Структура анкеты и виды опросов
Оценка 4.7

Структура анкеты и виды опросов

Оценка 4.7
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
22.06.2017
Структура анкеты и виды опросов
Социологические исследования, исследования общественного мнения - популярный способ определить настроения народа и его отношение к каким-либо процессам. Мы все хотя бы раз в жизни сталкивались с таким видом социологического исследования, как опрос. Опросы проводят магазины с целью узнать, какой вид размещения рекламы более продуктивен, или журналы с целью выяснения наиболее удачной темы для статьи. Даже перепись населения можно отнести к опросам - ведь государство таким образом узнает множество полезной информации о каждом гражданине.Социологические исследования, исследования общественного мнения - популярный способ определить настроения народа и его отношение к каким-либо процессам. Мы все хотя бы раз в жизни сталкивались с таким видом социологического исследования, как опрос. Опросы проводят магазины с целью узнать, какой вид размещения рекламы более продуктивен, или журналы с целью выяснения наиболее удачной темы для статьи. Даже перепись населения можно отнести к опросам - ведь государство таким образом узнает множество полезной информации о каждом гражданине.
Реферат Структура анкеты и виды опросов.docx
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………...3 1. Структура анкеты………......……………………………………………………..4 2. Виды опросов………….…………………………………………………………20 Заключение………………………………………………………………………….25 Список использованных источников.……………………………………………..22 ВВЕДЕНИЕ Социологические   исследования,   исследования   общественного   мнения   ­ популярный   способ   определить   настроения   народа   и   его   отношение   к каким­либо процессам. Мы все хотя бы раз в жизни сталкивались с таким видом социологического исследования, как опрос. Опросы проводят магазины с целью узнать, какой вид размещения рекламы более продуктивен, или журналы с целью выяснения наиболее удачной темы для статьи. Даже перепись населения можно отнести к опросам ­ ведь государство таким образом узнает множество полезной информации о каждом гражданине.  В   данной   работе   мы   задались   целью   изучить   структуру   анкеты   и определить   виды   опросов   в   социологии.   Таким   образом,   объектом   нашего исследования   выступает   анкета   и   её   структура,   а   предметом   ­   такой   вид социологических исследований, как опрос.  Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:  1. Определить понятие структура анкеты и выявить её основные виды;  2. Определить опроса как один из видов сбора информации;  3. Рассмотреть   анкетирование   и   интервьюирование   как   основные   виды опросов.  Данная   работа   носит   теоретико­методологический   характер. Методологической   основой   исследования   явились   работы   ученых   в   области социологии,   посвященные   методам   социологических   исследований.   В   работе была использована современная литература таких авторов, как А.И. Кравченко, В.А. Ядова. Интересна коллективная работа Н. Шматко и группы французских исследователей,  таких  как   Л.  Реми,  П.  Луи  и  П.  Шампань,  представляющая новый подход в изучении методологии социологических исследований и др. 1. СТРУКТУРА АНКЕТЫ Собранные   вместе   случайным   образом   вопросы   еще   не   представляют собой   анкеты   в   научном   смысле.   Только   расположенные   в   определенном порядке они могут решить те задачи, которые поставлены. Обычно говоря о структуре анкеты, о порядке расположения вопросов, исходят   из   принципа   психологического   восприятия   респондентом   анкеты. Безусловно,   в   этом   есть   большой   смысл,   и   является   одним   из   важнейших условий построения методики. 2 От   того,   насколько   анкета   будет   привлекательна   для   респондентов, зависит активность их работы над ней. Поэтому анкета должна строиться так, чтобы поддерживать внимание респондента, заинтересовать его заочной беседой, вызвать приятное впечатление, желание работать над ней. Одним из основных правил, которое следует строго соблюдать, является расположение   в   начале   анкеты   первыми   вопросами   наиболее   простых   и нейтральных. Кроме прямой познавательной задачи они обеспечивают "завязку" беседы,   формируют   психологическую   установку   на   сотрудничество.   Они должны заинтересовать собеседника, ввести его в курс обсуждаемых проблем. [1. 67 c.] Первые   вопросы   обычно   называют   контактными.   Насколько   важно наладить контакт с респондентом видно, если проследить характер построения обыденного   разговора.   Прежде   чем   подойти   к   основной   теме   разговора, несколько минут почти всегда уделяется каким­то общим, нейтральным темам, которые   интересны   собеседнику.   Это   процесс   взаимного   узнавания, расположения, настроя на беседу. В зависимости от того, как пройдет первый подготовительный этап, во многом зависит и основная часть разговора. На   практике   и   в   теории   управления   этот   принцип   хорошо   известен   и постоянно   используется.   Он   применяется   и   тогда,   когда   готовится публицистический газетный или журнальный материал. Первые слова, первый абзац, как правило, посвящен описанию интересного факта, явления, разговор начинается   с   рассказа   о   захватывающем   событии.   Задача   здесь   та   же: заинтересовать читателя, чтобы он прочитал весь предложенный материал. И если это не учитывается, то нередко хорошая идея проходит мимо читателя. Плохо   оформленная,   неправильно   поданная,   она   не   привлекает   внимание читателя. В то же время огромное количество материалов, которые, может быть и не стоят того, оказываются в центре внимания благодаря удачной подаче. В   социологических   анкетах   эти   правила   довольно   часто   игнорируются, исследование  из­за   этого   сильно   проигрывает.  