Методическая разработка урока истории по теме "Киевская Русь"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока истории по теме "Киевская Русь"

Оценка 4.7
Документация
docx
история
10 кл—11 кл
15.06.2023
Методическая разработка урока истории по теме "Киевская Русь"
Методическая разработка
Методическая разработка.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ»

 

 

 

 

Методическая разработка урока истории по теме

«Киевская Русь. Феодальная раздробленность»

 

                                                                                                  Преподаватель:

                                                                                                  Пикулева С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Дзержинск

                                                           2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.     Тип и вид урока, характеристика группы………………………………с.3

2.     Цель и задачи урока……………………………………………………...с.3

3.     Педагогические технологии, методы и формы обучения,  образовательные ресурсы ……………………………………………….с.4

4.     Планируемые результаты………………………………………………..с.5

5.     Технологическая карта урока……………………………………………с.6

6.     Приложение……………………………………………………………....с.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ТИП и ВИД УРОКА, ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ

 

Группа: АК11. В группе обучается 25 человек, большая часть из них девочки. Группа слабая по успеваемости, степени усвоения материала, темпам работы на уроке. Многие темы возможно донести только в игровой форме. Им тяжело выдерживать целую пару, нуждаются в постоянной смене деятельности. Концентрация внимания невысокая. При этом на уроке многие достаточно хорошо работают, могут работать в группах, коммуникативные качества развиты, регулятивные качества нуждаются в развитии.

Преподаватель: Пикулева С.В.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Вид урока: дидактическая игра.

 

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ УРОКА

 

Цель урока: формирование умений и навыков, целевое применение усвоенного, окончательное осмысление материала, отработка способов действия при решении конкретно-практических задач.

Задачи урока:

Обучающие:

- обобщить и закрепить знания учащихся по темам «Киевская Русь», «Феодальная раздробленность»;

- охарактеризовать деятельность исторических личностей в данный период.

Развивающие:

- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания;

- развивать умение работать в парах, группах;

- привлекать учащихся к самостоятельному целеполаганию, к рефлексии своей деятельности;

- развивать навык самостоятельной работы;

- формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношение к предмету;

- формировать навык устного выступления.

Воспитательные:

- воспитание патриотизма, уважения к истории нашей Родины;

- воспитание коммуникативных качеств учащихся, культуры живого общения.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийные карты «Русь в IX-X вв.”, «Феодальная раздробленность», раздаточный материал.

Личностно значимая проблема: Почему необходимо изучать историю?

Эпиграф: «Изучая предков, изучаем самих себя; без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться». В.О. Ключевский.

 

 

 

 

3

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология критического мышления.

Методы и формы обучения. Методы: наглядный, диалогический, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая.

Основные понятия: государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки», погосты, уроки, христианство, династические браки, культура, междоусобица, феодальная раздробленность.

Персоналии: Рюрик,,Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Александр Невский.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.

2. Артемов В.В. История: дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом источника, с картой; анализировать схемы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

 

 

 

 

 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науке.

 

 

 

 

 

 

5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Название, содержание этапа урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся: познавательная

Деятельность учащихся: коммуникативная

Деятельность учащихся:

регулятивная

Результат

Организационный момент

3-5 мин.

 

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

 

Приветствуют педагога

Проверяют уровень своей готовности к уроку

Волевая саморегуляция

Постановка учебной задачи, актуализация субъективного опыта учеников.

10 мин.

Создание проблемной ситуации, фиксация новой проблемной задачи.

Работа с эпиграфом.

Постановка личностно значимой проблемы.

Постановка цели и задач урока.

 

Закрепление знаний, применение знаний и умений  в знакомой ситуации: группы задают друг другу вопросы по изученной теме. Метод «тонких» и «толстых» вопросов

Отвечают на вопросы педагога, формулируют учебную проблему, строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов.

Конструирование нового способа действий

20-25 мин.

