Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Оценка 4.6

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
математика +1
Взрослым
19.01.2017
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.
здоровьесберегающие технологии.doc
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как   "Состояние   полного   физического,   духовного   и   социального благополучия",   а   не   только   отсутствие   болезней   и   физических   дефектов. Здоровье   во   все   времена   считалось   высшей   ценностью,   основой   активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений   здоровья   дается,   как   способность   адаптироваться, приспосабливаться к жизни.   80%   школьников   хронически   больны, По   данным   Минздрава,   только   5%   выпускников   школ   являются здоровыми,   50%   имеют морфофизиологические   отклонения,   70%   страдают   нервно­психическими расстройствами.     Из   1000   новорожденных   младенцев   800–900   уже   имеют врожденные пороки развития. Среди подростков 15–17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем – болезни костно­мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у детей до 14 лет на 26,2%, среди подростков 15–17 лет – на 83,3%. Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ.   Здоровый   образ   жизни   не   занимает   пока   первое   место   в   иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить   детей   с   самого   раннего   возраста   ценить,   беречь   и   укреплять   свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут   более   здоровы   и   развиты   не   только   личностно,   интеллектуально, духовно, но и физически.  Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.   Под   здоровьесберегающими   образовательными   технологиями   в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Цель   здоровьесберегающих   образовательных   технологий   обучения  – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в   школе,   сформировать   у   него   необходимые   знания,   умения   и   навыки   по здоровому   образу   жизни,   научить   использовать   полученные   знания   в Основной   показатель, повседневной   жизни.   отличающий   все здоровьесберегающие   образовательные   технологии,   –   регулярная   экспресс­ диагностика   состояния   учащихся   и   отслеживание   основных   параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение  здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:  в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;  в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;  в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;       в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;  в   нравственном   плане  –   он   признаёт   основные общечеловеческие ценности.  Конечно,   здоровье   учащихся   определяется   исходным   состоянием   его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:     строгая дозировка учебной нагрузки;  построение урока с учетом работоспособности учащихся;  соблюдение   гигиенических   требований   (свежий   воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);    благоприятный эмоциональный настрой;  проведение   физкультминуток   и   динамических   пауз   на уроках.  Ученик   способен   сосредоточиться   лишь   на   том,   что   ему   интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние,   неудовлетворенность.   Ведь   часто   мы   слышим   от   своих   учеников: “Мне   тогда   все   понятно,   когда   интересно”.   Значит,   ребенку   должно   быть интересно   на   уроке.   Неудовлетворенность,   не   облагороженная   разумом, может   привести   к   агрессивности,   мнительности,   тревожности.   Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме,   повышать   устойчивость   нервной   системы   учащихся   в   преодолении трудностей.   Необходимо   постоянно   заботиться   о   том,   чтобы   привести   в согласие притязания ученика и его возможности. С   первых   минут   урока,   с   приветствия   нужно   создать   обстановку доброжелательности,   положительный   эмоциональный   настрой,   т.к.   у учащихся   развита   интуитивная   способность   улавливать   эмоциональный настрой учителя. Не составляет  исключения в этом смысле  и организация начала урока математики.  Ещё   один   организационный   момент   начала   урока   связан   с   проверкой состояния   кабинета,   учебного   оборудования,   рабочих   мест   и   проверкой отсутствующих.   Учитель   ещё   на   перемене   должен   проверить   подготовку кабинета к работе. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала  урока   приводить   свое   рабочее  место   в  порядок:   положить   на   стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее,   если   оно   есть.   Учащиеся   должны   быть   готовы   и   к   выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов. Огромное   значение   в   предупреждении   утомления   является   четкая организация   учебного   труда.  Не   всем   учащимся   легко   дается   математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым   моментом   на   уроке   является   стимулирование   учащихся   к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный   ответ.   При   оценке   такой   работы   необходимо   учитывать   не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно   обсудить   не   только   то,   что   усвоено   нового,   но   выяснить,   что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.  Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме   должно   быть   4–7   смен   видов   деятельности   на   уроке.   Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно   развивать   зрительную   память,   использовать   различные   формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии   его   произнести,   что   ставит   его   в   неловкое   положение   перед товарищами. Осуществление   идеи   организации   здоровьесберегающего   учебно­ воспитательного   процесса   приводит   к   необходимости   использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно   на   уроках   математики.   Потраченное   время   окупается   усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.  Очень   хорошо,   если   предлагаемые   упражнения   для   физкультминутки органически   вплетаются   в   канву   урока.   Так,   например,   при   изучении положительных   и   отрицательных   чисел   ученики   познакомились   с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения   всеми   ребятами   нового   материала   учитель   предлагает   во   время физкультминутки   следующее   упражнение:   ученики   встают,   руки   на   талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.     Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения,   но   и   благоприятны   при   неврозах,   гипертонии,   повышенном внутричерепном давлении  Важно   научить   ребят   заботиться   о   правильном   положении   тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок.  (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим­вертим головой, Разминаем шею. Стой!  (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем.  (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд.  (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт.  (Дети садятся за парты.) Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1) потягивание за мочки сверху вниз;  2) потягивание ушной раковины вверх;  3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.  В   начале   учебного   дня,   на   первом   уроке,   можно   провести   точечный массаж   биологически   активных   точек   лица   и   головы,   чтобы   окончательно “разбудить”   детей   и   задать   соответствующий   рабочий   настрой   на   целый учебный   день.   При   массаже   активизируется   кровообращение   в   кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.  Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”,   “безопасное   поведение   на   дорогах”.  Например,   в   7   классе   при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую:   “В   поясничном,   крестцовом   и   копчиковом   отделах   позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в  шейном   отделе  –  на   пять   меньше,   чем   в  грудном.  Сколько   позвонков   в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?” Ответ: 7, 12,5,5, 5. При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи: 1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше,   чем   70%   меньшего   числа.   Найдите   эти   числа   и   узнайте,   какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг. Дефицит витамина  В1  может привести к болезни "бери­бери", которая появляется   из­за   нарушения   обмена   углеводов.   Витамин  В2  отвечает   за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.  2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем   70%   меньшего   числа.   Найдите   эти   числа   и   узнайте,   какова   суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг. Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа   зависит   построение   гемоглобина   –   переносчика   кислорода   ко   всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови. Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения  можно показать, решая следующие задачи: 1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел  умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48.  Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 12 и 6. 2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины. Ответ: 20 и 62. В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет  78 лет. В  заключении  хочется  ещё  раз  сказать: “Заботьтесь  о  здоровье  детей, включайте   физкультминутки   и   динамические   паузы,   следите   за   чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017