Сценарий-конспект мастер-класса по теме "Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.9

Сценарий-конспект мастер-класса по теме "Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.9
docx
01.12.2021
Сценарий-конспект мастер-класса по теме "Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"
Конспект мастер-класса 2.docx

  МАСТЕР- КЛАСС «Технология смыслового чтения»

Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда остается читателем, поэтому должен не только усваивать содержание текста, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и правильно объяснять. К примеру, даже в одном предложении может содержаться большой объем информации.

Н.Н. Сметанникова выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

 

СЛАЙД

-А теперь внимание на экран. Что вы видите на экране?

-А что это? (записка)

-Как вы думаете, кому адресована эта записка?(Соседу, другу)

-От кого она?(от человека, который уезжает в отпуск, в командировку)

-О ком или о чем он пишет?(о собаке, кошке -о животном)

-Почему вы решили, что это животное?(Есть слово «прокорм», которое употребляется по отношению к животному)

-А как вы понимаете фразу «Легка на прокорм, хотя и объесть может?» (Это небольшое животное, которого легко прокормить. Но если не проконтролировать, то может переесть, так как животное- бессознательное существо)

-А что значит «не зловредна?» (не причинит никому вреда)

СЛАЙД

Учитель: Дело в том, что это фрагмент рассказа В.П.Астафьева «Записка» из книги «Затеси». Давайте определим значение этого слова. Затесь- стес, сделанный на дереве топором или другим острым предметом.  Делали его таежники, чтобы не сбиться с пути.

Астафьев назвал свои рассказы- миниатюры «Затеси»- зарубки в сердце. Появляется перенос значения -метафора. СЛАЙД 3

СЛАЙД

А теперь предлагаю вам прочитать полный текст этого рассказа…

«На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

 

-Что вы испытали?( негодование, ужас, потрясение)

-Почему? (Родной сынок оставил собственную мать  на вокзале.)

ВЫВОД: Мы думали, что речь идет о животном. Но здесь сын приравнял свою мать к животному. Заботливый хозяин на наших глазах превратился в нелюдь.)

-А какое слово в рассказе  является самым «страшным»? (забыл)

-А что говорится о матери? Какими  словами автор характеризует ее? (Неграмотная, собственная, изношенная в работе. Т.е., автор употребляет прилагательные, которые определяют ее человеческие качества)

СЛАЙД

Учитель: А теперь я хочу взять на себя смелость поправить Астафьева- заменить с/с «собственную мать» на «родную маму». Я считаю, что собственностью могут быть материальные ценности, имущество, которые  можно продать, обменять, подарить. А слово «мать» звучит более нейтрально, обозначает любую женщину по отношению к своим детям. На мой взгляд, с/с «родная мама» звучало бы более трагично. Оно сближает, очеловечивает нашу героиню.

 

Цель смыслового чтения -максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение – это путь к самовоспитанию через анализ поведения, поступков, мыслей  героев произведений.

 

Учитель: Еще один момент, уважаемые коллеги. Я немного слукавила, сказав вам, что это полный текст рассказа «Записка». Нет, рассказ не завершен. Остались еще 2 предложения.

 

3 Задание фокус-группе. Коллеги, вам творческое задание -напишите концовку рассказа. Как бы вы поступили с сыном этой матери?

 

СЛАЙД

А авторская позиция следующая (ЧИТАЮ текст КОНЦОВКИ )

 

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

 

Астафьев поступает  жестко, но правильно с сыном,  который определил будущее своей мамы в качестве сторожихи, няньки или домработницы.

ЗАДАНИЕ Фокус-группе.

А представим, что  в  кармане выходной жакетки матери сын найдет удостоверение ветерана. Как изменится судьба матери?

 

Фокус-группа

( Есть возможность получить квартиру, большую пенсию. Сын  вынужден будет изменить свое отношение к матери.)

 

Слайд

Учитель. Таким образом, сынок становится похожим на одного из героев рассказа Чехова «Хамелеон». Хамелеонство-это социальное зло современности, которое  порождает бессердечие, жестокость, равнодушие. Осмысленно читая произведение, человек сопоставляет поступки героев с реальностью и делает для себя нравственные выводы.

 

(стих «Тяжелый грех» выучить)

 

Тяжелы грех мы на душу берем,

Когда родителей  по жизни забываем.

Уйдут они - назад их не вернем,

И никогда себя не оправдаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МАСТЕР- КЛАСС «Технология смыслового чтения»

МАСТЕР- КЛАСС «Технология смыслового чтения»

А что говорится о матери? Какими словами автор характеризует ее? (Неграмотная, собственная, изношенная в работе

А что говорится о матери? Какими словами автор характеризует ее? (Неграмотная, собственная, изношенная в работе

Осмысленно читая произведение, человек сопоставляет поступки героев с реальностью и делает для себя нравственные выводы

Осмысленно читая произведение, человек сопоставляет поступки героев с реальностью и делает для себя нравственные выводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021