Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Оценка 4.7

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература +1
5 кл
28.03.2019
Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности. И именно в школе начинается процесс становления одаренности ребенка. И очень важно правильно организовать этот процесс. При этом важно соблюдать определенные условия.
Из опыта работы с одарёнными детьми на уроках.docx
Из опыта работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика  всё­таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает,  что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты  встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в  основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают  и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с  высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными  возможностями, с активной познавательной потребностью,  восприимчивостью к учению, т.е. способные. Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку  достижение максимально возможного для его уровня развития.  Обучение способных (одарённых) детей в классах вместе с другими  школьниками, во­первых, позволяет создать условия для дальнейшей  социальной адаптации одарённых детей, во­вторых, для выявления  скрытой до определённого времени одарённости других учащихся. Если  одарённого ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя  как мастера ­ очистить его от примесей. Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития  одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении  которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений  системы работы учителей с такими детьми. Прежде всего это должен  быть принципиально новый , качественный подход в обучении, в основе  которого лежат принципы личностно – ориентированного подхода:  дифференцированное, развивающее и проблемное обучение. Русский язык и литература как учебные предметы являются основой  школьного филологического образования, считаются одними из  важнейших, так как способствуют развитию мышления,  интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной  социализации и самореализации личности( и эти две дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми). Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках  русского языка и литературы является создание условий,  обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей,  познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление  учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально  приобретённых возможностей, а также развитие личностных качеств:  ответственности, самостоятельности, нравственности. 1. 2. Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы  организации учебной деятельности: групповые, коллективные,  индивидуальные, проблемно­исследовательские, игровые ( групповые  дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие,  развивающие способности детей). На уроках русского языка в 5 классе учителю приходится решать  одновременно несколько глобальных задач. В их круг на ряду  формированием навыков грамотного письма входит и ознакомление  учащихся с историей развития языка, с собственно лингвистическими  терминами, развитие языкового чутья и обучение азам лингвистики.  Однако невозможно уделять решению всех этих задач много времени.  Его не хватает разобраться даже с орфографией и пунктуацией. В  таких случаях наряду с орфографическими (лексико ­  орфографическими) пятиминутками я провожу лингвистические  пятиминутки : Шиворот­ навыворот. Чем является морфема ши    ? Корень или  приставка? Как произошли слова, например, р жки и рожки (р жки – рога мн.  число, рог – рожок, рожки; рожки­ макароны). оо оо «Угадай слово» ­ учащиеся решают ребусы. При этом они должны  не только угадать слово, но и определить, какой частью речи являются,  назвать грамматические признаки. Эта игра (игровая форма  деятельности), более способным детям становится интересно самим  найти что­то новое для себя и сообщить об этом одноклассникам. При  этом слабые учащиеся начинают тянуться за более сильными, вскоре  тоже активно вовлекаются в эту деятельность. Забавные рисунки к  правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания,  сказочные персонажи помогают результативно и в интересной форме  осваивать сложные темы. Творческие задания в 5 классе предполагают выполнение работы по  аналогии, по образцу. Поэтому сначала образцы детям показываю сама  – различные виды ребусов, задания «Четвёртое лишнее»( например,  мороз, хоровод, город, порох), «Составьте слово» ( из разных слов  взять указанные морфемы и составить новое слово, при выполнении  этого задания учащиеся должны продемонстрировать умение разбирать слова по составу), «Знаете ли вы, что…». По заданию упражнения в  учебнике учащиеся сочиняют лингвистическую сказку в диалогической  форме по данному началу о Существительном и Глаголе. Пишут  небольшие сочинения по личным впечатлениям «Летние радости»,  Описывают устно и письменно репродукции картин, данные в учебнике.  Более способные учащиеся выступают в роли редакторов, анализируют  работы своих товарищей. Также предлагаю задания, содействующие формированию навыка  самостоятельного добывания знаний. Цель таких заданий – будить  детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника.  Большое значение для формирования навыков самостоятельного  добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями.  Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на  основе ситуативных задач. Например: «Вы готовитесь к докладу. У вас  возникли сомнения, как правильно произносить слова договор, звонит,  квартал и т.д. Поставьте ударения в словах, используя словари». После изучения раздела «Лексика» провожу урок – сказку, урок –  путешествие в страну «Лексикологию», используя слайдовую  презентацию. На уроках литературы систематически веду работу над развитием  выразительного чтения. При изучении басен И.А.