В данном материале описан опыт работы педагога дополнительно образования МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска" Ларина Евгения Юрьевича. Кратко рассказывается о специфике работы объединения технической направленности, о достижениях обучающихся, а также о просветительской работе патриотической направленности среди молодежи.
Стендовый моделизм как элемент технического творчества
в системе дополнительного образования
Детское объединении «Музей на столе» начало свою работу в 2000 году.
Образовательная программа «Музей на столе» предназначена для детей
среднего и старшего возраста, от 9 до 17 лет. Этот возраст наиболее
благоприятен для массовой заинтересованности ребят техническим
моделированием, а также для решения ими различных технических задач,
возникающих в процессе занятий. Занятия стендовым моделизмом развивают
у ребят конструкторское мышление, являются одним из средств
политехнического образования. Ребята в процессе занятий знакомятся с
историей техники, ее применением в различное время в разных странах мира,
с создателями этой техники. Эти знания – необходимое условие
преемственности поколений, воспитания гражданина и патриота своей
Родины.
Программа объединения «Музей на столе» рассчитана на трехлетний
цикл обучения. По наблюдениям педагога, уже к середине 1го учебного года
обучающиеся выбирают для себя тот вид копируемой техники, который им
больше по душе, прекращается «погоня за двумя зайцами», когда ребенок
хочет изготавливать одновременно, например, и танк, и самолет. Путем
поощрения инициативы обучающихся,
предоставления им свободы
творческого самовыражения, на 2ом году обучения ребята окончательно
выбирают свое направление моделизма (авиамоделизм, судомоделизм,
моделирование бронетанковой техники, диорамы и др.), а на 3м году
обучения уже в основном ведут самостоятельную работу по выбранным
направлениям. Пробуя свои силы в разных направлениях стендового
моделизма, ребята вместе с тем приобретают такие знания, умения и навыки,
которые пригодятся им всегда, каким бы видом технического творчества они
не занимались.
Цель занятий в детском объединении – развитие творческих
способностей ребенка, расширение кругозора обучающихся.
Программа детского объединения способствует выработке умений и
навыков: раскрывать понятие «модель», грамотно читать чертеж модели,
правильно подбирать цвета для ее окраски, владеть обрабатывающим
инструментом, применять на практике основы конструирования, работать с
кистью и краскораспылителем, самостоятельно выбирать инструменты и
способы обработки деталей модели, изготавливать приспособления для
сборки моделей, и в конечном счете расширить объем своих знаний и
приобрести новые умения в процессе практической работы.
Конечно, не каждый ребенок может освоить программу во всем ее
теоретическом и практическом объеме. Но даже те базовые знания, умения и
навыки, которые обучающиеся приобретают на занятиях, помогут им в жизни,обеспечат определенный успех как в учебе, так и в той работе, которую они
изберут для себя в дальнейшем. Только таким образом может быть
выработана ключевая компетентность обучающихся, помогающая раскрыть
творческисозидательный потенциал растущей личности.
Направления деятельность детского объединения «Стендовый
моделизм» достаточно разнообразны в силу своей специфики. Это, прежде
всего, как уже отмечалось, изготовление моделей – копий, изучение их
прототипов и истории техники, конструкторов, исследования и эксперименты
при работе над моделью, изучение истории родной страны через познание
истории техники. Вместе с тем, занятия в нашем объединении помогают
сознательно выбрать будущую профессию и непосредственно влияют на
учебный процесс в общеобразовательных учебных заведениях, способствуют
патриотическому воспитанию молодежи посредством приведения педагогом
конкретных исторических примеров.
Наши обучающиеся прекрасно понимают, что без знания азов техники,
технического конструирования и моделирования очень сложно существовать
в современном мире. Нынешняя жизнь диктует нам свои законы, и только
технически подкованному молодому человеку будет проще адаптироваться к
ней. Воспитание из юноши мужчины является неотъемлемой частью учебно
воспитательного процесса. В процессе занятий техническим творчеством дети
развивают свои творческие способности, расширяют свой кругозор, учатся
владеть инструментами, использовать шпаклевку и краски, в результате чего
обучающиеся получают навыки, свойственные мужчине. Полученные на
занятиях навыки, безусловно, пригодятся по хозяйству, в быту, например, то
же самое умение забить гвоздь, окрасить стену или дверь, выполнить мелкий
домашний ремонт.
В процессе занятий обучающиеся учатся самостоятельно работать с
технической литературой, отыскивать необходимую им информацию в
справочных изданиях и в периодике, пользоваться электронными базами
данных. Ребята, имеющие дома компьютер, используют для получения
информации поисковые системы сети Интернет, сохраняя информацию в
электронном виде, с которой затем знакомятся другие дети.
