Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
труд
1 кл—4 кл
04.04.2017
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции - качественные преобразования каждого внутри элемента, входящего в систему.
Для реализации образовательной области "Технология" в школе поставлены следующие задачи: воспитание общественно-ценных мотивов выбора профессии и трудолюбия; содействие развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности; стремление к созиданию, проявлению индивидуальности каждого ученика.
статья-интеграция.docx
В нашей школе внеурочная деятельность построена преимущественно на
основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Кроме этого, в МБОУ
Городская гимназия города Димитровграда, как и в других образовательных
организациях, широко используют возможности учреждений дополнительного
образования, культуры и спорта.
Интеграция урочных и внеурочных занятий может проводиться в рамках
любого школьного предмета или носить межпредметный и внутрипредметный
характер.
Хочу показать возможности организации взаимосвязи урочной и
внеурочной работы на примере предмета технология. Благодаря
практической направленности, деятельностному характеру и тесной связи с
повседневной жизнью, образовательная область технология дает возможность
учащимся получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со
знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в
самых различных жизненных ситуациях.
Обратимся за примером к изучению технологии в 4 классе. Для изучения
этого предмета используется учебнометодический комплекс издательства
«Просвещение» Замечательная линия учебников в соответствии с ФГОС в
комплекте с программой, дидактическими материалами, технологическими
картами уроков.
Цель данного курса ознакомить детей с промышленным производством,
технологическими процессами при изготовлении различных изделий, узнать,
люди каких профессий работают на этих предприятиях и какими
технологиями они владеют. К каждой изученной теме предлагается ряд
практических работ.
Реализовать эту программу в урочной деятельности в полной мере очень
сложно, а именно:
1) Объем информации и практической деятельности не укладывается в
рамки урока;
2) Материальное оснащение кабинетов начальной школы не достаточное
для осуществления некоторых видов практических работ
3) Не всегда есть возможность создать условия с учетом личных
особенностей учащихся (способностей, гендерных интересов).
Эти сложности в реализации программы можно решить, дополняя
(интегрируя) в урочную деятельность внеурочную (кружковую) работу по
технологии. Многие разделы школьного предмета технология находят
логическое продолжение в кружковой работе. Для учеников 4х классов
организованы кружки «Мастерица» для девочек и «Умелец» для мальчиков,
на которых дети углубляют, совершенствуют знания и умения, полученные в
процессе урочной работы, расширяют круг изучаемых вопросов, а в
дальнейшем, активнее включаются в конкурсную и проектную деятельность.
Возможен вариант интеграции нескольких предметов урочной и
внеурочной деятельности (межпредметный). На примере предметного модуля «Геометрия в аппликациях», изучаемого в
рамках кружка «Умелые руки» 13 класс, можно проследить связь сразу
нескольких предметов: математика, технология, изобразительное искусство,
окружающий мир, литература и родной язык.
Конструирование и аппликация теснейшим образом связаны с творческим
и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют устанавливать, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением
соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять предметы в различных пространственных положениях,
мысленно менять их взаимное расположение. Программа предусматривает
такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из
геометрических фигур, техническое моделирование и т. д. В программу
вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся
происхождения используемых материалов, различных видов художественной
техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся
термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами,
макраме, коллаж, папьемаше, мозаика). Овладение этими терминами, равно
как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом
в развитие речи детей. Каждое занятие модуля посвящено героям русских
народных сказок, мультгероям. К каждому занятию подобран занимательный
материал: картинки, фрагменты мультфильмов , загадки, стихотворения,
скороговорки по теме занятия, что позволяет развивать устную речь
учащихся. Это особенно актуально, так как отведённых в урочной
деятельности специальных часов для развития речи недостаточно. В
органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые
физические и технические закономерности. Так, при изготовлении
технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства
изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических
явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему
самолет пикирует? В этом прослеживается связь с другими областями знаний:
математика — моделирование, построение форм с учетом основ
геометрии; работа с геометрическими фигурами, телами;
изобразительное искусство — использование средств художественной
выразительности в целях гармонизации форм и конструкций,
изготовление изделий на основе законов и правил декоративно —
прикладного искусства и дизайна;
окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм
и конструкций как универсального источника инженерно художественных идей для мастера, природы как источника сырья
с учетом экологических проблем. Изучение этнокультурных традиций;
родной язык — развитие устной речи на основе использования
важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных
текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов
практической деятельности (описание конструкции изделия,
материалов и способов их обработки, сообщение о ходе действий
и построении плана деятельности, построение логических связанных
высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании
выводов);
литература— работа с текстами для создания образа, реализуемого
в изделии.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности неизбежно расширяет
тематику изучаемого материала. А нам нужна экономия времени, нам
необходимо создавать новые речевые ситуации, нам требуется мотивировать
своих учеников, да и цели наши должны совпасть с целями ребенка. Вот и
выходит на первый план Интеграция с большой буквы. Не отдельный, не раз в
триместр, интегрированный урок или внеурочное занятие, а именно
интеграция всего процесса даст положительный результат в достижении цели.
Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"
Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"
Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.