Сценарий факультативного занятия по русскому языку
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»
Тема. Путешествие в музей изобразительно-выразительных средств (обобщение изученного).
Цель: создать условия для систематизации знаний о тропах, для развития умения находить выразительные средства в предложении и в тексте, воспитывать интерес к теории литературы и любовь к природе.
Ход урока.
Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью.
Ояр Вацуетис
1. Оргмомент.
В обыденной речи многообразие изобразительно-выразительных средств – редкость. А редкие экземпляры, как правило, помещаются в музеи. Сегодня мы совершим с вами путешествие в музей изобразительно-выразительных средств. Цель нашего путешествия – стать знатоками музейных ценностей и пополнить коллекцию музейных экспонатов собственными находками.
Экскурсия будет проходить в трёх группах, а насколько эффективной она будет, зависит от работы каждого экскурсанта. Перед вами карта успехов вашей группы. Запишите свою фамилию под любой понравившейся цифрой, составив таким образом список группы. За каждое задание напротив каждой фамилии будут ставиться баллы, оценивающие работу отдельного экскурсанта, чтобы выявить лидеров и отметить отдельными наградами, а по сумме баллов, набранных группой, мы определим эффективность проведенной экскурсии. По результатам экскурсии группа и экскурсант, набравшие наибольшее количество баллов, получают сертификаты на получение 10 баллов по русскому языку, которые они могут обменять в любое время на реальные баллы, соответственно остальные – 9 и 8 баллов.
Фамилии участников экскурсии |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
Итого |
1.
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение 1. «Пропуск в музей». Прежде чем работать с экспозициями музея, необходимо получить пропуск, т.е. показать свои знания по теории литературы. Выполнить интерактивный кроссворд (пользуясь памяткой). Одна группа работает на интерактивной доске.
Упражнение 2. И первый зал, в который мы войдем, вмещает в себя эпитеты. Составьте словосочетания, подобрав эпитеты к данным существительным, соединив их стрелочками. (Одна группа у доски)
а) луч 1) неприступный
б) замок 2) ликующий
в) сон 3) роковой
г) тайна 4) страшный
д) крик 5) золотой
Правильный ответ – 1 балл. (Проверка и оценивание участников групп.)
Упражнение 3. Следующий зал – зал метафор. Смоделируйте метафоры.
(Одна группа на доске - переставить местами.)
1) море
2) луна
3) время
4)
любовь
5) сомнение
а) догорать, как отблески заката
в) терзать
г) грозно реветь
д) тяжелые шаги
е) мутный зрачок
Упражнение 4. Следующий зал находок. Найдите в предложениях использованные гиперболы.
1) Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю (Архимед).
2) У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары были в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н.В. Гоголь).
3) Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь (Н.В. Гоголь).
4) И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь)
5) На медведя я, друзья, выйду без испуга, если с другом буду я, а медведь – без друга (М. Танич).
Упражнение 5. А сейчас мы с вами вошли в зал редких находок поэтов и писателей, экспонаты помогут нам увидеть, как в текстах различных авторов используются средства выразительности, как использование различных частей речи в их составе подсказывает нам цель написания текста. Найдите в тексте известные нам тропы, подсчитайте количество имён существительных, имён прилагательных и причастий, а также глаголов и сделайте вывод, для чего они используются. Особенность музея в том, что войти в него может любой желающий, а покинуть его - только тот, кто подберет верный код двери. Совокупность цифр даст нам код для выхода из музея.
Текст 1.
Дождь
Всю ночь шёл тёплый задумчивый дождь. Он начался как-то очень тихо, без порывистого ветра, без ослепляющих молний, без устрашающей грозы, без наползающих угрюмых туч. Просто небо слегка потускнело, а после захода торопливо угасшего солнца робкие звёздочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, поникшим ветвям деревьев застучали первые капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.(сущ. – 16, прил. – 15, гл. – 7, 16 15 7 (эпитеты)
1. Определите тип текста: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
2. Найдите в тексте эпитеты, метафоры.
3. Подсчитайте количество имён существительных, имён прилагательных и причастий, глаголов и получите код для выхода.
Текст 2.
С добрым утром!
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
1. Определите тип текста: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
2. Найдите в тексте эпитеты, метафоры.
3. Подсчитайте количество имён существительных, имён прилагательных и причастий, глаголов и получите код для выхода..(сущ. – 12, прил. – 6, гл. – 6, 12 66 (метафоры)
Текст 3.
Заря
А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!
1. Определите тип текста: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
2. Найдите в тексте эпитеты, метафоры.
3. Подсчитайте количество имён существительных, имён прилагательных и причастий, глаголов и получите код для выхода..(сущ. – 12, прил. – 6, гл. – 8, 12 68 (метафоры, эпитеты)
3. Подведение итогов урока. Код для выхода получен, экскурсия наша завершается. Подсчитывается количество баллов, набранных группами и отдельными участниками. Вручаются сертификаты.
4. Рефлексия (на интерактивной доске). Оцените свою работу с точки зрения выполнения заданий, т.е. успешность на экскурсии, и поделитесь своим настроением.
Изобразительно - выразительные средства языка. Тропы
Перечень тропов |
Значение термина |
пример |
Гипербола |
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении |
Глаза громадные, как прожекторы. |
Гротеск |
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер |
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова- Щедрина. |
Ирония |
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл |
Откуда, умная, бредешь ты, голова? |
Литота |
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе) |
Талии никак не толще бутылочной шейки |
Метафора, развернутая метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда все стихотворение представляет собой развернутый поэтический образ |
Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. |
Метонимия |
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудии деятельности. Много примеров: перенос сосуда на содержимое, человека на его одежду, с населенного пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведение |
Когда же берег ада навек меня возьмет, когда навек уснет перо, моя отрада. |
Олицетворение |
Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ- даром речи, способностью мыслить и чувствовать |
О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? |
Перифраз (или перефраза) |
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи |
Царь зверей (вместо лев) |
Синекдоха |
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым |
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. |
Сравнение |
Прием, основанный на сопоставлении явлений или понятия с другими явлениями |
Лед окрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит |
Эпитет |
Образное определение: слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства |
Отговорила роща золотая березовым, веселым языком |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.