Технологическая карта урока истории
Предмет, класс |
История, 7 класс |
||
УМК, автор программы |
УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс) |
||
Тема урока, № урока в рабочей программе |
№13: «Британия – владычица морей» |
||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||
Длительность урока |
40 мин. |
||
Цель урока |
Сформировать представление об Англии в годы правления Елизаветы I Тюдор и ее роль в становлении великой морской державы |
||
Задачи урока |
Обучающие |
Развивающие |
Воспитательные |
Познакомить учащихся с государственной деятельностью Елизаветы Первой. Охарактеризовать особенности религиозной политики Елизаветы Первой. Сформировать представление о социально-экономическом положении морской державы в годы правления Елизаветы Первой. Анализировать причины и итоги столкновения в Атлантике Англии и Испании. Выделить особенности кругосветного рейда английского Дракона – адмирала Дрейка. Давать
характеристику победе над Великой армадой. Охарактеризовать закат «золотого века» Елизаветы Первой. Определить уровень и логичность системы знаний учащихся по изучаемой теме |
Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, с картой, с дополнительным материалом. Учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять ее в разных формах. Видеть причинно-следственные связи. |
Создать условия для воспитания сознательности обучающихся. Воспитать культуру общения при работе в группах, нравственное воспитание на основе рассмотрения взаимоотношений между различными слоями общества, роли Елизаветы Первой в истории английской монархии. |
|
Планируемые результаты урока |
Предметные знания и умения |
Личностные качества, метапредметные УУД |
|
- определять исторические процессы и события во времени; - применять основные хронологические понятия и термины «Елизавета Первая», «патенты», «Ф. Дрейк», «Великая армада», «монархия», «парламент», «смешанная монархия», «палата лордов», «палата общин», «билль», «статут», «вето», «свободы», «пуритане»;. - характеризовать правление Елизаветы Первой; - овладевать целостными представлениями о развитии социально-экономической сферы в годы правления Елизаветы Первой; - характеризовать морское противостояние Англии и Испании: причины, ход, итоги; - выделять ключевые особенности кругосветного рейда адмирала Дрейка; - анализировать деятельность английского парламента и двух его палат; - давать характеристику религиозной политике Елизаветы Первой; - характеризовать роль Елизаветы Первой в становлении великой английской морской державы. - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; - соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников. |
Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов всеобщей истории, делать выводы; - извлекать информацию из различных источников и оформлять её в логические цепочки; - определять проблему на основе текста; - давать характеристику правлению Елизаветы Первой; - выделять главную и второстепенную информацию; - применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;
Коммуникативные: - формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию в ходе дискуссии; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока; - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; - уметь оценить свою работу на уроке; составлять план действий; - соотносить свои действия с планируемыми результатами; - осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала.
Личностные: - формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию; - оценивать исторические события; - осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |
||
Методическое обоснование урока |
Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый учащийся смог достичь поставленной цели урока. |
||
ИОС урока |
Учебно-методическое обеспечение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
|
УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс) №13. |
|
Компьютер, выход в Интернет, презентация. |
Название этапа |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые |
Организационный момент |
Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на продуктивную работу, создать комфортную обстановку на уроке |
Приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами узнаем много нового и интересного, надеюсь на Вашу плодотворную работу! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?» |
Приветствуют учителя: «Здравствуйте!»
Учащиеся проверяют готовность к уроку (учебник, тетради, наличие письменно выполненного домашнего задания, наличие письменных принадлежностей) |
Личностные: - осознанное, доброжелательное отношение к другому человеку; - выработка учебной мотивации; Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний, проверка домашнего задания. Цель этапа: проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. |
Вспомнить и обобщить имеющиеся знания |
Учитель объясняет учащимся поставленную задачу: «Итак, ребята. Перед тем, как приступить к изучению новой темы, предлагаю вспомнить уже изученное. На экране и на доске для Вас подготовлены загадки-ребусы. Ваша задача – разгадать и объяснить их. Итак, внимание на слайд. Первая загадка»
«Верно, загадка вторая на доске. Что бы это могло значить?»
«Дайте определение»
«Молодцы, переходим к третьей загадке. Внимание на слайд»
«Отлично! Переходим к нашей новой загадке на доске»
«Сформулируйте определение»
«Верно! На доске – следующая загадка. Чтобы означали эти римские, внимание, цифры?»
«Годы правления Генриха Седьмого?»
«Молодцы. При нем началось укрепление английского государства. А при ком власть еще более укрепилась?»
