Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова» - Калиновская основная общеобразовательная школа
Сценарий образовательного мероприятия.
Тема "Русский язык - источник добра и любви".
Выполнила:
Алексеенко Ирина Петровна,
учитель начальных классов
с.Калиновка. 2019год.
Сценарий образовательного мероприятия.
Тема "Русский язык - источник добра и любви".
Пояснительная записка
Данное мероприятие представляет собой сценарий в виде классного часа для обучающихся 4-5 классов. В начале мероприятия обучающиеся смотрят видеофрагмент "Тайны русского языка", называют тему, ставят цель и задачи, которые нужно решить на классном часе. Проводится беседа с конкурсными заданиями: 1-конкурс красноречия "Зачем я учу русский язык?", 2 - конкурс пословиц.
Просмотр отрывка из "Ералаша" заставляет ребят задуматься :"Почему мы так говорим?" Затем идёт рублика "Знаете ли вы?" В ней рассказываются интересные факты о русском языке. После этого дети читают наизусть стихотворения о родном языке. Проводятся игры "Прятки", "Найди фразеологизм", "Сочини рассказ на одну букву".
В заключение классного часа подводятся итоги . Ребята смотрят видеоролик и
поют песню о русском родном языке.
Метод проведения классного часа -повествование, беседа с использованием конкурсных заданий.
Цель: воспитание у обучающихся бережного отношения к родному слову, развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
Задачи:
-расширить знания обучающихся о русском языке ;
-побуждать к нравственному самосовершенствованию;
-повысить культуру речевого общения;
-обогатить речь учащихся;
-развивать коммуникативные навыки, аргументировать свою точку зрения;
-показать значимость мероприятия и участия в нем, важность темы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, плакаты с высказываниями о русском языке знаменитых писателей.
"Русский язык - источник добра и любви"
Ход мероприятия:
I. Мотивация. Поиск проблемы.
-Ребята, посмотрите видеоролик и определите тему нашего классного часа. ( Просмотр видеоролика "Тайны русского языка"). Приложение 1.
II. Сообщение темы. Постановка цели.
-Ребята, как вы думаете, какова тема нашего классного часа?
- Какая цель и какие задачи нам надо решить на классном часе?
- Наш классный час мы посвящаем русскому языку.
-Тема: "Русский язык – наш родной язык".
-Русский язык велик и могуч -это мы помним с детских лет, но забываем другое: он ещё и живой . Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.
Родной язык Родной язык! Он с детства мне знаком, На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нём. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной. (Т. Зумакулов)
Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты, ученые и философы.
"Родной язык надо любить, как мать, как музыку..." - это слова Максима Горького.
А вот слова И.С.Тургенева : " Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".
- Как вы понимаете, ребята, что значит любить свой язык? (Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным литературным языком, читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей).
-Давайте, проведём конкурс красноречия "Зачем я учу русский язык!" Необходимо подготовить выступление на заданную тему продолжительностью 2 мин.
- А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживёшь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки в своей речи.(Приложение 2)
Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
Много языков на свете
разных
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
А. Сумароков
-Ребята,
посмотрите сюжет из ЕРАЛАША " Ну, почему мы так говорим?" (Просмотр
сюжета).( Приложение 3)
-Вам было смешно, почему? Что здесь плохого? (Так говорить нельзя. Разговаривают невоспитанные , некультурные люди).
-Что вы бы посоветовали мальчику? (Научиться правильно говорить)
Среди двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре , к числу наиболее распространённых относится русский язык .Недаром говорится : «Народ русский могуч и велик и его язык». Русский язык – язык великой страны России, язык великого народа.
III. "Знаете ли вы..?"
Учитель: - Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 6-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому и арабскому. Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.
6 июня в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина в России и в мире отмечается День русского языка. 6 июня 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о ежегодном праздновании Дня русского языка в России. По использованию в интернете русский язык стоит на втором месте. В настоящее время на русском языке говорят 146 миллионов граждан Российской Федерации и еще 127 миллионов – за рубежом.
