СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
doc
родителям
Взрослым
30.03.2017
В данной статье рассматривается взаимоотношение между родителями и детьми,
влияние родительского воспитания на развитие личности ребенка в семье. Также описываются последствия негативного отношения родителей к своему ребенку, стили родительского поведения. Говорится о том, что семья является главной составляющей в формировании личности ребенка.
Ермолаева_статья.doc
Кошкина И.В., Ермолаева А.А.
Саратовский национальный исследовательский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского (Россия, Саратов)
СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
Аннотация
В статье рассматривается взаимоотношение между родителями и детьми,
влияние родительского воспитания на развитие личности ребенка. Описываются
последствия негативного отношения родителей к своему ребенку.
Ключевые слова: стили поведения родителей, детскородительские
отношения, становление личности.
Аnnotation
The article examines the relationship between parents and children, the impact
of parenting on the development of the child's personality. The consequences of a
negative attitude of parents towards their child are described.
Key words: styles of behavior of parents, childparent relations, formation of
personality.
В становление ребенка как личности огромную роль играют родительские
отношения и то, как ребенок был воспитан в семье. Так как же правильно
воспитать ребенка? В этом вопросе, конечно же, нет какоголибо определенного
плана, пунктов, на которые нужно строго опираться для того, чтобы вырастить
идеального ребенка. Это полностью зависит от стиля поведения родителей и от
того, в какой мере они смогу повлиять на своего ребенка [1]. Каждый ребенок отличается по своему характеру и поведению. К
примеру, одни дети более подвижны, другие медлительны, одни более
решительны в какихлибо вопросах, а другие застенчивы и стеснительны [1].
Сколько детей, столько и подходов к ним. Одно из основных условий здорового
душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально
теплом и стабильном окружении [5]. Положительная эмоциональная сфера
формируется в семье, поэтому именно в ней особое значение приобретает
психологический аспект отношений [3].
Семья для ребенка является ближайшим кругом общения, в котором
формируется его характер, психика и отношение к внешнему миру. Влияние
родителей на детей безусловно и многопланово.
Главные принципы, на которых строится семейное счастье несомненно
сможет заложить в человека только лишь крепкая и дружная семья. Видя, что
родители строят взаимоотношения на согласии и понимании, то во взрослой
жизни ребенок будет руководствоваться их примером. Именно по этой причине
семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности
ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и
становления [4].
Проблема влияния доминирующего типа родительского отношения на
ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии
поведения выбирают родители, зависит эмоциональная, мотивационная,
поведенческая и многие другие сферы поведения ребенка. Поэтому родители,
задумываясь над тем, правильно ли они воспитывают ребёнка, должны прежде
всего понять, правильно ли они воспитывают свою семью. Семья является в
некотором роде школой, передающей через поколения традиции и культуру
воспитания [5].
В психологии стили родительского поведения делятся на:
авторитарный стиль;
авторитетный; либеральный;
индифферентный.
В последнее время важным и наиболее распространенным направлением
исследования детскородительских отношений является кросскультурные и
гендерные исследования. Данные исследования показали, что для каждого типа
темперамента ребенка относится определенный родительских стиль поведения.
Исследования по половым различиям родительских стилей выявили, что
матерям в большей степени свойственно авторитетный стиль, а отцам –
авторитарный и либеральный. Известно, что авторитарный стиль родительского
поведения свойственен родителям мальчика, а авторитетный – родителям
девочки.
Специфика родительского отношения заключается в двойственности и
противоречивости позиции каждого родителя по отношению к своему ребенку.
С одной стороны, это глубинная связь и любовь, а с другой – это объективное
оценочное отношение, которое направлено на формирование общественных
способов поведения. Наличие этих двух совершенно противоположных начал
характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных
отношений в целом [2].
Родительское отношение определяет стиль поведения одного родителя с
ребенком, и как следствие, оно определяет отношение ребенка к своему
родителю и их взаимоотношения друг с другом.
Нами было проведено исследование, которое было направлено на
выявление стиля поведения в семьях младших школьников. В опросе приняли
участие 24 обучающихся 4 «Б» класса МОУ СОШ №8 г. Новоузенска.
Исследование было проведено по «Методике анализа семейного воспитания. Э.
Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, 1987 г.» Обучающимся были заданы вопросы
направленные на выявление стиля воспитания в их семье. При обработке
результатов учащихся подсчитывались варианты их ответов, где большее
преобладание одного из типов ответов говорит о том, что в данной семье более выражен определенный стиль воспитания. Преобладание ответов А –
Авторитарный стиль, ответов Б – Авторитетный стиль, В – Либеральный стиль,
Г – Индифферентный стиль.
Диагностика стилей семейного воспитания
Примечание. В диаграмме представлен суммарный процент выявления стиля родительского
воспитания в семьях младших школьников.
Данный опрос показал, что в большинстве в семьях преобладает
авторитетный стиль воспитания (58,8%). Дети, отвечая на поставленные
вопросы, комментировали свои ответы тем, что в их семье присутствует
комфортная атмосфера общения, родители оказывают поддержку и помощь,
испытывают гордость от успехов детей. На втором же месте оказался
авторитарный стиль (25%). Воспитание детей происходит в строгой дисциплине,
в постоянном контроле. Некоторые дети обосновывали своими ответы словами
«зато я вырасту не избалованным», тем самым принимая данный стиль
воспитания родителей. Третьим по значимости оказался либеральный стиль
(16,6%). И последним оказался индифферентный стиль воспитания (0%). Список используемых источников
1.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. 398 с.
2.
Котова, Ю. С. Роль семьи в системе социального воспитания
личности ребенка / Ю. С. Котова. М.: Лань, 2014.
3.
Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.
И. Лисина. М.: Питер, 2009. 410 с.
4.
Костенко, А. А. Воспитательный потенциал семьи. Проблемы
современной науки и образования / А. А. Костенко. М.: Лань, 2013.
5.
Костицына, Е. А. Влияние типов семейного воспитания на
подростка и его отношение к родителям / Е. А. Костицына. М.: Союз,
2001.
СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского
СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского
СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского
СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского
СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.