Изучение литературы начала XX века в 11 классе
Сценарии уроков
Подготовила: Давидович Зинаида Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Оглавление.
Урок 1. Введение. модернизм конца xix — начала xx вв..
Урок 2. А. А. Блок. Этапы становления личности. Книга «Стихи о Прекрасной Даме».
Урок 3. «Хочу, чтобы Россия услышала меня…» Тема России в лирике А.А. Блока.
Урок 4. «Сегодня я - гений». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать».
Урок 5. «Маяковский начинался так». В.В. Маяковский. Ранняя лирика.
Урок 6. «Всё равно люблю». Любовь и революция в творчестве В. Маяковского.
Урок 7. «Я последний поэт деревни». Страницы жизни Сергея Есенина как доказательство поэтического дара.
Урок 8. "В сердце светит Русь". Образ Родины в лирике С.А. Есенина.
Тема. Введение. модернизм конца xix — начала xx вв.
Цель: создать условия для формирования знаний о социально-исторических и эстетических предпосылках возникновения модернизма в литературе и искусстве, его идейную и эстетическую неоднородность, для развития умения составлять конспект, для воспитания интереса к истории литературы.
Ход урока.
Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей.
Л.Н. Толстой («Конец века»)
1. Оргмомент. Мотивация. (Ознакомление с программой изучения русской литературы в 11 классе)
2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, давайте с вами вспомним, что мы уже знаем о литературе конца XIX – начала XX веков?
На рубеже 19 – 20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряжённостью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
- Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? (Россия пережила три революции (1905г., Февральскую и октябрьскую 1917г.), русско-японскую войну 1904-1905 гг., Первую мировую войну 1914-1918 гг., гражданскую войну.)
Революция 1905-1907 годов показала несостоятельность эксплуататорского уклада жизни, неспособность самодержавия и дальше править страной, с одной страны, и неготовность общества жить по-новому – с другой. Она всколыхнула общественное сознание, доказала, что массы уже не будут жить по-старому. Логическим продолжением её стали февральские и октябрьские события. В обстановке размежевания политических сил возникло и размежевание интересов творцов искусства, деятелей искусства.
- Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в это время. (Очевидна необходимость перемен. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты программы перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов» (П.А. Столыпин), и «снизу», путём ожесточённой, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И. Ленин).
- Сопоставьте время, в которое мы живём, со временем рубежа 19 – 20веков.
Общее: сложность общественных процессов; перемены и перестройка во всех областях жизни; неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей; попытки изменить страну, с одной страны, путём реформ и, с другой, навязать свою волю путём насильственным (терроризм).
- Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? (Открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.)
3. Слово учителя.
Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Очевидной была неудовлетворённость рационально-позитивистскими основами духовной жизни. Как считал философ В. Соловьёв, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства. В работе «Конец века» (1905) Л.Н. Толстой отмечал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
Основными тенденциями литературного процесса конца 19 – начала 20 веков стали следующие:
- переоценка прежних культурно-эстетических ценностей под влиянием революционных и военных событий;
- выработка новой концепции искусства на основе сочетания их с принципами реализма и постепенного сочетания их с принципами модернизма - нового в художественном творчестве;
- выработка взаимоотношений с государственной властью, объявившей себя самой демократической.
В результаты выделились три направления литературы, или три подсистемы, как их назвал исследователь М. Голубков.
Литература метрополии (государства). Создавалась до и после 1917 года, она была преимущественно реалистической. Её представители – Л.Толстой, А.Чехов, В. Короленко, М. Горький и др. Многие из них входили в литературный кружок «Среда», созданный во второй половине 90-х годов 19 века, а затем объединились в кружок при издательстве М. Горького «Знание». Писатели этого направления на практике воплощали такие принципы реализма, как правдивость, всеохватность отражения действительности; культ любви к человеку, особенно «маленькому», угнетённому; создание типических характеров в типических обстоятельствах и др.
Потаённая литература (возвращённая), которая по идеологическим соображениям, в силу острого критического или сурово-правдивого содержания, не предназначалась для печати, начала публиковаться только с середины 80-х годов 20 века (повесть «Котлован» А. Платонова; роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, поэма «Реквием» А.Ахматовой и др.) Подобные произведения открыли новую тематику: сталинские репрессии, трагедии военных лет.
Эмигрантская литература, созданная писателями, покинувшими страну в годы Гражданской войны, после её окончания (И. Северянин, З. Гиппиус и др.) или в более позднее время (И. Бродский, А. Солженицын и др.). эта литература давала более взвешенную оценку событий, происходивших в стране, знакомила читателя с судьбами изгнанников, узников совести за рубежом, не скрывала недостатки и трудности, царившие в стране победившего пролетариата.
Литература конца 19 – начала 20 века прошла шесть этапов в своём развитии:
1. 1880-1890-е годы – примерно до 1917 года – Серебряный век – время экспериментов, сосуществования реализма и модернизма, зарождения пролетарского искусства.
2. 1920 – 1930-е годы – довоенная – отражала период социалистического строительства, следуя принципам социалистического реализма, - наследника традиций классицизма, романтизма, реализма.
3. 1941 – 1955 годы – литература военного времени и послевоенного десятилетия -
4. Самостоятельная работа с учебником. Задание: Внимательно прочитать статью учебника «О художественной литературе» и выписать в тетради отличия художественной литературы от научной.