IV.Дети читают наизусть стихотворения о родном языке. (Приложение 4)
-Ребята, разделитесь на 3 группы. (Каждой группе даётся задание в игровой форме.)
V.Игры.
1.«Прятки»
В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их местами.
Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.
Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.
Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.
И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.
Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.
Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.
2. «Найди
фразеологизм». Глупые
сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет,
где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра,
об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна
кружится, другая, третья... Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса.
Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха.
Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было
ворон считать.
Видео (отрывок). (Приложение 5)
3. "Сочини рассказ на одну букву".
VI. Подведение итогов.
- Почему русский язык называют богатым, точным, звучным?
- Вам понравился классный час?
- О чем сегодня дома сможете рассказать?
Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Учитесь правильно ставить в словах ударение. Помните, что родной язык тысячи лет создавался многими поколениями наших предков.
Дорожите Родным, милым словом!
Многоликим – Большим языком!
Нашей жизни Он – первооснова,
Всем народам планеты – знаком!
Берегите его от цветистых
Иностранных и чуждых нам слов,
Чтоб поток – от наречий ручьистых-
Не затмил родника родников!
В нем черпайте живящую силу:
Русских говоров, песен, стихов... -
Все, что дорого сердцу, чтоб слилось
В языке - как основе основ! (Денис Коротаев)
Видеоролик "Русский язык -великий и могучий".( Приложение 6.)
Список литературы.
1. Бажанова, Н.А. Великий, могучий русский язык!: [сценарий игровой программы по рус. яз. для пятиклассников]/ Надежда Анатольевна Бажанова // Читаем, учимся, играем. - 2007.
2. Кондрашова, Е.М. «Славлю тебя, русский язык!»: [сценарий лингвистической игры для 5-х кл. Посвящается Году русского языка и Международному дню родного языка 21.02.2007] / Кондрашова Е.М., Силецкая Н.И.
Интернет -ресурсы. 1. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
2. Центр развития русского языка (http://www.ruscenter.ru/)
3. http://rus.lseptember.ru.
Приложение 2. Пословицы.
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Один- за всех …(все- за одного)
7.За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. В гостях хорошо, …(а дома лучше)
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а не ученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
Приложение 4. Стихотворения.
Язык
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Сергей Скачко
***
Хочу писать на русском языке
О всем, что мыслю, чувствую и вижу,
Что в жизни я люблю и ненавижу,
Пока перо держу еще в руке.
Пройти ли мне ступенями веков,
Всей правды о России вожделея?
Какую малость я подъять успею
От времени, что спит под спудом слов?
Но я – историк. Вспять не поверну.
Не ведая начертанных мне сроков,
Над родиной, отшедшей от истоков,
Я летописей крылья разверну.
И проведя корабль души моей
Сквозь рифы смут, насилья и безвластья,
Я смею верить, что приму участье
В грядущем просвещении царей.
Хочу поведать людям сей земли,
Как пращуры грешили и творили,
Чтоб все мы тех уроков не забыли
И с Богом в сердце в будущее шли!
Игорь Желнов
***
Какая сладкая отрава:
кружочки, палочки, тире –
вести их слева и направо
под шорох дат в календаре.
У каждой буковки – звоночек,
значок в пустыне мировой,
чтоб сердце – этот пастырь строчек –
их различало меж собой.
Когда кириллицы цыплята
бумажным лугом побегут,
душа – не столь большая плата
за этот плен, за этот труд.
Свести разрозненные части,
все тридцать звуков словаря
в одну строку – какое счастье! –
и все тебе благодаря.
Как рад отшельник молчаливый
ладошкам теплого дождя,
так и поэт: сидит, счастливый,
себя в стихи переводя.
Евгений Тищенко
***
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.
А.А.Ахматова
Приложение 6. Текст песни Григория Гладкова "Говорим на русском языке".
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли
Говорим на русском языке.
Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.
Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.
Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.
Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
Говорил на русском языке.
Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.
В Риме, Вашингтоне и в России,
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.
У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.
Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, Москва беречь готова
Все на свете русские слова.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.