СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.7
Лекции
pptx
воспитательная работа
10 кл
18.07.2018
Метапознание,
согласно Джону Флейвеллу,
знание о собственных мыслительных процессах и стратегиях, способности к сознательной их рефлексии, изменению
и осуществлению действий, основанных на этом знании.
Исследования Марзано (1998) , посвященному анализу 4000 различных методик преподавания, показало, что наилучших результатов обучения достигли те учителя, которые делали акцент на анализе учениками своих мыслительных процессов, а также на том, что ученики сами думают об эффективности своего обучениялекция
Стратегии развития метапознавательных навыков.pptx
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
Модуль - ОБУЧЕНИЕ
ТОМУ, КАК УЧИТЬСЯ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ЧТО ТАКОЕ
МЕТАПОЗНАНИЕ-?
Метапознание,
согласно Джону Флейвеллу,
знание о собственных мыслительных
процессах и стратегиях, способности к
сознательной их рефлексии, изменению
и осуществлению действий, основанных
на этом знании.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
Исследования Марзано (1998) ,
посвященному анализу 4000
различных методик преподавания,
показало, что наилучших
результатов обучения достигли те
учителя, которые делали акцент на
анализе учениками своих
мыслительных процессов, а также
на том, что ученики сами думают об
эффективности своего обучения.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
КОМПОНЕНТЫ МЕТАПОЗНАНИЯ
- А. Основной компонент - анализ
собственных мыслительных процессов.
Хорошие ученики осведомлены о том, как именно
они думают и способны принимать правильные
решения об эффективных стратегиях.
В. Планирование. Ученик на этой стадии ведет
внутренний диалог о том, что он мог бы сделать,
и что было бы наиболее эффективно в данных
обстоятельствах
С. Мониторинг. Проверка эффективности
используемых планов и стратегий. Постоянный
мониторинг процессов мышления и внесение
необходимых изменений
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
НАВЫКИ
Это- общеучебные и познавательные навыки:
планирование и перепланирование,
самооценка,
рефлексия,
умение задавать вопросы,
умение видеть сложные места и прояснять их,
умение суммировать прочитанное,
умение предсказывать,
постоянный контроль за своей текущей
деятельностью и анализ ее с точки зрения
правильности, коррекция, самопроверка
результатов собственных действий и т.д.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ
МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ?
Это
позволяет ученику возможность управлять
собственной познавательной деятельностью,
т.е.развивать самоэффективность
быть успешным как в учебе, так и в жизни,
гибко адаптироваться к новым задачам
развивать умения учиться самостоятельно на
протяжении всей жизни
приобретать навыки работы над проектами в
команде
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ-
Одаренные и способные дети всегда
имеют развитые метапознавательные
навыки, те отчетливо знают, ЧТО
ОНИ ЗНАЮТ, а также что они в
состоянии и не в состоянии узнать и
Что может помочь им получить те
знания, которые им необходимы.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
РАЗВИТИЕ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Рефлексирующие вопросы и
побуждение
Поддержка – метакогнитивные ” леса”
Моделирование
Вопросы для себя
Думание вслух и объяснение для себя
Оценивание себя
Использование график и рисунков
для собственного понимания
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
выработка критического мышления и
составление плана действий
Вопросы - И что это? И как это? Что
дальше?- что ученик сделал, делает и будет
делать дальше
РЕФЛЕКСИРУЮЩИЕ
ВОПРОСЫ И ПОБУЖДЕНИЕ
- концентрация внимания учащихся на деталях,
Побуждение – конкретный вопрос- например,
“можешь ли ты изменить цель?” –специфика и
примеры
Или перефразирование и суммирование того,
что сказал ученик, которому нужна помощь,
Это стимулирует высказывание ученика для
лучшего понимания себя и материала.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ПОДДЕРЖКА –
“МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ” ЛЕСА
Нужно правильно оценивать ту помощь, в
которой учащийся нуждается, а какая
помощь ЛИШНЯЯ.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Учитель проговаривает вслух, как
экспертные модели, как они решают
задачу и т.д.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕБЯ
- вопросы учащихся СЕБЕ намного
эффективнее, чем вопросы со
стороны.
Например, «Не упустил я что-либо
важное?»
Можно до решения задачи или после.
(Контроль над мышлением)
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ДУМАНИЕ ВСЛУХ И ОБЪЯСНЕНИЕ
ДЛЯ СЕБЯ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКА
- самостоятельно или в парах во время
решения задачи или другого
письменного упражнения.
Это позволяет вовремя заметить
ошибки и неправильные ходы мысли,
а также увидеть специфически
психологические затруднения.
