Структура периода обучения грамоте. Консультация для логопедов ДОУ
Период обучения грамоте делится на этапы:
В настоящее время реализуется несколько альтернативных программ по обучению грамоте, они различаются некоторым образом с содержательной точки зрения, но все программы имеют общие черты:
во-первых, они все основаны на Стандартах НОО, а
во-вторых, все программы предполагают прохождение в обучении грамоте одних и тех же этапов.Структура периода обучения грамоте. Консультация для логопедов ДО
Структура периода обучения
грамоте
Учительлогопед Супрун Е.И.
МБДОУ №10
Основные цели периода обучения грамоте
• Формирование навыка первоначального
• Формирование навыка первоначального
чтения.
письма.
Это не только предметные, но и
метапредметные цели.
Период обучения грамоте делится на этапы
В настоящее время реализуется несколько альтернативных
программ по обучению грамоте, они различаются некоторым
образом с содержательной точки зрения, но все программы имеют
общие черты:
• вопервых, они все основаны на Стандартах НОО, а
• вовторых, все программы предполагают прохождение в
обучении грамоте одних и тех же этапов.
Подготовительный этап
• Основная цель – подготовить к
непосредственному обучению чтению и
непосредственному обучению письму.
• Делится на две ступени: добуквенную и
буквенную.
Добуквенная ступень
подготовительного этапа (обучение
чтению)
Осуществляется практическое знакомство с языковыми
понятиями:
• Речь.
• Предложение.
• Слово.
• Слог, ударение.
• Звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки твердые и
мягкие
Знакомство с понятием «РЕЧЬ».
• Речь – общение с помощью языка.
• Речь бывает устная и письменная.
• В речи участвуют как минимум двое: создающий речь и
воспринимающий речь.
• Следует соблюдать правила хорошей речи: не говорить
одновременно, слушать других, использовать вежливые
слова и др.).
Знакомство с понятием «предложение»
• Речь состоит из отрезков – предложений.
• Предложение выражает законченную мысль.
• Предложение оформляется особым образом в устной и
письменной речи. В устной речи – с помощью интонации
законченности и пауз; в письменной речи – оформляется
большой буквой начало предложения и особыми знаками
препинания (.,!,?) конец предложения.
• Предложения состоят из слов. В предложении слова связаны
между собой.
Знакомство с понятием «слово»
• Из слов состоят предложения и речь в целом.
• Слово имеет смысл.
• Слово и предмет – не одно и то же.
• Слова бывают разными. Есть слова – названия
предметов, есть слова – названия действий, есть слова
– названия признаков и др.
• Слова в предложении пишутся раздельно.
Знакомство с понятиями «слог»,
«ударение»
• Слова состоят из слогов.
• Слог произносится при однократном открывании рта
(при знакомстве с гласными звуками узнаем, что в
слове столько слогов, сколько гласных звуков).
• Один из слогов в слове – ударный. Он выделяется
большей силой голоса.
• Ударение – выделение большей силой голоса одного
из слогов.
Знакомство со звуками
• Звук – это то, из чего состоят слоги, слова,
предложения и устная речь в целом.
• Звуки бывают гласные и согласные.
• Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
• Большое внимание уделяется звуковому анализу и
работе со звуковыми схемами.
Добуквенная ступень подготовительного
этапа (обучение письму)
• Знакомство с прописями, с разлиновкой, с
правилами гигиены письма.
• Изучение элементов букв.
• Развитие мышц пишущей руки.
• Развитие речи как решение предметных задач.
Основные элементы букв
• Наклонная палочка.
• Палочка с закруглением внизу.
• Палочка с закруглением вверху.
• Палочка с закруглением вверху и внизу.
• Палочка с петлей внизу.
• Палочка с петлей вверху.
• Плавная линия.
• Полуовал.
• Овал.
Элементы букв бывают большие и малые.
Буквенная ступень подготовительного этапа
(чтение и письмо)
• Изучение гласных звуков и их букв:
• А
• О
• У
• И
• Ы
• Могут изучаться и другие буквы гласных
звуков: я, ё, ю, е , э
Основной этап обучения грамоте (чтение и
письмо)
• Основная цель – формирование навыков первоначального
чтения и письма.
• Изучаются все ещё не изученные звуки (согласные, гласные) и
их буквы. Также изучаются буквы, не обозначающие звуков: Ь,
Ъ.
Принципы расположения букв в порядке их изучения:
• Принцип частотности.
• Принцип языковой системности.
Заключительный этап обучения грамоте
(обучение чтению)
Основная цель – закрепление и систематизация всех усвоенных
знаний и умений, подготовка к дальнейшему изучению русского
языка и литературы.
Содержание обучения:
• Знакомство с алфавитом как последовательным перечнем всех
букв.
• Знакомство с творчеством русских (иногда и зарубежных)
детских писателей.