Стихи Э. Успенского

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

филворд

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Урок совсем обычный.docx
Стихи Э. Успенского Цель: Продолжить работу с произведениями Э. Упенского. Задачи: 1.Формирование орфографической зоркости, внимания к прочитанному тексту. 2.Формирование скорости чтения. 3.Познакомиться с понятием КЛАСТЕР 4. Учиться анализироваться текст Ход урока: Урок совсем обычный , а, может, необычный, А, может, не урок совсем хочу вам преподать.. Он может быть веселым, коль думается вместе, Коль дети с чувством юмора мне будут помогать! О всех произведениях писателя Успенского Сейчас урок наш ­ чтение мы будем начинать… Речевая разминка. Прочитайте стихотворение Вячеслава Лейкина медленно. Во вторник подвела постель – Не смог я вовремя проснуться. Позавчера забыл портфель В нем был банан – пришлось вернуться. В своих ошибках разобрался, Сегодня в срок прийти хотел, Но слишком сильно разогнался И мимо школы пролетел. ­ Понравилось вам стихотворение? Чем? ­   Прочитайте   с   разной   интонацией:   с   раздражением,   весело,   с   удивлением, печально, с восхищением ­ Как вы думаете, какие произведения на уроке мы с вами будем сегодня читать? ­ Чему будем учиться? Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с произведениями Эдуарда Успенского.   Будем   учиться   анализировать   поступки   героев,   понимать   юмор   в произведениях. Э.Н.Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет   учиться   на   «5».   Наступал   понедельник,   случались   какие­то   дела   и…двойки появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши он сломал ногу и попалв   больницу.   Эдик   попросил   родителей   принести   ему   учебники.   К   несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да так упорно, что смог поступить   в   авиационный   институт   и   стать   инженером.3   года   он   проработал   по специальности, а потом вдруг понял, что делает в жизни что­то не то. Э.Н. работал в пионерском лагере вожатым, читал книги и когда книжки интересные закончились, ему пришлось сочинять самому. Популярным Эдуард Успенский стал после выхода его детских книжек. В 1960­ 1970 годах были изданы «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972);   пьесы   «Чебурашка   и его   друзья»   (1970),   «Наследство   волшебника   Бахрама» (1973), «Отпуск крокодила Гены» (1974), написанные совместно с Романом Качановым. По многим этим книгам сняли мультфильмы. Эдуард   Успенский   являлся   одним   из   создателей   телепередач   таких,   как: «Радионяня»,   «АБВГДейка»,   «В   нашу   гавань   заходили   корабли»,   "Спокойной   ночи, малыши". Произведения   автора   издавались   на 25   иностранных   языках   и популярны в Голландии, Франции, Японии, Финляндии, США. В 2010 году ему была присуждена премия имени Корнея Чуковского. Писатель был женат три раза. От первого брака у него дочь Татьяна, от второго — дочери­двойняшки Ирина и Светлана. Эдуард Николаевич Успенский­автор многожанровый, он не только писал повести, сказки, сценарии, но также – автор замечательных стихотворений.  ­Мы   с   вами   уже   познакомились   с   некоторыми   из   них.   Давайте   вспомним   их названия. ("Чебурашка", "Если был бы я девчонка...") Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Э. Успенского. Откройте уч. с. 146 ("Над нашей квартирой") ­Прочитайте   заголовок   стихотворения. предположите, о чем может идти в нем речь?   Посмотрите   на   иллюстрацию, ­ Прочитайте стихотворение. — Какие слова повторяются в стихотворении? Почему? — Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему они рыдают? — Кто кому спать не дает? — Какое это стихотворение: веселое, грустное, поучительное? Это история не веселая и не грустная, она скорее нравоучительная, поскольку показывает целую цепочку причин и следствий. И автор специально повторяет причины и повторяет их последствия. —   Найдите   в   стихотворении   словосочетания,   которые   автор   использует   в переносном смысле. (Дождик стучит, тучи рыдают, гром стучал кулаком.) ­ Какой приём использовал автор? (олицетворение) А теперь возьмите в руки простые карандаши и давайте расставим паузы в первых двух столбиках этого стихотворения. (I, II, III)— Теперь прочитайте стихотворение выразительно. Ребята,   на   слова   этого   стихотворения   наложена   музыка.   И   получилась   песня. Послушайте ее. Мы   с   вами   достаточно   поработали   с   этим   стихотворением.   Кто   хочет   себя проверить и составить картинный план этого стихотворения? Перед вами картинки к стихотворению. Необходимо вспомнить строчки из него и расположить в правильной последовательности. — На с. 148 прочитайте название следующего стихотворения. Как вы понимаете это   название?   Что   такое,   по­вашему,   память?  (Память —   одно   из   свойств   нервной системы,   заключающееся   в   способности   какое­то   время   сохранять   информацию   о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию) — Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Какие­то они странные. Можете ли вы объяснить, что здесь изображено? (Высказывания детей.) — Попробуем во всем разобраться. (Учитель читает стихотворение.) — Чем хвастался малыш? — Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку? — Подумайте, как автор относится к герою стихотворения. — Быстро и правильно повторите четверостишие про Ваню. — Прочитайте стихотворение выразительно. Ребята, на основе стихотворения Э.Успенского "Память" тоже создан мультфильм. Сейчас мы посмотрим фрагмент это мультфильма.  