Нередко   анкеты  начинаются   с трудных, сложных программных вопросов. Можно подумать, что иной социолог 3 специально поставил задачу отпугнуть опрашиваемых. Действительно, захочется ли отвечать на анкету, которая сразу начинается с вопросов о том, имеет ли респондент   конфликт   со   своим   непосредственным   руководителем   и   как   он оценивает его личные качества. Так, в одной анкете, посвященной  проблемам разводов, первый вопрос звучал   так:   "Как   Вы   считаете,   почему,   по   каким   причинам   распалась   Ваша семья?". Развод всегда связан с психологической травмой и открыть анкету с неприятного воспоминания ­ явно не лучшее начало. Таких примеров можно привести немало. Вот каким вопросом начиналась анкета, изучавшая проблемы свободного времени: [3. 106 c.] Фрагмент анкеты ОТВЕТЬТЕ,   ПОЖАЛУЙСТА,   СНАЧАЛА   НА   НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ,   КАСАЮЩИХСЯ   ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   ВАШЕГО   БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ В ЦЕЛОМ? Жизнь каждого человека наполнена разнообразными видами деятельности. Их   осуществление   требует   определенных   затрат   времени.   Бывает,   на   что­то времени   не   хватает   или   человек   не   знает,   чем   заняться.   Что   бы   Вы   смогли сказать о себе: ощущаете ли Вы в повседневной жизнедеятельности нехватку времени на виды деятельности, осуществляемые после работы, или, наоборот, у Вас бывает время, которое Вы не знаете, чем занять? Как видим, перед респондентом уже с первого вопроса ставится задача проанализировать   весь   свой   бюджет   времени   (правда,   неясно,   какой   период имеется в виду ­ сутки, неделя, месяц, год) и ответить, как он его использует. Данный   вопрос   требует   и   большой   памяти,   и   умения   анализировать, синтезировать и т.д., кроме того он длинен, многословен, сложен для понимания и ответа. Целесообразно (хотя некоторые авторы придерживаются и в теории, и на практике   противоположной   точки  зрения)   начинать   анкету  с  так   называемой паспортички,   т.е.   с   определения   личностных   данных   респондента:   пола, возраста,   образования,   профессии   и   пр.,   если   это,   конечно,   не   требуется 4 специальными   задачами   исследования.   Мы   считаем   это   нецелесообразным, поскольку вызывает некоторую настороженность, может быть и не полностью осознаваемую,   но   нередко   оказывающую   отрицательное   влияние   на   чистоту ответов.   Ведь   и   в   обычной   беседе   с   мало   знакомым   человеком   разговор   не начинается   с   выяснения   паспортных   данных:   это   не   принято,   считается   не корректным. Мы   уже   говорили   о   характере   контактных   вопросов   и   правилах   их построения, поэтому здесь только напомним, что они совершенно незаменимы в структуре   анкеты   и,   являясь   вспомогательными,   тем   не   менее   играют существенную роль в получении достоверной информации и активизации работы респондентов. Как правило, таких вопросов немного ­ два­три. Их используют как   вступление   в   разговор:   легкие,   интересные,   может   быть,   задушевные, главное ­ не навязчивые, но по смыслу легко переходящие к основным вопросам. Первая часть анкеты, или вступление, содержит еще одну немаловажную часть, а именно вопросы, которые вводят в основную тематику исследования. Дело   в   том,   что   в   инструкции   к   анкете   исследователь   обязательно раскрывает основные задачи и цели исследования в самом общем виде. Отвечая на вопросы, респондент должен знать, какие задачи он помогает решать, работая с   анкетой.   Социолог,   естественно,   не   имеет   права   его   обманывать,   даже неосознанно вводить его в заблуждение. Поэтому если в инструкции сказано, что исследование касается проблем семьи и брака, а первые вопросы направлены на получение информации о космических открытиях или спортивной жизни (хотя программой исследования они и могут быть связаны), то респондент в лучшем случае подумает, что мы ошиблись в определении темы, если не посчитает, что его водят за нос. Поэтому   после   контактных   вопросов   во   вступительной   части   анкеты следует дать несколько несложных и личностно нейтральных вопросов, близких к основной теме исследования. Так, если в инструкции социолог заявил, что будет изучать проблемы семьи и брака, то первые страницы анкеты должны быть посвящены   этой   теме.   Если   исследование   направлено   на   изучение   проблем 5 повышения   удовлетворенности   трудом,   совершенствования   условий   и организации труда, то этих тем должны касаться и первые после контактных вопросы   анкеты.   Позже,   в   основной   части   анкеты,   после   объяснительных   и вводных фраз можно формулировать вопросы по другим темам, может быть, визуально   и   не   связанных   с   основной   темой.   Как   правило,   указанной   части вступления отводится не более двух­трех вопросов. [6. 149 c.] Вступительная часть анкеты содержит еще один важный элемент. Помня о том, что анкета может показаться респонденту хаотичным набором вопросов, надо предупредить его возможную негативную реакцию. Поэтому при переходе к основной части анкеты следует включить такую вступительную фразу, которая объясняла бы респонденту структуру всей анкеты. Например: "Мы закончили вступительную часть анкеты. Сейчас переходим к основным вопросам по теме исследования,   которая   была   указана   в   инструкции.   