Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"
Оценка 4.8

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Оценка 4.8
Лекции +1
doc
химия
8 кл—11 кл
24.02.2017
Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"
Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ" Почему-то считается, что патриотизм воспитывается только на уроках истории и ОБЖ. Однако это не совсем так. Не только история, но и все другие школьные предметы способствуют формированию человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Чтобы не быть голословной приведу пример патриотического воспитания учащихся на уроках химии.
Барышова - Патриотизм на уроках химии.doc
Учитель химии ГБОУ СОШ № 1980 г. Москвы методист  по  химии  издательства «БИНОМ.  Лаборатория знаний», победитель ПНПО 2006, 2011 гг. Барышова И.В. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ Патриотизм   –   это   исторически   сложившаяся   и   развивающаяся категория   социальной   педагогики,   отражающая   устойчивое   положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество. Патриотизм   является   важным   ресурсом   консолидации   общества. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В   одном   из   выступлений   по   российскому   телевидению   В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». Исходя   из   этого,   важнейшей   задачей   в   нашей   стране   в   современных условиях   является   задача   воспитания   патриотизма   у   подрастающего поколения. При этом важнейшую роль в воспитании гражданина, патриота своей страны играет школа. Позитивное влияние, которое оказывает образовательное учреждение на патриотическое воспитание, значительно превосходит влияние общественных организаций и средств массовой информации. Педагогический   коллектив   образовательного   учреждения   состоит   из людей, специфика служебного положения, уровень психолого­педагогической компетентности   которых   предполагает   обеспечение   всестороннего, дифференцированного   подхода   к   процессу   патриотического   воспитания учащихся. Почему­то считается, что патриотизм воспитывается только на уроках истории   и   ОБЖ.   «История   –   это   наука,   которая   делает   человека гражданином», ­ утверждал учитель истории Мельников (актёр Тихонов) в фильме «Доживём до понедельника». Однако это не совсем так. Не только история, но и все другие школьные предметы способствуют формированию человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Чтобы   не   быть   голословной   приведу   пример   патриотического воспитания учащихся на уроках химии. В процессе изучения химии у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы. Учащиеся знакомятся с применением законов химии в быту и народном хозяйстве, узнают о влиянии развития химии на рост благосостояние   страны,   укрепление   её   экономического   и   военного могущества. На уроках химии, разбирая отдельные вопросы и темы, я обязательно подчёркиваю   достижения   отечественных   учёных,   имена   которых   известны всему   миру.   Таковы   –   Н.Н. Бекетов,   А.М. Бутлеров,   В.И. Вернадский, М.Д. Зелинский,   Н.Д. Зинин,   В.Н. Ипатьев,   К.К. Клаус,   М.В. Ломоносов, В.В. Марковников,   Д.И. Менделеев,   Н.Н. Семёнов   и   др.   Даже   краткое упоминание достижений этих учёных способствует воспитанию у школьников чувства гордости за свою страну, за свой народ. Бекетов Николай Николаевич открыл способ восстановления металлов из   их   оксидов,   заложив   основы   алюминотермии,   обнаружил   вытеснение металлов из растворов их солей водородом под давлением. Открытая теория химического   строения   служит   теперь   принципиальной   основой   всех   без  Александром   Михайловичем   Бутлеровым  исключения современных разделов синтетической химии. Основоположником комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии,   радиогеологии,   гидрогеологии   и   др.   является  Вернадский Владимир Иванович. Николай   Дмитриевич   Зелинский  известен   во   всем   мире   своими трудами по проблемам происхождения нефти, химии ее углеводородов и их каталитическим   превращениям.   Он   открыл   реакцию   получения   a­ аминокислот, создал угольный противогаз. Николай   Николаевич   Зинин  открыл   метод   получения   ароматических аминов восстановлением ароматических нитросоединений (реакция Зинина). Впервые синтезировал этим методом анилин и другие ароматические амины, заложив основы производства синтетических красителей, душистых веществ, лекарственных средств и др. Владимир   Николаевич   Ипатьев  известен   как   один   из основоположников   каталитического   органического   синтеза,   особенно   при высоких   температурах   и   давлениях.   Он   сконструировал   прибор   («бомба Ипатьева»)   —   прообраз   применяемых   ныне   в   химической   практике автоклавов   и   реакторов,   разработал   промышленный   способ   получения высокооктановых бензинов. Клаус Карл Карлович ­ основоположник химии платины и ее спутников в России. Он открыл и назвал в честь России химический элемент рутений. (Ruthenium, от лат. Ruthenia — Россия). С   именем  Михаила   Васильевича   Ломоносова  связаны   теоретические основы химической науки. Именно он является зачинателем ряда химических производств и новой области знания – физической химии. Марковников   Владимир   Васильевич  исследовал   взаимное   влияние атомов в органических соединениях и установил ряд закономерностей (в т.ч. правило,   названное   его   именем).   Он   открыл   изомерию   жирных   кислот, исследовал кавказские нефти, открыл нафтены. Дмитрий   Иванович   Менделеев  открыл   периодический   закон химических   элементов   —   один   из   основных   законов   естествознания.   Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии»   —   первое   стройное   изложение   неорганической   химии.   Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике,   сельскому   хозяйству, метрологии,   воздухоплаванию,   метеорологии, экономике, народному просвещению и др., тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид   бездымного   пороха,   пропагандировал   использование   минеральных удобрений, орошение засушливых земель. Лауреат   Нобелевской   премии  Семёнов   Николай   Николаевич  создал общую количественную теорию цепных реакций, разработал теорию теплового взрыва газовых смесей. На уроках химии при изучении соответствующих тем учитель обязан особо   подчёркивать   роль   отечественных   учёных   в   развитии   этой   науки.  