5. Рефлексия. Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
Особенно мне запомнилось то…
Мне понравилось…
6. Домашнее задание. Чтение статьи учебника «О художественной литературе» (стр.3-6). Ответить на вопрос: Как нужно работать над литературным текстом?
Тема. А. А. Блок. Этапы становления личности. Книга «Стихи о Прекрасной Даме».
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с атмосферой, в которой вырос Блок, для выяснения особенностей поэтики первой книги – “Стихов о Прекрасной Даме”, для формирования умения видеть и разгадывать символы, для воспитания любви к прекрасному, возвышенному.
Ход урока.
«Это настоящий, волею божьей, поэт и человек бесстрашной искренности».
М. Горький
1. Организационный момент. Мотивация.
М. Горький писал о блоке: «Это настоящий, волею божьей, поэт и человек бесстрашной искренности». Может, именно поэтому творчество Блока представляет для нас особый интерес, но мы не забываем, что Блок – символист, а значит – тайна, загадка, которую нужно разгадать.
2. Актуализация знаний.
Мы уже много знаем о символизме как о литературном направлении. Давайте ещё раз вспомним его особенности. Что понравилось, поразило, удивило вас при прочтении стихов Блока?
3. Слово учителя.
Александр Александрович Блок
(1880 – 1921)
А.А.Блок – одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.
Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия слова “дом”. Отец поэта – профессор Варшавского университета Александр Львович Блок, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета Александра Андреевна Бекетова-Блок. Детские и юношеские годы поэта прошли в доме деда, он рос в обстановке любви, заботы, среди литературы и музыки. В семье Бекетовых многие занимались литературным делом: дед был автором научных трудов, бабушка и ее дочери занимались переводами научных и художественных произведений.
Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетнем возрасте, однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.
На доске: вочеловечиваться – воипостаситься, делаться человеком, принимать вид, образ человека, естество его, воплощаться, вселяться в человеческое тело. (Словарь В.Даля)
Лирика Блока – “Трилогия вочеловечевания”. Сам Блок говорил: “ Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в своем устремлении, как стрела прямой. Несмотря на все уклонения, сомнения, покаяния – я иду”.
- Каков путь поэта? Что, посредством своего творчества, хочет донести до читателя автор?
В начале 1900-х годов произошли два события, которые повлияли на личную и литературную судьбу Блока – любовь и женитьба на Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими трудами В.С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока – “Стихи о Прекрасной Даме” (1904 – 1905), поставившая автора в круг видных русских поэтов.
К.И.Чуковский говорил: “Он был Лермонтовым нашей эпохи. И у него была тяжба с миром, богом, собою, тот же роковой, демонический шок, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя”.
К.Федин отмечал: “Блок умер молодым, но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя старая эпоха, та которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала обессиленная тяжестью своего дальнего пути. Стало очевидно, что уже никто оттуда не сделает такого шага, если повторит его, в том не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.
В творчестве Блока выделяется три основных этапа:
1 – 1898 – 1903гг. – «Стихи о Прекрасной Даме».
2 – 1904 – 1908гг. – «Нечаянная радость», «Снежная маска» и др.
3 – 1909 – 1921гг. – «На поле Куликовом», «Ямбы», «Кармен» и др.
Русский романтизм оказал влияние на формирование эстетики символизма, которая заняла лидирующее место в поэзии. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность – вот какие черты нашли свое отражение в лирике Блока, в первой книге “Стихов о Прекрасной Даме”, о которой он говорил: “Стихи – это молитва, а поэт - Апостол, слагающий их в “Божественном экстазе”, его вдохновение сродни вере”.
Знакомство с русской символистской поэзией произошло на первых курсах университета, Блок, как представитель молодых символистов, воспринял от Д.Мережковского и В.Брюсова поэтику намеков, оттенков и понятие символа как образа, воплощающего безграничную идею. Идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира А.Блок воспринял у Владимира Соловьева – философа и поэта. Идея Мировой Души или Вечной Женственности позаимствована у немецких романтиков (Гете, Новалис…), которые все земное рассматривали через отношение к небесному, вечному, бесконечному.
Памятка для учащихся:
«Словарь» символов Блока
Рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме.
Это стремление - мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.
Заря, звезда, солнце — все это синонимы Прекрасной Дамы…
Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности.
Размыкание кругов — порыв к ней.
Ветер — знак ее приближения.
Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка.
Зима, ночь — разлука и торжество злого начала.
Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной Дамой.
Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически.
«Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности»… «Чорный» (опять-таки непременно через о) - символ чего-то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного, чреватого мистическими откровениями.
Более всего Блок воспринял тезис, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и любовь к миру открыта через любовь к женщине”. В этом духе и были написаны “Стихи о Прекрасной Даме”, а Спасительница Мира – София, Мировая Душа, Вечная Женственность – идеал, предшественницей которого стала его жена – Л.Д.Менделеева.
4. Беседа по вопросам.
1) Чтение стихотворения “Вхожу я в темные храмы…”
- Какова интонация стихотворения? (Торжественно-молитвенная интонация.)
- Кого ожидает лирический герой? (Ожидание чуда – появление Прекрасной Дамы, уводящей от бытового уровня в молитвенно-возвышенное состояние души.)
- В каком облике предстает образ Прекрасной Дамы? (Образ религиозный - Богоматери, животворящего начала, при появлении которого в душе героя наступит гармония и вера.)
2) Чтение стихотворений цикла и второй книги: “Мне снились веселые думы…” (1903); “Скрипка стонет под горой..”(1903).
