В ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
здоровьесберегающие технологии.docx
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В
последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.
«Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий
счастливее богатого короля», — писал Шопенгауэр. И поэтому несомненно, что
успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым
ребенок пришел в первый класс.
Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно
считать лишь 20 %25 % первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения
в состоянии здоровья
Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение
качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской
Федерации «Об образовании» (п. 51) четко говорится: «Образовательные учреждения
должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся»
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших
задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих
технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во
главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное,
нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом
кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать
психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую
Личность. То есть, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности
стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда
будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает
добрый взгляд учителя и друзья одноклассники.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, могут проводиться упражнения для
опорнодвигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для
формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета,
точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления
мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики
заболеваний органов дыхания.
На переменах проводятся специальные оздоровительные игры. Вся работа по
внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе
проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие
в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов.
Классная комната постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и
социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно
проводить профилактику асоциального поведения.
В ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу
формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной
программы начального общего образования. В основу программы по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы.
Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы связанные со здоровьем
детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает
знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.
Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам предлагается
оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание
изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и
демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование
ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр,
информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется значительное внимание не
позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на
здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных примеров, более
эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и
поведения.
Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и блоков,
а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный характер его
осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде
целостной системы.
Принцип сознательности и активности, направленный на повышение активности
учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за
свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве
основополагающего для изучения форм поведения и стилей.
Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья
учащихся. Отсюда возникают основные задачи:
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в
школе;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
формирование системы спортивно оздоровительной работы.
В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах
обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в
различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их
творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики
формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления
здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их
использования по ФГОС Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает
школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ
эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный
вариант, исходя из конкретных условий.
Здоровьесберегающие технологии для школы
Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных
занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 23
минуты.
Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это
недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 23
минуты.
Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов
деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.).
Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса
учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи,
считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые
используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического
развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только
учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают
напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия
напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации.
Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини
аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи,
посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие
эстетический вкус ребенка.
Оформление кабинета. Санитарногигиеническое состояние помещения, в
котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При
этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие
достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и
правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших
классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека
только к 1517летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок
во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой
утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический климат
на уроке.
Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы,
которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в
коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки — это миниигры, шутки, минутки юмора,
занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших
эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно
стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы,
касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего
делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со
здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать
тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя
демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный
комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по
принуждению.
Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без
участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания,
следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления
медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к
здоровьесберегающим технологиям.
Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик,
что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре.
Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность
познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в
начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников
и естественным механизмам развития их психики.
В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках
реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в
вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной
активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении
простудных заболеваний.
Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о
здоровье детей. Многие учителя уже давно используют разнообразные элементы,
снижающие заболеваемость, в своей работе. Здоровьесберегающие технологии в начальной
школе мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье
Литература:
Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
(Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2004
Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я.
Советы родителям. Москва, 2011
Назарова Т. Н. Научнометодическая деятельность учителя. Методические исследования,
технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011
Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1–4 классы»..,Москва,
Издательство «Вако»,2005 г.
Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе».,
Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
Статья "Здоровьесберегающие технологии по ФГОС"
Статья "Здоровьесберегающие технологии по ФГОС"
Статья "Здоровьесберегающие технологии по ФГОС"
Статья "Здоровьесберегающие технологии по ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.