Сценарий мини – тренинга «Способы развития гармоничных взаимоотношений».
Цель тренинга- развитие эффективного общения. Умение налаживать гармоничные отношения в межличностных контактах.
Взрослые участники 12 человек.
Основные задачи тренинга:
· Снятие психоэмоционального напряжения
· Формирование навыков тактичного взаимодействия в команде
· Развитие умения анализировать события с помощью различных точек зрения
· Практическое применение навыков эффективного взаимопонимания в общении
Основная часть 5мин
Занятие начинается с рассаживания всех членов группы в круг, для взаимного приветствия всех членов группы.
Вступительное слово ведущего тренинга: «Здравствуйте, уважаемые участники! Я думаю, вы согласитесь, что эффективность процесса взаимодействия людей друг с другом, во многом зависит от их осведомленности в области психологии общения. Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми технологиями эффективного общения, помогающими лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов, возникающих в любом коллективе, а также будем развивать у себя умения и навыки, необходимые для эффективного взаимопонимания.»
И так, начнем с нашего знакомства.
1.Упражнение «Самопрезентация» 15мин
Назначение:
- выявление представлений слушателей о себе;
- формирование установки о значимости своей личности;
- создание условий для самораскрытия.
Процедура:
Ведущий просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не только о биографии, сколько о своих личностных качествах. Задача может быть уточнена, например 5-10 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах. Все члены группы и ведущий могут задавать вопросы типа: твои главные достоинства? Есть ли у тебя слабости (отрицательные качества)? Можешь ли ты их назвать? На самопрезентацию одного человека отводится 2-3 минуты.
Ведущий: уважаемые участники, обратите внимание на столе лежат бейджики, я предлагаю вам написать на них свое имя и прикрепить его к своей одежде.
Мы продолжаем, сейчас я познакомлю вас с основными правилами нашего тренинга.
2. Основные правила работы в группе 15мин
1. Правило персонификации обращения и высказывания.
Оно указывает на необходимость обращения не ко всей группе вообще, а к конкретному человеку и по имени. Не следует говорить «Давайте обсудим проблему…», а лучше « Сергей, Ирина, я предлагаю обсудить». При высказывании своей позиции также необходимо уходить от безличных речевых форм и говорить только от своего имени. «Я считаю», «Я думаю», «Я предлагаю» и т.д.
2. Правило доверительного стиля и искренности в общении. Выносите на обсуждение группы личностно значимые проблемы. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия, можно предложить принять единую форму обращения на «ты», психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего. Искренность должна выражаться в открытом выражении своих чувств и мыслей по отношению к действиям других участников.
3. Правило «обратной связи». Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представленную ему «обратную связь».
4. Правило безоценочного поведения. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты болтун…». Следует говорить: «Ты говоришь много и не конкретно…» или вместо фразы: «Ты мне не нравишься», правильнее сказать: «Мне не нравиться твой тон обращения» и т.д. Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы должны говорить о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.
5. Правило «Стоп». Нельзя принуждать человека говорить то, чего он не желает говорить. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «СТОП».
6. Правило «здесь и теперь». Говори о том, что происходит в группе, здесь и теперь. Учись доверять своим субъективным ощущениям, они помогают глубже понять, что происходит в самих людях и между ними. Старайтесь быть открытыми, когда говоришь или когда слушаешь других. Сосредотачивайся, на том, что говорят и делают другие, старайтесь осознавать свои чувства, которые возникают в этот момент. Не избегай риска. Если кого-то из участников эти правила не устраивают, он должен принять решение: либо принять эти правила и следовать им во время работы группы, либо не начинать занятия совсем. Во время обсуждения правил, дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.
7. Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе не выносится за ее пределы.
Ведущий: продолжаем наш тренинг, сейчас я вам предлагаю принять участие в
3. Упражнении «Броуновское
движение»
Ведущий объясняет правила: «Вы сейчас будете двигаться в нашем
помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. А встречаться вы будете
тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один
лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той
поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача – за
5 минут встретиться с набольшим числом игроков. Через 4 минуты игра
будет окончена.»
Тайминг упражнения: 5 минут
Вопросы к участникам тренинга после окончания упражнения 15мин:
Резюме (ведущий совместно с участниками тренинга). Благодаря этому упражнению мы (записывает на доске определения участников полученные при «Мозговом штурме»):
Ведущий. Подведем первый итог.
Резюме: Давайте все вместе обсудим, что сейчас между нами происходило. (участники называют различные виды коммуникации, пока не назовут слово Эффективное взаимопонимание) . Вот мы подошли к началу нашего обучения (достает кружок с надписью «Эффективное взаимопонимание» прикрепляет его к доске).
4.ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)40мин
Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми.
Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.
Тема игры: предметом обсуждения можно взять наиболее актуальный для коллектива вопрос. Например, для данного коллектива может быть такой:
Нужна ли передача ДОМ -2?
