Перетятько Л. Ю., учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной категории
Бюджетного общеобразовательного учреждения
Полтавского муниципального района
Омской области «Полтавский лицей»
Использовaние стpaтегии TAG кaк средство формировaния
читaтельской грaмотности обучaющихся
В последние годы в методике обучения школьным предметам особую актуальность приобретает вопрос о формировании читательской компетенции. Сам термин «читательская компетенция» в методике осваивается уже не одно десятилетие и включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов.
Вместе с тем современные формы государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) обусловливают актуальность формирования читательской компетенции в рамках всех школьных предметов. И, действительно, в контрольно-измерительных материалах каждого предмета есть задания, связанные с восприятием текста, с его осмыслением, с работой по тексту.
В федеральных государственных образовательных стандартах общеучебные универсальные действия определяются следующими позициями:
· поиск и выделение необходимой информации;
· применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
· извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
· определение основной и второстепенной информации;
· свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей;
· понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
В настоящее время известно около ста стратегий смыслового чтения, добрая половина из которых активно применяется в учебном процессе.
В своей педагогической деятельности я использую стратегию TAG (Textbook Activity Guide) Б. Деви. Это руководство по чтению учебных материалов, которое требует парной работы. Руководство включает постановку целей и задач для каждой части текста, т. е. использует принцип порционности. Например, предлагается высказать гипотезы по первой части текста, обсудить с партнером вторую часть, пересказать устно третью, ответить письменно на вопросы по четвертой, нарисовать диаграмму по пятой. Обучающиеся же пользуются определенной системой знаков самоуправления с тем, чтобы вести наблюдение за тем, какой фрагмент текста требует дальнейшей проработки. Исследование Деви показало, что чтение, организованное и управляемое с помощью такого руководства, улучшает обучение в целом.
Приведу пример руководства, подготавливаемого учителем.
Руководство по чтению учебного материала
Обозначения стратегий:
ПП – Прочитайте и перескажите своими словами.
ПО – Прочитайте и обсудите.
СП – Сделайте совместный прогноз.
ПЗ – Письменное задание.
БЧ – Прочитайте текст быстро, в соответствии с поставленной задачей, и обсудите с партнером.
ГП – Представьте информацию графическим образом или в виде плана.
Использование данной стратегии стало возможным для работы с текстами разных стилей. Работа может быть организована индивидуальная, парная, групповая.
Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном, включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания, заключенную в нем информацию и способы работы с учебным материалом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.