Итак: выступает три образа героини – Душа Мира, в космическом плане; в религиозном Царица Небесная; в земном – возлюбленная.
3) Чтение стихотворения “Незнакомка”
- Как построено стихотворение? (Стихотворение «Незнакомка» (1906), один из шедевров блоковской лирики, построено на контрасте картин и образов, контрастно соотнесенных и отраженных друг в друге. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, знаками которой выступают художественные детали, дающие опору и направленность работе воображения.).
- Что противопоставляется друг другу?
- О чем говорится в первой части стихотворения? Во второй? Какой образ возникает во второй части?
- Что это за друг единственный?
- О каких дальних берегах идет речь?
- Что за сокровище в душе поэта?
5. Подведение итогов урока
- Каков лирически герой? К чему он стремится? (Лирический герой – служитель ПД, ожидающий грядущего преображения мира.)
- Что стоит за этим стремлением? (Попытка замкнуться на личных переживаниях, отрешиться от всего земного.)
- Что ожидает поэт от своей Прекрасной Дамы? (Ожидание чуда, любви, страх обмануться.)
- В образе кого появляется любовь героя? (Мировая душа, Вечная Женственность, Богоматерь и возлюбленная.)
Цикл “Стихов о Прекрасной Даме” объединен одной темой, героями – это как “роман в стихах”: ожидание сменяется отчуждением, появление Прекрасной Дамы – несовместимостью путей земных и небесных, недостижимости мечты, предчувствием приближения “Вечной Женственности”, которая озарит и изменит мир.
6. Рефлексия
Понял…
Понравилось…
Надо подумать…
7. Домашнее задание.
1. Чтение учебника – стр.31-45, выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение А.А.Блока из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
2. Индивидуальные задания: выучить наизусть стих. «Фабрика», «Россия».
Тема. «Хочу, чтобы Россия услышала меня…» Тема России в лирике А.А. Блока.
Цель урока: содействовать в ходе урока знакомству учащихся с особенностями стихов блока о России, Родине, формированию умения работать с дополнительным материалом и выбирать главное, формированию коллективизма через работу в группах.
Ход урока
Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна…
А.А. Блок
1. Организационный момент. Мотивация.
«Тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь, — писал А. Блок. — Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой…»
2. Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы пытались разобраться в ранней лирике Блока, насквозь пронизанной эстетикой символизма. Мы с вами говорили о том, что более всего Блок воспринял тезис, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и любовь к миру открыта через любовь к женщине».
3. Чтение 3 учеников стихотворений, выученных наизусть. (Этим учащимся весь остальной класс до следующего урока рассказывает выученные наизусть стихи.)
4. Слово учителя.
Наша цель сегодня: Проанализировать, как Блок раскрывает тему России, Родины в своих стихах. Нам необходимо рассмотреть три стихотворения «Фабрика» (1903), «Русь» (1906), «Россия» (1908) и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Для этого мы разделимся на 4 группы и, пользуясь учебником и дополнительным материалом, проанализируем данные произведения по вопросам:
- Каково настроение произведения и его изменения?
- Какой предстаёт перед читателем Россия, Родина?
- Как относится к Родине лирический герой?
5. Отчёт работы групп.
6. Подведение итогов урока
- Так какой предстаёт Россия в лирике Блока?
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
6. Рефлексия (на листках).
На уроке мне было легче всего…
На уроке я столкнулся с проблемами…
Этот урок я охарактеризовал бы одним словом (нужное подчеркните):
Супер! Ужасно! Скучно! Интересно! Туманно! Занимательно!
7. Домашнее задание. Чтение учебника – стр.46-50. Прочитать поэму «Двенадцать».
Тема. «Сегодня я - гений». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать».
Цель урока: создать условия для выявления жанрового своеобразия поэмы; для формирования умения определять роль образов – символов и художественных деталей; для воспитания интереса к сложному прошлому русского народа.
Ход урока
«Невиданные перемены, неслыханные мятежи»
А.Блок
1. Организационный момент. Запись темы урока.
- Давайте вспомним особенности ранней лирики Блока.
- Как представлена в лирике поэта тема Родины, России?
2. Слово учителя.
Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли.
После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.
«Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала его тетка М.А.Бекетова.
Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять. Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918 года свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».
- Какой видит Блок Россию в статье «Интеллигенция и революция?»
В статье он писал, что перед ним сейчас та Россия, «которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский, та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.»
«Невиданные перемены, неслыханные мятежи», - говорит Блок о времени 1917г. (Обращение к эпиграфу.) Эти словам стали пророческими, это мы сейчас точно знаем.
Поражало современников то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки о толстомордой Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь?» Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918г. , а в мае поэма вышла отдельной книгой.
Поэма Блока «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. В центре внимания автора – вопросы духовного состояния мира. Блок так хотел, чтобы «Двенадцать» прочли когда- нибудь не в его время.
Сегодня, спустя много лет со дня написания поэмы, мы будем искать ответы на вопросы, поставленные современниками Блока и вами в тексте произведения.
3. Беседа по вопросам:
- Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?
-Что же услышал Блок в музыке революции?
- Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?
-В каком литературном жанре написано произведение А.Блока? («Двенадцать» - поэма. (Работа со словарём). Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.)
- Присутствует ли сюжет в поэме «Двенадцать»? (При чтении и анализе обратите внимание на жанровые особенности поэмы: сочетание лиро – эпического начала с повествовательно – драматическим сюжетом. Перед нами живые, движущиеся, озвученные картины реальности. Главы калейдоскопически сменяют друг друга, складываются в масштабную панораму.)
