Статья
Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников
с учетом реализации ФГОС ДО
Воспитатель: Чеботарева Л.С. МДОАУ №72
В наше время состояние экологического воспитания детей вызывает чувство тревоги. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к природе, к её познанию, когда дети обращаются к родителям, педагогам с многочисленными вопросами стремятся больше узнать о природе, которая их окружает. Очень важно поддержать это стремление, не упустить благодатный возрастной период.
Одной из важнейших задач сегодняшнего дня является воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу родной природы.
Экологическое воспитание в современном мире - это не дань моде, а забота о подрастающих поколениях, о гражданах новой России. В век совершенных технологий, высокого уровня развития многих сфер мирового хозяйства человек остается беспомощным перед природой. Что случилось с природой? За что она так сурова, стала к нам, своим детям? Причиной многих негативных геоэкологических явлений и процессов является производственная и другая деятельность человека. Мы обязаны думать о поколениях, которым мы после себя оставляем нашу страну, планету. Мы должны научить детей быть грамотными детьми природы, с детства учить их природной разумности. И надо верить, что это возможно.
Человек и природа – одно целое, неделимое. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости и нормативности.
Учить детей законам природы - значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом - родную Мать-Землю, будут разумно строить, разумно мыслить и жить, думая о будущем жизни на планете.
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. После проблемы мира и войны, проблема человека, Человека и Земли, Человека и Природы является самой важной в наши дни. Мы привыкли считать, что природа всесильна, а человек - ее властелин и не наоборот. Мы забываем, что человек часть природы, а она ранима, хрупка, беззащитна.
Удивительный, захватывающий мир природы создавался миллионы лет, но может быть легко разрушен в одно мгновение. Наша природа грандиозная, в сто тысяч галактик, и крохотная, как былинка, неимоверно всемогущая и одновременно беззащитная.
Люди, коренным образом меняют лик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть нам родное, а вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе…
Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский.
Наше выживание, защита окружающей среды, могут оказаться абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребёнку простую и убедительную мысль: люди-это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, поля и леса, как мы любим саму жизнь.
Но как учить детей любить природу? Несомненно, собственным примером, слова здесь силы не имеют.
Надо, чтобы дети поняли: леса, реки, луга, животный мир оказались на краю гибели. Достаточно оглянуться вокруг и всё как «на ладони» - наше экологическое бескультурье, наша экологическая неграмотность и как следствие, наша измученная земля, воды, воздух и всё живое в них.
Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно.
Н.Сладков
Наши дети - будущие хозяева планеты. Земля-то живая! И глаза у Земли есть, и эти глаза полны слез, и душа есть и эта душа болит. Ведь чего только не делают люди со своей маленькой и хрупкой планетой! Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность и безграмотность.
Необходимо чтобы дети поняли, что в СУДЬБЕ ПРИРОДЫ - НАША СУДЬБА, СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, СУДЬБА КАЖДОГО ИЗ НАС.
Мы стоим на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами. С общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей Землёй, что нас кормит, с общей водой, что утоляет жажду, с общим воздухом, которым мы все не надышимся
И если мы хотим достичь какого - то согласия с природой, то нам в большинстве случаев придется принимать её условия. Р. Риклефе.
Сегодня уже не печаль, а острую боль вызывает у неравнодушного человека вид замусоренного леса, загрязнённые реки, города, земли. Безвозвратно исчезают десятки видов растений и животных. Срывая ландыш, люди не знают, что он на этом месте зацветет через 6 лет. Человек «охапками» уносит весенние первоцветы. Редкими становятся подснежники, полевые ирисы, тюльпаны, сон-трава (прострел весенний), лекарственный адонис (горицвет), рябчики (кукушкины слёзки). В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Распространение других резко сократилось. Люди забывают, что Природа хрупка, ранима, беззащитна, а порой и невосполнима.
В городах и селах повышается уровень загрязнения воздуха, которым мы дышим, растет загрязнение воды, которую мы пьем. Люди страдают от шума, бытовых и транспортных вибраций.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием. На сегодняшний день у большинства людей наблюдается экологическое невежество. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач экологического аспекта. В этих условиях экологическое воспитание и образование во всех его звеньях приобретает приоритетное направление, которое активно внедряется в нашу жизнь. А наша жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура. Н. Рерих.
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа щедра, но, черпая из её кладовой, нельзя выбрать всё до донышка.
Можно брать, но не разорять. Природа всё настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения.
Всё сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня и типа.
Актуальность настоящего времени это не изучение природы как таковой, а её сохранение. Позиция «Человек и природа» должна смениться на более разумную позицию: »Человек в природе». Природа должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. Говорим, что природа является неиссякаемым источником духовного обогащения ребёнка. Да, обогащаем, учим, развиваем и не раз сами себе задаём вопрос, но почему же дети экспериментируют над живыми существами, последствия, которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них. Почему вокруг много зла, равнодушия, жестокости, бездумного отношения к животным, растениям, друг к другу.
Необходимо научить детей «Языку чувств», осознанию экологически грамотного отношения к объектам природы. Ответы на многочисленные вопросы мы находим в науке по имени «Экология», изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой.
Воспитать в детях бережное отношение к окружающей среде возможно лишь тогда, когда сами взрослые обладают определённой культурой природопользования.
На пирамиде Хеопса начертано: »Люди погибают от неумения пользоваться природой…»
Воспитание детей экологически грамотными является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете, сохранение будущего на Земле!
При таком восприятии окружающего мира человек обретает способность ограничивать свои запросы до разумных пределов и старается жить по принципу »иметь не много, а достаточно».
Развитие экологической культуры возможно лишь в условиях экологического ограничения.
Так, изменяя своё отношение к природе, человек обязательно меняется и сам.
Экологическая культура - это часть общей культуры. Это-образ, правила, стиль жизни, при котором человек имеет разумные потребности.
Экологическая культура-это бережное, ответственное отношение к окружающему миру, любовь к природе.
Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Экологическая культура включает в себя понятие экологически развитое сознание,
ядром которого является экологически развитое мышление, заложенное в годы дошкольного детства, осознания, понимания людей между собой и сохранение экологического равновесия.
