"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"
Оценка 5

"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
25.09.2019
"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"
Цели: познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму в тексте; определять написание суффиксов -ом- (-ем-), -ым-(-им-); продолжать работу по развитию речи учащихся с использованием страдательных причастий настоящего времени, раскрепощая мышление, развивая чувство юмора. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Записать предложения с действительными причастиями настоящего времени, затем – с действительными причастиями прошедшего времени. Указать основы записанных предложений (упражнение 98). 2. Дать толкование слова силуэт. – Подобрать к этому слову действительное причастие настоящего и прошедшего времени. – Перестроить словосочетание таким образом, чтобы причастие стало главным словом. III. Сообщение новой темы урока, запись темы в тетрадь. 1. Чем отличаются действительные причастия от страдательных? 2. Как образуются действительные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)? 3. Повторение личных окончаний глаголов. Орфографическая диктовка с грамматическим заданием. – Замените глаголы неопределенной формы глаголами 2-го лица единственного числа. Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем, беседовать о строящемся в городе стадионе, пробираться сквозь неистовствующую в поле пургу, думать о разыгравшейся во дворе метели, рассказывать о промчавшемся над городом урагане, разговаривать с возвратившимся из похода туристом, наблюдать за взбирающимися на вершину горы альпинистами, обрадоваться вернувшемуся из командировки брату. – Выделите окончания глаголов 2-го лица; окончания причастий и суффиксы причастий. 4. Выпишите из диктанта действительные причастия настоящего времени. – От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы? – Образуйте страдательные причастия настоящего времени. – Сделайте вывод, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени. 5. Изучение материала на с. 49–50 учебника. IV. Закрепление. 1. Выполнение упражнения 101. Сначала выпишите страдательные причастия, образованные от глаголов I спряжения, затем – от глаголов II спряжения; выделите окончания и суффиксы причастий; объясните пропущенные орфограммы. 2. От глаголов в неопределенной форме образуйте страдательные причастия настоящего времени. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания. Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить. 3. Выполнение упражнения 104 (устно). Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте. После такой замены вы получите афоризм* в той форме, в которой использовал его автор. (*Афоризм – краткое выразительное изречение.) 4. Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени. Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребенка; ученик, ищущий нужную книгу. – От какого глагола образовано причастие ищущий? (Искать (I спр.) → ищущий, искомый.) – Найдите еще такие устаревшие формы страдательных причастий и запишите их по образцу: нести → несомый вести → ведомый – Объясните лексическое значение слова лелеемый. (Лелеять – нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь.) 5. Игра «Энтимологический словарь». (Описана в книге Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка».) Подберите неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов. Например: нелепица – некачественный пластилин. Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий. (Примерные ответы: глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы.) V. Подведение итогов урока. – В чем сходство и в чем различие причастий действительных и страдательных? – Как образуются страдательные причастия настоящего времени?  Домашнее задание: выучить правило (с. 48–49), упражнения 102, 107 (диктант).
30.docx
У р о к  30 СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Ц е л и:  познакомить   учащихся   с   образованием   страдательных   причастий настоящего   времени;   учить   находить   изучаемую   орфограмму   в   тексте; определять написание суффиксов ­ом­ (­ем­), ­ым­(­им­); продолжать работу по развитию речи учащихся с использованием страдательных причастий настоящего времени, раскрепощая мышление, развивая чувство юмора. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1.   Записать   предложения   с   действительными   причастиями   настоящего времени, затем – с действительными причастиями прошедшего времени. Указать основы записанных предложений (упражнение 98). 2. Дать толкование слова силуэт. –   Подобрать   к   этому   слову   действительное   причастие   настоящего   и прошедшего времени. –   Перестроить   словосочетание   таким   образом,   чтобы   причастие   стало главным словом. III. Сообщение новой темы урока, запись темы в тетрадь. 1. Чем отличаются действительные причастия от страдательных? 2. Как образуются действительные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор гласных в суффиксах ­ущ­(­ющ­), ­ащ­(­ящ­)? 3. П о в т о р е н и е  личных окончаний глаголов. Орфографическая диктовка с грамматическим заданием. –   Замените   глаголы   неопределенной   формы   глаголами   2­го   лица единственного числа. Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем, беседовать о строящемся в городе стадионе, пробираться сквозь неистовствующую в поле   пургу,   думать   о   разыгравшейся   во   дворе   метели,   рассказывать   о промчавшемся   над   городом   урагане,   разговаривать   с   возвратившимся   из похода   туристом,   наблюдать   за   взбирающимися   на   вершину   горы альпинистами, обрадоваться вернувшемуся из командировки брату. – Выделите окончания глаголов 2­го лица; окончания причастий и суффиксы причастий. 4. В ы п и ш и т е  из диктанта действительные причастия настоящего времени. – От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы? – Образуйте страдательные причастия настоящего времени. – Сделайте вывод, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени. 5. И з у ч е н и е   м а т е р и а л а  на с. 49–50 учебника. IV. Закрепление. 1. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и я  101. Сначала   выпишите   страдательные   причастия,   образованные   от   глаголов   I спряжения, затем – от глаголов II спряжения; выделите окончания и суффиксы причастий; объясните пропущенные орфограммы. 2. От глаголов в неопределенной форме образуйте страдательные причастия настоящего времени. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания. Любить,   возбуждать,  уважать,   волновать,   слышать,   редактировать,  ненавидеть,   поддерживать,   изображать,   вести,   видеть, контролировать, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить. 3. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и я  104 (устно). Выразите   мысль   более   сжато.   Для   этого   замените   сложное   предложение простым с причастным оборотом. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте. После   такой   замены   вы   получите   афоризм*   в   той   форме,   в   которой использовал его автор. (*Афоризм – краткое выразительное изречение.) 4.  П е р е с т р о й т е   д а н н ы е   словосочетания,   заменив   действительные причастия страдательными настоящего времени. Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата;   тренер,   воодушевляющий   спортсмена;   архитектор,   проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребенка; ученик, ищущий нужную книгу. – От какого глагола образовано причастие ищущий? (Искать (I спр.) → ищущий, искомый.) – Найдите еще такие устаревшие формы страдательных причастий и запишите их по образцу:  → несомый  → ведомый нести  вести  – Объясните лексическое значение слова лелеемый. (Лелеять – нежить, заботливо ухаживать за кем­нибудь.) 5. И г р а  «Энтимологический словарь». (Описана в книге Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка».) Подберите   неверные,   но   правдоподобные   толкования,   отталкиваясь   от внешней формы слов. Например: нелепица – некачественный пластилин. Дурманящий,   журивший,   обескровленный,   пригубивший,   ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий. (П р и м е р н ы е   о т в е т ы:  глупый   человек;   судья   конкурса;   лишившийся крыши   над   головой;   не   совсем   погубивший;   здоровающийся   за   руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы.) V. Подведение итогов урока. –   В   чем   сходство   и   в   чем   различие   причастий   действительных   и страдательных? – Как образуются страдательные причастия настоящего времени?   Домашнее   задание:  выучить   правило   (с.   48–49),   упражнения   102,   107 (диктант).

"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"

"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"

"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"

"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"

"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"

"СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2019