К сожалению, многие школьники не знают имена наших выдающихся учёных­ химиков,   не   имеют   представления   об   их   вкладе   в   мировой   научно­ технический  прогресс.   В  этом  плане   пример   показывают   западные  страны. Например,   важнейшим   изобретением   начала   развития   промышленного производства   стало   изобретение   парового   двигателя,   запатентованного   в 1782 г. англичанином Дж. Уаттом. Однако ещё в 1763 г. подобный двигатель был  изобретён   русским  учёным  Ползуновым.  Однако   изобретение   не  было запатентовано. В результате Уатта знают во всём мире, а Ползунова не знает никто.   То   же   самое   касается   русского   изобретателя   радио   А.С. Попова, телевидения В.К. Зворыкина и др. В результате у школьников складывается впечатление, что все основные научные открытия свершают западные учёные, что не соответствует действительности. Поэтому знакомство с биографиями великих русских учёных­химиков помогает учащимся не только познать всемирно известные законы, но и узнать о   громадном   вкладе   отечественных   учёных   в   развитие   науки,   в   создание научных школ с мировым именем. Значимую   роль   сыграли   учёные­химики   в   укреплении обороноспособности государства, защите Отечества. Так,   изобретённый   Н.Д. Зелинским   противогаз   спас   десятки   тысяч жизней солдат и офицеров на фронтах Первой и Второй мировой войны. В годы Великой Отечественной войны учёными­химиками были созданы лекарственные препараты, средства химзащиты, взрывчатые и зажигательные, отравляющие   и   дымообразующие   вещества   –   всё   то,   что   способствовало победе нашего народа. Вот лишь некоторые примеры. Десятки тысяч раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным   антибактериальными   обладающим   противомикробными, препаратам, свойствами, которые синтезировал советский учёный­химик Исаак Яковлевич Постовский.   Кроме   сульфаниламидных   препаратов   для   лечения   раненых большую   роль   сыграл   пенициллин   (бензилпенициллин),   который   был синтезирован в годы войны ученым­микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой,   активно   участвовавшей   в   организации   промышленного производства   и   внедрения   в   медицинскую   практику   этого   антибиотика. Советский   биолог   Георгий   Францевич   Гаузе   вместе   с   женой   –   ученым­ химиком   Марией   Георгиевной   Бражниковой   –   в   годы   войны   синтезировал первый оригинальный советский антибиотик – грамицидин С. Срочно было налажено массовое производство нового препарата и отправка его на фронт. Для   обеспечения   советских   войск   резиной   в  военные   годы   академик Алексей   Евграфович   Фаворский   нашел   оригинальный   путь   получения изопренового синтетического каучука из угля и воды. Для   борьбы   с   танками   и   бронемашинами   с   самого   начала   Великой Отечественной войны широко применялись различные зажигательные смеси, разработанные   учёными­химиками.   Наиболее   эффективными   оказались бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью. Эти жидкости представляли собой  желто­зеленый  или  темно­бурый  раствор, содержавший   сероуглерод, фосфор и серу, имевший низкую температуру кипения. Именно эти жидкости получили широко известное название «коктейль Молотова». Под руководством академика Е.О. Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом, что позволило в короткие сроки наладить на Урале производство танков Т­34. Ведение   войны   требовало   повышенного   расхода   алюминия   для производства самолётов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок. В начале войны, под руководством академика Д.В. Наливкина было открыто   месторождение   бокситов,   что   позволило   увеличить   производство алюминия по сравнению с довоенным в три раза. Многое из того, что было изобретено и создано учёными­химиками в годы   Великой   Отечественной   войны   до   сих   пор   совершенствуется   и производится в крупных масштабах. Поэтому при изучении свойств тех или веществ   целесообразно   приводить   пример   их   практического   применения отечественными   учёными­химиками   на   благо   государства   и   общества,   что несомненно,   будет   способствовать   воспитанию   патриотических   чувств   у школьников. Перспективным направлением в патриотическом воспитании учащихся является   их   участие   в   олимпиадах   и   конкурсах   по   химии.   Практика показывает, что привлечение учащихся к внеклассной деятельности  не только способствует   развитию   их   творческих   способностей,   но   и   воспитывает патриотические чувства – ответственность за порученное дело, взаимопомощь и взаимовыручку, гордость за свой класс, свою школу, стремление отстаивать честь своего образовательного учреждения. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к  своим  землякам,  а  созрев, становится  сознательной   и  крепкой  до  самой смерти,   любовью   к   своей   социалистической   стране   и   её   народу.   Нельзя перескочить через какое­либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь   всю   цепь,   когда   что­нибудь   в   ней   выпало   или,   больше   того, отсутствовало с самого начала». И в заключение следует отметить, что хотя химия по праву и считается наукой   созидания,   но   одновременно   она   же   может   способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. Поэтому российские учёные­ химики выступают за запрещение химического оружия, создают безопасные и эффективные   технологии   его   уничтожения,   системы   промышленной   и экологической безопасности и мониторинга окружающей среды, технические средства контроля содержания отравляющих веществ в природных средах. В этом году «За огромные усилия по ликвидации химического оружия» Нобелевской   премией   мира   отмечена   международная   «Организация   по запрещению   химического   оружия»   (ОЗХО).   Но   не   будем   забывать   и информировать   учащихся   о   том,   что   практические   меры   по   ликвидации химического   оружия   в   Сирии,   предотвращению   развязывания   войны   и использованию   оружия   массового   поражения   осуществила   не   ОЗХО,   а Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович. И в этом вопросе мы, впереди планеты всей.

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017