Существенным моментом в воспитании культуры у дошкольников всех возрастов является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.
Исходя, из выше сказанного заключаем следующее, что всем нам необходимо научиться жить так, чтобы не нарушать гармонии природы. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаст вокруг себя.
Основной показатель экологической культуры – это поступки человека. Поэтому, формирование экологического сознания, экологическое воспитание, экологическое образование в целом должно быть ориентировано на созидание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане..
Экологическое воспитание неразрывно связано с экологическим образованием.
Экологическое образование - это формирование экологических знаний, умений и навыков.
Экологическое образование позволяет понять, как удаётся видам растений и животных сохраниться в постоянно меняющихся условиях, и как выжить человеку в той среде, которую оно подчас непреднамеренно, создал.
Человек будущего - это духовно развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости и нормативности. Для того чтобы сохранить себя, человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя.
Таким образом
Необходимо воспитать человека с новым экологическим сознанием, с новой культурой.
А экологическое сознание - это единство экологического образования, экологического воспитания, экологической культуры и экологического мышления.
Исходя из запросов общества, потребности детей и задач нашего дошкольного учреждения, мы определили актуальность экологического воспитания в процессе социально-личностного развития дошкольников
как одно из важных направлений работы, продвигая ребёнка вперёд в собственном развитии, учитывая его стартовые возможности и способности, индивидуальные особенности, определяя, что
экологическое воспитание формирует у него экологическую грамотность, социально-одобряемые стереотипы поведения, развивает эмоционально-чувственную сферу, нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде. Необходимо учить детей «языку чувств» (понимать состояние другого человека, сочувствовать или радоваться его настроению, адекватно определять своё поведение). Учить понимать и осознавать значимость каждого живого существа на планете, воспитывать осознанно правильное отношение к объектам природы, приобщать к эффективной деятельности, к активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции в социуме, что позволит успешно реализовывать обозначенные проблемы и обеспечит переход работы дошкольного учреждения в новое качественное состояние.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры и является наиболее благоприятным периодом для формирования её снов, так как в этот период развития ребенка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.
Наша педагогическая деятельность нацелена на формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, на развитие чувства уважения к своему природному и социальному окружению, на формирование навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. От того, насколько удастся заложить в детях основы экологического сознания, напитать его душу и сердце добром и духовным богатством, сберечь всё это доброе, светлое во многом определит его жизнь в будущем. И что же выделить, прежде всего? На мой взгляд, такое великое духовное понятие – как Доброта! Умение делать Добро! Чувствовать Добро! Отдавать Добро!
«Дитя! Иди дорогой света! Бери добро, согрей сердца людей. И всякую травинку сбереги ты! И каждую букашку пожалей!
Обязательным условием успешного развития личности ребёнка является тесный, здоровый, эмоциональный, душевный контакт воспитанника с взрослым, а также воспитание, основанное на особом питании души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра, Красоты и Любви! Возвышающие и облагораживающие человека.
Наш девиз: »Учимся слышать и понимать природу сердцем»
Принципы:
научность: отражение ведущих идей и понятий современного естествознания. На доступном уровне раскрываются идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности;
учёт возрастных физиологических и познавательных возможностей воспитанников в области экологии;
непрерывность;
простор детскому творчеству и экспериментированию, исследованию;
системность;
целостность окружающей среды;
игровое познание;
многообразие форм и методов развивающего обучения;
игровые формы контроля;
педагогика сотрудничества;
опора на наглядность и собственную продуктивную деятельность;
краеведческий подход (на региональном материале природной экосистемы);
установление общего психологического пространства между педагогом и ребёнком.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих
задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических понятий, проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды, развитие стремления к активной деятельности по охране природы и её сбережению.
Важнейшими задачами являются:
1.Формирование бережного отношения к природе как высшей ценности, осознанного понимания взаимосвязей в природе и учёта этого в практической деятельности, желания заботиться о ней, улучшать и облагораживать природную среду;
2.Воспитание ответственности за сохранение естественного природного окружения, ответственности за своё здоровье и здоровье других людей; 3.Развитие экологической компетенции, познавательного интереса, общей эрудиции, любви к природе, экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы;
4.Обогащение жизненного опыта примерами положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с окружающим миром природы;
5.Формирование самостоятельности, активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно – эмоциональные реакции;
6.Расширение образовательного пространства по краеведению, экологии, наукам о природе;
7.Обучение практическим умениями и навыкам по уходу и выращиванию растений;
8.Воспитание эстетических и патриотических чувств;
9.Активизация интеллектуально – познавательной деятельности и творческого самовыражения;
10.Укрепление дружеских отношений между детьми, привитие навыков сотрудничества, установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми.
Решение данных задач помогает воспитать наших детей добрыми, образованными, человечными и порядочными людьми, которые сумеют впоследствии осмыслить своё место и роль в этом мире, осознать ответственность за него.
Таким образом, мы считаем, что результат педагогической деятельности по формированию экологической культуры подготовит воспитанника с новым экологическим мировоззрением, создаст единое организующее поле для раскрытия и реализации творческого потенциала детей. Экологическая образованность и воспитанность будет способствовать развитию ценностных ориентаций, сформирует экологическое сознание с выходом экологической воспитанности на качественно новый уровень.
Итак, выбранный нами курс для кораблика детства можно обозначить как курс на экологическую культуру.
Таким образом, мы пришли к выводу, что правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти проблемы появятся позже и не останутся незамеченными.
Но мы должны помнить, что каждый ребенок имеет право на счастье, веру, любовь! Не насаждать веру, не учить счастью (ведь известно – веру, как и любовь, насильно внедрить невозможно), а подключить детей к осознанию проблем, вести к осознанию счастья в душе. Вести бережно, не допуская муштры и окрика, открывая для каждого его собеседника индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, собственной свободой выражения интересов и способностей. Вот она экология души…
В чем святыня его души, чистое и высокое его содержание?
Думая об этом понимаешь, какую ответственность несешь, работая с детьми, чтобы в нужный момент суметь донести до них эти истины, в нужный момент найти нужное слово
|
||||||||
|
|
|||||||
|
||||||||
|
||||||||
Экологическая тропа Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у дошкольников экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными(насекомыми) перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки. Детям эти экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей природе.