Чтение учителем 1 главы:
- Где развертывается действие поэмы? («На всём божьем свете» на фоне разбушевавшихся природных стихий. Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме.)
- Как изображена разбушевавшаяся природная стихия? (Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества.)
- Каков образ ветра? (Он всевидящее, всезнающее существо, таящее в своей хаотичности источники всеведения. Он завивает, ветер хлесткий, ветер весёлый и золи рад, он гуляет, свищет, рёет, мнёт. Возникают сопутствующие образы снега и вьюги. Это образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре. Кругом хаос и беспорядок, где идет схватка добра и зла, черного (старый мир) и белого (новый мир).
- О чем свидетельствует контраст, заложенный в 1-х строках?
- Как изображен старый мир? (Старушка, символизирующая обывательское сознание. Буржуй на перекрёстке, оставшийся «с носом», в «воротник упрятал нос». Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса: «Предатели! Погибла Россия!». Товарищ поп, нынче невесёлый, он изображён как посторонний человек. Барыня в каракуле, со своими спутницами. Бродяга – «Эх, бедняга», - это авторское отношение, так воспринимает события рассказчик. Грубо и жестоко обращается ветер с людьми беспомощными, сентиментальными, плаксиво растерянными. Все герои у автора вызывают презрительную усмешку, лишь к бродяге у него теплое чувство. «Подходи – поцелуемся…» Это в честь праздника революции, как в первый день Пасхи. Далее, клич голодных: Хлеба! И вопрос: «Что впереди? (о перспективах революции). Но нет ответа. «Проходи». Никто ответа не знает, во всяком случае, улица. Кругом злоба, грустная, черная, святая. Оксюморонное смешение святости и злобы указывает на дисгармонию, утрату идеала. Святая злоба навевает ощущение собственной вины, которая не дает права осуждать черную злобу и которая воспринимается как возмездие, недаром звучит: «Товарищ! Гляди в оба!». Это ни что иное как мотив бдительности, предупреждения.
4. Самостоятельная работа в группах.
Вопрос: Обсудите в группах 2, 3, 7, 11 главы.
- Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?
- Помогают ли образы Катьки, Ваньки узнать еще что – нибудь о красногвардейцах?
- Каков облик блоковской героини Катьки?
- Какое событие лежит в основе 6 гл.?
- Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?
- Что породила свобода, данная революцией?
- Как реагирует природа на происходящее? Найдите образы-символы?
- Какой предстает Россия?
- Прочитайте 11 главу. Кто герой поэмы? (Герой поэмы Блока, обозначенный сокральным числом - это «рабочий народ», люди, которых поднял с самых низов вихрь истории. Их ведет вперед «черная злоба»- «святая злоба» к «страшному» миру. Они идут уверенны, ничем и никем не сбиваемым шагом. Они слились с кровавым вихрем революции, «ко всему готовы, ничего не жаль»).
- Перечитайте 12 главу. Мотивировано ли появление Христа в финальной строке? (Появление Христа в финальной строке никак не мотивировано предшествующим текстом. Но это единственный, но решающий знак присутствия автора. Это блоковская оценка всего происходящего. С одной стороны, - это социальное возмездие за несвободу низов. С другой стороны, - это правда духовного освобождения от унизительной власти низменно-телесного, то есть возврат к потерянной нравственности.
4. Подведение итога урока:
- Что же услышал Блок в музыке революции?
- Какой видится Россия?
Всю тяжесть исторического возмездия двенадцать берут на себя. «Они» персонажи поэмы, остаются грешниками на продуваемой ветрами земле, «он»- над ними и независим от них, над вьюгой, хаосом, над историей. Мороз, ночь, разрозненные крики, выстрелы, огни – создают картину хаоса, некоего вселенского апокалипсиса, а образ Христа, который находится над «бушующим миром» «невидим», «невредим», «россыпью жемчужной» впереди несет начало светлое, гармоничное. Идеальный образ Христа подчеркивает сопровождающий Христа белый цвет («белый венчик из роз», снег, жемчуг). Но в то же время финал поэмы содержит дерзкую, богохульную рифму в гармоничном сочетании: «роз - Христос», появляется сниженное «пес», отрицающее идеализированное представление о том, что впереди, что ждет всех после событий, перевернувших все. Но двенадцать не идут за Христом, а преследуют Христа: «Все равно тебя добуду/ Лучше сдайся мне живым/ трах-тах-тах (это выстрелы в него, что тоже символично). И, беря в руки кровавый флаг, Христос возлагает на себя грехи революции и выводит заблудших из мрака и кровопролития, но он все же выше их. Он идет не по земле, а «нежной поступью надвьюжной», но впереди (а может быть и душах, в бытовых оговорах «Господи, благослови), увлекая за собой грешных.
Именно в образе Христа Блок воплотил и свое ожидание революции, и свою веру в ее очистительную силу, и свое разочарование в ней, и обретение новой веры – веры в нравственное перерождение людей.
Блок писал: «Когда я кончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа.» И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?»
Блоку так увиделось. Он продолжает: «Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа» (дневниковая запись от 25 февраля 1918г.)
Да, многое в поэме ошеломляюще неожиданно. Мерцающий смысл поэмы не подчиняется законам логики. Читатель испытывает резкое смешение чувств. Лексика поэмы отличается злободневностью: политический и блатной жаргон, смешение высокого и низкого. В поэме звучат интонации марша, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично смешалось в единое целое, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня я – гений».
