Конспект урока
на тему «Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу»
Предмет: русский язык
Класс: 1-Б
Выполнила
Учитель начальных классов
МБОУ «Желябовская СОШ»
Сейтмамутова Ленара Сейтхалиловна
Конспект урока русского языка в 1-Б классе
Дата проведения: 11.11.2019г.
Тема: Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу.
Цели: повторить с учащимися правильное написание букв ч, Ч и их соединения; закрепить написание изученных букв.
Задачи:
1. Формировать навыки безошибочного написания сочетаний «ча-чу».
2. Учиться навыкам безошибочного списывания.
3. Обогащать словарный запас учащихся.
4. Закреплять знания о многозначных словах, учить различать лексическое значение многозначных слов.
5. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание, память, усидчивость, трудолюбие.
6. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, любовь к предмету.
Планируемый результат: учащиеся научатся применять на практике правильность написания сочетаний ча-чу, списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами, писать слова и предложения с заглавной и строчной буквами ч, Ч.
Познавательные УУД:
- развивать умение извлекать информацию из текста,
- различать лексическое значение многозначных слов,
- анализировать слова с точки зрения звукового состава.
Коммуникативные УУД:
- вступать в речевое общение,
- развивать умение слушать и понимать других.
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Оборудование: карточки с напечатанными словами, портреты Чиполлино и его друзей для раскрашивания.
Ресурсы: ноутбук, презентация к уроку, рабочие тетради и письменные принадлежности учащихся.
Тип урока: урок обобщения и закрепления.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок!
- Сначала на свое место сядут те, чье имя начинается с гласного звука.
- Теперь сядут те, чье имя начинается с согласного звука.
- Молодцы, никто не остался без места. Все сели тихо и правильно.
2. Актуализация знаний.
- Сейчас у нас урок русского языка. А скажите, чем мы занимаемся на наших уроках? Для чего?
- Ребята, с помощью чего мы общаемся между собой?
- А какая речь бывает? Какую речь чаще используем на уроках литературного чтения, а какую на уроках русского языка?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего мы составляем предложения?
- А слова?
- А слоги?
- Ребята, на какие две группы делятся звуки?
- Как обозначаются звуки на письме? А чем букву отличаем от звука?
3. Мотивация учебной деятельности
- К нам сегодня пришел еще один гость. Он хочет не только посмотреть на вас и ваши умения, но и самому поучиться у вас. Догадаться, кто же это за гость, поможет разгадка к следующей загадке.
Отгадай загадку
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся ... (Чиполлино) (Слайд 1).
- Правильно. К нам пришёл в гости герой сказки Джанни Родари Чиполлино – смелый, весёлый герой. Он большой выдумщик и любит играть, загадывать загадки, но он хочет и у вас научиться тому, что вы знаете и умеете.
Слайд 2, 3. Тот, кто выполнит все задания Чиполлино без ошибок, тот станет его другом, как Вишенка и Редиска, и получит на память об этом уроке портрет Чиполлино и его друзей, который можно будет раскрасить.
- И первое задание от Чиполлино на повторение изученных букв на доске.
а, н, у, ы, и, о, р, в, л, е, с, к, я
- Прочитайте буквы, которые видите на доске.
- На какие две группы можно разделить их?
- Прочитайте буквы, обозначающие гласные звуки, и буквы, обозначающие согласные звуки.
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок
- Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
- Откройте рабочие тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Из предложенных букв, выписать в тетради сначала гласные, а после согласные. (Слайд 4)
- Теперь проверьте, правильно ли вы написали.
3. Самоопределение деятельности и постановка темы урока
- Мы повторили с вами изученные буквы, и нам нужно приступить к новой теме
- Тему нашего урока Чиполлино спрятал в загадке. Отгадав её, вы узнаете, о какой букве пойдёт речь на этом уроке.
Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья
Буквы путать нам нельзя. (Это загадка про букву «ч»).