При проведении экскурсии уделяется внимание вопросу по охране природы. С растениями следует обращаться бережно, обращаясь к детям фразой: «Ребёнок ПОМНИ! Ребёнок ЗНАЙ!» Перед тобой живое существо, посекретничай с ним.
Пример проведения осенней экскурсии, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную видовую окраску и процесс листопада ярко выражен.
Экологическая тропинка начинается с центрального входа на территорию ДОУ.
- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)
Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.
- Послушайте тишину «леса». Как вам кажется, рад вам «лес»? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение.
Раз вам хорошо, значит, и «лес» вам рад. Приходите в «лес» всегда, как к другу, берегите его. Видите, сколько радости он посылает вам!
Подарите свои улыбки друг другу. Скажите, в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеет увидеть красоту окружающей природы и улыбнуться ей.
А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат подающие листья, шумит ветерок в ветвях. А чем пахнет осенью в лесу? (пахнет опавшими листьями, грабами.)
Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывает все растения. Поэтому подышать чистым воздухом полезно для здоровья.
- Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему? Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших теплых носиках, прежде чем он попадет в легкие.
Остановка 1. В мастерской художницы Осени. Давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. Попробуйте сосчитать, сколько цветков и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе – листья желтые, осине – красные.
- А почему листья опадают? (дети высказывают свои предложения)
- Листопад деревьев – это защита от зимней засухи и стужи. За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь.
Вот мы с вами и идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья береза, позже – осина. (Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.) Дети радуются, удивляются, восхищаются.
Во время экскурсии, прогулок и последующих бесед решаются проблемные ситуации, закрепляются знания, формируется новое экологическое мировоззрение, развивается доброта, терпение, милосердие.
Исходя из вышеизложенного приходим к выводу, что экскурсии в природу остаются популярными средствами обучения экологии. Опыт проведения экскурсий показал, что дети начинают раскрывать свои творческие способности и самореализуются в сочинении пусть еще несовершеннолетних, но значимых экологических сказок, сочинений-миниатюр о природе (Приложение стр. 4-7). Ведь логика природы самая доступная, для того, чтобы приучить детский ум к логичности. Дети рассуждают, анализируют, обобщают и делают выводы. Наблюдается положительная динамика в личностном развитии воспитанника.
Способность удивляться – исток таланта и знаний (удивляться форме дерева, стройности былинки, сверканию снега, росинки). Удивиться и стараться найти ответ – почему? Все это отзовется в душе ребенка, породит желание отдарить, ответить улыбкой, отзовется добрым словом, добрым делом. Учить видеть природу, чувствовать ее красоту, вроде бы, все просто. Все дети живут в природе. Они видят лес, речку, цветы, небо. Но ежедневно видя природу, чувствуют ли они красоту? С деревьями встречаются каждый день, поэтому настолько привыкли к ним, что не каждый раз могут видеть прекрасное «лицо» дерева. И задача состоит в том, чтобы приблизить ребенка к такому моменту, когда рождается чувство благодарности за эти открывшиеся тайны и красоты, осознание себя частицей природы. Внимательно рассмотрев поверхность коры растущих деревьев, в ходе исследования убеждаемся, что она бывает разная: морщинистая, морщиноватая, бугристая, чешуйчатая, рассеченная, глубокорассеченая, трещиноватая, неровная, гладкая. Да и по цвету поверхности коры деревья привлекают к себе внимание: и белые, и серые, и с оранжевым оттенком, и болотного цвета. Увлеченность детей исследованием помогает проявлять повышенный интерес к дальнейшему наблюдению за разнообразием крон: они тоже не похожи друг на друга: прижатая, раскидистая, округлая, пирамидальная. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и показывает хорошие результаты.
Остановка 2. Спортивная.
- Одно из правил поведения в природе – вести себя тихо, чтобы не тревожить лесных обитателей, особенно птиц. Поэтому наша остановка не должна быть шумной.
Мы наблюдали с вами за красотой осенней природы, за ровными и стройными стволами берез. Прямые, белоствольные березы напоминают о правильной осанке. Посмотрите друг на друга. Правильно ли вы держите осанку?
Дети под руководством воспитателя выполняют несколько упражнений на укрепление осанки. Дыхание произвольное.
- Если человек дружит с физкультурой, его мышцы превращаются в защитный каркас, который охраняет внутренние органы и позвоночник от деформаций. А своим мышцам помогает каждый сам.
Итак, спины выпрямили, голову держим гордо – высоко и красиво. Теперь походим – красивую походку надо тоже тренировать. Старайтесь следить за своей походкой и осанкой, если хотите быть красивыми и здоровыми.
Вот и закончилась наша экскурсия в «Осенний парк»
Посмотрите друг на друга. Может, вас немножко раскрасила художница Осень? Стали румяными ваши щеки, светящимися глазами. Почему? Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.
Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали. Помните о них.
Приносим маленькие букетики красивых разноцветных листьев в группу и узнаем еще один секрет волшебной силы осени.
На прогулках, на экологической тропинке дети учатся фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку.
В природе мало увидеть, в природе нужно всматриваться, чтобы ясной любовью наполнить сердце.
Всю работу направляем на то, чтобы дети широко открытыми глазами смотрели на окружающий мир, где каждый предмет и каждое событие подобно чуду. Об этом чуде природы можно сказать словами Ф. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Важное значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений на прогулке. Это работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление, обогащая разговорную речь ребенка.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм, укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире, социуме.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних факторов, деятельности человека.
Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыкам ухода за растениями и птицами.
Так, шаг за шагом мы прививаем детям бережное, любовное отношение к окружающему миру, формируя экологическую культуру, доброту, милосердие.
Проводимые нами наблюдения не только информационно насыщены, но и ярко окрашены.
