Статья«Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Оценка 4.6

Статья«Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Оценка 4.6
Лекции
doc
русский язык
Детсад
05.01.2017
Статья«Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, невыразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы – педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.
статья.doc

«Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

 

Важным качеством детской речи является выразительность. «Выразительность речи— умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя».

Н.С. Рождественский.

 

Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, невыразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы – педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.

Я полагаю, что использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

И поэтому для того, чтобы реализовать цель моей работы: формирование выразительной речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности, я ставлю перед собой следующие задачи:

-создавать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности;

-побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

На всех этапах работы я использую следующие методы формирования выразительности речи:

1. Наглядные методы - рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительныхформах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.

3. Практические методы.  Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания. Один из них: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Также,  использую следующие приемы формирования выразительности речи: речевой образец (произношу подчеркнуто четко, громко, неторопливо, повторение (практикую индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое); указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата); словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сенситивный период речевого развития и творчества детей. Таким образом, я сделала вывод, что театрализованная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

На данный момент мои дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки,

определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.

Я считаю целесообразным, использование данного вида деятельности, так как это способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. К тому же педагогическими условиями эффективности данного процесса являются:

- диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе театра;

- взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами.

Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании театрализованной деятельности, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.

Именно театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирована выразительной речи ребёнка.

 

 

Таким образом, я сделала вывод, что театрализованная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 


Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Театрализованные игры , можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности

Театрализованные игры , можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности

Словесные методы связаны с художественным словом

Словесные методы связаны с художественным словом

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов : интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация…

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов : интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация…

Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими

Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими

Таким образом, я сделала вывод, что театрализованная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов

Таким образом, я сделала вывод, что театрализованная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017