Но   поскольку   мы рассматриваем   многие   аспекты,   не   удивляйтесь,   если   часть   наших   вопросов будет   касаться   различных   проблем.   Это   предусмотрено   программой исследования". После   такой   вводной   фразы   в   основную   часть   анкеты   структура   и остальные   вопросы,   каких   бы   аспектов   они   ни   касались,   будут   легко восприниматься респондентом, во всяком случае им будет понятно, что тот или иной вопрос имеем смысл для исследователя. Продолжая   разговор.   Основная   часть   анкеты   несет   главную   нагрузку исследования и формируется в зависимости от принципов избранного подхода к ее построению Можно указать три принципа построения основной части анкеты и расположения вопросов. Логическая   последовательность   вопросов,   когда   логика   расположения вопросов в анкете строго соответствует логике схемы ее анализа. Это делается тогда,   когда   содержание   вопросов   и   их   анализ   требуют   строгой последовательности расположения. Например, нельзя задавать вопрос о причине увольнения   опрашиваемых,   предварительно   не   выяснив,   собирается   ли   он увольняться.   При   таком   подходе   все   вопросы   или   их   основная   часть 6 выстраиваются по полю анкеты в логическую цепочку смысловой зависимости. Так,   при   изучении   аудитории   радиослушателей,   выяснении   популярности определенных радиопередач или новых радиостанций сначала следует узнать, слушает ли вообще респондент радио, затем уточнить, какие радиопрограммы он предпочитает   и   только   после   этого   ­   каким   радиопередачам   он   уделяет наибольшее внимание, какие из них ему нравятся больше других. Чтобы   избежать   возможного   воздействий   предыдущих   вопросов   на последующие, о чем мы уже говорили, взаимовлияющие вопросы раздвигаются серией   буферных   или   других   вспомогательных   вопросов,   но   при   этом необходимо   всегда   придерживаться   логической   последовательности расположения основных вопросов. 2. Моноцентричность. Другой принцип построения основной части анкеты ­   это   соблюдение   моноцентричности,   когда   в   анкете   формируется   один центральный   вопрос   или   центральный   тематический   раздел,   содержащий несколько вопросов, а все остальные вопросы выступают как вспомогательные (в широком смысле) и работающие строго на центральный вопрос. Моноцентрическая   структура   анкеты   используется,  как   правило,   в  том случае, когда требуется углубленное, детальное изучение какого­либо одного фактора,   явления,   процесса.   Так,   в   исследовании   проблемы   повышения успеваемости студентов ВУЗа центральным был вопрос об их успеваемости. Все остальные   вопросы,   касавшиеся   удовлетворенности   бытовыми   условиями, организации учебного процесса, производственной практики, спорта и т.д., были по существу вспомогательными. Анализ   ответов   респондентов   позволил   выяснить,   как   изменяется успеваемость   студентов   в   зависимости   от   различных   факторов   (системы факторов). При этом может быть использована различная система анализа как простая (двойные связи), так и более сложная. В конечном итоге это позволяет предложить   ряд   мероприятий   для   практического   управления   процессом.   В частности,   в   одном   исследовании,   посвященном   проблеме   повышения успеваемости   студентов,   основными   факторами,   оказывающими   влияние   на 7 успеваемость студентов, явились умение студентов учиться, систематичность обучения   и   определенная   социально­профессиональная   направленность студентов, в частности, ориентированность только на получение специальности и т.д. Моноцентрическая структура основной части анкеты имеет особенности расположения вопросов. Так, центральный вопрос, как правило, располагается в середине анкеты, когда респондент вошел и в курс дела, и в ритм работы, но еще не   устал.   Остальные   вопросы   концентрируются   вокруг   центрального,   в зависимости от их содержания и смысловых взаимосвязей или специфики их восприятия опрашиваемыми. Полицентричность. Третий принцип построения основной части анкеты ­ это полицентричность, когда формируется не один, а несколько центральных вопросов или блоков вопросов. Так, в описательном исследовании, например, при определении уровня политической активности населения малого города в программе   исследования   выделялись   несколько   жизненно   важных определяющих   факторов:   участие   в   демонстрациях   и   митингах,   участие   в выборах,   чтение   политических   статей   и   просмотр   соответствующих телепередач,   участие   в   деятельности   какой­либо   партии   или   общественного движения и пр. Каждый из этих факторов в методике выражается одним или рядом вопросов, представляющих собой особый тематический раздел в анкете, но   имеющий   содержательное   значение   только   в   совокупности   с   другими вопросами. При анализе социологического материала каждый из этих блоков вопросов или отдельных вопросов в зависимости от принципа построения тематических разделов становится поочередно центральным вопросом, когда все остальные вопросы или блоки вопросов работают только на этот вопрос. Так, в системе двойных связей может быть построен логический квадрат с последовательной зависимостью каждого вопроса от любого другого. 8 Соответствующим образом меняется и схема расположения вопросов по центральному   полю   анкеты,   когда   все   центральные   вопросы   расположены   в середине анкеты. Именно при полицентрическом построении основной части анкета чаще всего   и   воспринимается   как   хаотичная,   где   отсутствуют   логические   связи вопросов   между   собой.   