Примеры:
Богатое разнообразие растительности на территории детского сада дает возможность для залета редчайших видов бабочек: адмирал, апполон, переливница, что необычайно радует глаз ребёнка: их необычность, красота, неповторимость
«… Сегодня манит нас к себе нарядная полянка, покрытая нежно-розовыми цветами эспарцета, нанизанные на высоченных стеблях-цветоносах, во всей своей красе раскрываются лепестки цветов, и плывет над участком нежный аромат, привлекая насекомых-опылителей. Но посмотрите, что мы видим… в веселом хороводе закружились бабочки. С первого взгляда моно подумать, что они заняты только тем, что порхают и резвятся. А нет! Хоть они и большие лакомки, постоянно заняты делом. Собирая с цветков душистый нектар, они сами не сознавая того, выполняют свою главную работу – опыляют растения. Обследовав цветы на одной полянке, бабочки спешат на поиски других. Посмотрите, увидев нас, они устремляются ввысь, но затем снова опускаются на землю и летят над цветами так низко, будто стелятся, совсем почти беззвучно, делая крылышками всего насколько взмахов в секунду. А вот среди них и махаон. Его яркий, нарядный «костюм», украшенный черными хвостиками-фалдами, издали бросается в глаза, вот он завис над цветком, направив длинный хоботок в раскрытый бутон, и вдруг мгновенно опустился на землю и затаился в травинках. Хотите любоваться ими? Берегите их!...» Затем дети сравнивают изумительную красоту бабочек с редкими распустившимися по весне цветами.
Вот еще один яркий пример.
«… Вижу, как покачивается среди травинок, стройная ромашка, а лепестки ее белее снега, посередине ворох золотистых нитей, а вот и жук-бронзовка золотистая, принялся уже завтракать ее пахучими тычинками, а рядом принимать солнечные ванны светло-зеленая гусеница с розовыми бородавками (дети по карманному определителю уточняют гусеницу какой бабочки они видят). А вот и крохотное маленькое существо паучок плетет свое ажурное кружево из липкой паутинки. Порадуемся его тончайшей и быстрой работы. Ах! Как быстро все делается проворными лапками, а впереди смотрите, летит серебристая паутинка (у детей возникает вопрос, откуда и тогда воспитатель дает разъяснение). Умение видеть не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Мы развиваем умение замечать характерные, часто малозаметные особенности, наши наблюдения способствуют эстетическому воспитанию личности ребенка, дети учатся видеть красоту увядающего леса и возрождающуюся природу весной в яркости первой зелени, первого цветка. Это видение вызывает у детей восторг, удивление, радость.
Общение на экскурсиях, прогулках позволяет построить работу так, чтобы само состояние природы являлось источником творчества, красоты, радости и эмоциональной отзывчивости. На прогулке дети переживают счастливые минуты от встречи с божьей коровкой, бабочкой-лимонницей, задремавшим на листике жучком, и от пестроты одуванчиков, усеявших нашу лужайку. А вот они уже наблюдают за бронзовкой золотистой, как она завтракает пахучими тычинками серебристых нитей белой ромашки, я рядышком ее «соседка» пристроилась и, уже позавтракав, «принимает» солнечные ванны.
Кто-то заметил ажурную паутинку, это-мастер – паучок-невидимка постарался, приготовил ловчую кружевную сеть для «малышек» - насекомых, обед ему скоро будет обеспечен.
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься и творить.
На экскурсиях в природу широко используют метод диалога. Дети с удовольствием ведут секретный разговор с деревьями, цветами, травинками. Они уже знают, что у природы – свой молчаливый язык, учатся слышать, видеть и понимать природу сердцем: эмоционально, трогательно читают стихи, наделяют деревья волшебными именами и действиями. Ромашка может «Кружиться», «Вальсировать», «Танцевать», берёзку называют «Беляночка», «Полосочка», «Снежана» легко и свободно перевоплощаются в «капельку», «облачко», «ветерок», «птичку», «лучик солнца» и т.д. и у каждого ребенка свое видение, свое мироощущение, свое неповторимое самовыражение, свое творчество.
Чтобы пробудить в детях жажду творчества, ведется кропотливая работа, системный подход к решению задач речевого развития, развивая в детях жажду творчества, стараемся черпать большой материал на экскурсиях, прогулках, где ребята фиксируют внимание на своих ощущениях – неповторяющихся цветах и узорах, шелест и шуршание листьев, розовые облака, источающий аромат сирени, дуба, акаций и др.
На прогулках, экскурсиях дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимается как живой, близкий и родной. Учим детей активизировать свой словарный запас с помощью глаголов и прилагательных:
Солнце – светит, греет, восходит, заходит, садится, плывет по небу, играет своими лучами, плещется в водной глади, смеется, улыбается, освещает, прячется за тучи, сверкает, яркое, лучистое, ласковое.
Дождь – идет, льет, моросит, мочит землю, звенит, капает, шумит, наполняет реки, барабанит, серебрится в лучах солнца, наводит грусть, грибной, сильный, озорной, слепой, сильный, быстрый, холодный, осенний, грозовой.
Ветер – дует, гонит листья, воет, гудит, бушует, гуляет, шелестит листвой, играет, шевелит, навевает, шалит, сушит землю, легкий, сильный, теплый, сухой, жаркий, озорной.
Ромашка – танцует, кружится, вальсирует, пружинит, наклоняется, дремлет, просыпается, источает тонкий аромат, «секретничает» с ветерком, другими ромашками.
После такой подготовительной работы дети приступают к творчеству, составляют миниатюры о природе, сочиняют стихи.
Пусть детские стихи, рассказы, сказки, миниатюры еще несовершенны, но они очень искренни. Каждый по-своему воспринимает и постигает картины жизни, пытается увидеть настоящее и будущее человека, судьбу природы, гуманность и сострадание ближнему. Надеемся, что наша работа поможет не только развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, но и развитию сердечной чуткости по всему живому на нашей земле, поможет детям прийти к ощущению ценности жизни. Особое место отводим работе с художественным словом, которое
вносит определенный вклад в формирование экологической культуры ребёнка.
Описание красоты русской природы видим в произведениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Сурикова, Плещеева. Они помогают понять красоту и богатство родной природы.
