Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"
Оценка 4.7

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
география
Взрослым
01.04.2017
Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"
Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
воспитание патриотизма на уроках географии.docx
Воспитание патриотизма на уроках географии в основной школе. Любить свою Родину, – значит, знать ее. В.Г. Белинский      Закон РФ «Об образовании» ставит перед нами задачу патриотического  воспитания учащихся.       Задача трудная, так как современная действительность не всегда является  поводом для гордости за свою страну, а люди, окружающие детей, часто безучастны  и равнодушны.          Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения,  социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье,  но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без  патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу,  невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга  и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят  сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых  людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального  общества и сильной державы.       Патриотическое воспитание школьников проходит: ­       в процессе обучения; ­       во внеурочной деятельности; ­       во внешкольной деятельности.      Воспитание школьников происходит на уроке в процессе обучения, который был  и остаётся главной формой учебно­воспитательного процесса. И здесь, среди  важнейших школьных дисциплин, которые могут показать величие страны, можно  выделить географию, т.к. эта наука соединила в себе естественные и общественные  науки и изучает взаимодействие общества и природы. Подрастающее поколение   должно гордиться своей страной и содержание предмета позволяет показать величие природы России, знакомит с героями своей страны, с её великой историей.       В каждом курсе географии возможно воспитчвать патриотизм. Приведу примеры:   6 класс­ начальный курс физической географии:   ­ ведение «Календаря погоды»: ведут наблюдения за погодой, сравнивая погоду  территории с показаниями прошлых лет; ­Тема «Путешественники и первооткрыватели», для воспитания патриотических  чувств школьников я рассказываю о мужестве Афанасия Никитина,  Н.М.Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. ­ Тема «План и карта» решают задания на определение расстояния от Москвы до  Сургута, от западной окраины страны и до ее восточной окраины (С­Петербург –  м.Дежнёва). Обучающинсяосознают как велика наша страна и какая огромная ее  территория. Выполняют задания, которые имеют познавательную направленность:  10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла  остров. Его координаты – 69o ю.ш. и 91o з.д. (остров Петра I). В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва –  Северный полюс – Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта и его направление. ­ Тема «Литосфера» обязательно подчёркиваю исключительное богатство России полезными ископаемыми. Рассказываю о большом вкладе в мировую науку наших  учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного  бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем  и немного по отношению даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9­ этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий.   ­ Тема «Землетрясения», разговор о милосердии и отзывчивости, о том, что россияне  всегда придут на помощь в трудную минуту любому человеку, какой бы национальности  он не был. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим  на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран. ­ Тема «Население Земли»: об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н.  Миклухо­Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Обучающиеся узнают,  ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся  путешественник.     7 класс – курс  «географии материков и океанов»: ­ Тема «История открытия и исследования материков»: чувство патриотизма здесь  особо ярко, т.к. роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей многогранно: В.В Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В.Елисеев, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.  Лазарев, Н.И. Вавилов, С. Дежнёв, В. Беринг, А.И. Чириков, П.П. Семёнова­Тян­ Шанский, Н.М. Пржевальский, которые беззаветно и преданно служили своей стране.  Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению  природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие  граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны. ­ Изучение материка Евразия – обучающиеся находят на карте географические объекты,  названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей, а  такжеготовят сами и слышат рассказы других учеников об этих мужественных,  самоотверженных людях.      8­9 классы ­ курс «География России. Природа, население, хозяйство»­ обладает  наибольшим воспитательным потенциалом, каждая тема здесь воспитывает  патриотическое отношение к Родине. ­ Введения «Россия – Родина моя». Теперь за основу беру разработку урока из сборника  «Современный урок географии», часть 5. Ребята пишут мини­сочинение на тему «Что  для меня Родина?».  ­ Тема «Россия на карте мира»   сравнении с другими странами и даже материками,  площадь страны и как не возникнуть чувству гордости за огромные просторы своей  Родины!? Изучая границы, обязательно речь идет о долге защищать границы своей  Родины.  ­ Тема «Природа России» ­ вызывает чувство гордости за уникальную природу своей  родины: о могучих реках России, об озере Байкал, о крупнейших равнинах мира,  расположенных в нашей стране. В этом курсе рассматриваются вопросы сохранения  окружающей среды, рационального природопользования. На этих уроках обучающиеся  делают выводы о личной ответственности каждого из нас за чистоту своего дома, о том,  что уже сейчас они могут сделать для охраны природы и окружающей среды.  ­ Тема «Байкал – жемчужина Сибири»   позволяет  продолжть работу по формированию  чувства любви к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на  примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при  работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные  фотографии), посвящённые Байкалу. ­ Тема «Природные регионы России»: обучающиеся знакомятся с произведениями  литературы (стихи, проза) и художественными (живопись), с классическими  произведениями (С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова) и музыкальными  отрывками, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор,  вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.   ­ Тема «Население России», рассказывая о потерях населения, говорим о тяжёлых для  страны голодных годах, когда помогали выживать милосердие и сострадание людей,  которые делились друг с другом последним. В теме «Этнический состав населения»,  изучая многонациональный состав населения страны, о терпимом отношении к другим  религиям, традициям, привожу пример участия всех народов в Великой Отечественной  войне, где они проявили мужество и победили, а затем все вместе восстанавливали  разрушенную страну.  ­ Тема «Демографическая ситуация в России» рассматривается на примере своей семьи,  т.к. важным условием нравственно­патриотического воспитания учащихся является  тесная взаимосвязь с родителями, а прикосновение к истории своей семьи вызывает  у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти  прошлого, к своим историческим корням.   ­ Тема «Народные промыслы России» дает возможность обучащимся находить  удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах  страны и нашего региона ХМАО­Югры. ­ Тема по городам страны: прежде всего по Москве и Санкт­Петербургу, по городам  «Золотого кольца». Возникает чувство гордости за необыкновенный силуэт столицы,  созданный трудом известных и неизвестных архитекторов, художников и зодчих.      Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребёнке чувство  святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед  священным. В этом процессе не нужно, да и нельзя к этому принуждать, ибо святое –  это то, что дано, а священное – это то, что окружает. Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском  обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине,  к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её  проявлениях. Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общества. Жизненное самоопределение школьников никогда не  было простым делом, а в современной социально­экономической ситуации оно  значительно усложнилось. Мотивационно­ценностное ядро человека включает, прежде  всего, фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители,  дети, ближние.      География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой,  играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся, основ гражданского  самоопределения, социально­личностного развития и успешной самореализации  молодого человека.

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017