В   этом   случае   и   строится   искусственная   система логической связи, когда вопросы приобретают визуальную логическую связь, о чем уже говорилось. Характер расположения вопросов в основной части анкеты зависит также от фактора психологического восприятия ее респондентами. Подготовительный   этап   не   исчерпывает   проблемы   восприятия респондентом   анкеты.   Нельзя   считать,   что   после   удачного   вступления   все остальные   вопросы   покажутся   ему   легкими   и   доступными.   Проблема психологического восприятия остается актуальной на всем протяжении работы над анкетой. Одним из удачных приемов в этом плане является выделение в анкете тематических разделов, или, как часто говорят, блоков вопросов, каждый из которых имеет название и даже нумерацию. Разделение анкеты на блоки может быть естественным и искусственным. В первом  случае тематическое  деление  строго  соответствует  логической  схеме анкеты, заложенной в программе исследования, т.к. когда в одном месте анкеты собраны все вопросы, которые соответствуют тому или иному программному положению, как, например, при полицентрической структуре. Но   это   не   всегда   возможно,   поскольку   в   одном   тематическом   блоке логической   схемы   анкеты   могут   содержаться   различные   по   содержанию вопросы. Скажем, согласно программе исследования под дисциплиной может пониматься   как   трудовая,   так   и   исполнительская   дисциплина,   тогда   как   в логической схеме, а следователь, и в схеме анализа анкеты, они находятся в одном   разделе,   под   общим   понятием   "дисциплина".   Это   вполне   допустимо, поскольку   полностью   соответствует   логике   рассуждения   исследователя.   В тематическом разделе анкеты их ставить вместе нельзя, потому что в вопросной 9 форме   они   оказываются   логически   не   связанными.   Действительно,   если исследователь поставит рядом, в одном блоке такие вопросы, как "Опаздываете ли   Вы   на   работу?"   и   "Всегда   ли   Вы   выполняете   распоряжения   своего непосредственного руководителя?", то для респондента они будут выглядеть содержательно не соответствующими. Создается впечатление, что сначала мы спрашиваем  об  одном  и  тут  же  без  всякого   перехода  совсем  о  другом.  Это всегда нервирует опрашиваемых. Чтобы   избежать   такой   непоследовательности,   по   мере   возможности   в анкете создаются искусственные блоки, где все вопросы собраны по единому логическому   признаку,   во   всяком   случае   так   это   выглядит   визуально.   Так, изучая удовлетворенность браком, можно соединить в одном блоке вопросы, касающиеся   и   удовлетворенности   работой,   и   удовлетворенности   жильем,   и удовлетворенности   социально­бытовым   обслуживанием   и   т.д.,   хотя   в соответствии с программой исследования они могут быть не связанными между собой. [5. 508c.] Использование   приема   разделения   анкеты   на   тематические   разделы требует от социолога умения правильно строить каждый блок в отдельности. Принцип построения отдельных блоков тот же, что и анкеты, т.е. здесь тоже следует начинать с легких вопросов и заканчивать сложными. Например, при построении блока вопросов по профессиональной ориентации студентов сначала задавался   вопрос   о   том,   сколько   раз   студент   поступал   в   свой   институт, несложный   вопрос,   который   не   требует   большой   памяти   и   аналитических способностей.   Затем   ставился   вопрос   более   сложный,   требующий   от респондента   умения   оценить   свое   состояние,   а   именно   об   уровне удовлетворенности   выбранной   специальностью.   После   этого   следовал   вопрос повышенной сложности, чем респондент руководствовался при выборе данного института   и   данной   специальности.   Заканчивался   раздел   довольно   сложным вопросом о мотивационном поведении "Что имело для Вас решающее значение и в   какой   степени   при   решении   получить   высшее   образование?"   с   набором 10 альтернатив,   выясняющих   степень   и   направленность   профессиональной   и социальной ориентации при выборе института и специальности. Блоки вопросов должны содержать не более трех­пяти вопросов, т.е. быть не очень большими. Разделение   анкеты   на   специально   выделенные   тематические   разделы значительно облегчает восприятие анкеты и работу с ней. Однако надо помнить, что такое тематическое разделение может оказать и плохую услугу, о чем уже упоминалось, так как вопросы одной темы могут оказать взаимовлияние или же вопросы одного блока могут оказать влияние на вопросы (вернее, на ответы респондентов) другого блока, если они тематически близки и расположены на поле анкеты близко друг от друга. Поэтому при формировании разделов анкеты вопросы необходимо подбирать так, чтобы они не оказывали влияния друг на друга. Членение   анкеты   на   блоки   повышает   психологическое   восприятие,   в частности,   снимает   монотонность   от   большого   набора   вопросов,   особенно однотипных.   Каждый,   даже   искусственно   созданный   тематический   раздел стимулирует   внимание,   особенно   если   он   начинается   с  интересного   вопроса. Кстати,   это   довольно   распространенный   прием   в   художественной   и публицистической литературе ­ писать короткими главками, начиная каждую из них   с   описания   увлекательных   событий,   в   отличие   от   научной   литературы, основным   достоинством   которой   всегда   считалось   писать   длинно,   скучно, большими разделами и непонятно. Разделение анкеты на блоки вопросов имеет еще одно преимущество. На стыках   тематических   разделов   можно   вставлять   различные   вспомогательные вопросы,   предложения,   вводные   фразы,   т.