Русская литература традиционно близко связана с миром природы. Русские писатели демонстрируют поэтические формулы мира природы, образцы красоты, глубокого и тонкого ее восприятия. Например, все творчества И.А. Бунина проникнуто поэзией русской природы, а в произведениях Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова раскрыты духовные связи между человекам и миром природы. В творчестве М.М. Пришвина любовь к родной природе сочетается со знаниями о ней и ее пониманием. Писатель был убежден, что природа оказывает огромное воздействие на человека. К.Г. Паустовский в своих произведениях провозглашает бескорыстное отношение к миру природы. И им ставилась проблема охраны окружающей природы еще в 50-х гг. У писателей-натуралистов – В.В. Бианки, Н.И. Сладкова – прослеживается связь природы и человека в этом мире. Они увлекательны, познавательны и высокохудожественны. В работе с детьми используем стихи, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды. Поэтическое произведение воспевает красоту и величие русской природы, способствует глубокому формированию чувств любви к природе, формируют экологическую культуру. Задания к стихотворениям позволяют детям делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе. Вот один из примеров – использование стихотворения С. Викулова «Речушка».
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы ее любили, -
Она ведь первая была для нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее
И своего добились.
Цель использования этого стихотворения – привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество окружающей среды.
После прочтения стихотворения обсуждались вопросы:
Как вы думаете, почему речка стала «грязной»? Как вы могли бы помочь этой речке?
Составьте, привила поведения у реки и нарисуйте условные знаки к ним.
Стихи используются как предмет анализа диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания, чем больше ребёнок проникается чувствами к природе, тем он больше замечает в ней необычного и необыкновенного.
В процессе педагогической деятельности пробуем заниматься речетворчеством, играя в поэтов. Ведь совсем не важно, чтобы дети стали стихотворцами, важнее научить их наслаждаться стихами, понимать красоту слога, и мы с трепетом наблюдаем, как наши дети преображают, читая стихи, сливаясь воедино с той гармонией и с той волнующей красотой, что идут из сердца.
Зима Зима к нам снова пришла Много снега принесла, Много смеха и веселья, И хорошего настроения. Лыжи, санки и коньки, Как сегодня хороши!
(Саша К.)
Живи, но лес не губи! Живи, зверей береги! Живи, зверей не стреляй! Живи, природу не истребляй! Радуйся их красоте! Радуйся жизни Человек, на
Вот березка на поляне, Улыбнулась мне она И спросила: «Как дела?» Я ответила ей тут же: «Сколько дней тебя ждала (Даша) Вижу сказку - облака Я спросила их: «Куда?» - «Мы играем в прятки, Как и вы, ребятки!»
(Лиза С..)
Белее, чем снег у ромашки рубашка, Какая красивая наша ромашка, Посмотришь поближе ее красоту И тайну узнаешь ромашкину всю!
(Дима Ш.)
Планета моя дорогая Живи в голубом теремке. Пусть птицы поют не смолкая, Цветы расцветают везде.
(Катя Т.) |
Летала бабочка в лесу И на цветочек села. Пособирала в нем пыльцу И тихо улетела. (Ксения К..)
Одуванчик рвать не стану, Только рядышком с ним встану. Слово доброе скажу, Свою улыбку подарю. (Ульяна К) Земле! Василек и ромашка Растут на лугу И подарят прохожим Свою красоту
(Артём Р.)
Расцвёл на поляне цветик-цветок Поляна большая, а он одинок. Вдруг прилетел к нему жук на часок И долго беседу вели про цветок.
(Валерия С.)
Ромашка на ветру стоит И говорит с зеленой травкой И жук-бронзовка здесь сидит Он лакомится медом сладким. (Лиза С.)
|
Эстетическое мировидение проявляет себя во всех областях детской жизни, одна из них – поэтика. Для того чтобы дети были готовы к активному «взаимодействию», необходимо формировать представления о том, что образ развивается, изменяется, что он многосвязан и многогранен. Дать детям свободу в реализации восприятия, напитать их восприятием, поэтикой. Не важно, что не у всех это получается, главное – впустить красоту в мир ребенка.
Выбирая пути и приемы для развития эмоционально-нравственной отзывчивости детей, предпочтение отдаем впечатлению, чувству, как художественно-образному постижения мира. Необходима и собственная личная высота, интеллигентность, ясное гуманистическое мировоззрение. Творческое воспитание начинается с эмоционального, эстетического опыта педагога, его самонастроения.
Дети учатся писать сочинения-миниатюры о природе, экологические сказки, стихи о природе, не важно, что они еще несовершенны, главное, что наши воспитанники в творческом поиске.
На лицо успешность, качественный прирост, пусть маленькая, но победа для каждого нашего воспитанника, а это значит, что мы движемся в правильном направлении, к достижению еще большего успеха, качественной результативности, положительной динамики в развитии.
Стихи, сказки, сочинения-миниатюры самих детей, помогают мне в работе. Порой они нужны, чтобы заинтересовать, увлечь детей, порой для того, чтобы получилась игра, а чаще всего, чтобы пробудить фантазию, воображение, усилить образность.
Результат нашей работы приносит радость познания
Сказка «Друзья»
Автор Саша К.
Дверца открывается, сказка начинается!
Вышел лисенок на полянку, видит, играют на полянке медвежонок, зайчонок и лягушонок. Подошел к ним лисенок и сказал: «Друзья, идемте играть!» А медвежонок предложил путешествовать. И все друзья закричали: «Ура, ура!» и приняли предложение медвежонка.
Лягушонок тем временем побежал на болото, чтобы собрать вещи. Прыгая с кочки на кочку, лягушонок вдруг бухнулся, прямо в болотную жижу. Леший потянул его вниз за лапку, лягушонок стал кричать: «Помогите, друзья!» Друзья подоспели вовремя и спасли лягушонка. Итак, путешествие друзей закончилось благополучно!
Экологическая сказка про жабу
Автор Катя Т.
Жили на болоте жабы. Одну звали Квакша, а другую Квакуня. Вдруг к ним подплыла рыбка и сказала: «Что идет человек, он может причинить им боль!» Но жабы не растерялись, они решили положить на дорогу палку, чтобы человек споткнулся и не успел до них добраться. А они тем временем спрятались в болоте.
«История в лесу»
Автор Саша К.