Деление на команды: Каждый участник выбирает любую (цветную) полосочку бумаги. Те у кого цвет совпадает — садятся вместе (по парам).
Ведущий (вступительное слово): Нам предстоит работа в группах и для того, чтобы она получилась, позвольте напомнить о том, что:
Ход работы (этапы игры):
I Этап: Каждый участник письменно, на цветном стикере отвечает на вопрос (тема игры).
Ведущий: Старайтесь использовать личный опыт, помня, что очень важно для нашей работы — ваш индивидуальный взгляд на эту проблему.
Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).
II Этап: Участникам необходимо совместить свое мнение с позицией еще одного человека. Точка Отсчета от Помощника.
Ведущий: Помните, необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает свое понимание – точкой зрения на этот вопрос вашего соседа, и рождается третья позиция. Не забываем о правилах игры!
Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).
III Этап: Совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.
Ведущий: Хоть сложно, но продолжайте соблюдать правила!
Тайминг: 2 минуты (время ограничено).
IV Этап: Совмещение интеллектуального продукта четверок. Продукт группы. Выбор спикера.
Ведущий: Наконец-то! Соблюдаем правила! И при этом не забудьте выбрать спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.
Тайминг: 4 минуты (увеличенный).
V Этап: Выступление спикеров
Тайминг: 2 минуты каждому спикеру.
VI Этап: короткая
5. Игра-передышка “Поймай ритм”5мин
Описание игры-передышки “Поймай ритм” вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
VII Этап: на доску прикрепляются основные идеи, высказанные участниками игры. Выводы.
Кофе- брейк. 20 мин
Ведущий: продолжим наш тренинг с упражнения
6 . Разминки "Ошибки восприятия" (5 - 10 мин.)
Ведущий задаёт ситуации, а участники
перечисляют возможные ошибки в восприятии предмета.
«На столе лежит шапка, при плохом освещении её
принимают за...»
«Куст сирени в темноте можно принять за...»
«Пену морского прибоя можно принять за...»
« Глаза кота или совы в темноте можно принять за…»
« Внезапный вылет летучей мыши вводит нас в состояние….»
7 . Упражнение "Надувная игрушка".5мин
Представить себя надувной игрушкой - сдутой. Теперь эту игрушку начали надувать, надули туго- туго, затем она медленно сдулась.
8. Упражнение “Шесть лепестков мышления”40 мин
Ведущий: в процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога, использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение. Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективно мыслить, который называется «шесть лепестков». Шесть лепестков – это шесть различных способов мышления.
На доске вывешивается перечень лепестков: 1. Белый лепесток, 2. Фиолетовый лепесток, 3. Красный лепесток, 4. Желтый лепесток, 5. Зеленый лепесток, 6. Синий лепесток.
Ведущий:
Сейчас
мы снова разделимся на команды: шесть подгрупп и распределим лепестки. Затем
выберем какое-либо не очень приятное, возможно нестандартное событие из
жизни и попробуем «прикрепить» чудесные лепестки к нашей уже готовой
серединке на доске.
Тем, кто «прикрепит » Белый лепесток - важно умение отделять эмоции
от информации. Информацию, полученную с помощью Белого лепестка,
полезно записать или представить в виде схемы событий:
Тем, кто «прикрепит» Фиолетовый лепесток надо подумать над тем, что самое
плохое в этой ситуации, самое неприятное, что самое страшное может
произойти.
Тем, кто «прикрепит» Красный лепесток важно умение проживать
чувства, побыть в роли «актера». Что чувствовал человек, когда все
происходило?
Те, кто «прикрепит» Желтый лепесток видят мир в «розовом» свете, умеют
видеть хорошее во всем. А что хорошего в том что произошло?
Те, кто «прикрепит» Зеленый лепесток – «писатели», художники,
изобретатели. Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или
небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о
чувстве юмора!
Те, кто «прикрепит» Синий
лепесток – «философы», они умеют находить смысл, извлекать
уроки. А это зачем? Чему меня это учит? После небольшого обсуждения
докладчик «от каждого лепестка» представляет точку зрения группы. Итак, сейчас
мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира,
моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.
9. Упражнение "Лимоны". 5мин
Представить,
что в каждой руке находятся лимоны.
Начать выжимать сок из них.
Выжав сок - выбросить их и взять новые. Так 3
раза.
Медленно расслабить руки и выбросить лимоны.
Заключительный этап тренинга 15мин
Все становятся в круг. Ведущий: давайте внимательно посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут). А сейчас все мы будем завязывать друг другу ниточки на руку с добрыми пожеланиями, каждый участник в момент завязывания должен загадать желание.
После упражнения участники садятся в круг и отвечают на вопросы, рефлексия 5мин :
Ведущий: на этом наш тренинг подошел к концу. Желаю Вам в вашей жизни только эффективного взаимопонимания, эффективного общения, до свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.