают   необходимые   обобщения   и   выводы,   сравнивают   и   анализируют фактический   материал,   определяют,   что   им   уже   известно,   а   что   еще   надо   найти.   Выявить, обнаружить   и   т.п.   При   таком   методе   работы   внимание   учащихся   обращается   не   только   на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению.   Кроме   того,   усвоение   знаний   осуществляется   путем   совместной,   коллективной деятельности учителя и учеников.  Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.     При эвристическом методе осуществляются следующие виды деятельности учащихся: Работа   над   текстом   художественного   произведения:   анализ   эпизода   или   целого произведения, пересказ как прием анализа, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения, анализ образа героя, сравнительная характеристика героев; составление плана к своему развернутому ответу, к   докладу,   сочинению;   конспективное   изложение   результатов   анализа   произведений   разных искусств, анализа поставленной проблемы; выступления на диспуте, сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением. Критическими статьями и пр.     Эвристический   метод   развивает   литературные   способности   учащихся.,учит самостоятельному приобретению знаний и умений.       Ориентацией   на   нравственное   и   эмоциональное   воспитание   личности,   в   процессе которого   осуществляется   необходимое   обучение,   отличается  система   Е.Н.Ильина.  (Селевко Г.К.   Современные   образовательные   технологии.   –   С.47­50)   Каждое   художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос­проблему, которая служит ядром урока, учитель ставит так, чтобы:   а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику; в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения   произведения,   учебника   и   дополнительной   литературы,   ознакомления   с   историей изучаемого произведения и с биографией автора.   В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него ­ к Книге.     Способ   введения   ученика   в   структуру   материала   через   “деталь”   –   “вопрос”   – “проблему” универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций.   Ответ   на   поставленные   проблемы   организуется   в   форме   коллективного   поиска, раскрепощенного суждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.   Урок литературы – это: ­ человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; ­   своеобразный   одноактный  спектакль  с   несколькими   явлениями,   сотворчество   двух моралистов – писателя и учителя; ­ не аргументы и факты, а открытия; ­  совместная   деятельность  учителя   и   ученика   на   творческой   основе,   духовном равенстве и межличностном общении.   Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.   В каждом случае  я руководствуюсю целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить   в   нем   лучшие   качества   личности,   подвести   к   высотам   гуманизма   и гражданственности.     Для решения  комплексных  задач  усвоения  нового, закрепления  материала,  развития творческих   способностей,   формирования   общеучебных   умений   эффективным   является использование игровых технологий. (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –   С.   50­60)   В   учебном   процессе   применяются   различные   модификации   деловых   игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо­ и социодрама. Имитационные игры.  На занятиях имитируется деятельность какой­либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела   и   т.д.   Имитироваться   могут   события,   конкретная   деятельность   людей   (деловое совещание, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные   игры.  Они   помогают   отрабатывать   выполнение   конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды   и   агитации.   В   операционных   играх   моделируется   соответствующий   рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. Исполнение   ролей.  В   этих   играх   отрабатываются   тактика   поведения,   действий, выполнение функций и обязанностей  “Деловой театр”  В нем разыгрывается какая­либо ситуация, конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается  модель­пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с “обязательным содержанием”.  поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник  должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного   лица,   понять   его   действия,   оценить   обстановку   и   найти   правильную   линию поведения.   Основная   задача   метода   инсценировки   –   научить   подростка   ориентироваться   в различных   обстоятельствах,   давать   объективную   оценку   своему   поведению,   учитывать возможности   других   людей,   устанавливать   с   ними   контакты,   влиять   на   их   интересы, потребности   и   деятельность,   не   прибегая   к   формальным   атрибутам   власти.   Для   метода инсценировки   составляется   сценарий,   где   описываются   конкретная   ситуация,   функции   и обязанности действующих лиц, их задачи. Психодрама   и   социодрама.  Они   весьма   близки   к   “исполнению   ролей”   и   “деловому театру”.   Это   тоже   “театр”,   но   уже   социально­психологический,   в   котором   отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.     Технология   игры   состоит   из   трех   этапов:     подготовки;   проведения;   анализа   и обобщения.    Обеспечению активности учебного процесса, достижению высокого уровня усвоения содержания способствует и использование групповых технологий. (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – С.108­113)  Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются: ­ класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; ­   каждая   группа   получает   определенное   задание   (либо   одинаковое,   либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; ­   задания   в   группе   выполняются   таким   способом,   который   позволяет   учитывать   и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; ­ состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью   для   коллектива   могли   реализоваться   учебные   возможности   каждого   члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.             