Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности
( выступление на педагогическом совете)
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живёт и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.
Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные– потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.
«Потребность в самоутверждении: стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.
Есть и отрицательные проявления этой потребности: стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоении чужого и т.д.
Потребность в самовыражении: стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, желание общаться.
Потребность в самоопределении: поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.
Потребность в самореализации: стремление быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь (самореализоваться)»
Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни.
Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.
Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.
Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
· верить в каждого ребёнка и его возможности;
· оценивать не личность, а действия, поступки;
· видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
· проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
· не торопиться с выводами;
· помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Начиная с 1-го класса и далее, необходимо работать над мотивацией учащихся к познавательной деятельности.
Какие формы и методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся я использую в своей практике?
· в 1 классе – похвала, включение в учебную деятельность с помощью игр, занимательных минуток и обзор лучших работ.
· в 2-4 классе – познавательные игры, задания практического характера, словесное поощрение, отметка, , сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя, обзор лучших работ
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся . Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, ,ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Задумываясь о том, каким должен быть современный урок , я вспоминаю известные слова Л.Н.Толстого: «Настоящее познание даётся сердцем, мы знаем только то, что любим». Из этого следует, что моя задача учителя — пробудить у ребёнка желание учиться.
Лучшим же средством развития личности является такая организация деятельности, которая побуждает учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Стараюсь в своей работе применять способы активизации познавательной деятельности учащихся:
1. Применение нетрадиционных форм урока: уроки - игры; уроки творчества; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
Проектные задания. Например , проект на уроке русского языка « Пословицы и поговорки о труде»; проект на уроке окружающего мира « Животные Красной книги».
3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Игровые формы: ролевые, дидактические, организационно-деятельные: « Найди пару», « Сыграй сказку», « Помогите Незнайке исправить ошибку», « Помоги другу в поиске нужных ответов» и т.д.
4. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и Неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
5. Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.
6. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.
7. Создание проблемной ситуации.
.
8. Работа
с иллюстрациями. Ученики с интересом показывают не только их видение
образов литературных героев или отдельных сцен произведения, но и показывают
возникшую в результате процесса работы над художественным произведением
личностную модель образа героя (эпизода и т.д.), иллюстрирование способствует
еще более глубокому осознанию изобразительно-выразительных средств языка,
помогает понять красоту художественного слова, настроение автора.
Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету. Стараюсь формировать на уроке положительное отношение к новым знаниям, создаю ситуации успеха, эмоциональный настрой на урок.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Я помогаю ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.