Жил-был лисенок. Он очень любил наблюдать за насекомыми и наслаждаться их красотой. Однажды, лисенок осматривал, все что происходит вокруг себя и любовался природой: капельками дождя, которые сверкали, переливались в лучах восходящего солнца, и вдруг он увидел, что появился человек с ружьем. Лисенок растерялся, насторожился, он не знал, что делать, а порхающие бабочки тревожно кружились около напуганного лисенка и стали искать укрытие. Кто знает, с чем идет человек в лес. С добром или злом?!
«Выстрел в лесу»
Автор Артём Р.
Жил в лесу добрый-предобрый медведь. Но вот пришел охотник и убил зверя. Но друзья услышали выстрел и прибежали на то место. Они отобрали у охотника ружье и нарычали на него.
«Добрый мир»
Автор Даша В.
Ранним утром солнышко стало посылать на землю свои разноцветные лучики. Проснулись ромашка, гвоздика, василек и другие цветочки. Засверкали, заблестели капельки росы на нежных лепестках. Они стали качаться на гибких стебельках от шаловливого ветерка и раскланиваться всему Доброму Миру! Ах…, как хорошо вокруг! Как все красиво!
В настоящее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольника. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять педагогу интеграцию практически всех образовательных областей.
В процессе взаимодействия с окружающей природной средой мы используем в работе калейдоскоп проектов, а каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том же море жизненного опыта, в котором формируется личность. Например, проект «Прогноз погоды», суть которого заключается в том, чтобы по народным приметам предсказать погоду. Проект коллективный, реализуется в игровой форме. Или проект «Почемучкин участок», цель которого, как можно больше придумать вопросов о деревьях, кустарниках, травах, произрастающих на участке. Но для того, чтобы дети задали вопрос друг другу, взрослому, они изначально должны получить в игровой. Увлекательной форме информацию об объекте природы или природном явлении. Таким образом, мы организуем разные виды игр: «Справочное бюро», «В гостях у лесовика», «Хочу всё знать», «Интересное вокруг! и т. д. Просто и интересно.
Чтобы дети полюбили Родину, сначала надо приблизить их к природе, к природе родного края, а для этого педагог должен профессионально, с любовью подходить к данному вопросу:
много знать о природе и умело преподносить материал детям. И успешность обеспечена. Нам это удаётся. Из стен детского сада мы выпускаем своих воспитанников настоящими патриотами своей страны, а всё начиналось с природы.
Информационный проект: «Природа родного края»
Цель проекта: формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления детей с природой родного края
Задачи:
-пробуждать интерес к природе края как части Отечества
-расширять представления об охране природы
-формировать действенное отношение к окружению, природе в городе, крае
- расширить представления детей о растительном и животном мире родного Оренбуржья
-стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме
-закрепить умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности
-продолжать формировать активность, самостоятельность, инициативность
Ожидаемые результаты:
-воспитание бережного и заботливого отношения к природе города и грая
-формирование стремления сохранять живописные места
Ход проекта
Проблематизация и целеполагание
Организационная беседа. Совместное с детьми размышления об Оренбургской области (месторасположение, богатство и разнообразии природы родного края)
Постановка проблемы: как мы можем узнать о природе родного края?
Планирование: дети предложили возможные источники информации: телевидение, интернет, родители, книги. Далее обсудили тематику экскурсий: растительный и животный мир степного края. Решили создать альбом: «Природа родных мест», просмотр презентаций на данную тему.
Реализация плана. Мероприятия по реализации проекта
Совместная деятельность воспитателя и детей
Познавательная и речевая деятельность:
-чтение и совместное обсуждение серии литературных рассказов о природе
-использование устного народного творчества: загадок, пословиц, поговорок, народных примет и народного календаря
-заучивание стихотворений о природе и родной земле
-цикл экскурсий, экологическая тропа. Эмоциональное общение с природой
-показ живописных мест родного города, Оренбуржья/иллюстративный материал/ Ближайшего окружения:»Деревья нашего микрорайона», «Растительность территории ДОУ»
-видеофильм «Птицы наших лесов»
-создание фотоальбома «Красота края», «Первоцветы», «Лекарственные растения Оренбуржья»
-коллекционирование открыток «Заповедные места края»
-познавательные беседы «Красота природы – бесценна», «Бузулукский Бор – жемчужина Оренбуржья», «Мир животных края», «Мир растений края»,«Как сохранить богатства родных мест»
-«Красная книга оренбургской области»
-«Заповедники – охраняемые места степного Оренбуржья»
-рассказы о местах отдыха, об экологии города и края
-выставка репродукций «Природа края глазами художников»
Художественно – эстетическая деятельность
-фольклорное развлечение «Жаворонки»
-экологический праздник »Живи, Земля!»
Экологическое развлечение «Берёзовая Русь»
-литературно – музыкальная композиция»Россия – Родина моя»
Социально – коммуникативная деятельность
-сюжетно – ролевые, развивающие, экологические игры, игры – драматизации,
- инсценирование »Отдых на реке». «Разговор на лесной поляне»,»Игровое путешествие по воображаемому лесу», «Лесорубы», «Зимующие и перелётные птицы»
-образовательные ситуации. Включающие общение и игры «Что было бы…»,ситуации «Удивительное рядом», «Путешествие по живописным местам», путешествия по экологической тропе «Угадай по описанию», сценки о природе
-тематическая работа в уголке природы
-изготовление композиции «Лес»
Самостоятельно – продуктивная деятельность детей
-моделирование-работа с картами, схемами города и края. составление экологических маршрутов
-ручной труд из природного материала, выставка «Природа и фантазия»
--сочинение стихотворений, историй и экологических сказок
-экологические игры, сбор фотографий, иллюстраций для альбомов: »Заповедные места края», «Красная книга Оренбургской области», «Природа Оренбуржья»
-на основе детских рисунков создаётся выставка
Продукт проектной деятельности, презентация
-участники проекта представляют созданные альбомы о природе родного края
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, стимулирует потребность детей в самореализации, самовыражении.
Метод проектов формирует собственный жизненный опыт ребенка по взаимодействию с окружающим миром по его преобразованию.
