История образования свидетельствует о том, что вопросы подготовки учителей постоянно привлекали внимание выдающихся педагогов. И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский выдвигали не потерявшие актуальности и до сегодняшнего дня идеи о важности и ответственности педагогической профессии, о требованиях, предъявляемых к личности педагога. Они подчеркивали необходимость строгого отбора и специальной подготовки лиц, претендующих на учительскую должность. Сегодня также важно, какой абитуриент придет в педвуз: случайный человек или сориентированный, знающий о всех привлекательных и негативных сторонах учительского труда.
В современных российских школах многие старшеклассники выбирают профильные направления для обучения. Среди них – психолого-педагогические классы. Как определить предрасположенность ребенка к педагогике, его способности к этой профессии.
Российская система образования сегодня решает амбициозную задачу создания психолого-педагогических классов. Такое движение очень значимо, потому что хорошая мода на педагогику сегодня важна. При этом встает ряд вопросов, на которые российская наука обязана дать ответы, чтобы сделать эту работу качественно.
Важным вопросом является принципы организации педагогического класса.
Основным принципом создания педагогических классов выступает принцип добровольности. Включение учащихся в педагогический класс должно осуществляться на основе личного желания и результатов диагностики профессиональных предпочтений.
В нашем центре дополнительного образование 2 года назад было принято решение при сетевом взаимодействии с Майминской школой №3 открыть педкласс.
Для нас это было новое направление, поэтому пришлось осваивать новые знания.
В современном непредсказуемом мире на первый план выходит способность человека к самообучению, умение перестраиваться, проявлять гибкость, находить различные пути решения той или иной задачи. Я полагаю: главное, что должен любить учитель, – это любить учиться. Ему самому должен нравиться процесс познания. Тогда своим удовольствием и радостью от познания он сможет поделиться с учениками.
Удовольствие от познавательной деятельности – отличительная черта современного учителя. При выборе педкласса стоит искать ребят, которым нравится отвечать на вопросы, связанные с культурой познания: «Что я понимаю, а что не понимаю?», «Как этот вопрос можно объяснить лучше?». Если человеку нравится рефлексировать по поводу познавательного процесса, то возможно, он будет мотивирован к освоению профессии педагога.
Поэтому начали педклассы с 10 и 11 классов. Составили программу, которая состояла из 3 блоков:
Педагогика;
Психология;
Педпрактика.
Обучения на разных этапах освоения программы проходило при использовании различных форм и методов проведения занятий.
Профессия педагога непростая: много информации приходится держать в голове, точно понимать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Нужно знать предмет, как построен мыслительный процесс, как работают механизмы восприятия информации, запоминание, внимание и мышление. Учитель организовывает совместную деятельность группы, так что приходится быть специалистом по личностному потенциалу, эмоциональному интеллекту.
Чтобы лучше информация запоминалась, часто использовали метод-проектов и один из интересных методов Интеллект-карты. Ведь как говорил К,Д.Ушинский “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Интеллект-карты были изобретены Британским психологомТони Бьюзен (1942-2019) известен как изобретатель интеллектуальных карт (карт разума, ментальных карт, mind maps).
Ментальная карта (или интеллект-карта) – это эффективный способ наглядно представить, структурировать и использовать информацию. Использовать такие карты можно для планирования, структурирования планов, учебы и подготовки к олимпиадам. Способность эффективно и быстро тесно связана с воображением и умением создавать ассоциации между различными информационными блоками. При этом функционирует лучше, когда для создания ассоциаций используются изображения и символы.
В этом году, посетив олимпиаду в г.Ярославле, мне пришла идея, что нужно видоизменить свою работу в педклассах, чтобы непросто заинтересовать ребенка , но и выявить творческие способности,
А кто такой учитель ?
Учитель-он актер и декоратор,
А школа-это поприще его,
Ведь школа –это маленький театр,
И каждый день премьера у него.
Взяв эти строки из своего авторского стихотворения про учителя, я поняла, что нужно направление, где дети раскрывали бы себя. Педагог должен обладать разными качествами: быть оратором, актером,
И я подумала, а почему не сделать театральное направление, где будут включены все аспекты педагогической направленности. Это и отработка сценической речи, выявление лидерских качеств, проявление креативности,
Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.
А это всё и нужно для педагогической профессии. И даже если ребёнок не выберет профессию педагога, все эти качества ему пригодятся при освоении других профессий и становлении уверенной личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.