Большинство учащихся не могут
спонтанно использовать эту технику
и нуждаются в руководстве или
побуждении.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИК И
РИСУНКОВ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО
ПОНИМАНИЯ
Учитель обсуждает с классом
важность памяти в успешном
обучении.
Учитель спрашивает учащихся, как
они запоминают пройденный
материал, пытаются ли они
использовать определенные
стратегии запоминания,
помогающие им в этом, например
графики, рисунки, ассоциации и
стихи, и т.д.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ОЦЕНИВАНИЕ СЕБЯ –
могут использоваться
тесты, которые учащийся
использует только для
того, чтобы понять и
проверить свой уровень
знания. “Усвоил ли я эту
тему? Хорошо ли я это
понял?”
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
РАЗВИТЫЕ
МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
дают учащемуся
автономность/независимос
ть/свободу от учителя
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ДРУГИЕ СТРАТЕГИИ
Учителям следует помогать ученикам
связывать новый материал с тем, что
ученики уже знают
Делайте это в начале урока
Связывайте то, что вводите/объясняете
с тем, что ученики уже знают
Учителям следует неоднократно
выделять и подчеркивать, что же
нового ученики будут изучать и
почему так важен и значим тот
материал, который ученики будут
изучать. Приводите яркие примеры.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
Другие стратегии
Некоторые опытные учителя кратко
перед уроком говорят ученикам, что
они будут изучать на уроке
Это помогает ученикам узнать, что их
ожидает, помогает лучше
настроиться на новый материал
Для обратной связи в конце урока
полезно всегда просить учеников
написать, что нового они узнали на
уроке
Это поможет самим ученикам
определить/осознать, поняли ли они
материал урока и нужно ли им
самостоятельно дорабатывать его
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ДРУГИЕ СТРАТЕГИИ
Домашняя работа
На уроке учитель ОБЯЗАТЕЛЬНО объясняет, что
требуется от ученика в домашнем задании и зачем
они это делают
Ученики поймут цель – для чего выполняется это
домашнее задание, и что это задание не ради задания
Далее учитель спрашивает учащихся, как они
собираются выполнять это домашнее задание
Ученики смогут оценить свои знания – что они уже
знают для его выполнения, а что им нужно еще
выучить
На следующем уроке учитель спрашивает, какие
трудности были при выполнении и какие стратегии
ученики применяли, чтобы преодолеть их
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Чтобы учителя могли помочь учащимся
развивать навыки саморегуляции, им
нужно помочь учащимся осознать:
Что они уже знают по теме
Какова цель задания/урока
Какие ресурсы имеются у ученика для
выполнения задания
Каков уровень тревожности ученика- что
ученик чувствует, насколько волнуется по
поводу выполнения этого задания или теста
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
Чтобы развивать навыки саморегуляции, учителям также
следует учить детей следующему:
контролировать время для выполнения задания
в классе и дома
организовать рабочее место и нужные материалы
продумать до начала выполнения, как задание будет выполняться
подумать о стратегиях, что нужно предпринять, если задание не
получается-
(учебник,записи в тетради, консультация у ученика с сильными
навыками обученности, помощь в Интернете и т.д.)
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
Учителю нужно учить учащихся
мониторить/отслеживать само
выполнение задания ( “что пoлучается”,
“что не получается”, “почему у меня не
получается”, “что делать в этом случае”,
и делать рефлексию выполненного
задания- праильно ли я выполнил?
Почему неправильно? Где моя ошибка? И
т.д.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
USING TECHNOLOGY TO FACILITATE
METACOGNITION SKILLS
A graphic organizer for students to use as they
are doing a project (KWL)
K
W
L
What I Know
What I Want to Learn
What I Have Learned
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
ОПРОСНИК ПО ОЦЕНКЕ МЕТАПОЗНАНИЯ
Я постоянно спрашиваю себя,
достигаю ли я цели уроков и заданий
Прежде чем ответить на вопрос, я
рассматриваю несколько вариантов
Я пытаюсь использовать пути
решения/выполнения, которые я
использовал/a раньше
Я знаю свои сильные и слабые
стороны в изучении нового материала
Я знаю сразу по окончанию теста, как
я с ним справилась/ся И тд
(прилагается в Word)
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
По мере развития метапознавательных
навыков, ученики с большей степенью
ответственности берут под контроль
свое развитие, и оно приобретает
характер саморегулируемого процесса.
В настоящее время формирование
метапознавательных навыков
становится центральной задачей, так
как идеи Программы направлены на
воспитание учеников, ответственных за
свое обучение
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТАПОЗНАНИЯ
-как измерить знание о знании
наших учащихся более
тщательно?
Тестирование, опросники,
интервью, словесные отчеты
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.