Стихи Э. Успенского
Цель: Продолжить работу с произведениями Э. Упенского.
Задачи:
1.Формирование орфографической зоркости, внимания к прочитанному
тексту.
2.Формирование скорости чтения.
3.Познакомиться с понятием КЛАСТЕР
4. Учиться анализироваться текст
Ход урока:
Урок совсем обычный , а, может, необычный,
А, может, не урок совсем хочу вам преподать..
Он может быть веселым, коль думается вместе,
Коль дети с чувством юмора мне будут помогать!
О всех произведениях писателя Успенского
Сейчас урок наш чтение мы будем начинать…
Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение Вячеслава Лейкина медленно.
Во вторник подвела постель –
Не смог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель
В нем был банан – пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.
Понравилось вам стихотворение? Чем?
Прочитайте с разной интонацией: с раздражением, весело, с удивлением,
печально, с восхищением
Как вы думаете, какие произведения на уроке мы с вами будем сегодня читать?
Чему будем учиться?
Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с произведениями Эдуарда
Успенского. Будем учиться анализировать поступки героев, понимать юмор в
произведениях.
Э.Н.Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Рос Эдик
озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника
начнет учиться на «5». Наступал понедельник, случались какието дела и…двойки
появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши он сломал ногу и попалв больницу. Эдик попросил родителей принести ему учебники. К несказанному
удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да так упорно, что смог
поступить в авиационный институт и стать инженером.3 года он проработал по
специальности, а потом вдруг понял, что делает в жизни чтото не то. Э.Н. работал в
пионерском лагере вожатым, читал книги и когда книжки интересные закончились, ему
пришлось сочинять самому.
Популярным Эдуард Успенский стал после выхода его детских книжек. В 1960
1970 годах были изданы «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке»
(1972); пьесы «Чебурашка и его друзья» (1970), «Наследство волшебника Бахрама»
(1973), «Отпуск крокодила Гены» (1974), написанные совместно с Романом Качановым.
По многим этим книгам сняли мультфильмы.
Эдуард Успенский являлся одним из создателей телепередач таких, как:
«Радионяня», «АБВГДейка», «В нашу гавань заходили корабли», "Спокойной ночи,
малыши".
Произведения автора издавались на 25 иностранных языках и популярны
в Голландии, Франции, Японии, Финляндии, США.
В 2010 году ему была присуждена премия имени Корнея Чуковского.
Писатель был женат три раза. От первого брака у него дочь Татьяна, от второго —
дочеридвойняшки Ирина и Светлана.
Эдуард Николаевич Успенскийавтор многожанровый, он не только писал повести,
сказки, сценарии, но также – автор замечательных стихотворений.
Мы с вами уже познакомились с некоторыми из них. Давайте вспомним их
названия. ("Чебурашка", "Если был бы я девчонка...")
Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Э. Успенского.
Откройте уч. с. 146 ("Над нашей квартирой")
Прочитайте заголовок стихотворения.
предположите, о чем может идти в нем речь?
Посмотрите на иллюстрацию,
Прочитайте стихотворение.
— Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?
— Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему они рыдают?
— Кто кому спать не дает?
— Какое это стихотворение: веселое, грустное, поучительное?
Это история не веселая и не грустная, она скорее нравоучительная, поскольку
показывает целую цепочку причин и следствий. И автор специально повторяет причины и
повторяет их последствия.
— Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в
переносном смысле. (Дождик стучит, тучи рыдают, гром стучал кулаком.)
Какой приём использовал автор? (олицетворение)
А теперь возьмите в руки простые карандаши и давайте расставим паузы в первых
двух столбиках этого стихотворения. (I, II, III)— Теперь прочитайте стихотворение выразительно.
Ребята, на слова этого стихотворения наложена музыка. И получилась песня.
Послушайте ее.
Мы с вами достаточно поработали с этим стихотворением. Кто хочет себя
проверить и составить картинный план этого стихотворения? Перед вами картинки к
стихотворению. Необходимо вспомнить строчки из него и расположить в правильной
последовательности.
— На с. 148 прочитайте название следующего стихотворения. Как вы понимаете
это название? Что такое, повашему, память? (Память — одно из свойств нервной
системы, заключающееся в способности какоето время сохранять информацию о
событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно
воспроизводить и изменять эту информацию)
— Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Какието они странные. Можете ли
вы объяснить, что здесь изображено? (Высказывания детей.)
— Попробуем во всем разобраться. (Учитель читает стихотворение.)
— Чем хвастался малыш?
— Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку?
— Подумайте, как автор относится к герою стихотворения.
— Быстро и правильно повторите четверостишие про Ваню.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Ребята, на основе стихотворения Э.Успенского "Память" тоже создан мультфильм.
Сейчас мы посмотрим фрагмент это мультфильма.
Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы. К каким стихотворениям они подходят?
• Друг на дружку, а шут на Матюшку.
• Жаль, жаль, а пособить нечем.
• Не будь тороплив, будь памятлив.
А сейчас, ребята, я покажу вам еще один прием запоминания информации. Он
может использоваться в различных видах деятельности. Называется он КЛАСТЕР.
Благодаря этому приему можно выделить самое основное из большого количества
информации и запомнить это.