Наши обучающиеся ежегодно участвуют в городских выставках
технического творчества в рамках традиционного городского фестиваля
детского и юношеского творчества «Наши таланты – родному краю» и в
Областных выставках технического творчества учащейся молодежи, занимая
призовые места, а также в Межрегиональных слетах стендовых моделистов.
В 20172018 учебном году на 53й городской выставке
технического творчества обучающиеся объединения заняли следующие места:
в разделе «Стендовый моделизм»:
1е место: Шавров Александр;
2е место: Тарасов Илья;
3е место: Завалишин Роман;Грамоты за участие (6 обучающихся) : Лужецкий Глеб, Переверзев
Иван, Шумаков Артем, Нехороших Игорь, Морозов Виталий, Свинарев
Алексей.
Экспонатыпобедители городской выставки технического творчества
были предоставлены также для участия в очередной областной выставке
технического творчества школьников и учащийся молодежи в ОЦДТТ. По
итогам данной выставки коллектив обучающихся объединения «Музей на
столе» занял 3е место в областном фестивале детского технического
творчества.
На Курском
межрегиональном слете стендовых моделистов
обучающиеся д/о «Музей на столе» Воробьев Данила, Шавров Александр,
Захаров Андрей, Швецов Павел, Малышев Антон были награждены
почетными дипломами и ценными призами.
Иллюстрируя достижения ребят, хотелось бы отметить, что каждый из
них шел к высокому результату долгой и тернистой дорогой,
экспериментируя и порой совершая ошибки. Задачей педагога при занятии с
детьми техническим моделированием является предоставление обучающимся
большей самостоятельности, в результате чего они чувствуют свою
необходимость в большом общем деле технического творчества,
ответственность за порученное им дело. А педагог помогает им – направляет,
при необходимости контролирует работу каждого.
В качестве примера хотелось бы привести обучающегося 11го класса
Шаврова Александра, который пришел в объединение, уже имея некоторый
опыт самостоятельной работы в стендовом моделировании, к сожалению
небогатый. К тому же у Александра сложилось неправильное представление о
технологической стороне моделирования.
Педагогу пришлось объяснять моделистусамоучке основы владения
инструментом, приемы и методы окраски моделей и многое другое. Однако,
схватывая «на лету» теорию, Александр старался самостоятельно работать с
моделью, при необходимости консультируясь с педагогом. Достигнутые
обучающимся результаты были по достоинству оценены высоким жюри
городских выставок технического творчества.
В дальнейшем Шавров Александр настолько увлекся стендовым
моделизмом, что ему уже стало недостаточно занятий в объединении, и он
решил самостоятельно попробовать свои силы в домашней работе над
моделямикопиями, не игнорируя при этом и занятия в объединении. Так, к
предстоящему юбилею Курской битвы, Александр намерен изготовитьнебольшую диораму, иллюстрирующую один из многочисленных героических
эпизодов этого великого танкового сражения в мире за всю историю войн.
Заинтересованность обучающихся техническим творчеством и
стендовым моделизмом в частности позволяет оградить их от
неблагоприятных внешних факторов, как употребление алкоголя, наркотиков,
дурных компаний, что в наше время является очень актуальным. Раньше в
дополнительном образовании детей использовался термин «кружок», и в
нынешнее время очень важно, чтобы объединение оставалось таким кружком,
компанией по интересам, где ребята могли бы общаться, находить
единомышленников, понимание педагога и своих товарищей. Наше
объединение как раз и является таким «кружком», где им прививаются
чувство локтя,
взаимопомощи и взаимовыручки,
ответственности за порученное дело, самостоятельности. Используя принцип:
«Умеешь сам – помоги товарищу», ребята стараются самореализоваться, а
педагог лишь подталкивает их к этому, направляет их стремление в нужное
русло. Обучающиеся, дольше посещающие объединение, всегда готовы прийти
на помощь новичкам, причем возраст ребят не играет при этом никакой роли.
Поэтому в нашем объединении всегда царит атмосфера дружбы,
взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности, что является
неотъемлемой частью психологического здоровья обучающихся.
товарищества,
Педагогом в середине и конце учебного года проводится конкурс среди
обучающихся объединения с целью выявления лучших моделей, причем
судьями выступают и сами ребята, одновременно защищая свои модели. При
помощи таких конкурсов можно выявить наиболее технически одаренных
ребят с тем, чтобы впоследствии работать с ними по индивидуальным
карточкамзаданиям,
предоставить им больше инициативы и
самостоятельности при работе с моделью
Традиционно занятия в объединении сопровождаются демонстрацией
наглядных пособий авиа и бронетехники, диорам, изготовленных педагогом
совместно с обучающимися, что позволяет последним шире реализовать свой
творческий замысел и потенциал. Здесь прослеживается взаимосвязь между
работой педагога и техническим моделированием, т.е. между педагогикой и
техническим творчеством в целом, чувствуется обратная связь, отдача со
стороны ребят, что является позитивным моментом педагогической
деятельности. Совместная работа педагога и ребят позволяет детям оценить
чувство своей значимости в общем трудовом процессе, внести свою лепту в
общую работу, попробовать свои силы в коллективном творчестве. Все
предложения педагога о помощи в изготовлении наглядных пособий –
моделейкопий – встречают понимание и ответный отклик среди
обучающихся. В такой ситуации мы можем наблюдать обоснованную
мотивацию ребят к коллективному творчеству, их чувство необходимости.
