Степени сравнения наречий и их образование.
Оценка 4.9

Степени сравнения наречий и их образование.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
10.01.2021
Степени сравнения наречий и их образование.
7класс Степени сравнения наречий и их образование..doc

7класс 

Тема урока: Степени сравнения наречий и их образование.

Цели урока:                                                                                                                        Образовательные: познакомить со способами образования степеней сравнения наречий;                             сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречий;               обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий.

Развивающие:                                                                                                                                     Развивать умение работать с предложением;                                                                                  Развивать умение работать со словом.

Воспитательные:                                                                                                                          Формирование сознательной дисциплины;                                                                             Формирование целеустремлённости, трудолюбия, аккуратности;                                           Воспитание любви к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. Запишите предложение.  Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Продолжите строчку, учитывая смысловую группу наречия.

Завтра, ... (времени) (вчера, вечером, наутро) Внизу, ... (места) (справа, слева, сбоку) Очень, ... (меры и степени) (бесконечно, немного, чуть-чуть, вдвое)Горячо, ... (образа действия) (сильно, крепко, весело) Сослепу, ... (причины) (сгоряча, нечаянно, сгоряча) Назло, ... (цели) (нарочно, специально)

3. Беседа по теме.

-Что мы называем наречием?

-В чём сходство наречия с именем прилагательным?

-Что мы должны помнить  о  степенях сравнения имён прилагательных?

Наречия, как и прилагательные, тоже имеют степени сравнения. Давайте ознакомимся  с теоретическим материалом

II. Объяснение нового материала.

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть.

Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Например,

красиво танцевать – исходная форма;

танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь две степени сравнения: сравнительную и превосходную..

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания исходной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании.

Задание. Определите часть речи выделенных слов.

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

III. Закрепление нового материала.

1. Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.

Образец: взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

 

2. Возьмите на заметку! Теоретический материал.

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

имя прилагательное

наречие

1) обозначает признак предмета

1) обозначает признак действия;

2) относится к имени существительному

2) относится к глаголу

3) отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3) отвечает на вопросы как? каким образом?

4) в предложении выступает в роли сказуемого: Наше озеро (какое?) глубже реки.

4) в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул (как?) глубже расставленных сетей.

3. Физминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

III. Закрепление нового материала.

1. Задание. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным?

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

2. Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

 Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Говорил громко – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Взлететь высоко – наречие.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.

Движение быстро – прилагательное.

4. Итог урока. Выставление оценок                                                                                                                             5. Домашнее задание:                                                                                                                                               -Выучить теоретический материал.                                                                                                   -Письменно: выполнить творческую работу (придумать по 2 пары предложений, чтобы в одном из них слово являлось наречием в сравнительной степени, а в другом - прилагательным в сравнительной степени).   


Тема урока: Степени сравнения наречий и их образование

Тема урока: Степени сравнения наречий и их образование

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь две степени сравнения: сравнительную и превосходную

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь две степени сравнения: сравнительную и превосходную

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там солнце кажется светлей (прилагательное),
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021