е.   элементы   вспомогательного технического аппарата. Они стимулируют активность респондентов, помогают управлять их вниманием, регулировать степень заинтересованности. Кроме того, они дают возможность опрашиваемым немного отдохнуть от трудных вопросов, содержат   необходимую   информацию   о   дальнейшем   ходе   опроса,   о   порядке ответов на последующие вопросы или блок вопросов и т.д. 11 Расположение   вспомогательных   вопросов   на   стыках   (наиболее   слабое место в структуре анкеты) блоков, тематических разделов является удобным, поскольку не нарушает тематической целостности как отдельных разделов, так и   анкеты   в   целом.   Кроме   того,   вспомогательные   вопросы   служат   хорошим переходом   между   разделами,   обеспечивая   целостность   блоков   и   единство анкеты. Учет   психологического   восприятия   анкеты   требует   соблюдения   еще одного условия ­ расположения вопросов в анкете по мере их сложности. По степени   включенности   респондента   в   работу   вначале   ему   предлагаются преимущественно   сложные   вопросы,   а   по   мере   приближения   к   концу   их сложность   снижается,   вопросы   становятся   более   простыми   и   обязательно малословными, т.е. к концу анкеты количество слов на страницу постепенно уменьшается. Если в начале работы, пока респондент не устал, он может их воспринимать достаточно внимательно (сложные по конструкции, содержанию и по количеству слов вопросы), то по мере утомления сложные и многословные вопросы   он   воспринимает   с   трудом.   Этот   психологический   момент   тоже необходимо учитывать при построении вопросов и анкеты в целом. Нарушение   правил   структурного   построения   анкеты   ведет   к   снижению эффективности   работы   методики.   Принципы   структурного   построения, указанные здесь, и другие определяют стратегию методики, т.е. структурные комбинации   оказываются   тесно   связанными   со   структурой   исследования.   Но если в методических построениях других наук, например психологии, принцип структурности   методик   исследования   является   одним   из   важнейших   в различных экспериментах, то в социологии, в частности в построении анкеты, этот принцип остается не только на втором плане, но о нем даже не считают нужным   упомянуть.   В   методической   литературе,   как   правило,   при   описании структуры   анкеты   ограничиваются   только   двумя   моментами   ­   указанием принципа психологической воспринимаемости  анкеты и того, что в основной части   методики   должны   содержаться   самые   сложные   вопросы.   Структура 12 анкеты   на  деле   намного  сложнее.  В  зависимости   от   задач   и  основных   целей исследования   структура   анкеты   требует   различных   подходов   и   различного содержания. Последний вопрос. В драматургии анкеты необходимо уметь не только войти в беседу с респондентом, но и выйти из нее, т.е. правильно закончить работу.  Мы   выстраиваем   целую   серию   контактных   вопросов   только   с  одной целью ­ заинтересовать респондента, вовлечь его в работу. Но не менее важно и правильно   ее   закончить,   предусмотреть,   какое   впечатление   останется   у респондента после ответа на последний вопрос. Конечно, можно забыть о респондентах, которых мы больше не увидим. Некоторые безответственные социологи так и делают. Но это грубый подход, который   говорит   о   невоспитанности   и   невежливости   исследователя.   Ведь   в обыденной   беседе,  даже   случайной,  мы   никогда   не   прерываем   ее  сразу.   Это воспринималось бы как дурной тон, плохие манеры, неумение разговаривать. Уважающий   себя   и   других   человек   так   не   поступит,   с   кем   бы   он   ни разговаривал. Нам не хотелось бы прослыть невежами даже среди незнакомых людей. И прежде чем закончить беседу, мы готовим ее концовку, словами или интонацией сообщая, что беседа заканчивается. То же относится и к анкете, если представить ее как заочную беседу. Мы должны   постепенно   подготовить   респондента   к   выходу   из   разговора.   С методической точки зрения правильный выход из беседы обеспечивает более качественную информацию. Напомним, что, отвечая на серию наших вопросов, иногда достаточно сложных, респондент постепенно устает, как бы хороша и интересна ни была анкета. Он начинает спешить, нервничать, менее внимательно вникать в смысл вопросов и все меньше задумываться над ответами. И если анкета очень трудная, он невольно начинает думать: "Когда же кончатся эти вопросы?"   Вот   тут   примерно   за   10­15   вопросов   до   конца   анкеты   можно включить фразу "Наша анкета подходит к концу и сейчас мы хотели бы задать Вам   еще   несколько   вопросов   о...".   Респондент   успокаивается   и   вновь 13 сосредоточивается. За 5­7 вопросов до окончания анкеты можно вставить еще одну   фразу:   "В   заключение   несколько   вопросов   о   Ваших   впечатлениях...". Респондента вторично информируют о том, что анкета практически закончена, и это помогает ему сохранять внимание. Можно поставить и такую фразу: "И еще один вопрос в заключении". Помимо   чисто   психологического   аспекта   подготовки   респондента   к выходу из беседы последние вопросы имеют и функциональное назначение. Во­ первых,   последние   вопросы   бывают   в   правильно   построенной   анкете несложными.   Респондент   уже   утомлен   и   ждать   от   него   тщательной   и кропотливой работы над трудными вопросами не стоит. Во­вторых, последние вопросы   содержат   некоторые   личностные   характеристики   респондента.   