Апробированный экопроект «Маленький принц»
Основная идея. Проект представляет собой сюжетно-ролевую игру старших дошкольников продолжительностью в 1 месяц. Сюжет проекта основан на произведении Антуане де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Участники проекта пытаются стать заботливыми хозяевами своей «планеты». В качестве «планеты» выступает выбранный детьми участок природной и социальной среды ближайшего окружения. Проект носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность, нацелен на решение ряда педагогических задач.
Цель: формирование экологической культуры личности старшего
дошкольника.
«Детская» цель проекта (цель деятельности детей, принятия или самостоятельно сформулированная ими): «открыть» свою «планету» и стать ее заботливыми хозяевами, как маленький принц из сказки А. Экзюпери.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среды, людям, самим себе).
Содержание проекта:
I. Подготовительный этап
1. Чтение (прослушивание) сказки А. Экзюпери «Маленький принц». Беседа.
2. Выбор «планеты».
3. Разведка « Моей планеты» (выявление экологически неблагоприятных факторов).
4. Составление современного портрета Маленького принца.
5. Выставка рисунков «Цвети, Земля!» (какой я представляю свою планету).
6. Конкурс чтецов «Родная Земля».
II. Основной этап – цикл практических дел на «планете». В зависимости от выбранного детьми участка меняется содержание основного этапа. Но постоянными его составными останутся: выполнение правил Маленького принца «Встал утром – приведи в порядок свою планету», высадка цветов, деревьев, экскурсия на свою «планету».
III. Подведение итогов. Проводится праздник «Сохраним голубую планету» на котором детей посвящают в Маленьких принцев. Демонстрируются работы детей сообщается о совершенных практических делах.
Опыт проведения экологических проектов показал, что с его использованием эффективность процесса воспитания экологической культуры возрастает. Метод проектов обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности. Реализуя в практику метод проектов, мы пришли к выводу, что метод проектов является одним из эффективных средств формирования и развития экологической культуры и является технологией, обеспечивающей качественный рост в личностном развитии ребенка.
Для решения задач воспитания экологической культуры важно ввести самого ребенка в различные роли, представить ему возможность проиграть различные типы поведения в типичных для него жизненных ситуациях. С этой точки зрения, старших дошкольников привлекает такая форма работы как экологический проект. Например, проект «Пусть зима будет доброй!», цель которого – проведение ярмарки – распродажи кормушек для птиц, изготовленных родителями вместе с детьми.
В нашей практике достойное место занимают эколого – психологические тренинги.
Упражнения эколого-психологического тренинга занимают достойное место в нашей работе. Это такие упражнения, как: «Птицы», «Ароматная сказка», «Лесной карнавал», «Природный оркестр», «Чудо краски», «Дождь», «Забавные танцы», «Почемучкина поляна» и являются одним из залогов успешного экологического воспитания, а разумное отношение к природе как ценности, становится одним из критериев оценки нравственности.
В своей практике мы широко применяем игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана, разные материки, горы, степи, леса.
Соревновательные экологические игры – стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. Это конкурс-аукцион, КВН, викторина, развивающая игра «Поле чудес».
Игра-упражнение «Разведчики природы».
Рекомендации: предлагаю детям внимательно понаблюдать и прислушаться ко всему тому, что происходит в природе, рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми, цветами. Особо останавливаются на тех признаках, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.
Игры-упражнения «Экологический пост».
Детям предлагаю обойти территорию и выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Затем организуем деятельность детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия. Предлагается выполнить карточку-предупреждение на место экологического поста.
Игра «Экологический светофор».
Задачи: развивать представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности; формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно); расширять опят работы детей в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование: набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого ребёнка; набор карточек с изображением и описанием деятельности человека в природе.
Игру можно провести в группе, музыкальном. физкультурном зале.
Правила игры
Все участники получают по три кружочка: красный, желтый, зеленый.
Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение.
Красный цвет запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.
На видном месте вывешивают таблицу.
Красный запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и людям.
Желтый предупреждает об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе.
Зеленый разрешает и поощряет действия, помогающие растениям и животным.
Ведущий зачитывает описание поступка человека в природе, демонстрирует соответствующий рисунок.
Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из кружков, то есть, включив тот или иной сигнал светофора.
Игры экологической тематики закрепляют нормы поведения в природе, формируют понимание разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.
Одним из ведущих видов деятельности считаем моделирование.
Большинство экологических понятий мы заложили в модели (например, модель формы, численности, цвета, среды обитания, модели обобщенных признаков, рыб, птиц, млекопитающих, насекомых и т. д.).
Модели помогают вычленить то, что дети на первый взгляд не могут увидеть.
Модели способствуют умению анализировать, обобщать, оперировать понятиями, рассуждать
Наше экологическое образование предусматривает проведение занимательных опытов, экспериментов и наблюдений в созданной предметно-развивающей среде – экологической мини - лаборатории. Данный вид деятельности помогает усваивать детям сведения наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). Этот метод дает возможность воспитанникам самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. В экологической мини - лаборатории дети учатся выращивать комнатные растения, рассаду овощных культур, цветочно-декоративных насаждений, приобретая опыт, овладевая практическими умениями и навыками, что сыграет немаловажную роль в их будущей жизни. Какое таинство наблюдаешь, когда дети ведут секретные разговоры с растениями. А этому надо научить. Зачем? Для чего? А чтобы дети быстрее доверяли друг другу, делились впечатлениями, радостью, обращались с просьбой, за помощью, советом. Дети уже знают, что можно поделиться с растением тем, о чём на данный момент, они не готовы установить контакт друг с другом, взрослыми, по разным причинам, а растения в этом помогут. Они такие же живые, как и мы. Проникновенное взаимодействие детей с растениями выводит их на другой уровень миропонимания, доверия к природе. Исчезают комплексы. Вырабатываются такие качества как: уверенность в себе, смелость, решительность, развивается чувство доверия к окружающим.
Таким образом, через растения дети самоутверждаются в коллективе, эмоционально себя проявляют.
