Сценарий конкурса чтецов, посвящённый памяти А. С. Пушкина «Вся жизнь – дин чудесный миг» |
- возрождение традиции звучащего слова; - пробуждение интереса к чтению; - воспитание литературного и художественного вкуса; - воспитание культуры чтения; - воспитание активной жизненной позиции; - развитие навыков
выступления перед аудиторией. Ход мероприятия
Есть
имена, как солнце! Имена – Пушкин! Поэт вошел в нашу жизнь как человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым, даже в самых трагических обстоятельствах. Александр Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни». Жизнь Пушкина коротка и бесконечна. Так много вместилось в эту недолгую жизнь, осененную высоким крылом поэзии, что вся она похожа на один чудесный миг, а каждый миг ее – на целую жизнь. - Добрый день, дорогие
ребята, уважаемые учителя! Мы рады вас сегодня приветствовать на нашем
конкурсе чтецов, посвященному памяти известного всем поэта - А.С. Пушкина.
Выступление ученицы Пушкин родился 6 июня
(по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был
средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата—Львом. Когда Александр
Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого
таланта. Им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным,
полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным. До 12 лет он воспитывался
дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым
учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной
сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их
слушать. Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и
он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра
отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над
первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими
слезами. Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в
библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи,
разумеется, по-французски. Ведущий: Неумолимо время мчится На быстрой тройке почтовой И век уже не повториться, В котором Пушкин жил с женой. Уже иное наше время: И балов нет, и нрав другой Но, как тогда, младое племя Стремиться к Пушкину душой!
- А сейчас позвольте представить вам наше жюри, которое сегодня будет оценивать выступление наших чтецов. Представление жюри.
Итак, мы начинаем конкурс чтецов. Давайте окунёмся в волшебный мир А. С. Пушкина, поможет нам в этом ученица 5 класса Проскурина Ангелина. Она прочитает пролог к поэме «Руслан и Людмила», который был создан в Михайловском в 1824-1825гг., спустя 4 года после написания самой поэмы.
Ведущий: Пушкин был патриотом своей Родины. Он с изумительной поэтической силой и любовью рисовал картины родной природы, которую любил с детских лет. В стихотворениях А. С. Пушкина открывается неповторимая прелесть родной природы, поэт учит нас видеть её красоту, слышать её чарующие звуки. Давайте послушаем стихи наших конкурсантов о природе. Отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» читает ученик 5 класса Щербинин Юрий
Ведущий: Зима! Чудесная! Красота русской зимней природы вдохновляла многих талантливых людей. И Александр Сергеевич не был исключением. Выступает ученик 5 класса Корчевой Диего
Ведущий: Одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.
Прочтёт нам его ученица 5 класса Шевченко Камила
Ведущий: Излюбленным временем года Пушкина была осень. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…», - однажды написал поэт. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень»: находясь в изгнании в своём имении Болдино, он за короткое время написал около 40 произведений. В стихотворении «Осень» Пушкин рассказал нам о своём восхищении с необычайной убедительностью и эмоциональностью.
- Прочтёт нам это стихотворение ученица 7 класса Печенчик Ангелина Унылая пора!
Очей очарованье!
Ведущий: Болдинской осени суждено было стать самым плодотворным временем в его творчестве. Выступает ученик 7 класса Литвинович Владислав И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь; Желания кипят – я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн – таков мой организм (извольте мне простить ненужный прозаизм). Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несет, И звонко под его блестящим корытом Звенит промерзлый дол и трескается лед. Но гаснет краткий день – и в камельке забытом Огонь опять горит – то яркий свет лиет, То тлеет медленно, - а я пред ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю. И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, Излиться, наконец, свободным проявленьем – И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И легкие на встречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.
