Учебное методическое пособие "СТИЛИЗАЦИЯ, ДЕКОРАТИВНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ.
ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ" подробно описывает, что такое стилизация, какие бывают виды и формы деревьев, как применить стилизацию при выполнении композиции "Сказочный пейзаж". Представлен иллюстративный материал, что поможет преподавателю наглядно и подробно изложить тему урока.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Ухта»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
/ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»/
1 КЛАСС /2 ЧЕТВЕРТЬ/
«СТИЛИЗАЦИЯ, ДЕКОРАТИВНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ»
«ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»
(Занятия № 9 – 16)
Составитель:
Преподаватель МУ ДО
«ДХШ» МОГО «Ухта»
И.В.Пушина
12015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Введение……..…………………………………………………….2
2. Материалы к занятиям…………………………………………….4
3. Занятие № 9,10……………………………………………………..5
4. Виды листьев………………………………………………………7
5. Конструктивное строение и форма деревьев…………………... 8
6. Виды деревьев……………………………………………………..9
7. Образ сказочного дерева………………………………………….10
8. Стилизация ели…………………………………………………….11
9. Стилизация деревьев………………………………………………13
10.Занятие № 11 – 16………………………………………………….14
11.Работы учащихся…………………………………………………..17
12.Литература …………………………………………………………19
2ВВЕДЕНИЕ.
Жизнь на земле существует благодаря растениям. Мы дышим свежим
воздухом возле них, тянемся к зеленому цвету, хотим, чтобы дети гуляли и
росли в окружающей зелени. Цветы радуют душу, вызывают поэтические
чувства. Плоды – символ изобилия, полноты и счастья бытия. В жилищах мы
разводим цветы.
Это самый обильный и разнообразный материал для работы начинающего
художника. Скромный палисадник, обочина дороги, пустырь, заросший
бурьяном – везде интереснейшие формы и краски для человека,
вглядывающегося в живой мир природы.
В растения всматривались художники во все времена. Издавна знаменит
цветок древнего египетского лотоса. Ветка цветущей сакуры – национальный
символ Японии.
Леонардо да Винчи изучал анатомию растений.
«Тем, что я стал художником, я обязан цветам», сказал один из
основоположников импрессионизма французский художник Клод Моне.
Стилизация растений и вообще стилизация – наиболее лучший способ для
формирования и развития фантазии учащихся.
(В РАЗРАБОТКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТАБЛИЦЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И
РАБОТЫ ЕЕ УЧЕНИКОВ)
3МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ.
Для учителя:
Методические таблицы;
Стилизованные деревья, растения;
Стилизация дерева;
Сказочный лес;
Образ сказочного дерева;
Формы листьев;
Формы деревьев;
Конструкция и силуэты деревьев;
Работы учащихся;
Репродукции картин со сказочным пейзажем.
Для учащихся:
Разнообразные материалы (акварель, гуашь, тушь, цветные
карандаши, гелиевые ручки и т.д.)
4Занятие № 9,10.
Количество часов: 6
Тема урока: «Стилизация деревьев различной породы»
Теория: Понятие – стилизация, декоративное изображение.
Задачи: Знакомство с понятием «стилизация», «декоративное
изображение».
Цель урока: Приобретение опыта выполнения стилизованного изображения
деревьев.
Развитие фантазии и образного мышления.
Самостоятельная работа: Просмотр иллюстраций к сказкам, изучение
особенностей декоративного изображения природы.
План уроков.
1. Организационный момент;
2. Сообщение темы и цели урока;
3. Понятие стилизация;
4. Самостоятельная работа учащихся (стилизация);
5. Самостоятельная работа учащихся (в графике и цвете);
6. Просмотр и оценка работ.
Ход уроков.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы будем выполнять
Стилизация подчинение
стилизацию деревьев,
растений.
художественного изображения условным, орнаментальным формам.
Стилизация выражается в декоративном обобщении изображаемых
фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и
формы, цвета и объема. Работа по таблицам. Из каких частей состоит
5дерево. Правильно: корни, ствол, ветви, листва (крона). У фруктовых
деревьев есть еще цветы и плоды.
Какие бывают деревья:
Хвойные;
Лиственные;
Кустарники;
Плодовые;
Работу будем вести в следующей последовательности:
В первой четверти мы рисовали «Осенний пейзаж» и уже познакомились
с реалистичным изображением деревьев, их строением, формой,
особенностями.
Сегодня мы будем стилизовать деревья. Выбираем дерево (например
ель) и начинаем его стилизовать, задав при этом ему название (морское,
злое, кучерявое, железное колючее и т.д.). придумав название для
своего дерева, начинаем работу. Как и обычно зарисовку дерева
начинать рисовать лучше всего с наброска всей массы кроны вместе со
стволом.
Зная, что дерево у нас будет стилизованным, т.е.
необычным,
сказочным, вы можете нарисовать очень длинный ствол и небольшую
крону. Или наоборот – короткий, толстый ствол и большую крону.
После того, как наметили силуэт всего дерева, приступаем к
прорисовке деталей (ветвей, листьев).
В процессе рисования, сразу думаем, в каком материале будет
исполнено ваше дерево: цветные или простые карандаши, акварель или
гуашь, цветные мелки, пастель, перо и тушь. А может это будет
аппликация из цветной бумаги или коллаж из ткани и толстых нитей.
Теперь приступаем к самостоятельной работе.
Просмотр и оценка работ.