Это обусловлено   тем,   что   вопросы   о   личных   сторонах   опрашиваемых   всегда несколько настораживают, но расположенные в конце анкеты, они уже не могут повлиять на чистоту ответов. В­третьих, в конце анкеты часто формулируются вопросы методического плана и группируются почти все открытые вопросы. Иногда   считается,   что   открытые   вопросы   из­за   их   сложности   нельзя ставить в конце анкеты. Доля истины в этом есть. Но на этот счет есть и другие соображения.   Респонденту,   познакомившемуся   с   содержанием   анкеты,   легче ориентироваться   в   контексте   ответов   на   открытый   вопрос,   который,   как правило, формулируется в рамках изучаемой темы. Несмотря на то, что конец анкеты   не   самое   лучшее   место   для   ответов   на   них,   тем   не   менее,   на   это приходится идти, чтобы четко сориентировать опрашиваемых, в какой аспекте отвечать на тот или иной открытый вопрос, хотя, конечно, и в этом случае он остается (аспект) довольно широким. Имеется и еще одно соображение. Дело в том, что открытые вопросы, поставленные в конце анкеты, легче обрабатываются с чисто технической точки зрения. Учитывая трудоемкость кодировочных работ, особенно если приходится обрабатывать   большие   массивы   анкет,   например,   в   несколько   тысяч   анкет, техническая сторона обработки оказывается немаловажной. Одно дело, когда 14 кодировщик   листает   все   страницы   анкеты   и   выбирает   ответы   на   открытые вопросы, разбросанные по всей анкете в разных местах, и совсем другое дело, когда все они собраны в одном месте и в конце анкеты. Открываешь последнюю страницу,   и   все   ответы   на   открытые   вопросы,   как   говорится,   налицо. Выборочный хронометраж работы кодировщиков показал, что во втором случае трудоемкость  снижается в два­три раза, а общее время обработки открытых вопросов сокращается до 30%. И, что самое важное, в этом случае кодировщики допускают   меньше   пропусков   ответов   респондентов   на   открытый   вопрос, меньше   ошибок   при   выписывании   ответов   и   их   кодировке.   Так,   в   одном   из исследований   открытые   вопросы   были   расположены   в   середине   анкеты.   Это делалось   для   логического   завершения   серии   вопросов,   направленных   на изучение   исследуемого   явления.   В   этом   случае   количество   пропусков кодировки   ответов   респондентов   был   в   2­3   раза   выше,   чем   во   втором исследовании,   когда   тот   же   самый   открытый   вопрос   располагался   в   конце анкеты.   Пропуски   в   кодировке   ответов   всегда   бывают.   Так,   при   кодировке профессии   респондентов   количество   не   ответов, кодировщиками, составляет от 3 до 7%.   т.е.   их   пропуск Конечно, расположение открытых вопросов в конце анкеты имеет свои недостатки, о которых уже говорилось, но из двух зол приходится выбирать меньшее. При малых массивах открытые вопросы можно располагать в середине анкеты, если в этом есть особая необходимость, при больших ­ лучше ставить их в   конце   анкеты,   если   это   не   обусловлено   строгими   методическими требованиями содержательного характера. Блок заключительных вопросов содержит в себе, как правило, следующие части: [http://www.glossary.ru (17.05.2017)] Паспортичка, вопросы о личностных характеристиках респондентов: пол, возраст,   образование,   профессия,   стаж   работы   и   другие   характеристики, необходимые для данного исследования. Открытый вопрос (один или несколько), например: "Что бы Вы сделали в первую очередь для укрепления своей семьи?" 15 Открытый вопрос методического характера, скажем, такого типа: "Если у Вас есть замечания и предложения по анкете, ее отдельным вопросам или в целом по исследованию, то напишите их, пожалуйста, здесь". Закрытый вопрос методического характера о том, как понравилась анкета респонденту,  сколько   времени,  по   его  мнению,  она   заняла   для   заполнения   и фактическое время (отмечает анкетер). Заключительный   вопрос.   Последний   вопрос   имеет   большое функциональное   значение.   Сколь   бы   ни   был   длителен   разговор,   последняя фраза,   как   правило,   запоминается.   Помните,   как   в   фильме   "Семнадцать мгновений весны" Штирлиц говорит, что необходимо уметь не только войти в разговор, но и выйти из него, и что последняя фраза остается в памяти". Так и в анкете последний вопрос, как последняя фраза, должен остаться в памяти. Он должен быть интересен респонденту, может быть, остроумным, но обязательно находиться в русле той темы, которая была основной в вопроснике. Например,   в   исследовании   о   материальных   потребностях   служащих   в конце анкеты был поставлен такой вопрос (фрагмент анкеты): "Наша анкета закончена. Большое спасибо за работу, которую Вы проделали, за Ваши ответы на наши многочисленные вопросы. Вы нам очень помогли. В конце мы хотим задать Вам еще один, последний, вопрос. Представьте себе, что Вы выиграли по лотерейному   билету   автомашину   "Жигули"   последней   марки.   Скажите, пожалуйста, стали бы Вы брать машину на счастливый билет или получили бы деньги?" Нельзя   ставить   в   заключение   анкеты   вопросы   о   стихийных   бедствиях, болезнях, кражах и других невзгодах, которые могут случиться или случались с респондентом.   Это   сразу   оставляет   неприятное   впечатление   и   вызывает негативную   реакцию.   В   конце   одной   из   анкет   был   такой   вопрос   (фрагмент анкеты): "В жизни могут произойти различные стихийные бедствия и поэтому необходимо всегда помнить номера телефонов специальных служб. Представьте себе, что ночью у Вас в доме (квартире) случился пожар. Знаете ли Вы номер пожарной службы?" 