СТРАХ И ФОБИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Султонова Нурхон – ст.преподаватель, Республика Узбекистан, Кокандский университет
Мухаммаджонова Хадичахон – студентка,
Республика Узбекистан, Кокандский государственный педагогический институт
Аннотация
В статье представлена информация о состоянии страха и фобии у людей, его течении и влиянии на психические процессы, рассматривается типы фобии и их профилактика. Разработаны советы и рекомендации для профилактики и лечения социофобии у подростков.
Ключевые слова: cтрах, фобия, беспокойство, инстинкт, угроза, ситуация, опасность, чувства, паника.
FEAR AND PHOBIA IN THE PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY
Muhammadjonova Hadichakhon
Annotation
The article provides information on the state of fear and phobia in people, its course and influence on mental processes, the types of phobia and their prevention are considered. Tips and recommendations for the prevention and treatment of social phobia in adolescents have been developed.
Key words: fear, phobia, anxiety, instinct, threat, situation, danger, feelings, panic.
Люди часто испытывают состояние страха, когда они в опасности, иногда на глазах у кого-то, перед важной работой и важными встречами, в конфликтных ситуациях, когда они терпят неудачу в школе и на работе, когда они выступают перед публикой неожиданно, они испытывают пугающие ситуации.
Страх - это негативное эмоциональное состояние, которое возникает, когда субъект получает сообщение о том, что это может причинить вред своей мирной жизни или это ему угрожает.
Человек знает только с вероятностью, что может потерпеть неудачу, поддавшись страху, и действует исходя из этого предположения (часто ненадежного). Чувства страха могут быть как стеническими, так и астеническими, а также депрессивными, тревожными или аффективными.
Страх - это реальная или воображаемая опасность для человека или любимого человека - эмоциональная реакция на угрозу. Страх характеризуется бледностью лица, дрожью тела и многими другими непроизвольными звуками и движениями. Страх также может проявляться в избегании опасности или в состоянии неподвижности.
Страх оказывает сильное влияние на умственное функционирование человека. В этом процессе повышение или понижение чувствительности может привести к непониманию характера ситуации, ухудшению восприятия.
Страх также влияет на мыслительный процесс: у некоторых людей улучшается мышление и появляется желание быстрее выйти из ситуации, в то время как у других, с другой стороны, наблюдается снижение умственной продуктивности и иррациональность в речи и действиях. Во многих случаях сила воли ослабевает, и человек не может принять решение, контролировать ситуацию. Страх часто приводит к искажению речи и дрожанию голоса. Страх и беспокойство также могут влиять на внимание. Обычно внимание настолько отвлекается, что человек не может сконцентрироваться, а иногда, наоборот, повышается устойчивость внимания, и видно, что внимание сосредоточено на конкретном объекте.
Страх - это нормальное эмоциональное состояние, которое побуждает идти на риск и искать способы их избежать. Невозможно не чувствовать страха, но отсутствие страха и беспокойства также является признаком психического расстройства. Но у некоторых людей также есть липкие страхи и фобии, которые характеризуются неадекватной реакцией на определенную ситуацию или событие. Человек, страдающий фобией, понимает, что страх не обоснован, но не может избавиться от него. У каждого есть возможность развить липкие страхи. Вот почему фобии достаточно распространены.
Фобия - это стойкий, необоснованный страх перед ситуацией или событием. Люди с фобиями впадают в панику, когда думают об объекте или ситуации, вызывающей у них страх. Фобии могут мешать людям вести нормальный образ жизни и отрицательно влиять на их личную, социальную и профессиональную деятельность.
Фобии характеризуются сильным и стойким проявлением страха, высоким стремлением избежать объекта страха.
Подсчитано, что 10-11% населения мира страдает различными фобиями. Есть много видов фобий: люди боятся животных, насекомых, высоты, одиночества, болезней, открытого или закрытого пространства. Есть даже разновидность фобофобии, боязни фобии. То, что люди избегают ситуации, которая всегда пугает, является признаком фобии.
В настоящее время существует более 600 видов фобий, в том числе:
• Автофобия - страх остаться в одиночестве.
• Аквафобия - боязнь воды, плавания.
• Акрофобия - боязнь высоты.
• Аглофобия - боязнь боли.
• Астрофобия - боязнь грома и молнии.
• Гематофобия - боязнь крови.
• Гидрофобия - боязнь воды.
• Никтофобия - боязнь ночи.
• Пирофобия - боязнь огня и т. д.
Поэтому к их коррекции следует подходить с учетом психологических факторов, которые приводят к такой ситуации.
Психоанализ, когнитивная терапия и другие психотерапевтические методы могут использоваться для коррекции фобий. Основываясь на этих выводах, мы разработали ряд рекомендаций по предотвращению различных негативных последствий и развить идею идеального человеческого развития.
Мы считаем, что при воспитании детей родители должны обращать внимание на следующее:
- уметь акцентировать внимание не только на отрицательных сторонах поведения ребенка, но и на положительных;
- оказывать ребенку эмоциональную поддержку и ободрение, когда он / она попадает в беду, и, по крайней мере, словесно ободрять его / ее, когда он / она добивается успеха;
- не критиковать ребенка;
«Им нужно создать условия для его свободного самовыражения».
В учебных заведениях учителя должны обращать внимание на следующее:
-развитие талантов и способностей студентов;
- развивать чувство уверенности в себе;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся при выполнении заданий;
- не критиковать учеников, которые плохо усваивают, не драться на глазах у других учеников;
- было бы неплохо поработать отдельно со студентами, испытывающими трудности с усвоением знаний, и провести дополнительные занятия.
Для профилактики и лечения социофобии у подростков школьным психологам необходимо:
- изучить качественные изменения в умственном и личностном развитии детей любого возраста, «контролировать» «кризисы» подросткового возраста;
- регулярное наблюдение за умственным развитием детей, профилактика негативных расстройств, принятие мер по исправлению и устранению недостатков;
- психокоррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, неадекватной самооценкой, повышенной агрессивностью;
- интенсификация межличностных отношений, предупреждение и устранение конфликтов и споров, создание умеренной психологической среды в обществе;
- консультировать школьную администрацию, учителей и родителей по психологическим проблемам в образовании;
- развивать психологическую культуру родителей;
- индивидуальное и групповое консультирование подростков по чтению, самообразованию, жизненному выбору и другим вопросам;
- разработка практических мер по обеспечению постоянной вовлеченности подростков в образование, а также их большей вовлеченности в профессионально-техническое образование;
-организуйте тренинги для борьбы с тревогой и страхом;
-развивайте чувство уверенности в себе;
-выработать уверенность в себе через самосознание;
- развивать навыки самостоятельного мышления;
-профилактика негативных эмоциональных состояний в человеке;
- подросткам необходимо развивать осознанное отношение к своей личности.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияев, для развития и будущего нашей страны важно воспитать зрелого человека, который имеет здоровый дух, умеет свободно выражать себя и верит в свои силы, ведь наше будущее в руках молодежи. Человек, который верит в себя и знает себе цену, может уважать себя, и только уважающий себя человек может уважать свою Родину и свой народ.
Список литературы
1. Линде Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-визуальной терапии. // Вопросы психологии. 2006, № 2. С.68 - 79.
2. Nishоnоvа Z.T. Psiхik tаrаqqiyot diаgnоstikаsi. Tоshkеnt. Nizоmiy nоmli TDPU, 2004 y 86 b
3. «Фобия - это не болезнь, а синдром», Юлия Гарматина // «Аргументы и факты», 2002, №39, С.23.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.