В поэме «Двенадцать» Блок заострил вопрос о духовной сущности вершителей новой истории 20 века. В центре поэмы – состояние душ. Финал поэмы подчеркивает, что вопрос о вере, объективном присутствии Бога в русской истории 20 века для автора – главный.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
- Прочитать ранние стихи Маяковского («Послушайте!», «Вам» и др.).
- Индивидуальное задание: Биография В.В. Маяковского
Тема: «Маяковский начинался так». В.В.Маяковский. Ранняя лирика.
Цели урока: создать условия для формирования представления о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере; для развития умения анализировать лирическое стихотворение; для воспитания чувства сострадания и гуманизма.
Ход урока.
«Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский: талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче…Артист такого типа и калибра, как Маяковский, не может не стать поэтом».
Б.Пастернак
1. Организационный момент. Мотивация.
2. Актуализация знаний. Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Дешевая распродажа» (со слов «Слушайте! Все, чем владеет моя душа…»)
- Ваше мнение об этих строках. Что они вызывают в памяти? (Тема «маленького человека». Достоевский, Чехов, Гоголь.)
- Сопоставьте: «маленький человек» на страницах Достоевского и в стихотворении молодого поэта 20 века. (Боль и достоинство простого человека в строках Маяковского.)
- Узнали ли вы Маяковского? (Мятежная сила и лирическая проникновенность интонаций; емкость стиха; ораторско-проповеднический пафос; риторические вопросы, восклицания, обращения.)
Вот об этом поэте, человеке мы и будем сегодня говорить. Тема урока «Маяковский. Ранняя лирика». Разговор пойдет о творческом дебюте В.Маяковского, его отношениях с футуристами, о раннем творчестве поэта, его новаторском характере. (Поскольку это урок-лекция с элементами беседы, классу дается задание записать тезисы урока в тетрадь.)
3. Слово учителя.
Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчёркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек - страстный лирик, «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века.
3. Сообщение учащегося о биографии В. Маяковского или чтение учителем автобиографии «Я - сам».
4. Слово учителя.
О Маяковском написано очень много. Мнения о нем часто полярны. Вот что написал о поэте А.Луначарский в 1923 г.: «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма. Он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
Современники Маяковского Б. Пастернак и Н. Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка. Действительно, нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в самом себе делают его близким подросткам всех времён.
По-новому на его личность и творчество попытались взглянуть во времена перестройки. Критик Юрий Карабчиевский писал: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца, вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрегает чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу - и делает всё, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство – а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног».
Карабчиевский выстроил концепцию, согласно которой Маяковский предстает как певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. Его пафос – пафос погрома. Поэтому он так восторженно принял Октябрьскую революцию, с ее жестокостью, насилием, с ее пафосом погрома старой культуры.
В стороне при таком взгляде остается роль Маяковского-новатора, великого реформатора стиха. Кто же прав? К этому вопросу вернемся в конце изучения творчества поэта.
Творческий дебют Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов.
- Что вы помните о футуризме, его эстетической программе?
Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».
Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.
(Зачитывается соответствующий отрывок из автобиографии «Я – сам»)
Начало было скандальным. Ему улюлюкали, он вызывал на себя потоки брани и ругательств. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.
- Давайте откроем оглавление сборника стихов раннего Маяковского. Что обращает на себя внимание? (Обилие броских обращений - названий, внешний мир и «Я», противопоставленное ему.)
5. Беседа по вопросам.
- Выразительное чтение стихотворения «Ночь» учителем.
Как футуристы, он проповедует эстетику «самовитого слова», но Маяковский вкладывает в стихи свой опыт, свое отношение к жизни. Он с первых стихотворений неоднозначен и поэтому трудно объясним. Например, в стихотворении «Несколько слов обо мне самом» он написал:
Я люблю смотреть, как умирают дети…
Явный вызов обществу, чтобы обратили внимание. Кто же не откликнется на столь бесчеловечное по смыслу стихотворение. Когда один из современных ему литераторов напомнил об этом стихотворении зрелому Маяковскому, он долго молчал, потом вдруг сказал: «Надо знать, почему написано, когда написано и для кого написано. Неужели вы думаете, что это правда?». Этот стих выкрикнули то отчаяния, от жизненного одиночества, которое скрывалось за внешней бравадой, но которое не скрыть в стихах.
Время! Хоть ты хромой богомаз,
Лик намалюй мой в божницу уродца века.
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.
Это крик одинокой души, которая ищет выхода то в наговоре на себя, то в богоборчестве, то в яростной борьбе против старого искусства.
Лирический герой Маяковского часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания («Ничего не понимают», «Надоело»). Этот лирический герой видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен, хотя и не выходит за пределы «адища города». Этот герой может спросить
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?
ИЛИ
- Выразительное чтение учителем стих. «А вы могли бы?» (1913 г.) и «Послушайте!» (1914 г.).
- Ваше мнение об этом стихотворении. О чём оно?
- Как в этом стихотворении трактуются вечные образы? (Звёзды – образ-символ. Чего? Они лишь плевочки для большинства, но жемчужины для кого-то, кто является посредником между Богом и людьми. Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта – нести свет. Образ Бога снижен. Бог – старик, у которого жилистая рука.)
Несовершенство мироустройства, несоответствие мечты и действительности порождали недоуменные вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!», которое Маяковский прочел 19 октября 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной публики. Двадцатилетний Маяковский, автор двух Десятов стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, и в пространстве зала прозвучал дрожащий от напряжения необыкновенного тембра бас:
- Выразительное чтение учителем стихотворения «Нате!».