Мы сейчас с вами создадим кластер на тему "Творчество Э.Успенского"
Я буду зачитывать небольшую интересную информацию о творчестве Эдуарда
Николаевича. Ваша задача выделить главное в прочитанном несколькими словами.
1) Эдуард Николаевич родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевске Московской
области. Закончил МАИ по специальности «авиационный инженер». Пристрастился к
писательству в институте, в студенческом театре МАИ.
2) Первая книга про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в
1974. Эдуард Успенский работал библиотекарем в детском лагере. Именно там он
начал придумывать историю про Простоквашино.3) Успенский вспоминает: «Дядя Федор сначала был у меня взрослым,
лесником, который жил с котом и собачкой. Писатель Борис Заходер посоветовал
мне сделать его мальчиком. И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой
взрословатый получился».
4)
Эдуард Успенский стал национальным
героем Японии
благодаря Чебурашке, который очень полюбился японцам.
Причину такой любви объясняет в одном из интервью художниканиматор и
режиссер Макото Накамура, который снял продолжение легендарного мультика о
Чебурашке и Крокодиле Гене. «Чебурашка нравится моим соотечественникам по
той же причине, что и российским зрителям: он воплощает все то, что взрослые
люди со временем теряют, он трогательный и милый. К тому же в мультфильме
про Чебурашку есть легкая грусть, которую навевает музыка в сочетании с образами
главных героев. В японском языке есть понятие «югэн» – эстетическая категория,
обозначающая прелесть недосказанности. Существует также понятие «вабисаби»
– «скромная красота»: не роскошная, не напыщенная, а утонченная. Японцы очень
любят такую красоту».
5) Историю про Чебурашку и крокодила Гену в Литве демонстрировали на
литовском языке. Назывался мультфильм «Кулверстукас и крокодилас Генас». Лучший
момент – крокодилас Генас ищет «Кулверстукаса» в словаре: «Чебуреки... Чебоксары...
А Кулверстукасато нет!»
6) Эдуард Успенский говорит, что в разных странах его книжки идут поразному.
Финны обожают дядю Федора, в Америке фаворитка — старуха Шапокляк. В нее там
влюблены все! Ну а японцы просто помешаны на Чебурашке.
7) Однажды макаронная фабрика «Макфа» заказала Успенскому историю про
девочку с таким именем. Писатель стал думать: почему девочку зовут Макфа? Вот, что
он придумал! «У одних родителей была девочка. Папа хотел красивое имя дать:
Эльвира или Элеонора. А мать – старинное: Фекла, Матрена, Варвара. Полгода
ребенок был без имени. Его звали то «чудовище», то «сокровище». А бабушка сказала:
«Вы мне надоели. Назовем ребенка, как называют лошадей. Первый слог от имени
отца, второй – от матери. Отца звали Макар, мать – Фатима». Вот так появилась
Макфа. Когда готовую книжку принесли заказчикам, они сказали: «Хорошо! Только
уберите то, уберите се...». Успенский ответил: «Ребята, возьмите ваши деньги обратно».
Эту книжку затем издали, она называется «Девочка со странным именем». За нее
Успенский получил премию Правительства РФ.
А сейчас прочитайте еще одно стихотворение этого писателя:
Страшная история
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Ногами упирается,
Слезами заливается.
Он в мужском и женском залеВесь паркет слезами залил.
А волосы растут!
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут!
А волосы растут!
Год прошел,
Другой проходит...
Мальчик стричься не приходит:
А волосы растут!
А волосы растут!
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают...
— Ну и сын, — сказала мать,
Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.
— Народная мудрость гласит: «Больше те люди шутят, у которых сердце поет».
Как вы понимаете эти слова?
— Можно ли так сказать об авторе прочитанных вами произведений Э.
Успенском?
— Каким вам представляется этот писатель?
О творчестве какого писателя мы сегодня говорили?
Какие произведения читали?
Что вам больше всего запомнилось с сегодняшнего урока?
А сейчас я предлагаю вам небольшое интересное задание: филворд "Герои
Э.Успенского".
Наш сегодняшний урок я завершу словами Эдуарда Успенского: «За одну
хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребенок завален книгами,
у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются
шишки. Ребята, читайте больше и больше».
С каким настроением вы заканчиваете урок? Наклейте на доску героя
произведения с соответствующим личиком.Список источников
1. ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
http://kratkoe.com/eduarduspenskiykratkayabiografiya/
2. Над нашей квартирой
http://vseskazki.su/eduarduspenskij/nadnashejkvartiroj.html
3. Память
https://ru.wikipedia.org/wiki/Память
4. Успенский, Эдуард Николаевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский,_Эдуард_Николаевич
5. Я не сказочник, а, скорее, проповедник». К 75летию Эдуарда Успенского
http://nevcbs.spb.ru/pochitaem/znaetelivychto/309jeduarduspenskij75let
6. Э. Успенский "Страшная история"
https://ironicpoetry.ru/autors/uspenskiyeduard/strashnayaistoriya.html
Урок литературного чтения
2 класс
Тема
"Стихи Э. Успенского"
Дата 18.04.2018
Учитель:Зайцева Алена Сергеевна