Построение ориентированной основы нового способа действий

Организует учебное исследование

Групповая работа с картой и схемой;

с документами.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль.

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Применение общего способа действий для решения частных задач

30 мин.

Коррекция отработки способа

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную работу с применением новых способов действия

Групповые мини-проекты «Портрет исторической личности»;

проблемные вопросы;

 решение варианта ВПР  (ознакомление).

 

Строят рассуждения, понятные для собеседника, умеют использовать речь для регуляции своего действия

Отрабатывают способ в целом, осуществляют пошаговый контроль.

Самоопределение, самоусвоение знаний.

Рефлексия

15 мин.

Анализ результатов учебной деятельности

Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения.

Тестирование со взаимопроверкой

Формулируют результат работы на уроке

Соотносят достигнутые цели с поставленными результатами.

Умение определять результативность образовательной деятельности.

 

 

 

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

Древнерусское государство.

IX - первая половина XII века

 

1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 

 

 

4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 

 

 

 

 

 

 

6 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

2

Страна - центр православия в 9 веке.

3

Глава племени, рода, вождь военной дружины

6

Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории на дереве.

7

Армия князя.

9

Религия (ветвь религии), которой была крещена Русь.

11

"Повесть временных лет" - это...

13

Князь, крестивший Русь.

14

Филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

По вертикали:

1

Живописное художественное произведение малых размеров, обычно в книгах.

4

Мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки.

5

И религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности и здание, в котором происходит христианское богослужение; храм

8

Сын Ольги и Игоря. При нем была значительно увеличена территория Древней Руси.

10

Княгиня, автор налоговой реформы

12

Основатель великокняжеской династии. Приглашенный варяжский князь.

 

Тестирование. Вариант 1

1. Главный исторический источник о начале истории Руси:

А) «Русская Правда»

Б) «Повесть временных лет»

В) «Слово о Законе и Благодати»

Г) Киевская летопись

2. Князь Олег объединил Новгород и Киев в:

А) 862 г.

Б) 988 г.

В) 882 г.

Г) 879 г.

3. Какое из перечисленных событий произошло в X веке?

А) поход князя Олега на Византию

Б) введение уроков и погостов

В) разгром печенегов Ярославом Мудрым

Г) съезд князей в г. Любече

4. К влиянию христианства на развитие Руси НЕ относится:

А) строительство храмов и монастырей

Б) сохранение кровной вражды

В) создание памятников письменности

Г) признание Древнерусского государства в общем ряду христианских государств Европы

5. Скань на Руси – это

А) изображение, выполненное водяными красками по сырой штукатурке

Б) картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

В) тонкий обожжённый кирпич

Г) техника изготовления ювелирных украшений

6. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их правлением. Внесите ответ в таблицу

Князь

Событие

  1. Олег

А) подчинение Полоцкого княжества

  1. Игорь

Б) объединение Новгорода и Киева под одной властью

  1. Святослав

В) гибель во время сбора дани у древлян

 

Г) отразил набег печенегов

1

2

3

 

 

 

 

 

7. Материал для письма в Новгороде

А) пергамент

Б) бумага

В) папирус

Г) береста

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с древнерусской культурой IX – XII вв. Найдите и запишите порядковый номер термина, нарушающего логику данного ряда.

1) книжная миниатюра; 2) жития святых; 3) крестово-купольный храм; 4) архитектурный ансамбль; 5) ювелирное мастерство.

9. Вставьте пропущенное слово в предложении. Во время Любечского съезда князья договорились о ___________ принципе владения землёй.

10. Установите хронологическую последовательность событий. Запишите буквы ответа в правильной последовательности

А) разгром половцев Владимиром Мономахом

Б) вторжение в Хазарский каганат князя Святослава

В) разгром печенегов под Киевом Ярославом Мудрым

Г) поход в Волжскую Булгарию Владимира Великого

 

 

Тестирование. Вариант 2

1. Первый на Руси письменный свод законов

А) «Устав земляной»

Б) «Русская Правда»

В) «Слово о Законе и Благодати»

Г) «Устав Владимира Всеволодовича»

2. В каком году князь Олег совершил свой первый поход на Царьград?

