СЦЕНАРИЙ
Классного часа
«Трагедия осень 1992 года»
«Черная среда-
1аьржа кхаьра»
На мероприятие приглашаются гости, среди которых есть депортированные
старцы. Старики, которые помнят вереницу долгих лет ссылки.
Оформление зала: баннер с надписью «Черные
дни»..
«Эта
боль не утихнет, эта скорбь не пройдет....» «Декабрь
43-го: как это было…», «Тринадцать дней, тринадцать лет», «И в каждой
кисти капля сердца»,
(Исполняется
песня «Башня»)
Клип о современной Ингушетии
Ведущий 1. Де дика хилла шун.Вайна массарашта ховш а довзош а да ер ди 23-г1а февраль.Х1ара шера кердадаккха , дувца безам боаг1а вай даьша сибарег1а даьккхача 13 шерах лаьца.К1изал а , шелал а , моцал а цхьана лайнай вай къамо. Бакъда Сталина къизала вай къам кагде мегадац. Саг ший деналах вохац фуннаг1а т1акхаьчача, дехадац вай къам из деррига цхьана деча а.
- ^ '
Ведущий 2: Добрый день уважаемые гости! Сегодняшнее наше мероприятие будет посвящено депортации ингушского народа. Все мы знаем что, 23 февраль 1944 год – одна из самых позорных дат в летописи истории. Подготовительная работа к операции по выселению чеченцев и ингушей велась задолго до февраля. План был разработан на высшем уровне и включал в себя масштабные мероприятия.
ВЕДУЩИЙ I: Февраль сорок четвертого года. Его последние уходящие дни навсегда запечатлелись в памяти ингушского народа как начало неслыханно горестной поры в его истории.
(Под старинную ингушскую мелодию).
ЧТЕЦ 1: « Къаьра кхаьра»
1 ведущий
Сегодня исполняется 75 лет с трагической даты 23 февраля 1944 года, когда в одночасье Ингушский народ был лишён своей Родины и депортирован в Казахстан и среднею Азию.В многовековой истории у Ингушей есть даты, которые стали скорбной памятью народа. Одной из таких дат является 23 февраля 1944 г. когда Сталинской кликой была проведена депортация Ингушского народа, сопровождавшееся обвинением народа в предательстве и пособничестве Немецким войскам.
2ведущий
Эзари ийс б1аь шовзткъа диълаг1ча шера,ткъаь кхоалаг1ча феврале ,кхаьрача дийнахьа,диъ сахьат даьлча 1уйранна вай мехка бала бера. Белхача вай кхалнаьха махьарч ,кхераденнача вай берий ц1ог1арч,дегаш делхача къонахий узамаш,хьайбай 1ехар,ж1алий латар,герз бедоалачар ю яппараш-из ше дар вашаг1ъийнадар цу кхаьрача дийнахьа
Чтец 1 Доккха х1ама дар цу новкъа такхаьчар*валар цхьаккха х1ама дац
Мерчий делла,каша даьккха*лаьттах воллар валар дац
Ший венна саг лочкъа вора,*новкъа д1а ца кхоссар духьа
Гуча ваьлча из д1ахьора*даггар хьо т1ехь велхашехьа
Мерчий доацаш,ийпха доацаш,*каш-лахьте цадоаккхаш
Шорттига лайла уж д1абехкар*царна кхы де х1ама доацаш
Кхалнах, ма1нах,къоаной,бераш*вагона чу дукха бар
Шоай хьашт кхоачаш де йиш йоацаш*сибарег1а уж 1окхаьчар
Ахкарг ийккха хийла кхалсаг*цу чу енна д1аялар
Эздел г1улакх шоай ца дохаш*сибарег1а уж 1окхаьчар
Лоамаш шуга аз сатувсаш*д1аьха кхойта шу д1аьккхар
Эза бала хилча бусташ*б1аь шера уж нийса дар
Лоамаш,лоамаш наьна-лоамаш*шоана дайнад дика,во
Уж къонгаш мехках боахаш*хала дар шо б1аргаго
Т1ехьахьежаш г1ийла,г1ийла*доацаш де шоай новкъостал
Из къизал ца лоалуш хийла*массаг1а хаьрцар шог1, алал?