16 В   жизни   безусловно   всякое   может   произойти,   в   том   числе   и   пожар   в квартире, и номера телефонов специальных служб надо, конечно, помнить, но все­таки описание этой ситуации и такой вопрос ­ не самая лучшая концовка анкеты. Последний   вопрос,   кроме   всего   прочего,   это   и   перекидной   мостик   к будущим исследованиям. Мы должны думать не только о сегодняшнем дне, но и заботиться   о   завтрашнем.   Кто   знает,   может   быть,   нам   самим   или   другому исследователю  придется  вновь прийти  на этот  объект  и  работать  с  теми же респондентами.  И   бывает   очень   обидно,  когда  приходишь   на   предприятие,  а респонденты отказываются заполнять анкеты: "Были тут до Вас, тоже анкеты давали,   надоели   уже".   И   приходится   уговаривать,   упрашивать.  Понятно,   что этот   негативизм   ­   след   предшествующих   исследователей,   которые   оставили плохое   впечатление.   Конечно,   дело   здесь   не   только   в   последнем   вопросе. Видимо респонденты не приняли все исследование, не поняли его нужности. И если мы хотим успешно работать, необходимо заботиться о том, чтобы после каждого нашего исследования у людей оставалось уважение к исследованиям и желание помогать социологам в их научной работе. Заключительный этап анкеты, в том числе и последний вопрос, является логическим завершением в драматургии анкеты, как заключительный аккорд в симфонии опроса. 17 2. ВИДЫ ОПРОСОВ Опрос как вид исследования разбивается на две большие разновидности ­ анкетирование   и   интервью.   Анкетирование   ­   вопросно­ответная   форма организации текста. Интервью ­ проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы. В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов: [9. 331 c.] 1. По числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный);  2. По   месту   проведения   (дома,   на   работе   и   в   целевых   аудиториях ­посетители клуба, пациенты в поликлинике и т.п.). Анкеты   можно   разделить   по   способу   распространения   среди опрашиваемых:   раздаточная   (курьерская)   анкета;   почтовая   (рассылаемая   по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале). Кроме   того,   виды   опросов   можно   классифицировать   по   другим критериям, а именно: [8. 410 c.] 1. Количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус­группа);  2. Письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью);  3. Очные и заочные;  4. Стандартизированные, полустандартизированные и  нестандартизированные;  5. Клинические и фокусированные;  6. Направленные и ненаправленные;  7. Пробные   (пилотажные,   зондажные,   экспресс­опросы)   и   основные   (как главный способ сбора первичной информации);  8. Массовый опрос (для респондентов­неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области). Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или   интервью   (т.е.   перечня   вопросов,   в   которых   реализован   предмет 18 исследования);   качества   работы   анкетера   или   интервьюера,   организующего   и непосредственно   обеспечивающего   заполнение   анкет;   ситуации   опроса,   его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других. [2. 56 c.] При   всех   различиях   виды   опроса   объединяет   одно   обстоятельство   ­ вопросник,   т.е.   соответствующая   исследовательскому   замыслу   и   логически выстроенная система вопросов ­ адресованных респонденту речевых сообщений в   вопросительной,   утвердительной   или   отрицательной   форме,   а   также предлагаемых к ним вариантов ответа. Вопросник ­ более широкий термин, чем анкета. Он применим по отношению как к анкетированию, так и интервью. В свою очередь, анкета ­ это документ опроса («Анкета для рабочего») и метод опроса   (т.е.   анкетирование).   В   западных   методиках   анкетой   называется вопросник   (questionnaire),   который   чаще   всего   заполняется   с   помощью интервьюеров, но иногда рассылается по почте либо раздается респондентам для самостоятельного заполнения. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15 ­ 20 чел. При   этом   обеспечивается   стопроцентный   возврат   анкет,   респонденты   могут проконсультироваться   по   технике   заполнения,   выяснить   трудные   и   неясные места,   а   анкетер,   собирая   вопросники,   может   проконтролировать   качество заполнения.[4. 632 c.] Групповое   анкетирование   требует   соблюдения   некоторых   специальных условий,   обеспечивающих   психологический   комфорт   ситуации   опроса   и повышающих качество ответов. Помещение, где проводится опрос, должно быть психологически   нейтральным   (комната   отдыха),   свободным   от   мешающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, музыка, телепередачи, присутствие   посторонних   людей   и   т.п.).   Опрашиваемые   обеспечиваются 19 условиями для заполнения анкет: сидеть достаточно удаленно друг от друга, чтобы не было ощущения, что рядом сидящие «заглядывают через плечо»; иметь возможность   сосредоточиться   и   обдумать   свои   ответы   индивидуально,   не советуясь, не комментируя ситуацию, вопросы и возможные варианты ответов. Совершенно недопустимо вмешательство руководителей различного уровня, тем более   знакомство   с   ответами   опрашиваемых   в   процессе   заполнения   анкет. Конфиденциальность ответов должна обеспечиваться неукоснительно. В случае необходимости сбор заполненных анкет производится в опечатанную урну, при этом анкеты предварительно не нумеруются. В   отечественной   социологии   самым   популярным   является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75 ­ 80% случаев.   При   использовании   индивидуального   анкетирования,   с   помощью раздаточной  (курьерской)   анкеты,  анкетер   либо   вручает   анкету   респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения   и   цели   опроса,   ожидает   заполнения   анкеты.   