Ведущий: Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году, которое стало своеобразным гимном летнему дождю. Это стихотворение прочтёт нам ученица 5 класса Пьяных Анна
Ведущий: Благодаря стихотворению «К Чаадаеву» за Александром Пушкиным закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества. Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Стихотворение «К Чаадаеву» прочтёт ученица 8 класса Обухова Ксения
Ведущий: Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Прочитает его ученица 8 класса Михайленко Каролина
Ведущий: Самым лучшим другом в детстве поэта была няня Арина Родионовна Преданная, приветливая – настоящий друг. Ей он доверял свои сердечные тайны, жаловался на одиночество. Она разделяла с ним трудности изгнания. От неё, большой выдумщицы, узнавал он о старине. Няня Арина Родионовна постоянно в общении употребляла пословицы и поговорки. Знала много, говорила складно. Именно у неё будущий поэт получил первые уроки литературного мастерства. Во время ссылки в Михайловском в 1825 г. Пушкин написал стихотворение «Зимний вечер». В этом стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение.
Прочтёт его ученица 8 класса Новиченко Алена
Ведущий: В октябре-ноябре 1826 года в Михайловском, после теплой трогательной встречи с няней Ариной Родионовной Яковлевой поэт написал ещё одно стихотворение «Няне», которое прочтёт ученик 7 класса Глинка Кирилл
Ведущий: Пушкин любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня и бабушка. Он записывал их в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые мы все знаем. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения. Сказки предназначались автором для взрослых. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность. Вашему вниманию ученики 4 класса представят отрывок из «Сказки о царе Салтане…»
Ведущий: Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему. Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период. Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться. Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет.
Стихотворение «И. Пущину» читает ученик 9 класса Новиков Владислав Мой первый друг, мой друг
бесценный! Молю святое провиденье:
Ведущий: Особое место в творчестве Пушкина занимает любовная лирика. Нельзя не прочитать стихи Александра Пушкина, которые он посвятил своей будущей супруге, первой красавице Москвы Наталье Гончаровой. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» написано летом 1829 года, после неудачного сватовства поэта. Понимая, что он может получить отказ, Пушкин передал свое предложение о браке родителям Натальи Гончаровой через своего друга, Федора Толстого-Американца, который был вхож в семью избранницы поэта. Получив весьма неопределенный ответ, больше похожий на отказ, который родители невесты аргументировали тем, что Наталья еще слишком молода для замужества (на тот момент ей было 16 лет), Пушкин решил отправиться в действующую армию на Кавказ. Но его друзья, не желая подвергать жизнь поэта опасности, все же уговорили Пушкина погостить несколько месяцев в Тифлисе, где и было создано короткое, чувственное и очень романтичное стихотворение «На холмах Грузии».
Прочтёт нам это стихотворение ученик 5 класса Ульяненко Святослав
На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.
Ведущий: Не мысля гордый свет забавить,
О романе «Евгений Онегин» Пушкин писал: «это лучшее мое произведение». Александр Сергеевич работал над ним более 7 лет с огромным увлечением. Его главные герои - Татьяна Ларина и Евгений Онегин вошли в сердце каждого читателя. Вашему вниманию представляется инсценировка чтения писем Татьяны Лариной и Евгения Онегина в исполнении учащихся 9 класса – Усовой Карины и Товмач Ярослава. Инсценировка
«Письмо Татьяны к Онегину» Я к вам пишу –
чего же боле? Зачем вы
посетили нас? Другой!.. Нет,
никому на свете Кончаю! Страшно
перечесть… «Письмо Онегина Татьяне»
Предвижу все:
вас оскорбит Ведущий: Итогом поэтической деятельности Александра Сергеевича Пушкина можно считать его стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», которое было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. Прочтёт это стихотворение ученица 8 класса Кузуб Дарья
Ведущий: Дорогие ребята, огромное вам спасибо за
ваши выступления. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли дверь в мир Пушкина, в
мир его стихотворений. Читайте Пушкина, друзья!!! - А теперь слово нашему жюри для подведения итогов и награждения победителей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.