Сценарий

  • docx
  • 01.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сценарий.docx

Добрый день! Прошу присаживайтесь. Но прежде перейти к занятию, произведем учет посещаемости.

Сегодня мы начинаем изучать

Сегодня мы начинаем изучать новую тему Управление конфликтами и стрессами, которая является одной из интересных и важных тем курса Менеджмент.  В ней вы познакомитесь с такими понятиями, как конфликт и стресс, рассмотрим причины возникновения и методы их разрешения.

Вам, будущим специалистам, придется сталкиваться с конфликтными ситуациями, поэтому знания, полученные на сегодняшнем занятии, будут иметь для вас практическую значимость, так как, знание причин и правил разрешения конфликта, помогут найти оптимальный выход в сложившейся ситуации. Кроме того, знания по управлению конфликтными ситуациями пригодятся вам и в жизни.

Итак, работать мы с вами будем с опорными конспектами, в которых указана тема занятия и рассматриваемые вопросы.

 

 

 

1.     Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованные.

2.     Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задач. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно чинить оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники.

3.     Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается изготовлением простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других.  

4.     Разница в воображении и ценностях (различия в способах достижения целей). У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, т.е. при отсутствии противоречивых интересов. Даже если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной – о том, как это сделать, могут иметь самые разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

5.     Неудовлетворительная коммуникация. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительной коммуникацией. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтом.

6.     Различия в психологических особенностях. Не следует считать, что основой и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т.д. Каждый человек своеобразен и уникален. В этом можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию «слаженных  команд».

 

 

 

 

 

Следующий этап нашего урока – контроль знаний. Сейчас мы проверим Ваши знания по предыдущим темам дисциплины, которые Вы получили на уроках дисциплины «Менеджмент» 

 

 

Приложение № 3.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ № 1

     На участок прибыл выпускник профессионального лицея. Знания хорошие, практики – нет. Проработав год, подходит к начальнику цеха, когда тот посещал участки, и сказал: «Я проработал год, все оборудование изучил, прошу разрешить мне сдать квалификационный экзамен на более высокий разряд». Мастер участка поддержал молодого человека, сказав, что тот работает хорошо и достоин повышения. Начальник сказал: «Хорошо, готовьте документы».

     Узнав об этом, двое других работников, тоже молодых, но более долго проработавших, идут к начальнику цеха с аналогичной просьбой, но получают отказ. Бригада пошла ходатайствовать за них, но услышала от начальника цеха: «Как я сказал, так и будет».

     Тогда бригада написала жалобу, в которой утверждала, что молодой человек сдружился с мастером и тот содействует ему в незаслуженном повышении. Считаем, что нужно в первую очередь разрешить сдать на разряд тем рабочим, которые проработали дольше.

АЛГОРИТМ  АНАЛИЗА   КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ

  1. Определить уровень конфликта.
  2. Определить конфликтные стороны.
  3. Указать наличие противоречий между конфликтующими сторонами.
  4. Определить возможные причины конфликта.
  5. Указать возможные  методы разрешения конфликтной ситуации.

 

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ №   2

     Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

     Вновь принятый работник с воодушевлением приступает к работе, демонстрируя большую работоспособность и добросовестность. Видя это, руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя в заработной плате и не повышая в должности.

     Спустя определенное время работник начинает проявлять признаки недовольства, которые вызывают вначале недоумение руководства, а затем и раздражение, что «работник испортился». Назревает конфликт.

АЛГОРИТМ  АНАЛИЗА   КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ

  1. Определить уровень конфликта.
  2. Определить конфликтные стороны.
  3. Указать наличие противоречий между конфликтующими сторонами.
  4. Определить возможные причины конфликта.
  5. Указать возможные  методы разрешения конфликтной ситуации.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ №   3

     Давая задание на день, заведующая лабораторией сказала лаборантке, что сегодня поступившие овощи проверять на нитраты не нужно, т.к. поставщики эти надежные и никогда не подводили, а реактивы нынче очень дорогие и их не хватает. Проверять нужно партию завезенных консервов и привести в порядок документацию.

     После обеда вернувшаяся с совещания заведующая обрушилась на лаборантку с критикой, почему она не проверяет овощи, а «перекладывает бумажки». Та напомнила распоряжение самой заведующей. В ответ начальница пригрозила наказанием, если та будет «возникать».

АЛГОРИТМ  АНАЛИЗА   КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ

  1. Определить уровень конфликта.
  2. Определить конфликтные стороны.
  3. Указать наличие противоречий между конфликтующими сторонами.
  4. Определить возможные причины конфликта.
  5. Указать возможные  методы разрешения конфликтной ситуации.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ №   4

     На заводе с трехсменным режимом работы ни в одной из смен нет официально установленного обеденного перерыва для работников конвейера. Поскольку конвейер не останавливается, работники уходят обедать, подменяя друг друга. В это время подменяющие выполняют другую работу.