При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной мере возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый,   поскольку   его   знания   актуализируются,   конкретизируются,   приобретают   гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.        Существуют разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки.                 Существует   отдельная   педагогическая   технология,   основанная   на   системе эффективных   уроков.   Автор   ­   А.А.Окунев.   (Селевко   Г.К.   Современные   образовательные технологии. – С.144­147) К нетрадиционным технологиям урока относятся: ­ интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;  ­ уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; ­ уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:   исследование,   изобретательство,   анализ   первоисточников,   комментарий,   мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; ­ уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок­презентация, “дублер начинает действовать”; ­ уроки с имитацией публичных форм общения: пресс­конференция, аукцион, бенефис, митинг,   регламентированная   дискуссия,   панорама,   телепередача,   телемост,   рапорт,   “живая газета”, устный журнал; ­   уроки   с   использованием   фантазии:   урок­сказка,   урок­сюрприз,   урок­подарок   от волшебника, урок на тему инопланетян; ­   уроки,   основанные   на   имитации   деятельности   учреждений   и   организаций:   суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет; ­   уроки,   имитирующие   общественно­культурные   мероприятия:   заочная   экскурсия   в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж; ­ перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “Следствие ведут знатоки”, “Что? Где? Когда?”, “Эрудицион”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка, “посиделки”, “клуб знатоков” и др. Альтернативной технологией является технология мастерских, технология критического мышления.     В  технологии  мастерских  главное  не  сообщить  и  освоить  информацию,  а  передать способы работы. Культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться. На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Процесс познания гораздо важнее, чем само знание. В отличие от урока, знания мастерских не даются,   а  выстраиваются.   Ученик   имеет   право   на  ошибку;   ошибка   считается   закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.       Мастерская   как   локальная   технология   охватывает   большую   или   меньшую   часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.       Основные методические приемы­элементы технологии: индукция, самоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.  Что же мы понимаем под критическим мышлением? Один из активных пропагандистов этой   технологии   профессор   Дэвид   Клустэр   чётко   выделил   те   интеллектуальные   операции, которые не являются критическим мышлением. Это: а б в простое запоминание; понимание чужих идей, даже самых сложных; и, как это ни странно звучит, творческое, или интуитивное мышление: когда некое решение приходит в результате озарения, а не после более или менее длительных рациональных рассуждений.  Урок, который способствует развитию критического мышления, – это урок, на котором: ученики вначале формулируют проблему, которую необходимо решить, а  потом разными способами получают информацию, которая необходима для её решения; каждое   утверждение   требует   доказательства,   каждый   вывод   – аргументации; обоснованной;    любой   имеет   право   на   собственную   точку   зрения,   лишь   бы   она   была результаты   работы   обсуждаются,   полученные   результаты   и   сделанные выводы сравниваются. Урок,   построенный   в   рамках   технологии   критического   мышления,   содержит   три основные фазы.  Как организовать эти фазы урока? В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но  я использую и свои собственные приёмы, которые считаю наиболее эффективными. осмысления РТ ИНСЕ Заполн Дневн Эффек «Тонк ение таблиц  ик двойной записи тивная лекция     ие» и «толстые»  вопросы  Зигзаг  (мозаика)  Фишбо ун (рыбья кость)  Поиск  в тексте ответов на  вопросы   Ответы на вопросы Синквейн,  диаманта, хайку Таблицы, кластеры, фишбоуны  Возврат к  ключевым словам, верным и  неверным утверждениям Последнее слово за    мной  Перекрёстная  дискуссия   сочинение   Общая полемика Десятиминутное  Выходная карта Применение Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные. Предлагаю вам памятку­табличку тех приёмов, которые можно использовать на уроках, построенных в соответствии с технологией развития критического мышления.  Стратегии технологии развития критического мышления Стадия вызова Стадия Стадия рефлексии ция вы… слова думаю  Инвентариза  Верите ли   Ключевые   Читаю –   Кластер  Таблица ЗХУ Возможно, многие из них вам хорошо знакомы. Может быть, о чём­то вы хотели бы узнать более подробно.   Меняются цели образования, меняются средства и технологии обучения, но урок остался главной формой обучения. Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного   процесса:   учитель   и   ученик.   С   урока   начинается   учебно­воспитательный процесс,   уроком   он   и   заканчивается.   Все   остальное   в   школе   играет   хотя   и   важную,   но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Нам, учителям сегодня очень важно понять: ­ что происходит с современным уроком; ­ насколько   он   эффективен   в   решении   новых   задач,   стоящих   перед   образованием;   ­   что изменилось в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения; ­ как меняется позиция учителя и учащихся. Системно­   деятельностный   подход   —   это   своего   рода   философия   образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями. Он тесно связан с формированием ключевых компетенций и универсальных учебных действий, то   есть   готовностью   учащихся   использовать   полученные   знания   и   способы   деятельности   в реальной жизни для решения практических задач.  .

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»

Статья «Вариативные формы обучения на современном уроке в рамках реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017