Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.
Изучение русского языка играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей.
Одной из актуальных проблем при планировании уроков русского языка в старших классах для учителя является выбор форм работы, оптимально решающих не только учебные задачи, но и обеспечивающие эффективную подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Предметом изучения курса русского языка в 10-11-х классах (базовый уровень) является лингвистический анализ текста. Это одна из непростых форм работы, предполагающая систематизацию знаний и умений выпускников на качественно новой основе. Текстоцентрический принцип - составная часть системно-деятельностного подхода в современной лингводидактике.
Обращение к текстам литературоведческого характера способствует интеграции уроков русского языка и литературы, расширяет литературный кругозор обучающихся, является дополнительной подготовкой обучающихся к письменным и устным работам по литературе.
Данная брошюра – сценарии уроков русского языка, задача которых – систематизировать научные знания (лингвистическую компетентность) выпускников, сформировать у них стремление к совершенствованию речи, привлечь учащихся к чтению художественных произведений, интегрируя русский язык с литературой, историей, ИЗО и другими предметами. С этой целью использованы разные методы и приёмы урока (индивидуальная, групповая, элементы дискуссии), наглядный материал (тесты, презентации, тексты, памятки и другие справочные материалы). Постановка проблемного вопроса, форма урока-дискуссии помогут вызвать у учащихся познавательный интерес к работе, поднять уровень мотивации на уроке. Ведь от характера дидактического материала во многом зависит эффективность усвоения учащимися грамматики. Яркий, эстетически ценный дидактический материал, ясные, точные формулировки заданий позволяют активизировать умственную и речевую деятельность учеников, оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Поэтапная работа по формированию умений и навыков формулировать проблему текста, авторскую позицию, аргументировать собственное мнение с опорой на жизненный и читательский опыт – залог успешных коммуникативных компетенций выпускников.
Благодатным, свежим и эмоционально насыщенным материалом для работы в данном направлении являются тексты разных стилей, отличающиеся большой воспитательной ценностью. Это ключевые тексты о роли природы в жизни человека, о человеке интересной судьбы, о гуманизме и милосердии – о тех ВЕЧНЫХ ценностях, без которых немыслима наша жизнь. Поэтому мы решили назвать наши занятия уроками ДОБРОТЫ.
Композиция их выглядит следующим образом:
1. Урок ответственности за все живое на земле.
2. Урок памяти.
3. Урок нравственного выбора.
4. Урок добра и любви.
5. Урок чести и долга.
6. Урок милосердия.
7. Урок культуры радости.
Сценарии 7 занятий составлены в соответствии с требованиями современного урока. В данных уроках отражены ключевые компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знании основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета.
Чтобы учителю воплотить все намеченные цели и задачи по комплексному повторению, целесообразно проводить спаренные уроки русского языка.
Уроки русского языка в системе ЕГЭ по комплексному анализу текста предполагают решать следующие цели и задачи:
ЦЕЛИ УРОКОВ:
Раскрыть человеческий потенциал
Обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ
Создать привлекательную психологическую среду для обучения на уроках русского языка
Сформировать ключевые компетенции обучающихся.
ЗАДАЧИ УРОКОВ:
Изучить программу в полном объеме
Систематизировать и повторить базовые знания обучающихся
Сформировать общеучебные умения и навыки (умение работать в заданном временном режиме)
Ознакомить учащихся со структурой экзаменационного варианта, с критериями по оцениванию заданий с развернутым ответом
Организовать многоуровневое обучение в условиях подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на личность ученика и его потенциальные возможности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.