- А мы умеем писать букву ч ? А какой может быть буква? А разве мы не умеем писать строчную и заглавную буквы ч ? Если мы с вами уже научились писать строчную и заглавную букву ч, зачем нам сегодня по новому учиться писать ее?
- Правильно. Тема нашего урока: «Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу». (Слайд 5)
- Какие задачи поставим перед собой?
- Правильно. Повторим правильное написание букв ч, Ч и их соединения; закрепим написание изученных букв. Сейчас вспомним написание строчной и заглавной букв ч, Ч. В тетради даны образцы написания букв. Пишем аккуратно и красиво.
- Наш герой не знает, с какой буквы строчной или заглавной пишется его имя и просит нас в это ему помочь. Давайте поможем нашему герою. Кто подскажет?- Верно! (Слайд 6).
Букве поручено важное дело,
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква в предложении в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Буква большая – совсем не пустяк;
В букве большой уважения знак!
- Когда мы еще пишем слова с заглавной буквы?
3. Закрепление опорных знаний
1.- На доске записаны слова, давайте их прочитаем:
Чудо, часы, учу, туча, часто.
- Какое правило мы выучили на прошлом занятии?
(«Ча» пиши с буквой «а», «чу» пиши с буквой «у»).
- Найдите и прочитайте слова с буквосочетанием ча, чу.
- Спишите слова с доски в тетради.
- Чиполлино не знает значение слова «учу». Как вы ему объясните?
- Молодцы!
2. Физкультминутка. (Слайд 8).
3. (Слайд 7).
А теперь послушайте загадку от Чиполлино:
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу?...(Ученик).
- Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку. (Показываю слово на карточке). А кого так называют? (Того, кто учится).
- Взрослый человек может быть учеником? (Выясняем, что может, если он учится, например, водить машину или является студентом института).
- Чиполлино придумал для вас новое задание: как превратить слово «ученик» в слово «учебник». (Надо вставить в середину слова согласную «б»).
- А если изменить последнюю букву в слове «ученик» на гласную, какое получится слово? (Учение). (Показываю карточку, прикрепляю все три слова на доску).
- Запишите красиво слова в тетради, соблюдая правила соединения букв.
4. - Задание от Чиполлино. У вас на партах по два листа разного цвета с заданиями. Желтый листок – с более трудными заданиями, зеленый – с простыми заданиями.
На зеленом листочке необходимо найти и подчеркнуть слова с буквосочетанием ча (удача, учение, чудо, ручка, часы, чуб, чугун, туча, чисто), на желтом найти и подчеркнуть слова со буквосочетанием ча, чу (удача, учение, чудо, ручка, часы, чуб, очки, дача, чугун, туча, чисто). Проверка по слайду. (Слайд 9). В тетради записать понравившееся слово.
5. Обучение навыкам безошибочного списывания текста.
- На доске написан текст. Сколько предложений перед вами? (3).
У Верочки чистые ручки. На уроке у учеников ручки. У двери две ручки.
- Какое слово повторяется в каждом предложении? (Ручки). (Проводится работа над лексическим значением слов).
- Как называются такие слова? (Многозначные).
- А теперь красиво и грамотно спишите предложения в свою тетрадь.
4. Итог урока.Рефлексия. (Слайд 11).
- Ребята, поднимите руку, кому понравилось сегодня работать на уроке.
- А понравилось ли Чиполлино с вами работать?
- Чему вы учились сами и научили Чиполлино?
- Теперь у него стало ещё больше друзей. На память об этой встрече Чиполлино дарит вам фотографию, на которой он со своими лучшими друзьями. Фотография получилась чёрно – белой, и наш герой надеется на то, что вам удастся превратить её в цветную. Чиполлино желает вам успехов в учёбе и надеется на новые встречи.
Оцените свою работу с помощью цветов светофора.
- Кому было легко справиться со всеми заданиями - поднимите зелёный цвет карточки.
- Кто испытывал затруднения, но справился – жёлтый цвет.
- Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.