Крылова даю задания  инсценировать понравившуюся басню в парах. При изучении устного  народного творчества – сочинить сказку (волшебную, бытовую или о  животных), на уроках изучения литературных сказок, учащиеся  заучивают наизусть отрывки из сказок Пушкина, на уроках внеклассного чтения более сильные учащиеся пересказывают сказку дословно, в  стихотворной форме, некоторую часть наизусть. Обобщая изученное по  творчеству А.С.Пушкина, провожу викторину по сказкам, чтобы дети  отгадали, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат  (зеркальце, корыто, верёвка и т.д.) Подобные задания одновременно и развивают учащихся, и  поддерживают интерес к предмету. Для меня важно не только вызвать  интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы. Если ученик проявляет интерес – значит готов к самостоятельной  поисковой деятельности. Учебные задания усложняются по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. Развитие творческих способностей учеников средних классов находится в тесной связи с их общим литературным образованием и  начитанностью. Поэтому стараюсь у особо способных учащихся  формировать богатый читательский опыт. Это касается и поэзии.  Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической  речью – всё это создаёт ту литературную и языковую культуру, без  которой не возможно детское творчество. Способных (одарённых)  детей побуждаю к сочинительству, как в стихотворной форме так и в  прозе. Даже несовершенные ученические стихи становятся полезной  школой для формирования нравственных и эстетических чувств,  воспитания поэтического слуха. Особую роль играет и групповая работа на уроках. Она формирует аналитические и коммуникативные навыки,  является ступенькой к социализации личности. Здесь проявляются лидерские качества учащихся, т.к. именно способные ученики  выступают координаторами работы в группе. Например, в 9 классе при  изучении жизни и творчества А.С. Пушкина учащиеся делятся на 4  группы и получают задания: 1 группа рассказывает о Пушкине по заданному плану: в лицее, влияние  Пущина на будущее великого поэта, чтение стихов; 2 группа рассказывает о Дельвиге, дружбе поэтов после лицея (чтение  стихов); 3 группа рассказывает о Кюхелбекере (Кюхельбекер в Сибири); 4 группа – о лицеистах ( уход из жизни лицеистов, памятник Пушкину). Обычно при подготовке учащиеся проявляют инициативу: готовят  слайдовую презентацию, работают с дополнительной литературой. Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной  ситуации. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную  мотивацию учащихся, а припоминание того, что учащиеся уже изучали,  превращает учение в творческий процесс. Этот метод обучения можно продемонстрировать, например, на основе  изучения произведений писателей: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского,  А.М.Горького. При изучении романа – эпопеи «Война и мир» веду  диалог с учащимися. ­ В какой семье, Ростовых или Болконских, ты хотел бы жить? ­ Какая она, счастливая семья? ­ Как решается проблема личной ответственности человека перед лицом истории? И т.д. Широко применяю такую форму работы, как составление  сравнительных таблиц, сравнительных характеристик, составление  схем, рефератов, докладов, подготовка к публичным выступлениям,  которые требуют большой самостоятельной работы учащихся. Но только классно – урочная система работы с одарёнными детьми не в  состоянии решить все задачи и проблемы. Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт  внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и  литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины,  литературные чтения (например, Пушкинские, Лермонтовские),  литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах  чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно –  творческих работ. И наконец, в последние годы большие возможности работы с  одарёнными детьми представляют различные интернет­проекты. Кроме  уже ставших привычными Всероссийской игры–конкурса по  языкознанию Всё это говорит о живом интересе к предмету, о развитии творческих  способностей учащихся. Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и  одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность  общества в неординарной творческой личности. В современном мире  требуется не только высокая активность человека, но и умение,  способность нестандартному поведению. С другой стороны, школа  ориентирована на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить  базовый уровень, чтобы без двоек сдать ОГЭ пройти порог при сдаче  ЕГЭ, поэтому учитель вынужден уделять большее внимание на уроке  им, слабым учащимся. Эти две проблемы тесно связаны между собой.  Подготовка к экзаменам, во­первых, требует огромного напряжения, во­ вторых, постоянно приходится быть в поиске новых форм и методов  обучения. Среди основных принципов моей работы по подготовке к ЕГЭ главными  являются: ­ сочетание групповых и индивидуальных консультаций; ­ тесное сотрудничество учащихся и учителя на занятиях; ­ система работы над ошибками; ­ выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого  ученика; ­ использование материалов сети Интернет, обучающих сайтов и т.д. Обе системы работы: с одарёнными детьми и подготовка к ЕГЭ  построены на общих принципах, которые приводят к единой формуле  успеха. Есть японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском  жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в  учительской профессии успех складывается из каждодневного  напряжённого, кропотливого труда. Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение  которых требует творческой активности, напряжения всех сил,  проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий  потенциал школьников, развивает и свои творческие способности,  находит всё новые формы работы, которые расширяют  интеллектуальные возможности учеников. Одарённость существует лишь в постоянном движении: или  развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но  каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть  таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для  учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни. Малышенко Э.А. Учитель русского языка и литературы

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019