Факт того, что они остаются нужными, их вклад в общее дело, участие
старшего по возрасту педагога, также заинтересованного в этом процессе,является необходимым моментом приобщения молодежи к общественно
полезному труду. Обучающиеся также понимают, что на смену им придут
младшие их товарищи, поэтому наблюдается стремление оставить чтото
«материальное» после себя, то, чтобы их помнили. Это также является
элементом учебновоспитательной работы со стороны педагога.
В процессе занятия с обучающимися педагогом проводятся также
беседы на историческую и техническую тематику. Имели место, например,
такие темы как: «Роль отечественной армии, ВВС, ВМФ в Победе в Великой
Отечественной войне», «Локальные конфликты второй половины XX века»,
«Перспективы развития техники и вооружения», «История самолето и
танкостроения» и др. На таких беседах, не отвлекающих от основной темы
занятия, ребята задают вопросы, обмениваются своим мнением как с
педагогом, так и друг с другом, что чрезвычайно полезно для расширения
кругозора и общей эрудиции детей.
К просветительской деятельности, проводимой педагогом, относятся
также экскурсии с обучающимися в ОЦДТТ, Курский клуб стендового
моделирования, просмотр видеофильмов и видеопрограмм по истории
техники, хронике боевых действий, в которых участвовали «большие
собратья» моделикопии ребят. Все это является очень полезным фактором,
стимулирующим творческую активность детей. Экскурсии в клуб стендового
моделирования вместе с тем позволяют развить у обучающихся нашего
объединения состязательность в творчестве.
Вместе с тем, одним из показателей результативности работы педагога
можно считать сохранность контингента обучающихся. В совокупности при
трехлетнем цикле обучения в объединении «Стендовый моделизм» занимается
около 38 обучающихся. А все эти дети – мальчики, т.е. будущие защитники
Отечества, которым необходимо мужское воспитание не только в семье.
Занятия в нашем объединении помогают им творчески раскрыться,
самореализоваться, чему способствуют конкурсы, проводимые педагогом
беседы, акцентуация на самостоятельную работу, профориентация.
На 3м году обучения педагог проводит беседы с ребятами об их
дальнейших планах, перспективах, выявляет наиболее яркие особенности
обучающихся. Некоторые выпускники объединения являются студентами
ВУЗов инженерных и строительных специальностей, или же решили посвятить
свою дальнейшую жизнь службе в Вооруженных Силах РФ. Они уже связали
свою жизнь и дальнейшую судьбу с техникой и армией, в чем им, безусловно,
помогли занятия моделизмом.
Итак, направления работы нашего объединения самые разнообразные,
поскольку техническое творчество и стендовое моделирование – понятия
всеобъемлющие, многогранные, касаются каждого человека в отдельности. Но
самой главной задачей педагог считает не только подготовку стендовика
краснодеревшика, способного выполнить ответственную кропотливую работу,
требующую усердия и внимания, а воспитание гармоничной личности ребенка,раскрытие его творческого потенциала, создание из него истинного
гражданина, патриота своей страны. Обучающиеся объединения «Музей на
столе» всегда испытывают гордость, что они россияне, интересуются
историей своей техники, своей Родины. Педагог считает, что осмысление
своей гражданской позиции обучающимися объединения – одна из
основополагающих задач педагогики, стоящей на данном временном этапе. И
впереди у нас большие планы и множество творческих начинаний и
свершений.
Являясь руководителем методического объединения технического
творчества, я стремлюсь не только сам создавать методические разработки, но
и помогаю в этом своим коллегам. За предыдущие годы мною были
разработаны методические рекомендации по подготовке моделей к выставке,
по проведению итогового занятия, методические рекомендации по оценке
качества занятия и учебнометодических материалов при проведении занятий
в детском объединении технического творчества, памятка по самоанализу
проведенного занятия, методические разработки проведения занятий по
определенным темам. Стараясь отслеживать новинки научнометодической
литературы, я открываю для себя новые горизонты для экспериментальной
педагогической работы, делюсь информацией и своими наблюдениями с
коллегами по методическому объединению. На заседаниях методического
объединения технического творчества и происходит обобщение
педагогического опыта.