6ВИДЫ ЛИСТЬЕВ
КОНСТРУКТИВНОЕ СТРОЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ
7ФОРМА ДЕРЕВЬЕВ
ФОРМЫ ДЕРЕВЬЕВ
8ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ДЕРЕВА
9СТИЛИЗАЦИЯ ЕЛИ
10реалистичное изображение
графичное линейное изображение
гуашь, цветной карандаш
11по мокрому цветная бумага, белила
масляная пастель, акварель
СТИЛИЗАЦИЯ ДЕРЕВЬЕВ
12ПРОСТОЙ КАРАНДАШ
ТУШЬ, ПЕРО
ГУАШЬ ЦВ. БУМАГА, ТУШЬ, ПЕРО
АКВАРЕЛЬ, ТУШЬ, ПЕРО ПАСТЕЛЬ, ЦВ. КАРАНДАШИ АКВАРЕЛЬ, ТУШЬ, ПЕРО
Занятие № 11 – 16.
13Количество часов: 18
Тема урока: «Декоративный пейзаж»
Теория: Образ и цвет в композиции.
Задачи: Продолжение знакомства с понятием «стилизация», «декоративное
изображение».
Приобретение опыта выполнения стилизованного изображения
природы. Создание уравновешенной композиции. Применение
декоративного цветового решения определенной цветовой гаммы
(насыщенность, контраст, нюанс, телохолодность).
Цель урока: Закрепление знаний по основам композиции. Развитие фантазии
и образного мышления.
Передача настроения в композиции.
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов.
План уроков.
1. Организационный момент;
2. Сообщение темы и цели урока;
3. Самостоятельная работа учащихся (эскизы в графике и цвете);
4. Просмотр и оценка эскизов;
5. Самостоятельная работа учащихся над основной композицией в
соответствии с выбранным эскизом;
6. Просмотр и оценка работ.
1. Организационный момент.
Ход уроков.
142. Сообщение темы и цели урока. Пейзаж ( фр. Paysage, от pays — страна,
местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные
произведения этого жанра), в котором основным предметом
изображения является дикая или в той или иной степени преображённая
человеком природа.
Пейзаж отображение художником увиденной природы. Я бы
сказала так: В пейзажах художник пытается изобразить то, что уже
сотворено природой! Это своего рода противостояние живописца с
природой, где соревнуется только художник! И если это
противостояние становится дружбой ТОГДА СОЗДАЮТСЯ
ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖЕЙ.... Взаимодействие природы и внутреннего
мира человека, его сознания и души! Вот что такое пейзаж!
Но мы с вами будем рисовать декоративный – похожий на
фантазию, причудливый, волшебный, сверхъестественный, совершенно
неправдоподобный, невероятный, удивительный пейзаж. Декоративный
пейзаж мы можем встретить очень часто: в репродукциях книг, в
мультипликации и даже сама природа преподносит такие эффекты, что
порой реалистичный пейзаж кажется сказочным.
Перед началом работы над эскизами, мы выполним несколько схем:
На этих схемах мы должны выбрать центр композиции.
Линиями показать, как у нас будет изображаться земля, линия
горизонта – высоко или низко. Линия горизонта может идти под любым
углом, так как у нас не обычная композиция, а сказочная.
Выбираем наиболее удачную схему и уже в соответствии с ней, мы
выполняем эскиз, используя ранее стилизованные деревья.
За центр композиции может быть взят одиноко стоящий домик или
дерево, и т.д.
Повторяем – сколько мы знаем планов в композиции _ правильно:
ближний, дальний, средний. По цвету и тону дальний план будет
бледнее и светлее, ближний – ярче и четче. Нужно стараться, даже в
декоративной композиции, передавать воздушность и пространство,
15стараясь выделить главное – цветом или формой. Центр композиции
может располагаться как на ближнем, так и на дальнем или среднем
планах.
При выполнении эскизов – не нужно рисовать много разных, можно
один, но сделать поиски его композиции в различных форматах, при
этом, чтото добавляя, чтото убирая, в зависимости от размера
формата.
3. Самостоятельная работа учащихся. Выполнение эскизов к теме в
графике и в цвете.
4. После просмотра и выбора эскиза приступаем к основной работе в
выбранной технике
5. Завершение работы. Оценка.
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
16ЭСКИЗ ОСНОВНАЯ РАБОТА
171. Декоративная композиция
ЛИТЕРАТУРА:
18Г. М. Логвиненко
Учебное пособие знакомит с основными принципами организации
декоративной композиции, свойствами цветов и вариантами создания
цветовых гармоний, способами и приемами стилизации. Каждая глава
включает в себя, помимо теоретического материала, вопросы для повторения
и практические задания. Учебное пособие предназначено для студентов
художественнографических
специальных
художественных учреждений,
а также будет полезно педагогам
дополнительного образования детей.
факультетов
средних
Подробнее:http://www.cataloxy.ru/books/3595197_dekorativnaya
kompozitsiya.htm
2. Даглдиян К.Т.
Издательство: Феникс
Год: 2010
Главная цель автора обеспечить студентов и учащихся художественных
специальностей достаточно полным и систематизированным учебным
пособием, комплексно рассматривающим теорию и практику создания
декоративных композиций. Издание данного учебного пособия вызвано, в
первую очередь, почти полным отсутствием специализированной учебной
литературы по предмету "Декоративная композиция" Учебный материал
пособия основан на новаторских теориях.
3.
19