А) 882 г.

Б) 907 г.

В) 911 г.

Г) 912 г.

3. Какое из перечисленных событий произошло в XI веке?

А) крещение Руси

Б) вторжение князя Святослава в Хазарский каганат

В) призвание варягов на правление в Новгородскую землю

Г) Любечский съезд князей

4. К реформам Владимира Великого НЕ относится

А) формировал войско из дружинников-славян, а не из варягов

Б) разграничил княжеское и церковное судопроизводство

В) рассадил своих сыновей в неспокойные земли

Г) заменил вождей и князей племенных княжений своими наследниками

5. Автор «Слова о Законе и Благодати»

А) Нестор

Б) Ярослав Мудрый

В) Илларион

Г) Владимир Мономах

6. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их правлением. Внесите ответ в таблицу

Князь

Событие

  1. Владимир Великий

А) объединение Новгорода и Киева под одной властью

  1. Ярослав Мудрый

Б) присоединение городов Червень и Перемышль

  1. Владимир Мономах

В) основание Киево-Печерского монастыря

 

Г) создание заключительной части Русской Правды

1

2

3

 

 

 

 

7. Свободные крестьяне в Древней Руси

А) рядовичи

Б) смерды

В) челядь

Г) закупы

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с общественно-политическим устройством Древнерусского государства. Найдите и запишите порядковый номер термина, нарушающего логику данного ряда.

1) вотчина; 2) бояре; 3) дружина; 4) уделы; 5) династия Рюриковичей.

9. В каком законе значительно облегчалось положение различного рода должников на Руси? Запишите ответ. _________________________

10. Установите хронологическую последовательность событий. Запишите буквы ответа в правильной последовательности

А) возведение Софийского собора в Киеве

Б) создание «Слова о Законе и Благодати»

В) создание «Повести временных лет»

Г) строительство Десятинной церкви

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

Тексты исторических источников

О ком говорит «Повесть временных лет»?

 

Первая команда

  1. «И повелел … своим воинам сделать колеса и поставить на колеса

корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к …: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь»… Цари же Леон и Александр заключили мир с …, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а … с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир... И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И вернулся … в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье».

 

  1. «В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мясо, но,

тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников] со словами: «Иду на Вы!»…».

 

3.      «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем

приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать… Что же вы посоветуете? Что ответите?».

 

4.      «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного:

дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости».

 

 

Вторая команда

  1. «Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим

Малом: «Если повадился волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит»».

 

  1. «И созвал князь … бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли

посланные нами мужи, послушаем же их»… Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, т.е. в мечети… нет в них веселия, только печаль… И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы…».

 

3.      «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо

там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

 

4.      «Да будет это мать городам русским».

 

 

Третья команда

  1. «Заложил … город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и

церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И любил … церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество…».

 

  1. «…приди ко мне, брат, в Москву».

 

3.      «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки

ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

 

4.      «Если холоп [раб, зависимый человек] ударит свободного мужа и

скроется в хороме своего господина, а тот захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем, если где встретит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его».


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Тип и вид урока, характеристика группы………………………………с

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Тип и вид урока, характеристика группы………………………………с

ТИП и ВИД УРОКА, ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП и ВИД УРОКА, ХАРАКТЕРИСТИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ и

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРИЛОЖЕНИЕ Древнерусское государство

ПРИЛОЖЕНИЕ Древнерусское государство

Повесть временных лет" - это

Повесть временных лет" - это

Материал для письма в Новгороде

Материал для письма в Новгороде

Ярослав Мудрый Б) присоединение городов

Ярослав Мудрый Б) присоединение городов

Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья

Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023