В   первом   случае респондент   получает   больше   времени   на   заполнение   анкеты,   обдумывание ответов,   но   при   этом   осложняются   проблемы   возврата   и   появляется возможность обсудить тему опроса с посторонними людьми, даже подменить респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирование применяется как по месту жительства, так и по месту работы. Социальные   психологи   больше   склонны   к   тестам   и   социометрическим методам. Но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение   людей,   мотивацию   деятельности   и   ценностные   ориентации.   При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту   жительства   (учебы)   респондентов,   а   время   возврата   заранее обговаривается. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.[7. 288 c.] За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследований в США, Германии,  Франции   проводится   посредством   личных   интервью.   По   разным   и 20 достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и(или) писать, избегают длинных ответов, допускают много ошибок, делают много пропусков, дают   ответы   не   по   существу   и   т.д.   и   т.п.)   социологи   стремятся   избегать анкетирования,   т.е.   самозаполнения.   Респондент,   а   затем   и   интервьюер оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научного процесса. Как   бы   то   ни   было,   но   в   социологии   опрос   вообще,   включая   обе   его разновидности   (устный   и   письменный),   является   абсолютным   рекордсменом популярности. Вовсе не случайно социологию отождествляют  с применением опроса.   Правда,   психологу,   оперирующему   тестами,   опросная   процедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Однако давно установлено, что жестких границ между дисциплинами  не существует, одни   и   те   же   методы   применяются   в   разных   науках.   Специалист   подбирает нужный метод для решения своей проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод. Четыре вида опроса ­ индивидуальный и групповой, устный и письменный ­ взаимодополняют друг друга, образуя логический квадрат, в клетках которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса. К   примеру,   групповой   анкетный   опрос   попадает   в   клеточку   ГП,   а индивидуальный   анкетный   опрос   ­   в   клеточку   ИП;   телефонный   опрос   ­   в клеточку ИУ, а фокус­группа ­ в клеточку ГУ. Логический   квадрат   ­   очень   удобная   и   наглядная   форма   построения классификации или типологии чего­либо, в данном случае методов опроса. Она применима лишь к таким ситуациям, где каждая клеточка (квадрант) таблицы заполняется. К примеру, с четырьмя другими видами опроса ­ очным и заочным, индивидуальным   и   групповым   ­   построить   логический   квадрат   не   удастся. Причина в том, что одна клеточка остается пустой. Действительно, трудно себе представить групповой заочный опрос. Хотя, возможно, он когда­то и кем­то проводился,   но   остался   в   истории   науки   экзотическим   примером,   нежели устоявшейся практикой. 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 Социологические   исследования   неизменно   важны,   так   как   позволяют отобразить настроения общественности или ее реакцию на какое­либо событие. Опросы как наиболее распространенный вид исследований является и самым востребованным. Результаты социологических опросов применяются во многих сферах,   связанных   с   воздействием   на   общественность.   Этим   объясняется   и повсеместное   распространение   опросов   в   последнее   время.   Метод   опроса применяется   везде,   где   необходимо   оценить   общественное   мнение.   Тем   не менее, возникает проблема качества проведения опроса и качества оценки его результатов.  В   ходе   работы   мы   изучили   структуру   анкеты,   и   определили   основные правила   составления   анкет,   научились   анализировать   ответы   респондентов. Также   мы   изучили   один   из   основных   видов   опроса   ­   анкетирование,   и разнообразные типы этого вида. Можно сделать вывод, что тот или иной метод сбора информации может быть использован в зависимости от потребностей и поставленных целей конкретного исследования. От применения того или иного типа опроса, или его разновидности, во многом зависит точность и характер получаемой информации.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. ­ М., 1982. – 67 с. 2. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. ­ М., 1981. – 56 с. 3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. ­ М., 1989. – 106 с. 4. Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. ­ 632 с.  5. Кравченко А.И. Социология. ­ М.: Академический Проект, 2001. ­ 508 с.  6. Маслова О.М. Социологический опрос как средство социального общения. //Сравнительный анализ и методика социологических исследований. ­ М., 1989. – 149 с. 7. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. ­ М.: ИНФРА­М, 2007. ­ 288 с. 8. Шматко   Н.А.,   Реми   Л.,   Доминик   М.,   Луи   П.,   Шампань   П.   Начала практической   социологии.   Серия:   Gallicinium   ­   М.:   Алетейя,   Институт экспериментальной социологии, 2001. ­ 410 с.  9. Ядов   В.А.   Социологическое   исследование:   методология, программа,методы. Самара: 1995. ­ 331 с.  ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ  10.  [Электронный ресурс] http://www.glossary.ru (17.05.2017)  24

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов

Структура анкеты и виды опросов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017