Лангепасское Городское Муниципальное
Автономное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Из опыта работы Проведение внеурочных занятий
«Разговоры о важном»
Холмова Елена Павловна
учитель истории и обществознания,
классный руководитель 10 «А» класса,
руководитель школьного отряда «Волонтеры Победы»
город Лангепас
2023год.
Когда в 2022/23 учебном году были введены всероссийские внеурочные занятия «Разговоры о важном»,я,признаюсь честно, сильно обрадовалась. Последние годы, а особенно в период пандемии, как-то сошло на нет «общение по душам».Классные часы, конечно проводили, памятные даты вспоминали (я учитель истории, и мне это очень близко), но я часто ловила себя на мысли, что не вижу уже горящих глаз детей и какое –то скучное общение получается. В образовании я давно, патриотизм у нас, рожденных и выросших в СССР, впитан с молоком матери. Сегодняшние дети –они другие, их труднее увлечь. Эти дети, которых просто необходимо оторвать от гаджетов, заинтересовать.Это была просто замечательная идея, что независимо от возраста школьников, надо привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны всей страной в одно и то же время.Говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведенный в начале недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов.Как и ожидали, первые недели, когда в понедельник в 8 утра, звучал гимн Российской федерации и поднимали флаг наиболее отличившиеся дети, не все были предельно внимательны. Я наблюдала за своими десятиклассниками (у меня их 32) и видела, как постепенно, робко, по шажкам дети втягивались в это процесс общения (говорения по душам).Ведь темы понятны: они о близком, родном, о том, чем можно и нужно гордиться.
Велика роль классного руководителя, так как от того,как ты будешь готов преподнести эту информацию, учитывая возраст, какие-то особенности класса. Это от нас сейчас зависит(да и всегда зависело), какими людьми вырастут дети, руководителем которых ты была. Ведь не секрет, через год, два, дети становятся похожими на своего классного руководителя. Наша страна переживает сейчас важные исторические события и очень важно чувствовать себя частью своего народа, уметь сопереживать, гордиться, понимать, какую пользу ты можешь принести своей стране и своему обществу. Ключевым, должен быть, конечно патриотизм. И очень приятно и отрадно видеть, как взрослые уже (16 и 17 летние)юноши и девушки моего 10 «А»с удовольствием посещают эти уроки, смотрят видеоролики, участвуют в обсуждениях, они свободны и раскованы, потому за это они не получают оценок, и они знают, что могут высказать свою точку зрения или отстоять свою позицию. Сейчас мы уже вместе поем гимн и, слыша их голоса, я испытываю чувство гордости.
Конечно, каждое занятие требует тщательной подготовки классного руководителя. Сначала я сама должна до конца понять, как подвести детей к разговору по данной теме, предложить какие –то вопросы, которые помогут нам вывести разговор на уровень не просто «вопрос –ответ», а именно, чтобы получился конструктивный «разговор по душам».Я начинаю готовиться к этому занятию в субботу. Позади напряженная неделя; в субботу нет большой загруженности; есть возможность сосредоточиться, тщательно изучить предлагаемый материал.
После просмотра и изучения методических материалов, сценария и инструкций, просмотра видеоролика, интерактивного элемента,я пытаюсь представить, как детьми моего класса будет воспринята эта информация, и что я должна буду предложить дальше, чтобы получился интересный «разговор по душам».Так как, кроме классного руководителя, я еще являюсь руководителем школьного отряда волонтеров Победы, «Правнуки Победы»,и из 32 ребят 10а класса, 23 человека являются моими единомышленниками и помощниками. На каждом занятии «Разговоры о важном», мы обязательно приводим примеры из наших волонтерских акций и мероприятий.
Например: на занятии, посвященном Дню Инвалидов, дети делились информацией, как мы собирали Коробки Добра и разносили их ветеранам и труженикам тыла (см. фото )
На занятии, посвященном Прорыву блокады Ленинграда, ребята вспоминали, как они готовили школьную акцию «Блокадный хлеб» (ходили по классам агитбригадами, делились своими впечатлениями.(см.фото)
На занятии, посвященном Дню Конституции, ребята–волонтеры предложили свою подготовленную викторину
На занятиях, посвященных Дню Героя и Сталинградской битве, обучающиеся (волонтеры) делились информацией о создании презентаций по заданным темам.
На занятии, посвященном Волонтерам России, сами волонтеры, которые в отряде уже 3 года, делились информацией о том,почему они пришли в волонтерский и в каких мероприятиях они участвовали .(см.фото)
Каждую пятницу у нас проходит заседания волонтерского отряда, где дети разновозрастные (5-10 классы). Мы давно уже как большая дружная семья (нашему отряду 3 года).И я решила выйти за рамки «Разговора о важном»и тему, которая обсуждалась в понедельник, еще и обсудить в пятницу, но уже с детьми разных возрастов. Сначала это были робкие шаги, разговор в основном держался на детях постарше, но буквально через 2-3 недели, это было уже бурное обсуждение и ребята 5 и 6 классов уже чувствовали себя уверенными и спокойно поддерживали или, наоборот, спорили со старшеклассниками. Да, это немного другой формат, но суть от этого не меняется. В споре рождается истина. С ребенком трудно только тогда, когда его не понимают, не дают ему высказаться, не принимают его таким, какой он есть, не видят в нем личность. А когда все пазлы складываются, вы получаете горящие глаза детей, их открытые мысли и сердца, которые готовы помогать, творить и созидать.
Я практически сразу, со второго занятия «Разговоры о важном» поняла, что разговор получится насыщенным и интересным, если большую часть будут говорить дети. Самое главное, направлять эту беседу в нужном направлении. Методические материалы, предлагаемые нам, качественные, грамотно построены и отходить от них, конечно не советую, но добавить «изюминку» можно, тем более если возраст детей позволяет.
Каждая тема «Разговоров о важном», очень интересная и занимательная, поучительная и, конечно же, воспитательная.
Очень интересны мнения коллег учителей, которыми они делятся в сети интернет. Те, кто помоложе, иногда высказывают негативную точку зрения, кто –то, наоборот, пишет, что ничего сложного нет, все готово и разработано.Лично я считаю, что мы возрождаем лучшие традиции, нас воспитывали именно на этих ценностях. За последние 30 лет после распада Советского Союза очень много сделано для того, чтобы не пустыми словами были «семья», «семейные ценности», Россия - сильная и крепкая держава» «гордость», «патриотизм» и многое другое. Официально утверждено много новых праздников и памятных дат, дней, посвященных людям различных профессий. А ведь это – наша новейшая история, частью которой мы являемся.«Разговоры о важном» обязательно дадут свои результаты. Те семена доброты, искренности, патриотизма, гордости и сопереживания, которые мы «сажаем»на этих занятиях, обязательно дадут всходы. Современное поколение обязательно будет гордиться своей страной, ее историей, любить свой народ. Эти дети вырастут и станут полезными членами общества: профессионалами своего дела, неравнодушными, крепкими духом. А мы, учителя, должны им в этом помочь! «Ребенок –это сосуд», гласит восточная мудрость. А вот чем мы его наполним, зависит сегодня от нас. Очень надеюсь, что кому–то мои рекомендации будут полезны и их можно будет использовать коллегам в дальнейшей работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.