Стратегии смыслового чтения на уроках математики в классах малокомплектной школы как инструмент достижения планируемых результатов
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
математика
5 кл—9 кл
27.06.2019
В малокомплектной школе, где количество обучающихся варьируется от 1 до 8 учеников, возникают трудности в построении полноценного учебного занятия. Здесь очень сложно применять приемы и технологии, используемые в массовой школе. Необходим поиск новых форм организации процесса обучения, способствующих разнообразить общение и виды деятельности обучающихся для развития мотивации учебной деятельности и интереса к предмету.
Статья 2 для Филипповой Н.П..docx
Стратегии смыслового чтения на уроках математики в классах
малокомплектной школы как инструмент достижения планируемых
результатов
В малокомплектной школе, где количество обучающихся варьируется от
1 до 8 учеников, возникают трудности в построении полноценного учебного
занятия. Здесь очень сложно применять приемы и технологии, используемые в
массовой школе. Необходим поиск новых форм организации процесса
обучения, способствующих разнообразить общение и виды деятельности
обучающихся для развития мотивации учебной деятельности и интереса к
предмету.
Мне, как молодому специалисту, организовать образовательный процесс
в классах с малочисленным составом обучающихся, помогает использование в
работе технологий развивающего обучения, в том числе технологии
смыслового чтения. На уроках математики в малокомплектном классе
возможно успешное применение данной технологии в рамках стратегии
предтекстовой деятельности.
На уроке в 5 классе, тема которого «Круглые тела», рекомендую
использование стратегии предтекстовой деятельности «Глоссарий».
Обучающимся предоставляю список слов: цилиндр, трапеция, шар,
параллелепипед, конус, прямоугольник, пирамида, квадрат, треугольник,
основание, сфера, периметр, высота, центр, радиус, диаметр, площадь. До
чтения текста, соответствующего теме урока, школьники подчеркивают слова,
которые, на их взгляд, вероятнее всего, встретятся в тексте. После чтения
ученики возвращаются к списку слов с целью переосмысления темы. Как
вариант использования данной стратегии предлагаю задания типа «О чём
может быть текст, если в нем использованы следующие слова …, …? К
какому жанру/стилю может иметь отношение текст, если в нем использованы
слова …, …? и т.п.
Стратегию «Ориентиры предвосхищения» успешно можно применять
практически на каждом уроке изучения нового.
На уроке математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание
десятичных дробей» с целью имеющиеся знания связать с темой текста по
данной теме знакомлю учеников со списком суждений (утверждений). Задача школьников достаточно проста: отличить те утверждения, с которыми они
согласны.
До чтения
Суждение
После чтения
1.Чтобы сложить десятичные дроби,
обязательно обращать их в обыкновенные.
2.Чтобы сложить десятичные дроби,
необязательно обращать их в обыкновенные.
3.Чтобы найти сумму (разность) десятичных
дробей, можно записать дроби в строчку.
4.Чтобы найти сумму (разность) десятичных
дробей, можно записать дроби в столбик –
разряд под разрядом, запятую под запятой.
5.Если количество десятичных знаков у дробей
различно, уравнять их число, приписав справа
нули.
6.Если количество десятичных знаков у дробей
различно, уравнять их число, отбросив справа
нули там, где знаков больше.
7.Выполняя действия, необходимо обращать
внимание на запятые.
8.Выполняя действия, не следует обращать
внимание на запятые.
9.Не ставить в результате запятую по запятой в
данных дробях.
10.Поставить в результате запятую под запятой
в данных дробях.
После чтения текста обучающиеся возвращаются к списку и, если мнение
об истинности суждения изменилось, фиксируют это и объясняют свое
решение.
На уроке математики в 5 классе по теме «Окружность» использую
следующие суждения:
Среди кривых линий самая важная – окружность
Окружность не является самой важной линией среди кривых
В отличие от прямой, окружность является замкнутой линией
Окружность, как и прямая, не является замкнутой линией Окружность разбивает плоскость на две области – внутреннюю и
внешнюю
Фигура, ограниченная окружностью, это хорошо известный нам круг
Для вычерчивания окружности используют транспортир
Для вычерчивания окружности используют циркуль.
Применение технологий смыслового чтения в учебном процессе
способствуют не только достижению всех типов результатов,
предусмотренных ООПООО, но, в первую очередь, повышают роль
читательской компетенции в формировании общей культуры человека.
Литература
Конструирование учебных занятий в соответствии с ФГОС в
1.
малокомплектной школе: учебнометодическое пособие: ч. 2 под
редакцией Т.С. Горбуновой, Омск: БОУ ДПО «ИРОО» 2017.
Формирование и развитие навыков смыслового чтения в рамках
2.
реализации основной образовательной программы основного общего
образования: Методические рекомендации/ Авт – сост.: М.А.
Безденежных, П.В. Токарева, Е.А. Пенгель. – Омск: БОУ ДПО
«ИРОО», 2014.
3. Математика. 5 класс: учеб. для образоват. организаций / [Г.В.
Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.]; под ред. Г.В.
Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 3е изд. – М. : Просвещение, 2015.
4. Математика. 6 класс: учеб. для образоват. организаций / [Г.В.
Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.]; под ред. Г.В.
Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 4е изд. – М. : Просвещение, 2016.
Стратегии смыслового чтения на уроках математики в классах малокомплектной школы как инструмент достижения планируемых результатов
Стратегии смыслового чтения на уроках математики в классах малокомплектной школы как инструмент достижения планируемых результатов
Стратегии смыслового чтения на уроках математики в классах малокомплектной школы как инструмент достижения планируемых результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.