Работа с пословицами — Прочитайте пословицы. К каким стихотворениям они подходят? • Друг на дружку, а шут на Матюшку. • Жаль, жаль, а пособить нечем. • Не будь тороплив, будь памятлив. А сейчас, ребята, я покажу вам еще один прием запоминания информации. Он может   использоваться   в   различных   видах   деятельности.   Называется   он   КЛАСТЕР. Благодаря   этому   приему   можно   выделить   самое   основное   из   большого   количества информации и запомнить это. Мы сейчас с вами создадим кластер на тему "Творчество Э.Успенского"    Я буду зачитывать небольшую интересную информацию о творчестве Эдуарда Николаевича. Ваша задача ­ выделить главное в прочитанном несколькими словами. 1) Эдуард Николаевич родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевске Московской области. Закончил МАИ по специальности «авиационный инженер». Пристрастился к писательству в институте, в студенческом театре МАИ. 2) Первая книга про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974. Эдуард Успенский работал библиотекарем в детском  лагере. Именно  там  он начал придумывать историю про Простоквашино.3)  Успенский вспоминает: «Дядя Федор сначала был у меня взрослым, лесником, который жил с котом и собачкой. Писатель Борис Заходер посоветовал мне сделать его мальчиком. И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился». 4)   Эдуард   Успенский стал   национальным   героем   Японии благодаря Чебурашке, который очень полюбился японцам. Причину   такой   любви   объясняет   в   одном   из   интервью   художник­аниматор   и режиссер   Макото   Накамура,   который   снял   продолжение   легендарного   мультика   о Чебурашке   и   Крокодиле   Гене. «Чебурашка   нравится   моим   соотечественникам   по той же причине, что и российским зрителям: он воплощает все то, что взрослые люди со временем теряют, он трогательный и милый. К тому же в мультфильме про Чебурашку есть легкая грусть, которую навевает музыка в сочетании с образами главных героев. В японском языке есть понятие «югэн» – эстетическая категория, обозначающая прелесть недосказанности. Существует также понятие «ваби­саби» – «скромная красота»: не роскошная, не напыщенная, а утонченная. Японцы очень любят такую красоту». 5)   Историю про   Чебурашку   и   крокодила   Гену в   Литве   демонстрировали   на литовском языке. Назывался мультфильм «Кулверстукас и крокодилас Генас». Лучший момент – крокодилас Генас ищет «Кулверстукаса» в словаре: «Чебуреки... Чебоксары... А Кулверстукаса­то нет!» 6) Эдуард Успенский говорит, что в разных странах его книжки идут по­разному. Финны обожают дядю Федора, в Америке фаворитка — старуха Шапокляк. В нее там влюблены все! Ну а японцы просто помешаны на Чебурашке. 7)   Однажды   макаронная   фабрика   «Макфа»   заказала Успенскому историю   про девочку с таким именем. Писатель стал думать: почему девочку зовут Макфа? Вот, что он придумал! «У одних родителей была девочка. Папа хотел красивое имя дать: Эльвира   или   Элеонора.   А   мать   –   старинное:   Фекла,   Матрена,   Варвара.   Полгода ребенок был без имени. Его звали то «чудовище», то «сокровище». А бабушка сказала: «Вы мне надоели. Назовем ребенка, как называют лошадей. Первый слог от имени отца, второй – от матери. Отца звали Макар, мать – Фатима». Вот так появилась Макфа.  Когда готовую  книжку  принесли заказчикам,  они сказали: «Хорошо! Только уберите то, уберите се...». Успенский ответил: «Ребята, возьмите ваши деньги обратно». Эту   книжку   затем   издали,  она   называется  «Девочка со странным именем».  За  нее Успенский получил премию Правительства РФ. А сейчас прочитайте еще одно стихотворение этого писателя: Страшная история Мальчик стричься не желает, Мальчик с кресла уползает, Ногами упирается, Слезами заливается. Он в мужском и женском залеВесь паркет слезами залил. А волосы растут! Парикмахерша устала И мальчишку стричь не стала. А волосы растут! А волосы растут! Год прошел, Другой проходит... Мальчик стричься не приходит: А волосы растут! А волосы растут! Отрастают, отрастают, Их в косички заплетают... — Ну и сын, — сказала мать, Надо платье покупать. Мальчик в платьице гулял, Мальчик девочкою стал. И теперь он с мамой ходит Завиваться в женский зал. — Народная мудрость гласит: «Больше те люди шутят, у которых сердце поет». Как вы понимаете эти слова? —   Можно   ли   так   сказать   об   авторе   прочитанных   вами   произведений   Э. Успенском? — Каким вам представляется этот писатель? О творчестве какого писателя мы сегодня говорили? Какие произведения читали? Что вам больше всего запомнилось с сегодняшнего урока?  А   сейчас   я   предлагаю   вам   небольшое   интересное   задание:   филворд   "Герои Э.Успенского". Наш   сегодняшний   урок   я   завершу   словами   Эдуарда   Успенского:  «За   одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются шишки. Ребята, читайте больше и больше». С   каким   настроением   вы   заканчиваете   урок?   Наклейте   на   доску   героя произведения с соответствующим личиком.Список источников 1. ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ http://kratkoe.com/eduard­uspenskiy­kratkaya­biografiya/ 2. Над нашей квартирой http://vseskazki.su/eduard­uspenskij/nad­nashej­kvartiroj.html 3. Память https://ru.wikipedia.org/wiki/Память 4. Успенский, Эдуард Николаевич https://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский,_Эдуард_Николаевич 5. Я не сказочник, а, скорее, проповедник». К 75­летию Эдуарда Успенского http://nevcbs.spb.ru/pochitaem/znaete­li­vy­chto/309­jeduard­uspenskij­75­let 6. Э. Успенский "Страшная история" https://ironicpoetry.ru/autors/uspenskiy­eduard/strashnaya­istoriya.html Урок литературного чтения 2 класс Тема  "Стихи Э. Успенского" Дата 18.04.2018 Учитель:Зайцева Алена Сергеевна