     Во время одной из таких подмен в цехе появляется начальница. Видя, что идет брак, она врывается в гардероб, где обедает работница, и устраивает ей скандал: «Что Вы тут расселись, идите работать, нечего гнать брак!». Никакие оправдания работницы, что невозможно всю смену работать без обеда, что обед по ТК РФ обязателен, что ее подменяют, - слушать не хочет. Заявляет:  «Дома есть надо!». Угрожает увольнением.

АЛГОРИТМ  АНАЛИЗА   КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ

  1. Определить уровень конфликта.
  2. Определить конфликтные стороны.
  3. Указать наличие противоречий между конфликтующими сторонами.
  4. Определить возможные причины конфликта.
  5. Указать возможные  методы разрешения конфликтной ситуации.

АНАЛИЗ  КОНФЛИКТНОЙ   СИТУАЦИИ

  1. Уровень конфликта: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Стороны конфликта: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Противоречия  между конфликтующими сторонами: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Возможные причины конфликтной ситуации _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Возможные методы разрешения конфликтной ситуации: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ  КОНФЛИКТНОЙ   СИТУАЦИИ № 1

  1. Уровень конфликта: между личностью и группой
  2. Стороны конфликта: начальник цеха / мастер и бригада
  3. Противоречия  между конфликтующими сторонами:  наличие претендентов  на разряд с большим стажем
  4. Возможные причины конфликтной ситуации: отсутствие четких требований, выполнение которых необходимы для повышения разряда.
  5. Возможные методы разрешения конфликтной ситуации: разработать требования и разрешить сдать на разряд всем кто имеет на это право в соответствии с требованиями.

АНАЛИЗ  КОНФЛИКТНОЙ   СИТУАЦИИ № 2

  1. Уровень конфликта: межличностный
  2. Стороны конфликта: руководитель и работник
  3. Противоречия  между конфликтующими сторонами:  руководитель дает обещания, которые не может выполнить
  4. Возможные причины конфликтной ситуации: отсутствие объективности критериев продвижения в должности или повышения заработной платы.
  5. Возможные методы разрешения конфликтной ситуации:

А) разработать локальный акт, в котором будут определены критерии продвижения в должности и ознакомить с ними работников

Б) если продвижение невозможно по определенным причинам, то руководитель должен выйти на разговор с работником, принести извинения и сказать о невозможности карьерного роста в организации.

АНАЛИЗ  КОНФЛИКТНОЙ   СИТУАЦИИ № 3

  1. Уровень конфликта: межличностный
  2. Стороны конфликта: заведующая лабораторией и лаборантка
  3. Противоречия  между конфликтующими сторонами:  неприемлемый стиль взаимоотношений между начальником и подчиненным
  4. Возможные причины конфликтной ситуации: недостаточное обеспечение лаборатории.
  5. Возможные методы разрешения конфликтной ситуации: заведующая лабораторией должна принести извинения, а лаборантка в дальнейшем действовать четко в соответствии с должностными инструкциями.

АНАЛИЗ  КОНФЛИКТНОЙ   СИТУАЦИИ № 4

  1. Уровень конфликта: межличностный (между личностью и группой – если вмешается коллектив работников)
  2. Стороны конфликта: начальница цеха и работница
  3. Противоречия  между конфликтующими сторонами:  несправедливое отношение к подчиненным и превышение должностных полномочий
  4. Возможные причины конфликтной ситуации: нарушение ТК РФ в сфере реализации права работников на обеденный перерыв.
  5. Возможные методы разрешения конфликтной ситуации:

А) начальница должна извиниться и оставить все как есть

Б) начальница должна ходатайствовать о внесении изменений в режим работы

 

 

 

ОТЗЫВ  НА  ОТКРЫТЫЙ  УРОК

Дисциплина: «Менеджмент»

Тема:«Природа конфликтов, причины возникновения. Методы разрешения»

Дата проведения:11 марта 2013 г.

Группа: 41-Т

Специальность: «Технология молока и молочных продуктов»

ФИО преподавателя: Олисова Юлия Евгеньевна

Чем понравился  открытый урок?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Чем не понравился  открытый урок? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели урока достигнуты:   Да / Нет / Частично    (нужное подчеркнуть)

Оценка активности студентов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка деятельности преподавателя:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка открытого урока:    1   2   3   4   5  (нужное  обвести)

Отзыв написал: ______________________ / __________________ /

подпись                                                Фамилия, инициалы