«Назовите годы его правления»
«Протестантские идеи проникли и в Англию. А значит, в Англии началось что?»
«Вспомним, что же это такое?»
«Только в отличие от, например, Германии, Реформацию в Англии проводилась кем?»
«И что же случилось в 1534 году?»
«И как же теперь эта церковь стала именоваться?»
«Хорошо. Последняя загадка на слайде»
«Она пошла на восстановление отношений с папой римским и в Англии началась…»
«Совершенно верно! Молодцы» |
Приготовились к работе, отвечают на вопросы.
Слайд 1. Задание
1. Изображение двух роз – алой и белой. Возможные ответы:
На доске. Задание 2. В разнообразном порядке написано слово ЛЕНДЛОРД.
«Крупный землевладелец в Англии»
Слайд 2. Задание 3. Должны составить термин «капитализм» - общественный строй, основанный на: частной собственности; наемном труде; расширенном производстве.
На доске. Задание 4. Картинки овец прикреплены на доску, вокруг них – загон (ограждение). Явление огораживания.
«Огораживания - насильственный сгон крестьян с земель, которые огораживались изгородями и отдавались под пастбища для овец»
Задание 5. На доске: VII – VIII – VI (стрелочками). Должны назвать имена королей и сменяющих их королей – Генрих Седьмой, Генрих Восьмой, Эдуард Шестой.
«1485-1509 гг.»
«При его сыне – Генрихе Восьмом»
«1509-1547 гг.»
«Реформация»
«Широкое движение за духовное обновление и переустройство католической церкви»
«Королем, а не народом»
«Был подписан Акт о супрематии (верховенстве): король – глава церкви»
«Англиканская»
Слайд 3. Задание 6. На слайде:
портрет Марии Тюдор; число 300; «bloody»
(кровавая с англ.яз.).
«Контрреформация»
|
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - применять установленные правила в планировании способа действия; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - организовать выполнение заданий учителя.
Личностные: - выражение готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Цель этапа: выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности |
Настроить обучающихся на плодотворную работу по изучению новой темы, сформулировать цель урока |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока.
На доске прикреплены картинки: МОРЯКИ, ЯКОРЬ, ШТУРВАЛ, КОРАБЛЬ. Подготовлена к воспроизведению аудиозапись английской песни моряков – «Spanish Ladies». Тихо включает ее на фоне (видеофрагмент с музыкой)
«Ребята, к берегам нашего урока приплыл корабль, с которого только что сошли два моряка. Интересно, о чем они говорят?» Громче включается песня. Выходят два обучающихся для театрализации (диалог двух моряков)
«Моряки услышали команду: «Поднять якоря!» и поспешили вернуть на корабль. Ребята, интересный диалог мы услышали с Вами. Из какой страны приплыли к нам на урок моряки?»
«Верно, ребята, это Англия. Что мы узнали из их слов? О каком правителе они говорили?»
«Вы правы. Они мечтают, что Англия станет великой морской державой! Как Вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?»
«Вы правы! Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока»
«Итак, ребята, моряки мечтали, чтобы взошел на трон новый правитель, при котором всё изменится. И это действительно произошло. На трон взошла королева Елизавета Первая. Как Вы думаете, какая цель нашего урока сегодня?»
«А что же мы должны изучить и рассмотреть, чтобы достигнуть нашей цели?»
Читает свое
стихотворение: «Страна слыла владычицей морей, |
Высказывание своих мыслей по теме сегодняшнего урока. Постановка целей и задач урока при помощи учителя.
Слушают учителя.
Театрализация. Инсценировка «Два моряка» с применением интеграции истории и английского языка. Остальные ребята слушают их диалог, как только учащиеся вышли, музыка убавляется. 1 моряк: - Tom, it is fantastic! Жду не дождусь, когда же наконец мы совершим наше плавание! Удивительно, настолько далекие путешествия мы еще не совершали!
2 моряк: - Джон, this is a really good idea! Ведь Иван Грозный дал свое согласие на торговлю с нашей страной! Ченслор после прибытия в Лондон уже принялся за организацию Московской компании!
1 моряк: - In this case, Том, нужно стремиться установить торговую монополию!
2 моряк: Ммм... (задумчиво). We need to be careful! Нидерландам, да что уж там, самой Испании это может не понравиться! Для них мы всего лишь обычные пираты!
1 моряк: - Том, I disagree! Что же может произойти?
