Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
технология
1 кл—4 кл
04.04.2017
Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции - качественные преобразования каждого внутри элемента, входящего в систему. Для реализации образовательной области "Технология" в школе поставлены следующие задачи: воспитание общественно-ценных мотивов выбора профессии и трудолюбия; содействие развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности; стремление к созиданию, проявлению индивидуальности каждого ученика.
статья-интеграция.docx
В нашей школе внеурочная деятельность построена преимущественно на  основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Кроме этого, в МБОУ  Городская гимназия города Димитровграда, как и в других образовательных  организациях, широко используют возможности учреждений дополнительного  образования, культуры и спорта.    Интеграция урочных и внеурочных занятий может проводиться в рамках  любого школьного предмета или носить межпредметный и внутрипредметный  характер.       Хочу показать возможности организации взаимосвязи урочной и  внеурочной работы на примере предмета технология. Благодаря  практической направленности, деятельностному характеру и тесной связи с  повседневной жизнью, образовательная область технология дает возможность  учащимся получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со  знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в  самых различных жизненных ситуациях.         Обратимся за примером к изучению технологии в 4 классе. Для изучения  этого предмета используется учебно­методический комплекс издательства  «Просвещение»  Замечательная линия учебников  в соответствии с ФГОС в  комплекте с программой, дидактическими материалами, технологическими  картами уроков.        Цель данного курса ознакомить детей с промышленным производством,  технологическими процессами при изготовлении различных изделий, узнать,  люди каких профессий работают на этих предприятиях и какими  технологиями они владеют. К каждой изученной теме предлагается ряд  практических работ.        Реализовать эту программу в урочной деятельности в полной мере очень  сложно, а именно: 1) Объем информации и практической деятельности не укладывается в  рамки урока; 2) Материальное оснащение кабинетов начальной школы не достаточное  для осуществления некоторых видов практических работ 3) Не всегда есть возможность создать условия с учетом личных  особенностей учащихся (способностей, гендерных интересов).       Эти сложности в реализации программы можно решить, дополняя  (интегрируя) в урочную деятельность внеурочную (кружковую) работу по  технологии. Многие разделы школьного предмета технология находят  логическое продолжение в кружковой работе. Для учеников 4­х классов  организованы кружки «Мастерица» для девочек и «Умелец» для мальчиков,  на которых дети углубляют, совершенствуют знания и умения, полученные в  процессе урочной работы, расширяют круг изучаемых вопросов, а в  дальнейшем, активнее включаются в конкурсную и проектную деятельность.       Возможен вариант интеграции нескольких предметов урочной и  внеурочной деятельности (межпредметный). На примере предметного модуля «Геометрия в аппликациях», изучаемого в рамках кружка «Умелые руки» 1­3 класс, можно проследить связь сразу  нескольких предметов: математика, технология, изобразительное искусство,  окружающий мир, литература и родной язык.        Конструирование и аппликация теснейшим образом связаны с творческим  и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют устанавливать, на что  похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением  соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать  конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся  представлять предметы в различных пространственных положениях,  мысленно менять их взаимное расположение. Программа предусматривает  такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из  геометрических фигур, техническое моделирование и т. д. В программу  вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся  происхождения используемых материалов, различных видов художественной  техники, ремесел.          В каждом классе, начиная с первого, вводятся  термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами,  макраме, коллаж, папье­маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно  как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом  в развитие речи детей. Каждое  занятие модуля посвящено героям русских  народных сказок, мультгероям.  К каждому занятию подобран занимательный  материал: картинки, фрагменты мультфильмов , загадки, стихотворения,  скороговорки по теме занятия, что позволяет развивать устную речь  учащихся. Это особенно актуально, так как отведённых в урочной  деятельности специальных часов для развития речи недостаточно. В  органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые  физические и технические закономерности. Так, при изготовлении  технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства  изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических  явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему  самолет пикирует? В этом прослеживается связь с другими областями знаний:  математика — моделирование, построение форм с учетом основ  геометрии; работа с геометрическими фигурами, телами;  изобразительное искусство — использование средств художественной  выразительности в целях гармонизации форм и конструкций,  изготовление изделий на основе законов и правил декоративно —  прикладного искусства и дизайна;  окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций как универсального источника инженерно­ художественных идей для мастера, природы как источника сырья  с учетом экологических проблем. Изучение этнокультурных традиций;  родной язык — развитие устной речи на основе использования  важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных  текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов  практической деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов их обработки, сообщение о ходе действий  и построении плана деятельности, построение логических связанных  высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании  выводов);   литература— работа с текстами для создания образа, реализуемого  в изделии.        Интеграция урочной и внеурочной деятельности неизбежно расширяет  тематику изучаемого материала. А нам нужна экономия времени, нам  необходимо создавать новые речевые ситуации, нам требуется мотивировать  своих учеников, да и цели наши должны совпасть с целями ребенка. Вот и  выходит на первый план Интеграция с большой буквы. Не отдельный, не раз в  триместр, интегрированный урок или внеурочное занятие, а именно  интеграция всего процесса даст положительный результат в достижении цели.

Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"

Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"

Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"

Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"

Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"

Статья "Возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности при обучении технологии в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017