- Почему в ней столько сарказма и горечи? (Человеческая природа, считал Маяковский, это единство двух начал: биологического и духовного. В буржуазном обществе эти начала разъединены, нормой является отчуждение материального от духовного. Идеальному места нет. Поэтому столько отталкивающего материального здесь изображается. Фантазия, творчество изгоняются из буржуазного города. Лирический герой – носитель гармонии – оказался в одиночестве.)
- Как построено «Нате!»? Чьи строки оно напоминает? («Железный стих Лермонтова, Блока.)
- Каким вы увидели и ощутили здесь поэта? ( Страдающим от того, что не понят и одинок. Ужас от того, что нужен только себе. Он ищет человека-друга. Как важно иметь его рядом. Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним какие-то загадочные существа, безликие, бессердечные. Цинизм – оборотная сторона его протестующего и воинствующего одиночества.)
6. Подведение итога урока.
- Какое мнение о Маяковском сложилось у вас? Чья оценка творчества Маяковского кажется вам наиболее точной?
Да, к Маяковскому можно относиться по-разному, можно соглашаться и не соглашаться с Ю.Карабчиевским, А.Луначарским, Б.Пастернаком (внимание на эпиграф урока). Но то, что творчество его никого не оставляет равнодушным, - это факт.
7. Домашнее задание.
1. Написать анализ одного их стихотворений раннего Маяковского.
2. Прочитать стихи из любовной лирики Маяковского «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэму «Про это».
Тема. «Всё равно люблю». Любовь и революция в творчестве В.Маяковского.
Цели урока: создать условия для формирования представления о любовной лирике В.Маяковского; для развития умения анализировать лирическое стихотворение; для воспитания чувства сострадания и гуманизма.
Ход урока.
Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего…
В. Маяковский
1. Организационный момент. Мотивация.
2. Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы познакомились с ранней лирикой Маяковского. Дома вы читали его произведения о любви.
- Ваше мнение об этих произведениях. Что вы уже можете сказать о поэте Маяковском?
3. Слово учителя.
О любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться». Этот тезис поэт переносил и в творчество, отражая его в различных вариантах, даже рассматривая любовь не только как отношения мужчины и женщины, но и шире любовь ко всему миру, построенная на основе этих отношений, любовь к партии, строю и т.п.
Против обывательщины в любви, о личном в отношениях людей В.Маяковский говорит и в стихах 1915 года. Например, в стихотворении «Военно-морская любовь» поэт описывает любовь миноносца и миноносочки с печальным финалом. После вмешательства «медноголосины» в отношения любящих сердец, после удара по ребру миноносьему овдовела миноносица. Стихотворение отражает и личное понимание автора, выступление против мещанства в любви. Музой поэта считается Лиля Брик. Ей он посвящал ранние лирические стихи «Лиличка! Вместо письма» (1916 г.):
И в пролет не
брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
Кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа…
Глубину своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».
Лиле Брик посвящена поэма В.Маяковского «Облако в штанах». Познакомились они в 1914 г. Осип Брик, первый муж Л.Брик, был поклонником творчества В.Маяковского. Именно он издал «Облако в штанах» отдельной книжкой на свои деньги.
Биограф Маяковского отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарём» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и уж подавно не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.
Тема любви является основной в первой главе поэмы. Любовная драма, служащая завязкой сюжета, необычна. В любовном треугольнике нет преуспевающего счастливого соперника, которого полюбила Мария. Она вообще не говорит при объяснении – любит или не любит, она только сообщает: «Знаете, я выходу замуж». Она – Джоконда, «которую надо украсть!». Её украли, купили, прельстили богатством, деньгами, комфортом… Любое из этих предположений может быть верным. В треугольнике третьим персонажем включен буржуазный жизнепорядок, где отношения между мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не на любви. Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от реального факта, так как Мария Денисова не выходила тогда замуж, это произошло позднее. И брак её не был браком по расчёту: другая судьба, другой характер. И вообще героиня поэмы – образ собирательный (хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой). Имя Мария, как считает поэт, подходит к нему больше, чем какое-либо другое, оно кажется ему наиболее женственным.
Герой поэмы глубоко страдает. Страдание и отчаяние толкают его к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры:
Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. Или: Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Или: Глаза ослезнённые бочками выкачу, Дайте о ребра опереться. И др.
Строй первой главы, как и всей поэмы, отличает агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм. Богохульство выявляет анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. Герой Маяковского представляет собой могучий образ отрицания, бунта. Первая глава поэмы пронизана темой любви, но эта любовь неразделенная; и поэтому очень сильная: Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная? Опять влюбленный выйду в игры, Огнем озаряя бровей загиб.
Любовь героя – настолько мощный импульс, что она внутренне его испепеляет. Но это чувство не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, искажающее мораль, и не желает его больше принимать. В поэме «Облако в штанах» Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога — одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в определении программного смысла поэмы «Облако в штанах»: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы после революции оказалась для поэта трагической. В «Облаке» Маяковский выходит к людям «безъязыкой» улицы в роли поэта-пророка, «тринадцатого апостола», «сегодняшнего дня крикогубого Заратустры», чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой», Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего — но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.