2 моряк: - Мои дед и отец были моряками. Они всегда предчувствовали, что приближается опасность! К тому же, кроме Московской компании, есть и будут другие!
1 моряк: - Ох уж эти испанцы! Все устали от их засилья! Да еще и Филипп Второй заключил брак с нашей королевой! Что же может быть хуже, если не это?
2 моряк: - I don't know, Джон. Нам нельзя так говорить, но я слышу, о чем шепчутся другие! Все недовольны!
1 моряк: - Yes, you're right, Tom. Пусть для них мы обычные пираты, но когда придет время и страной будет управлять тот, кто будет любить нас, как своих детей, все изменится!
2 моряк: - Тогда мы станем великой морской державой!
1 моряк: - Владычицей морей!
«Англия»
Делятся размышлениями. «Они говорили о правлении Марии Тюдор, прозванной Кровавой»
«Британия – владычица морей»
Слайд 4. Записывают тему урока.
«Цель нашего урока – сформировать представление об Англии в годы правления Елизаветы I Тюдор и ее роль в становлении великой морской державы»
Слайд 4.
Озвучивают задачи. Узнать о:
Слайд 5. «Почему время правления Елизаветы Первой в истории Англии считается «золотым веком»?» |
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Личностные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
Открытие новых знаний. Цель этапа: изучить новую тему |
Сформировать представление об Англии в годы правления Елизаветы I Тюдор и ее роль в становлении великой морской державы |
«Цветущий сад в ограде моря», - мы помним, что именно так Уильям Шекспир называл Англию. Одним из самых одаренных государственных деятелей это страны была Елизавета Первая, запишем в тетрадь, годы ее правления: 1558 – 1603 гг. При ней Англия превратилась в великую морскую державу, а как? Узнаем сегодня! За время ее правления, а это целых 45 лет, произошло восстановление англиканства. Вашим домашним заданием было письменно ответить на вопрос, в чем же заключалась суть учения?»
«Молодцы! Многие подталкивали Елизавету Первую к дальнейшей реформе церкви. А мы помним, что перемены в религиозной сфере происходили быстро: Эдуард Шестой был протестантом, Мария Тюдор – католичка. Елизавета Первая была убежденной протестанткой. Она видела, как религиозные страсти приводят к распрям и кровопролитию, поэтому что она делает? Как вы думаете?»
«А она решает не вводить новшеств, которые могли бы привести к расколу в обществе. Она проводила умеренную религиозную политику, привлекала к себе протестантов, но не оттолкнула от себя и католиков. Она заявляла, что никогда не выйдет замуж и не отдаст Англию во власть иностранного государя. А вспомним, кто вышел замуж за испанского короля?»
«Да, она была сестрой Елизаветы Первой, которая решила обручиться со своим народом, а не с иностранным государем. Прочтите пункт первый на странице 140-141 и давайте ответим на вопрос: «В чем заключалась экономическая политика Елизаветы Первой?».
«В обществознании, да и в обычной жизни, Вы, наверное, слышали что-то похожее на термин «патент» - документ на право исключительного владения чем-то, копирования чего-то. Как это называется?»
«А чем отличаются авторское право и патенты?»
«Молодцы! А теперь поработаем с документами по рядам и заполним наши рабочие листы. 1 ряд, Вы получаете документ «Противостояние Англии и Испании». 2 ряд – «Кругосветный рейд английского Дракона», 3 ряд – «Победа над Великой армадой». В рабочих листах каждый ряд заполняет свою табличку по названию документа. А после того, как вы закончите работать со своим документом и заполнять таблицу, вы должны будете озвучить вопросы и ответы на них, чтобы остальные ребята могли записать ответы на вопросы по Вашему документу себе в рабочий лист. Внимательно выполняем и не менее внимательно слушаем друг друга! Задание будет оцениваться. У вас 5 минут на прочтение и поиск ответов на вопросы».
«Итак, ребята, 1 ряд. Давайте проверим, как Вы заполнили первую часть рабочих листов. Первый ряд, Вам слово»
«Совершенно верно! Остальные записываем в свои рабочие листы! Второй ряд, расскажите нам о рейде английского Дракона. Остальные слушают и записывают»
«Отлично! 3 ряд нам расскажет о Великой испанской армаде, остальные слушают и записывают»
«Отлично! Вы молодцы! Разгромив непобедимую армаду, англичане отстояли независимость страны и протестантскую веру. Эпоха морского владычества Испании закончилась. Эта победа – триумф для Англии»
А теперь давайте поговорим о еще об одной важной вещи. Ребята, вспомним, как в современной России по Конституции называется высший представительный и законодательный орган власти?»
