Структура дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями
Оценка 4.8

Структура дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
администрации +1
Взрослым
03.04.2017
Структура  дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями
Структура дополнительной общеобразовательной программы.docx
1 ШПМ  «Структура  дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями» (сентябрь 2016 год) На письме Минобрнауки России «Методические рекомендации по проектированию СЛАЙД 1 дополнительных общеразвивающих программ» мы ещё раз подробно остановимся. На что же мы должны с вами обратить внимание. На слайде структурная схема, которая   как   раз   и   говорит   о   том,   что   мы   должны   учитывать   при   разработке дополнительной общеразвивающей программы.  СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 Прежде всего отметим, что к освоению программ «допускаются любые лица без предъявления   требований   к   уровню   образования.   Это   могут   быть   как   обучающиеся, проявившие   выдающиеся   способности,   так   и   с   ограниченными   возможностями, занимающиеся   как   в   учреждениях   общего   и   дополнительного   образования,   так   и   в организациях,   осуществляющих   образовательную   деятельность   «для   глухих, слабослышащих,   позднооглохших,   слепых,   слабовидящих,   с   тяжелыми   нарушениями речи,   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата,   с   задержкой   психического развития,   с   умственной   отсталостью,   с   расстройствами   аутистического   спектра,   со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Согласно Закону № 273­ФЗ образовательные программы: СЛАЙД 4 могут   реализовываться   как   самостоятельно,   так   и   в   формате   сетевого     взаимодействия (гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15); могут   осуществляться   на   основе   использования   различных   образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16); могут   использовать   форму   организации   образовательной   деятельности, основанную   на   «модульном   принципе   представления   содержания   образовательной программы и построения учебных планов» (гл. 2, ст. 13, п. 3); посредством разработки индивидуальных учебных планов могут обеспечивать «освоение   образовательной   программы   на   основе   индивидуализации   ее   содержания   с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (гл. 1, ст. 2, п. 23);   могут   обеспечивать   обучение   по   индивидуальному   учебному   плану,   в   том числе   ускоренное   обучение,   в   пределах   осваиваемой   дополнительной общеобразовательной   программы,   что   осуществляется   в   порядке,   установленном локальными   нормативными   актами   организации,   осуществляющей   образовательную деятельность (гл.1, ст. 34, п. 3); могут   способствовать   решению   задач   инклюзивного   образования, направленного на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом   разнообразия   особых   образовательных   потребностей   и   индивидуальных возможностей»  (гл. 1, ст. 2, п. 27) при создании  специальных условий для получения образования   обучающимися   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   «без   которых невозможно   или   затруднено   освоение   образовательных   программ   обучающимися   с ограниченными возможностями здоровья» (гл. 11, ст. 79, п. 3­4); 2  с   учетом   особенностей   обучающихся   могут   осуществляться   в   очной,   очно­ заочной   или   заочной   форме   (гл.   2,   ст.   17,   п.   2),   а   также   «допускается   сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4). СЛАЙД 5 Программы должны иметь три уровня сложности:      Для того, чтобы проектировать программу очень важно, чтобы вы хорошо себе представляли   показатели   проектирования,   то   есть   ­   обучающихся,   их   возраст   и специфику. Это та новизна, которая отсутствовала в методических рекомендациях 2006 года, там не стояла характеристика возрастных особенностей. СЛАЙД 6 ­ 8 На   данном   блоке   слайдов   вы   увидите   организационную   модель   проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Она состоит из  трёх уровней и в методических рекомендациях это тоже четко закреплено. Уровень стартовый – ознакомительный, базовый и продвинутый (по старой терминологии углубленный). (прокомментировать слайды!) Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней и каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. СЛАЙД 9 Теперь перейдём к структуре программы. И начнём с титульного листа. Титульный   лист   программы  –   страница,   предваряющая   текст   программы, источник   идентификационной   информации   документа.   Включает   в   себя   следующие элементы, необходимые для заполнения: наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации); организации); реализации; наименование   учреждения,   организации   (согласно   формулировке   устава дата   и   №   протокола   экспертного   совета,   рекомендовавшего   программу   к гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); название программы; адресат программы; срок реализации программы;     ФИО, должность разработчика (­ов) программы;  Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы. «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей СЛАЙД № 10 программы» Структуру программы составляют два основных раздела. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:           пояснительная записка;  цель и задачи программы;  содержание программы;  планируемые результаты; Раздел № 2 «Комплекс организационно­педагогических условий»:  календарный учебный график; 3 условия реализации программы;  оценочные материалы;   формы аттестации;   методические материалы;   рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы. Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» В Пояснительной записке отражаются общие характеристики программы: СЛАЙД № 11 Этот раздел направлен на направленность   (профиль)   программы   –   техническая,   естественнонаучная, физкультурно­спортивная,   художественная,   туристско­краеведческая,   социально­ педагогическая; актуальность   программы   –   своевременность,   необходимость,   соответствие      потребностям времени; от существующих; отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу адресат   программы   –   краткая   характеристика   обучающихся   по   программе, возрастные особенности, иные медико­психолого­педагогические характеристики;   объем   и   срок   освоения   программы   –   общее   количество   учебных   часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется   содержанием   и   прогнозируемыми   результатами   программы; характеризуется   продолжительностью   программы   (количество   месяцев,   лет, необходимых для ее освоения); формы обучения – очная, очно­заочная или заочная форме (Закон № 273­ФЗ, гл.   2,   ст.   17,   п.   2),   а   также   «допускается   сочетание   различных   форм   получения образования и форм обучения» (Закон № 273­ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);  особенности   организации   образовательного   процесса   –   в   соответствии   с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы),   являющиеся   основным   составом   объединения   (например,   клубы,   секции, кружки,   лаборатории,   студии,   оркестры,   творческие   коллективы,   ансамбли,   театры) (далее ­ объединения), а также индивидуально (Приказ №1008, п. 7);  состав группы (постоянный, переменный и др.)  режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий. СЛАЙД № 12 Цель   –   это   заранее   предполагаемый   результат   образовательного   процесса,   к которому   надо   стремиться.   При   характеристике   цели   следует   избегать   общих абстрактных формулировок. Цель   должна   быть   связана   с   названием   программы,   отражать   ее   основную направленность и желаемый конечный результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При   формулировании   задач   можно   воспользоваться   следующей   их классификацией: СЛАЙД № 13. Содержание программы Содержание   программы   должно  быть  отражено  в  учебном  плане  и  содержании 4 учебно­тематического плана.  Учебный  план (УП) содержит следующие  обязательные  элементы  ­ перечень, трудоемкость,   последовательность   и   распределение   по   периодам   обучения   учебных предметов,   курсов,   дисциплин   (модулей),   тем,   практики,   иных   видов   учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273­ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5) (см. Приложение 2);  Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических   и   практических   частей   и   форм   контроля   по   каждой   теме;   должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы. При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:  содержание составляется согласно Учебному плану;  формулировка   и   порядок   расположения   разделов   и   тем   должны   полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;  необходимо   соблюдать   деление   на   теорию   и   практику   по   каждому   разделу (теме);  материал следует излагать назывными предложениями;  содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;  в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);  в   содержании   могут   быть   представлены   вариативные   образовательные маршруты.  В этой части необходимо сформулировать: СЛАЙД 14. Планируемые результаты  требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);  компетенции   и   личностные   качества,   которые   могут   быть   сформированы   и развиты у детей в результате занятий по программе;  личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты,   которые   приобретет обучающийся по итогам освоения программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы. учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273­ СЛАЙД 15. Календарный учебный график ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая: количество учебных недель,  количество учебных дней,  продолжительность каникул,  даты начала и окончания учебных периодов/этапов      СЛАЙД 16. Условия реализации программы К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: ­  материально­техническое   обеспечение  –   характеристика   помещения   для занятий   по   программе;   перечень   оборудования,   инструментов   и   материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); ­ информационное обеспечение – аудио­, видео­, фото­, интернет источники; ­  кадровое   обеспечение  –   целесообразно   перечислить   педагогов,   занятых   в реализации   программы,   охарактеризовать   их   профессионализм,   квалификацию, критерии отбора. 5 Разрабатываются и обосновываются  для определения результативности освоения СЛАЙД 17. Формы  аттестации программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются   согласно   учебному   плану   и   учебно­тематическому   плану   (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.). СЛАЙД 18. Оценочные  материалы В   данном   разделе   отражается   перечень   (пакет)   диагностических   методик, позволяющих  определить  достижение  учащимися   планируемых   результатов   (Закон   № 273­ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5) Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и СЛАЙД 19. Методические  материалы включает в себя:  особенности   организации   образовательного   процесса   –   очно,   очно­заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;  методы   обучения   (словесный,   наглядный   практический;   объяснительно­ иллюстративный,   исследовательский проблемный;   игровой,  дискуссионный,   проектный   и   др.)   и   воспитания   (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);   частично­поисковый,   репродуктивный,  формы   организации   образовательного   процесса:   индивидуальная, индивидуально­групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети­инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;  формы   организации   учебного   занятия   ­   акция,   аукцион,   бенефис,   беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов,   игра,   концерт,   КВН,   конкурс,   конференция,   круглый   стол,   круиз, лабораторное   занятие,   лекция,   мастер­класс,   «мозговой   штурм»,   наблюдение, олимпиада,   открытое   занятие,   посиделки,   поход,   праздник,   практическое   занятие, представление,    презентация,   рейд,  ринг,   салон,  семинар,  соревнование,   спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;  педагогические   технологии   ­  технология   индивидуализации   обучения, технология   группового   обучения,   технология   коллективного   взаимообучения, технология   программированного   обучения,   технология   модульного   обучения, технология блочно­модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного   обучения,   технология исследовательской   деятельности,   технология   проектной   деятельности,   технология игровой   деятельности,   технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология   образа   и   мысли,   технология   решения   изобретательских   задач, здоровьесберегающая технология, технология­дебаты и др.   коммуникативная   технология   обучения,   технология   дистанционного   обучения,  алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;  дидактические   материалы   –   раздаточные   материалы,   инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. При составлении списка литературы необходимо учитывать:  основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники СЛАЙД 20.  Список литературы упражнений,   контрольных   заданий,   тестов,   практических   работ   и   практикумов, хрестоматии;  наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок. 6

Структура дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура  дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура  дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура  дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура  дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура  дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями

Структура  дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новыми требованиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017