Катанян В.А., биограф В. Маяковского, собрал и опубликовал в 1993 г. В сборнике «Имя этой теме: любовь» воспоминания женщин, близких Владимиру Владимировичу, сыгравших более или менее заметную роль в жизни поэта. Среди них: Софья Шамардина, Маруся Бурлюк, Эльза Триоле, ее сестра Лиля Брик, Наталья Брюханенко, Наталья Рябова, Галина Катанян и Вероника Полонская, Елизавета Зибер, Татьяна Яковлева. В.Маяковский влюблялся не один раз.
4. Работа в группах. Анализ стихов «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Неоконченное». Составление словаря любовной лексики.
5. Подведение итога урока.
- Какое мнение о Маяковском сложилось у вас? Что особенного в стихах поэта о любви?
6. Домашнее задание. Прочитать стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Стихи об Америке», поэму «Во весь голос».
7. Рефлексия.
Тема. «Я последний поэт деревни». Страницы жизни Сергея Есенина как доказательство поэтического дара.
Цели: создать условия для ознакомления учащихся с вехами биографии и творчества С. Есенина, для выявления особенностей лирики поэта, для развития умения внимательно читать и анализировать поэтическое произведение, для воспитания интереса к судьбе поэта.
Ход урока.
Нет ни одного современного поэта, кого не осветил бы зеленый луч звезды Есенина, которая кристально сияет, горит над полями, над лесами, над водами России. Поистине непотухающая, незакатная звезда.
Юрий Бондарев.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас урок, на котором мы познакомимся с вехами биографии и творчества замечательного поэта двадцатого века, крупнейшего представителя Серебряного века русской поэзии С. Есенина. Мы окунёмся в удивительный мир стихов поэта, побываем вместе с ним на рязанщине, почувствуем северный ветер Петербурга, шум московских улиц, ностальгический жар персидского солнца, горечь разочарования неразделённой любви.
«Гений – всегда народен», - всем известны слова А. Блока. Сергей Есенин. Гениальный поэт. Народный поэт. Энергичный, юный, живой. Есенин в те, 20-ые годы, трудно вставлялся в ряд представителей какого-либо модного направления, где зачастую отсутствует духовное начало. Он сам по себе явление уникальное, это был художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура, истинный сын своего противоречивого времени.
Время работает на Есенина. Да, хочется об этом поэте знать всё. Наибольшее количество «белых пятен» долгое время было связано с «деревенским детством» и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из тридцати лет жизни поэта, первые семнадцать прошли здесь.
Позже – Есенин напишет автобиографический рассказ, который так и назовёт «О себе». (Чтение отрывка из рассказа «О себе».)
3. Работа по группам. Класс заранее разделился на 3 группы «Биографы», «Литературоведы», «Любители поэзии», каждый дома подготовил материал.
4. Выступление групп. Составление краткого конспекта.
5. Подведение итогов урока.
Никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта. Истинна любовь народа к творчеству Сергея Есенина, сколько песен, романсов написано на слова поэта. К 110 годовщине вышел фильм « Сергей Есенин».
Я знаю, вы многие с интересом смотрели серию за серией. Сериал вызывал разное толкование, появилось много критических статей. Кто-то в восторге от постановки, у кого-то полярная точка зрения. А какие у вас остались впечатления после просмотра? Согласитесь со мной, нас волнует, впечатляет образ С. Есенина, его творчество.
Движется, живёт по своим законам мир поэзии – Вселенная души человечества. Беспрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звёзды и звёздочки. Одни сгорают и навсегда затухают ещё при жизни их «хозяина», свет души от других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногие согревают народную «живу душу» в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звёзд в бессмертном поэтическом созвездии России – Сергей Есенин. Оно – вечно.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание. Прочитать стихи Есенина о любви, выбрать одно и подготовить его выразительное чтение и анализ. В учебнике прочитать материал на стр.103-109, 112-119.
Тема. "В сердце светит Русь" (Образ Родины в лирике С.А. Есенина).
Цель урока: создать условия для раскрытия образа Родины и выявления художественных средств его воплощения в лирике С.А. Есенина, для формирования умения анализировать лирические произведения, для воспитания чувства гордости за Россию.
Ход урока.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину.
С. Есенин
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы обратимся к изучению одной из основных тем творчества С. Есенина – теме Родины. Хотя Есенин едва ли не единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел: всё, написанное им, проникнуто «чувством Родины». Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве.
Сергей Есенин – поэт народный, но не только потому, что родился он в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.
Любовь к родине и своему народу неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни. Песенность в поэзии Есенина подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, то горестной и безысходной, то ласковой и тихой. Неудивительно, что его произведения сразу привлекли внимание таких известных композиторов, как Г.А. Свиридов, Т.Н. Хренников, В.П. Соловьёв-Седой, Г.Ф. Пономаренко, воссоздающих в музыке облик поэта, его непостижимую страсть к жизни и безграничную любовь к России.
«Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…». Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина – человека и поэта.
Всенародное признание этого художника есть нечто большее, чем просто популярность. Его поэзия словно мы сами. Как до него Пушкин, и, может быть, Лермонтов, он обладал исключительно редким, единственным свойством - выражать не только отдельные стороны народной души, но открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений.
Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Оставаясь полностью самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько поэтов. Есенину-поэту дано было видеть глубже, сильнее, иначе, чем Есенину-юноше, едва узнавшему большой свет.
Тема Родины – одна из главных в творчестве Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым. Жил и в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.