«Верно. В пятнадцатом-шестнадцатом веках по мере усиления монархии в Европе и складывания абсолютизма значение сословно-представительных органов падало. И как же такой орган назывался в Англии?»
«Верно. Запишем себе
определение в тетрадь. Парламент (на доске) – сословно-представительный орган
власти. Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории,
власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» («англ. the
Crown in Parliament» — дословно — «Корона в Парламенте»). Часто говорится,
что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это
довольно спорное утверждение» «В Англии сложилась теория смешанной монархии. Запишем – это монархия, при которой высшая власть в стране принадлежит королю в парламенте (т.е. монарху и представителям сословий в момент их встречи)»
«Елизавете Первой особенно хорошо удавалось сотрудничать с парламентом. Взаимодействие с ним одновременно и ограничивало, и усиливало власть королей. Ведь это широкая поддержка их политике, если она не шла вразрез с интересами общества. А теперь прочитаем пункт учебника «Школа политиков» на сс.145-146 и составим схему устройства английского парламента»
«В конце правления
Елизаветы Первой парламент чаще настаивал на своем праве решать важные
вопросы религии и экономики. Елизавету особенно тревожили выступления
пуритан, запишем, – сторонников идей очищения англиканской церкви от остатков
католицизма. От латинского purus – чистый. Требовали ввести в Англии кальвинистские
порядки, упразднить епископат, запрет на пышные празднества и облачения
священников. Это все грозило подрывом власти, что случится в дальнейшем с
Карлом Первым. |
Делятся размышлениями по поводу ответа на вопрос, заданного в рамках домашнего задания.
Делятся размышлениями.
«Мария Тюдор»
Работа с
учебником сс. 140 – 141. Возможные ответы:
«Авторское право»
Возможный
ответ:
Работа с документом. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Работа с
рабочими листами ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Обсуждение.
После обсуждения - Слайд 6 с ответами. 1) Английская торговая экспансия
Обсуждение.
После – слайд 7 с ответами. Начало
кругосветного рейда. Дракон. Ф. Дрейка.
Обсуждение. После – слайд 8 с ответами. Собран
испанский флот
Слайд 9.
«Парламент»
«Парламент»
Слайд 10. Записывают в тетрадь.
Слайд 11. Записывают определение смешанной монархии.
Работа с
учебником сс.145-146. Парламент - две стрелочки: 2) нижняя
палата общин: 1. руководитель – спикер;
Слайд 12. Записывают в тетрадь.
|
Познавательные: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - формировать навыки работы в парах; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - выделять главное, критически оценивать достоверность информации; - переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу); - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Регулятивные: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять способы для достижения поставленной цели; - организовать выполнение заданий учителя; - действовать по алгоритму, правилу;
Личностные: - делать выводы по результатам работы; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности, оценивание Цель этапа: формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. |
Обучающимся необходимо обсудить итоги работы на уроке, ответив на проблемный вопрос |
«Ребята, давайте теперь ответим на наш проблемный вопрос: «Почему время правления Елизаветы I в истории Англии считается «золотым веком»?» в виде кластера. На доске: «золотой век» в центре.
«Молодцы! Что вы можете сказать об уроке? Что понравилось больше всего? А теперь запишем домашнее задание» |
Слайд 13. Высказывают точку зрения. Возможный
вариант кластера:
Делятся
размышлениями.
|
Познавательные: -систематизировать, обобщить изученное; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.
Коммуникативные: - высказывать свои суждения, доказывать правоту; - аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; - выступать публично; - высказывать суждения по результатам сравнения; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.
Регулятивные: - оценивать коллективную работу и свой вклад; - оценивать работу друг друга; - оценивать свою работу на уроке на разных этапах;
Личностные: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов. |
Домашнее задание |
|
Выставление оценок за урок. «Параграф 16,
записи учить. На выбор: Письменно: - сочинение (не менее 1,5 стр) от имени Ф.
Дрейка «Мой кругосветный рейд».
«Есть ли у Вас вопросы?»
«Вы молодцы! Всего доброго!»
|
Записывают домашнее задание с доски. Слайд 14.
Задают вопросы.
«До свидания!»
|
Познавательные: извлечение
необходимой информации из монологической речи учителя; - оценивание процессов и результатов деятельности;
Регулятивные: - волевая саморегуляция; -осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.