Статья "Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой"
Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
11 кл
25.11.2017
3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Слово «Всемирный» означает, что проблема обсценной лексики существует в любом культурном обществе. Может быть, за исключением совсем примитивных народов, не имеющих своей литературы и письменности. Хотя мы не знаем, как обстоит у них с этим делом в действительности, по причине отдаленности этих народов от цивилизации, да и занимается их изучением лишь узкая группа специалистов. Тем не менее, факт обеспокоенности современного мира перед распространением нецензурных выражений налицо, иначе бы не было этого дня в календаре событий.
Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.docx
Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
Статья
3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Слово
«Всемирный» означает, что проблема обсценной лексики существует в любом
культурном обществе. Может быть, за исключением совсем примитивных
народов, не имеющих своей литературы и письменности. Хотя мы не знаем,
как обстоит у них с этим делом в действительности, по причине отдаленности
этих народов от цивилизации, да и занимается их изучением лишь узкая
группа специалистов. Тем не менее, факт обеспокоенности современного
мира перед распространением нецензурных выражений налицо, иначе бы не
было этого дня в календаре событий.
Наш язык, в сравнении с той же германороманской группой, обладает
богатейшей системой словообразования и словоизменения. Это дает нам
«преимущество» перед европейцами в плане «рождения» все новых
словообразований и фразеологизмов, пополняя ненормативный лексикон.
Значит, и процесс борьбы с нецензурными выражениями должен быть
выстроен более гибко, с учетом языковых особенностей, в частности, в
вопросе о том, что считать ненормативной лексикой, а что нет.
Если рассуждать честно, положа, как говорится, руку на сердце, то кто
из нас не использует крепких выражений в момент стрессовых ситуаций, пусть
даже не вслух, а про себя? Трудно представить себе, что в момент, когда вы
поскользнулись и сильно ударились при падении, у вас непроизвольно
вырвется: «Какой конфуз получился, право слово!» Роль обсценизмов в этом
и заключается – выражение сильных эмоций, в первую очередь, как правило,
негативных.
В новом фильме режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», который
наделал столько шума в кинематографических кругах и в культурном слое
нашего гражданского общества, герои картины говорят матом практически
беспрестанно. И дело здесь совсем не в желании режиссера эпатировать
публику. Просто это бытовой язык наиболее маргинальной части общества
окраин (и не только) нашей страны – родины Толстого, Чехова, Гоголя,
Лескова и других мастеров нашего русского языка. Искусство в этом случае
является лишь отражением в зеркале жизни общества.
Для примера за модель нашего общества можно взять какойлибо
отдельный завод или фабрику. В административноорганизационных отделах
и производственных цехах говорят на разных «языках». Если речь рабочих,
чаще малоквалифицированных специальностей, перманентно перемешивается
матерными словечками, то управленческий персонал, как правило,
обращается друг к другу на «Вы» (для обсценизмов естественна
фамильярность, «раскрепощенная» коннотация). Естественно, возникают
ситуации, когда одному и тому же человеку, которому по должностным
инструкциям приходиться иметь дело и с теми и другими, приходится разговаривать как бы на двух «языках». Как говорится: «В чужой монастырь
со своим уставом не ходят».
На первый взгляд, вроде бы все ясно – ненормативная лексика
процветает в местах с наименьшим культурным и материальным уровнем.
Например, где больше шансов увидеть непристойные надписи на стене туалета
– в рабочем общежитии или в элитной гостинице? Вопрос риторический.
Но не все так просто обстоит на самом деле. В вышеупомянутом
фильме один из героев является мэром городка, где происходят события.
Этого, как, впрочем, и любого другого мэра, трудно отнести к классу
малоимущих и малообразованных людей. Однако и он не меньше других
персонажей использует в своей речи непечатные выражения. Что это?
Желание быть с народом, казаться его частью, или это мода на «крепкие»
выражения в правящих верхах?
Скорее всего – и то, и другое. Именно здесь и поджидает опасность.
Опасность считать нормой использование бранных слов.
Сама по себе обсценная лексика всего лишь часть речевой стихии, а
стало быть, является и частью всей системы языка. Она была, есть и будет, с
этим приходится мириться. Но задача состоит в том, чтобы сквернословие не
получило равные права наряду с нормальной, уважительной (бранная лексика
часто применяется с целью оскорбить собеседника) речью, было сведено к
минимуму.
Культурно образованной элите (людям искусства, науки, образования) в
этом вопросе надо не опускаться до народного бытового языка, а поднимать
народ до своего лингвистического уровня. Конъюнктурные интересы должны
уступить общекультурным интересам.
Нужно всем нам усвоить, что обсценизмы являются плеоназмами,
лексически пустыми единицами нашей речи. Они, наряду с «СМСочным»
стилем письма (здесь можно повздыхать о практически исчезнувшем
эпистолярном жанре) и молодежным сленгом, ведут к упрощению и
примитивизации языка. Человек, думающий ими, попав в ситуацию, когда нет
возможности выражаться на привычной и понятной его окружению смеси
жаргонных и бранных словечек, теряется и не может ясно и скольконибудь
доступно выразить свою мысль. Обсценизмы упрощают работу ума, их
частенько используют в качестве замены неизвестных или, наоборот, слишком
банальных понятий, тем самым обедняя лексикон человека.
В российском законодательстве предусмотрена ответственность за
нецензурную брань в общественных местах. Она рассматривается как
нарушение общественного порядка, оскорбление личности и может
«потянуть» за собой более тяжелые статьи Уголовного кодекса, например,
статью 282, которая в части первой звучит, как «Возбуждение ненависти либо
вражды,
Однако
правоприменение этих статей сводится в основном к отягощению других
проступков и преступлений.
а равно унижение человеческого достоинства». Бороться за чистоту речи нужно не только и не столько с помощью
закона, но и каждому на своем рабочем месте и в быту, только тогда это
принесет пользу, как самому борющемуся, так и окружающим его людям.
Руководством к действию могли бы послужить слова Владимира Даля: «С
языком, с человеческой речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь
человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и
духом».
Статья "Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой"
Статья "Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой"
Статья "Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.