Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Воспитание патриотизма на уроках географии в основной школе.
Любить свою Родину, – значит, знать ее.
В.Г. Белинский
Закон РФ «Об образовании» ставит перед нами задачу патриотического
воспитания учащихся.
Задача трудная, так как современная действительность не всегда является
поводом для гордости за свою страну, а люди, окружающие детей, часто безучастны
и равнодушны.
Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения,
социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье,
но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без
патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу,
невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга
и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят
сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых
людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального
общества и сильной державы.
Патриотическое воспитание школьников проходит:
в процессе обучения;
во внеурочной деятельности;
во внешкольной деятельности.
Воспитание школьников происходит на уроке в процессе обучения, который был
и остаётся главной формой учебновоспитательного процесса. И здесь, среди
важнейших школьных дисциплин, которые могут показать величие страны, можно
выделить географию, т.к. эта наука соединила в себе естественные и общественные
науки и изучает взаимодействие общества и природы. Подрастающее поколение
должно гордиться своей страной и содержание предмета позволяет показать величие
природы России, знакомит с героями своей страны, с её великой историей.
В каждом курсе географии возможно воспитчвать патриотизм. Приведу примеры:
6 класс начальный курс физической географии:
ведение «Календаря погоды»: ведут наблюдения за погодой, сравнивая погоду
территории с показаниями прошлых лет;
Тема «Путешественники и первооткрыватели», для воспитания патриотических
чувств школьников я рассказываю о мужестве Афанасия Никитина,
Н.М.Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
Тема «План и карта» решают задания на определение расстояния от Москвы до
Сургута, от западной окраины страны и до ее восточной окраины (СПетербург –
м.Дежнёва). Обучающинсяосознают как велика наша страна и какая огромная ее
территория. Выполняют задания, которые имеют познавательную направленность:
10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла
остров. Его координаты – 69o ю.ш. и 91o з.д. (остров Петра I).
В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва –
Северный полюс – Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут
перелёта и его направление.
Тема «Литосфера» обязательно подчёркиваю исключительное богатство Россииполезными ископаемыми. Рассказываю о большом вкладе в мировую науку наших
учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного
бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем
и немного по отношению даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9
этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий.
Тема «Землетрясения», разговор о милосердии и отзывчивости, о том, что россияне
всегда придут на помощь в трудную минуту любому человеку, какой бы национальности
он не был. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере
землетрясения в Ташкенте и Спитаке, о том, как быстро пришла помощь со всех уголков
страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим
на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран.
Тема «Население Земли»: об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н.
МиклухоМаклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Обучающиеся узнают,
ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся
путешественник.
7 класс – курс «географии материков и океанов»:
Тема «История открытия и исследования материков»: чувство патриотизма здесь
особо ярко, т.к. роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей
многогранно: В.В Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В.Елисеев, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.
Лазарев, Н.И. Вавилов, С. Дежнёв, В. Беринг, А.И. Чириков, П.П. СемёноваТян
Шанский, Н.М. Пржевальский, которые беззаветно и преданно служили своей стране.
Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению
природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие
граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами.
Они служили на благо своей страны.
Изучение материка Евразия – обучающиеся находят на карте географические объекты,
названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей, а
такжеготовят сами и слышат рассказы других учеников об этих мужественных,
самоотверженных людях.
89 классы курс «География России. Природа, население, хозяйство» обладает
наибольшим воспитательным потенциалом, каждая тема здесь воспитывает
патриотическое отношение к Родине.
Введения «Россия – Родина моя». Теперь за основу беру разработку урока из сборника
«Современный урок географии», часть 5. Ребята пишут минисочинение на тему «Что
для меня Родина?».
Тема «Россия на карте мира» сравнении с другими странами и даже материками,
площадь страны и как не возникнуть чувству гордости за огромные просторы своей
Родины!? Изучая границы, обязательно речь идет о долге защищать границы своей
Родины.
Тема «Природа России» вызывает чувство гордости за уникальную природу своей
родины: о могучих реках России, об озере Байкал, о крупнейших равнинах мира,
расположенных в нашей стране. В этом курсе рассматриваются вопросы сохранения
окружающей среды, рационального природопользования. На этих уроках обучающиеся
делают выводы о личной ответственности каждого из нас за чистоту своего дома, о том,
что уже сейчас они могут сделать для охраны природы и окружающей среды.
Тема «Байкал – жемчужина Сибири» позволяет продолжть работу по формированию
чувства любви к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на
примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при
работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные
фотографии), посвящённые Байкалу. Тема «Природные регионы России»: обучающиеся знакомятся с произведениями
литературы (стихи, проза) и художественными (живопись), с классическими
произведениями (С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова) и музыкальными
отрывками, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор,
вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.
Тема «Население России», рассказывая о потерях населения, говорим о тяжёлых для
страны голодных годах, когда помогали выживать милосердие и сострадание людей,
которые делились друг с другом последним. В теме «Этнический состав населения»,
изучая многонациональный состав населения страны, о терпимом отношении к другим
религиям, традициям, привожу пример участия всех народов в Великой Отечественной
войне, где они проявили мужество и победили, а затем все вместе восстанавливали
разрушенную страну.
Тема «Демографическая ситуация в России» рассматривается на примере своей семьи,
т.к. важным условием нравственнопатриотического воспитания учащихся является
тесная взаимосвязь с родителями, а прикосновение к истории своей семьи вызывает
у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням.
Тема «Народные промыслы России» дает возможность обучащимся находить
удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах
страны и нашего региона ХМАОЮгры.
Тема по городам страны: прежде всего по Москве и СанктПетербургу, по городам
«Золотого кольца». Возникает чувство гордости за необыкновенный силуэт столицы,
созданный трудом известных и неизвестных архитекторов, художников и зодчих.
Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребёнке чувство
святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед
священным. В этом процессе не нужно, да и нельзя к этому принуждать, ибо святое –
это то, что дано, а священное – это то, что окружает. Отсюда становится очевидным, что
главными критериями решения социальных проблем в современном российском
обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине,
к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её
проявлениях. Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных
задач современного общества. Жизненное самоопределение школьников никогда не
было простым делом, а в современной социальноэкономической ситуации оно
значительно усложнилось. Мотивационноценностное ядро человека включает, прежде
всего, фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители,
дети, ближние.
География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой,
играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся, основ гражданского
самоопределения, социальноличностного развития и успешной самореализации
молодого человека.