Структура периода обучения грамоте. Консультация для логопедов ДОУ

  • Семинары
  • pptx
  • 22.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Структура периода обучения грамоте. Консультация для логопедов ДОУ Период обучения грамоте делится на этапы: В настоящее время реализуется несколько альтернативных программ по обучению грамоте, они различаются некоторым образом с содержательной точки зрения, но все программы имеют общие черты: во-первых, они все основаны на Стандартах НОО, а во-вторых, все программы предполагают прохождение в обучении грамоте одних и тех же этапов.Структура периода обучения грамоте. Консультация для логопедов ДО
Иконка файла материала Обучение грамоте-консультация.pptx
Структура периода обучения  грамоте Учитель­логопед Супрун Е.И.                 МБДОУ №10
Основные цели периода обучения грамоте • Формирование навыка первоначального  • Формирование навыка первоначального  чтения. письма. Это не только предметные, но и  метапредметные цели.
Период обучения грамоте делится на этапы В  настоящее  время  реализуется  несколько  альтернативных  программ  по  обучению  грамоте,  они    различаются  некоторым  образом с содержательной точки зрения, но все программы имеют  общие черты:  • во­первых, они все основаны на Стандартах НОО, а  • во­вторых, все программы предполагают прохождение в  обучении грамоте одних и тех же этапов.
Подготовительный этап • Основная цель – подготовить к  непосредственному обучению чтению и  непосредственному обучению письму. • Делится на две ступени: добуквенную и  буквенную.
Добуквенная ступень  подготовительного этапа (обучение  чтению) Осуществляется практическое знакомство с языковыми  понятиями: • Речь. • Предложение. • Слово. • Слог, ударение. • Звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки твердые и  мягкие
Знакомство с понятием «РЕЧЬ». • Речь – общение с помощью языка. • Речь бывает устная и письменная. • В речи участвуют как минимум двое: создающий речь и  воспринимающий речь. • Следует соблюдать правила хорошей речи: не говорить  одновременно, слушать других, использовать вежливые  слова и др.).
Знакомство с понятием «предложение» • Речь состоит из отрезков – предложений. • Предложение выражает законченную мысль. • Предложение оформляется особым образом в устной и  письменной речи. В устной речи – с помощью интонации  законченности и пауз; в письменной речи – оформляется  большой буквой начало предложения и  особыми знаками  препинания (.,!,?) конец предложения. • Предложения состоят из слов. В предложении слова связаны  между собой.
Знакомство с понятием «слово» • Из слов состоят предложения и речь в целом. • Слово имеет смысл. • Слово и предмет – не одно и то же. • Слова  бывают  разными.  Есть  слова  –  названия  предметов, есть слова – названия действий, есть слова  – названия признаков  и др. • Слова в предложении пишутся раздельно.
Знакомство с понятиями «слог»,  «ударение» • Слова состоят из слогов. • Слог произносится при однократном открывании рта  (при знакомстве с гласными звуками узнаем, что в  слове столько слогов, сколько гласных звуков). • Один из слогов в слове – ударный. Он выделяется  большей силой голоса. • Ударение – выделение большей силой голоса одного  из слогов.
Знакомство со звуками • Звук – это то, из чего состоят слоги, слова,  предложения и устная речь в целом. • Звуки бывают гласные и согласные.  • Согласные звуки бывают твердые и  мягкие. • Большое внимание уделяется звуковому анализу и  работе со звуковыми схемами.
Добуквенная ступень подготовительного  этапа (обучение письму) • Знакомство с прописями, с разлиновкой, с  правилами гигиены письма. • Изучение элементов букв. • Развитие мышц пишущей руки. • Развитие речи  как  решение предметных задач.
Основные элементы букв • Наклонная палочка. • Палочка с закруглением внизу. • Палочка с закруглением вверху. • Палочка с закруглением вверху и внизу. • Палочка с петлей внизу. • Палочка с петлей вверху. • Плавная линия. • Полуовал. • Овал. Элементы букв бывают большие и малые.
Буквенная ступень подготовительного этапа  (чтение и письмо) • Изучение гласных звуков и их букв: • А • О • У • И  • Ы • Могут изучаться и другие  буквы гласных  звуков: я, ё, ю, е , э
Основной этап обучения грамоте (чтение и  письмо) • Основная цель – формирование навыков первоначального  чтения и письма. • Изучаются все ещё не изученные звуки (согласные, гласные) и  их буквы. Также изучаются буквы, не обозначающие звуков: Ь,  Ъ. Принципы расположения букв в порядке их изучения: • Принцип частотности. • Принцип языковой системности.
Заключительный этап обучения грамоте  (обучение чтению) Основная  цель  –  закрепление  и  систематизация  всех  усвоенных  знаний  и  умений,  подготовка  к  дальнейшему  изучению  русского  языка и литературы. Содержание обучения: • Знакомство с алфавитом как последовательным перечнем всех  букв. • Знакомство с творчеством русских (иногда и зарубежных)  детских писателей.