В самостоятельной деятельности, на прогулке, дети подходят к цветам, деревьям, читают стихи, составляют рассказы - миниатюры, общаются с ними, секретничают, наделяют их волшебными именами и действиями, объясняя как они это понимают:
Ромашка может:
Березку называли:
Рябинушку именовали:
Дуб наделили такими именами: |
- танцевать; - кружиться; - вальсировать; - шептаться; - секретничать; - прыгать;
- Злата; - Невеста; - Кудряшка; - Полосочка; - Снежана; - Белочка; - Загадушка; -Фея; - Снегурочка; - Здравушка;
- Красная шапочка; - Рада; - Краснодевица; - Сударушка; - Солнышко; - Зорька; - Барыня;
- Тысячелетушка; - Принц; - Витязь; - Богатырь; - Муромец; - Старожил; - Целитель; |
- улыбаться; - жаловаться; - просить о помощи; - наклоняться; - дремать.
- Волшебница; - Веселушка; - Завитушка; - Ладушкой; - Принцессой; - Лебедушкой; - Балериной; - Неженкой; - Белоснежкой; - Снежной Королевой.
- Припасиха; - Княгиня; - Королева; - Звездочка; - Красотка; бархатистая).
- Елисей; - Крепыш; - Силушка; - Царевич; - Королевич; - Святыч; - Добрыня. |
Восторг и удивление, радость и умиление, тому, что посредством природы мы заложили в детях глубокий и прочный фундамент для будущей надстройки – это итог качественной работы, это результат успешности, который мы ожидали и получили. А значит мы на правильном пути, на пути к успеху. Пусть наши дети плывут дальше на кораблике «Детства» Под алым парусом Надежды! Каждый ребенок имеет право на счастье, веру, любовь! Не насаждать веру, не учить счастью (ведь известно – веру, как и любовь, насильно внедрить невозможно), а подключить детей к осознанию проблем, вести к осознанию счастья в душе. Вести бережно, не допуская муштры и окрика, открывая для каждого его собеседника индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, собственной свободой выражения интересов и способностей.
чем святыня его души, чистое и высокое его содержание?
Думая об этом понимаешь, какую ответственность несешь, работая с детьми, чтобы в нужный момент суметь донести до них эти истины, в нужный момент найти нужное слово, строчку, подключить музыку, чтобы состоялся этот диалог с вечностью.
Воспитатель! Помни! Что у каждого ребёнка свой огромный внутренний мир, свой индивидуальный, неповторимый, специфичный. И все его поступки,
слова, действия являются выражением внутреннего мира. Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей мы, педагоги, прежде всего, должны ясно представлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребёнка, какую «погоду» создают в нём: тёплый ветерок, ласковое солнышко или мягкий снежок.
Никаких нотаций и поучений! Педагог истинно культурный должен
быть истинным примером для ребят, таким, у которого единство слова
и дела сочетаются со строгой требовательностью к себе.
Посадив яблоко, нельзя ждать урожая винограда. Наука о природе, знания ее закономерностей, взаимосвязей помогает нам быть сильными, мудрыми. Чтобы обрести любовь, доверие, надо их призвать, дать это другим. Ведь дети равные нам по интеллекту и духу. Души, данные на воспитание. Поселить в своем сердце любовь, чтобы отдать ее нуждающимся, не дать сердечному огоньку потухнуть от безверия, зародить надежду – разве это не прекрасно? Разве не для того мы, люди, здесь на земле? И разве не должны мы, люди, благодарить судьбу за все прекрасное?
Итак, всем нам необходимо прийти к осознанию того, что сохранить и улучшить жизнь человек сможет лишь улучшив, усовершенствовать себя. Наша благородная задача – помочь в этом каждому ребенку.
Система работы по формированию экологического сознания поможет
Выстроить своё взаимодействие в природном окружении и социуме с позиции положительных ценностей и отношений; адаптирует ребёнка к жизни в социуме с образцами нового поведения по эталонам экологического норматива, с новой жизненной позицией, с новым экологическим сознанием и с желанием реализовать себя как личность.
Экологическая образованность и воспитанность помогут развитию ценностных ориентаций, пробудят интерес к познанию нового, сориентирует воспитанника на созидание и творчество, дадут позитивный настрой на жизнь, на усвоение, осмысление и соблюдение экологических норм и правил, позволят осознать чувство ответственности перед природой, обществом и самим собой.
Реализация работы по формированию экологического сознания создаст базу для успеха, разовьёт у детей общую эрудицию, потребность в самовоспитании экологической культуры, в обеспечении собственного экологического благополучия, поможет оздоровлению и физическому развитию. Обогатит личный опыт по взаимодействию с природной и социальной средой. Будет способствовать развитию личностного ресурса, социальной активности, воспитанию нравственных идеалов как основы поведения ребенка, создаст единое организующее поле для раскрытия и реализации творческого потенциала детей.
Приобретённые знания, навыки и полученный опыт, подведут воспитанника к осознанному выбору здорового образа жизни, помогут ответить на вопрос:
»Кто Я? Какой Я? Каким должен стать?»
Тогда он начнёт думать о своём месте под солнцем, о цели и смысле жизни, о том, почему люди живут на Земле, в чём их ответственность перед собой и перед всеми людьми. На что направить силу своего ума – на созидание или расточительство.
Дом, в котором мы живем, не только красив и загадочен, но и очень хрупкий, ТАК СОХРАНИМ ЕГО!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Е.А. Алябьева »Детям о самом важном. Природа»М.2015г.
Т.А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах» М. 2015г.
Ж.»Воспитатель ДОУ» №12 2015г.
Ж.» Воспитатель ДОУ» №9 2016г.
Ж.»Дошкольная педагогика» №2 2016г.
Ж.»Дошкольная педагогика» №5 2017г.
Ж.»Дошкольная педагогика» №4 2017г.
Ж. «Обруч» Дошкольное и начальное образование № 4 2016г.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду» М- С 2016г.
Алексеев С.В., Симонова Л.В.
Идея целостности в системе экологического образования
дошкольников НШ. – 2015г. №1.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.
М.: Творческий центр, 2014.
Гамеза. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2014.
Запартович. С любовью к природе. – М.: Педагогика, 2014.
Захлебный А.Н. На экологической тропе. – М.: Знание, 2014.
Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения
в природе // НШ. – 2014№8.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.