Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Иконка файла материала воспитание патриотизма на уроках географии.docx
Воспитание патриотизма на уроках географии в основной школе. Любить свою Родину, – значит, знать ее. В.Г. Белинский      Закон РФ «Об образовании» ставит перед нами задачу патриотического  воспитания учащихся.       Задача трудная, так как современная действительность не всегда является  поводом для гордости за свою страну, а люди, окружающие детей, часто безучастны  и равнодушны.          Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения,  социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье,  но и в школе. Многовековая история наших народов доказывает, что без  патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу,  невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга  и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят  сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых  людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального  общества и сильной державы.       Патриотическое воспитание школьников проходит: ­       в процессе обучения; ­       во внеурочной деятельности; ­       во внешкольной деятельности.      Воспитание школьников происходит на уроке в процессе обучения, который был  и остаётся главной формой учебно­воспитательного процесса. И здесь, среди  важнейших школьных дисциплин, которые могут показать величие страны, можно  выделить географию, т.к. эта наука соединила в себе естественные и общественные  науки и изучает взаимодействие общества и природы. Подрастающее поколение   должно гордиться своей страной и содержание предмета позволяет показать величие природы России, знакомит с героями своей страны, с её великой историей.       В каждом курсе географии возможно воспитчвать патриотизм. Приведу примеры:   6 класс­ начальный курс физической географии:   ­ ведение «Календаря погоды»: ведут наблюдения за погодой, сравнивая погоду  территории с показаниями прошлых лет; ­Тема «Путешественники и первооткрыватели», для воспитания патриотических  чувств школьников я рассказываю о мужестве Афанасия Никитина,  Н.М.Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. ­ Тема «План и карта» решают задания на определение расстояния от Москвы до  Сургута, от западной окраины страны и до ее восточной окраины (С­Петербург –  м.Дежнёва). Обучающинсяосознают как велика наша страна и какая огромная ее  территория. Выполняют задания, которые имеют познавательную направленность:  10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла  остров. Его координаты – 69o ю.ш. и 91o з.д. (остров Петра I). В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва –  Северный полюс – Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта и его направление. ­ Тема «Литосфера» обязательно подчёркиваю исключительное богатство Россииполезными ископаемыми. Рассказываю о большом вкладе в мировую науку наших  учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного  бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем  и немного по отношению даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9­ этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий.   ­ Тема «Землетрясения», разговор о милосердии и отзывчивости, о том, что россияне  всегда придут на помощь в трудную минуту любому человеку, какой бы национальности  он не был. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим  на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран. ­ Тема «Население Земли»: об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н.  Миклухо­Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Обучающиеся узнают,  ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся  путешественник.     7 класс – курс  «географии материков и океанов»: ­ Тема «История открытия и исследования материков»: чувство патриотизма здесь  особо ярко, т.к. роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей многогранно: В.В Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В.Елисеев, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.  Лазарев, Н.И. Вавилов, С. Дежнёв, В. Беринг, А.И. Чириков, П.П. Семёнова­Тян­ Шанский, Н.М. Пржевальский, которые беззаветно и преданно служили своей стране.  Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению  природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие  граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны. ­ Изучение материка Евразия – обучающиеся находят на карте географические объекты,  названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей, а  такжеготовят сами и слышат рассказы других учеников об этих мужественных,  самоотверженных людях.      8­9 классы ­ курс «География России. Природа, население, хозяйство»­ обладает  наибольшим воспитательным потенциалом, каждая тема здесь воспитывает  патриотическое отношение к Родине. ­ Введения «Россия – Родина моя». Теперь за основу беру разработку урока из сборника  «Современный урок географии», часть 5. Ребята пишут мини­сочинение на тему «Что  для меня Родина?».  ­ Тема «Россия на карте мира»   сравнении с другими странами и даже материками,  площадь страны и как не возникнуть чувству гордости за огромные просторы своей  Родины!? Изучая границы, обязательно речь идет о долге защищать границы своей  Родины.  ­ Тема «Природа России» ­ вызывает чувство гордости за уникальную природу своей  родины: о могучих реках России, об озере Байкал, о крупнейших равнинах мира,  расположенных в нашей стране. В этом курсе рассматриваются вопросы сохранения  окружающей среды, рационального природопользования. На этих уроках обучающиеся  делают выводы о личной ответственности каждого из нас за чистоту своего дома, о том,  что уже сейчас они могут сделать для охраны природы и окружающей среды.  ­ Тема «Байкал – жемчужина Сибири»   позволяет  продолжть работу по формированию  чувства любви к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на  примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при  работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные  фотографии), посвящённые Байкалу.­ Тема «Природные регионы России»: обучающиеся знакомятся с произведениями  литературы (стихи, проза) и художественными (живопись), с классическими  произведениями (С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова) и музыкальными  отрывками, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор,  вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.   ­ Тема «Население России», рассказывая о потерях населения, говорим о тяжёлых для  страны голодных годах, когда помогали выживать милосердие и сострадание людей,  которые делились друг с другом последним. В теме «Этнический состав населения»,  изучая многонациональный состав населения страны, о терпимом отношении к другим  религиям, традициям, привожу пример участия всех народов в Великой Отечественной  войне, где они проявили мужество и победили, а затем все вместе восстанавливали  разрушенную страну.  ­ Тема «Демографическая ситуация в России» рассматривается на примере своей семьи,  т.к. важным условием нравственно­патриотического воспитания учащихся является  тесная взаимосвязь с родителями, а прикосновение к истории своей семьи вызывает  у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти  прошлого, к своим историческим корням.   ­ Тема «Народные промыслы России» дает возможность обучащимся находить  удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах  страны и нашего региона ХМАО­Югры. ­ Тема по городам страны: прежде всего по Москве и Санкт­Петербургу, по городам  «Золотого кольца». Возникает чувство гордости за необыкновенный силуэт столицы,  созданный трудом известных и неизвестных архитекторов, художников и зодчих.      Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребёнке чувство  святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед  священным. В этом процессе не нужно, да и нельзя к этому принуждать, ибо святое –  это то, что дано, а священное – это то, что окружает. Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском  обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине,  к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её  проявлениях. Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общества. Жизненное самоопределение школьников никогда не  было простым делом, а в современной социально­экономической ситуации оно  значительно усложнилось. Мотивационно­ценностное ядро человека включает, прежде  всего, фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители,  дети, ближние.      География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой,  играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся, основ гражданского  самоопределения, социально­личностного развития и успешной самореализации  молодого человека.

Посмотрите также