Весной 1915 года совсем юный Сергей Есенин приезжает в Петроград. Это явление поразило многих, но самые проницательные наблюдатели увидели здесь начало поистине дивной будущей судьбы.Успех молодого поэта был поистине стремительным и громким. Невысокого роста, светловолосый, удивительно подвижный, с голубыми, постоянно меняющими свой оттенок ясными глазами, этот уроженец глубинной России привлёк к себе всеобщее внимание.
Облик его на редкость соединялся с духовным строем привезённых им стихов. Он обладал удивительным дарованием. Литературный Петроград то с неподдельным восторгом, то снисходительно улыбаясь, приветствовал явление самобытного таланта.
Творческий путь Сергея Есенина начался в 1915 году, когда на петербургскую квартиру А. Блока пришёл юноша и, не застав хозяина дома, оставил записку: «Александр Александрович! Я бы хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в четыре. С почтением С. Есенин».
Встреча состоялась 9 марта 1915 года. Известно, что Александр Блок отнёсся к молодому поэту вполне благосклонно. На обороте написанной Есениным записки осталась помета Блока: «Днём у меня рязанский парень со стихами… Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…».
Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни» (1920).
Буквально в несколько недель дотоле никому неизвестный молодой человек завоевал шумную славу в самых изысканных и блистательных петербургский литературных кругах. Очень скоро о нём заговорили, как о чуде. Его наперебой приглашали в различные салоны, а стихи печатали лучшие журналы того времени.
Кто-то воспринимал Есенина лишь как будоражащего воображение паренька из деревни (зачастую он сознательно притворялся таким). Однако стихи молодого таланта многих поразили новизной, трогательностью, настоящим поэтическим чувством. Читал он их гораздо громче, чем говорил. Простые строки рубились упрямо и крепко, без всякой приторности…
Чтение стихотворения «Устал я жить в родном краю…».
Он удивлял завсегдатаев литературных салонов не только смелостью, пленительной красотой своего стиха, но и подчёркнуто-крестьянскими манерами. Он мог часами на публике или в дружеском кругу петь под гармонику родные рязанские частушки. Между тем за этим очевидным «местным колоритом» скрывалась напряжённая внутренняя жизнь, лишь великому поэту свойственная полнота видения мира, редкая способность находить прямые пути к тайнам русского бытия.
Всё творчество Сергея Есенина – это одно цельное произведение, все его стихи – одна большая цельная поэма, поэма о родине, о России… Мы видим мир его глазами. В этой поэтической стране всё – есенинское…
Уже в ранних стихах поэта звучат признания в любви к России. С самого начала на страницах его стихотворений Русь предстаёт как нечто святое: крестьянские хаты с иконами, образами в ризах, голубое небо и бескрайнее раздолье полей… Мир деревни – словно храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина – это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна…
Неотделимая от веры отцов народная культура: духовные стихи, обрядовые песни, в которых веками являла себя православная Русь, – во многом влияла на становление таланта будущего художника слова. Отсюда и редкая поэтическая искренность, и особая мелодичность, неповторимая напевность, и сочные, яркие краски его лирики:
Чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...» (1914).
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», – признавался поэт.
«Есенину я обязан многим, – Писал Константин Паустовский. – Он научил меня видеть небогатую и просторную рязанскую землю – её синеющие речные дали, обнажённые ракиты, в которых посвистывал октябрьский ветерок, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над сёлами, мокрых телят с удивлёнными глазами, пустынные, неведомо куда ведущие дороги».
Есенин учит нас беззаветной любви к Родине, любви, в которой нет громких слов. Она нежна, целомудренна и самозабвенна. Родина для него и невеста, и жена и мать.
Есенинская поэзия дышит запахом родных просторов. Она светится народными радостями, напоена беспредельной привязанностью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого он вышел.
Есенинский образ Руси многогранный, многоликий, многоголосый.
3. Работа по группам. Анализ стихов из триптиха: «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая» (1924)
4. Подведение итогов урока.
Стихам и поэмам Есенина предстояло многие годы волновать сердца людей, рождать раздумья о подлинной любви к миру, к человеку, к женщине, к матери, к родине. «Поэзия Есенина – это трудный путь полной страстей людской души через время, полное страстями и переменами», – писал Константин Симонов. На этом трудном пути Есенин знал взлёты и падения, любовь и ненависть, тепло дружеских рук и знобящий холод завистливого недоброжелательства.
Когда иные критики порочили Есенина-человека, народ услышал своим чутким сердцем Есенина-поэта, услышал его звонкие песни, уловил в них искренность и задушевность, неподдельную любовь к родине и человеку, потянулся к поэту с доверием и надеждой. А если случалось ему слышать от Есенина стихи с надрывом, с жалобой и слезою, он понимал, что написал их человек с изболевшейся нежной душою, что стихи эти исторгнуты из его сердца болью и смятением.
«Есенин – самый русский поэт, потому что никто, кроме него, не умел так, «по-русски рубаху рванув на груди», вывернуть, выпотрошить всю душу и даже сам себя обвинить так, как и худшему его врагу в голову не приходило. Это – чисто русская черта.
«Если Есенин не «дотягивает» до Блока и Пастернака – в их культуре, а до Маяковского – в его ораторской мощи, то своей исповедальностью он «перетянул» их всех, вместе взятых» (Е. Евтушенко). Поэтому Есенин и стал народным поэтом.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
- Прочитать по учебнику стр.118-119.
- Подготовить сообщения на темы:
М. Булгаков. Страницы биографии.
М. Булгаков – прозаик.
М. Булгаков – драматург.
Повесть «Собачье сердце».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.