Хьунаш,аьлеш т1ехьахьежаш*лоаман шийла кхурколгаш
Тхона даггар т1ехьа удар*яхаш,тхо ма диталаш
Т1ехьахьежар хьайбаш,ж1алеш*х1ажк1ах дизза лаьтта доарч
Даьтта кхабаш, жувра галеш*къацахетарашка кхоач
Т1ехьахьежар хоза ц1енош*кораш-б1аргаш шоай дийла
Маь-лоам т1ар морхилгаш*даггар елхар мухь билла
Т1ехьахьежар в1овнаш,г1алаш*маьлха кашмашкар декъий
Х1аьта а деналах ца дохаш*из бала а ма лайрий
Вайга ена йоаккха къизал*дуккхачар ма йийкъарий
Из бахьан ца дохаш г1оарол*со дийна ма висарий
Бовзаш боацача наьха мехка*бехьа уж 1окхайсар
Вашаг1а ма кхеталда аьнна*жа санна уж д1абийкъар
Цига хьекхаш бар шийла мух*деррига дуне ц1увзадеш
Мехках баьхача наьха къина*уж аренаш елхаеш
Казах,эрсий.немций,жугте*цар харцонца кийчбаьбар
Нах буа къам доаг1а,аьнна,моастаг1ал чуделладар
Цкъа к1езига ха яллалца*хьона т1акхаьчача царех саг
Б1аг1ар хьаже,юстар воалар*боаццаш хьа цхьаккха бехк
Беш боа хьехам бале а б1еха*хьаькъал долчо кхетаду
Харц лувр малав,бакъ лувр малав*ший дагахь цо д1ач1оаг1ду
Ведущий 1. Нет семьи, которой не коснулась бы трагедия выселения, которая не испытала бы на себе ужасы сталинского геноцида. У любого из нас кто-то из родственников остался лежать на чужбине, похоронен в казахских степях. Нет дома, где не досчитались бы отца или матери, сына или дочери, брата или сестры. Умирали невинные люди на пути в Сибирь, не вынося не человеческих условий, произвола, голода и холода.
ЧТЕЦ 2: Эту зиму, мой друг, не кляни...
Этот лютый мороз – не беда.
Ты спроси у притихшей родни
Про сибирские те холода.
«Что там холод...» – вздохнет твой отец.
«Что там холод...» – расплачется мать.
А болезни? А голод? Нужда, наконец...
Есть о чем матерям рассказать.
Не забыть нашим старым отцам
Долгих горестных лет на чужбине...
Есть за что дочерям и сынам
Полюбить грустный запах полыни.
1ведущий: 23
февраля, на рассвете, в дома чеченцев и
ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками.
Они требовали сдачи огнестрельного оружия, топоров, ножей... Естественно, у
населения никаких автоматов, пистолетов, винтовок не оказалось.Они грубыми окриками, прикладами поднимали
с постелей детей, женщин,
стариков и выводили всех на улицу. Людей сгоняли к мечети или в огороды, вокруг
устанавливалась охрана с автоматами и пулеметами. При малейшем сопротивлении открывали
огонь.
2 ведущий: Офицеры объявили
горцам, что все они изменники Родины и поэтому по решению Советского правительства
выселяются в среднеазиатские республики:
в Киргизию, Казахстан. На сборы отводилось всего лишь 15-20 минут. Лай собак, мычание коров, плач детей и
женщин, окрики солдат – все это
слилось в сплошной и протяжный гул, то и дело
раздавались выстрелы. Это стреляли в тех, кто не подчинялся приказу. Села, дома были
окружены плотным кольцом охраны, дороги
заблокированы солдатами.
Видеоролик
1 ведущий: Людей начали увозить в большегрузных машинах, без теплой одежды, без запасов питания. Вскоре
горцы вереницами потянулись к железнодорожным
станциям. Среди них были и беременные женщины
и матери с детьми, старики и больные. С чудовищной жестокостью поступали с немощными, их
вынуждали оставлять близких в их домах или заставляли
бросать у дорог, обрекая на
холодную и голодную смерть.
2 ведущий: Товарные вагоны, в которые загоняли людей, совершено не были приспособлены для перевозки пассажиров
– без сидений, без тепла.Вместо окон – маленькие люки, по два с каждой стороны
вагона.
В стенах – щели, через которые задувал холодный
ветер.
ВЕДУЩИЙ I: «За что? « – спрашивал каждый вайнах
ВЕДУЩИЙ II: «За что?» – спрашивали безвинные дети и седобородые старики.
ВЕДУЩИЙ I: «За что?» – меняясь в лице, кричали воины – фронтовики.
ВЕДУЩИЙ II: Но никто не мог дать им вразумительного ответа. На этот страшный вопрос вряд ли могли ответить и сами организаторы депортации ингушского народа.
ЧТЕЦ 3:Не вздрагивайте, горы ! Горе ! Горе!
Не сокрушайтесь, снежные поля,
Не разбивайтесь камни! Мы- в неволе
Не содрогайся и прощай, земля!
Не плачьте , небеса, леса родные ,
К бессильным, к нам , насилие ползет..
Калеки неподвижные, больные, не суетитесь, люди! Смерть идёт.
Репрессии- и в судорогах сердце,
Репрессии –свинцовой стала грудь…
Репрессии- в суровый зимний месяц,
В сорок четвертом- гибельный наш путь.
Остекленели леденцы –младенцы,
застыли трупы матерей вокруг…
Враги народа-спецпереселенцы !-
Переродились как –то сразу, вдруг.
Ведущий 1.
Погрузка людей в товарные вагоны шла ужасающе. В каждый вагон набивали столько человек, что находиться там можно было только стоя. Вагоны набивались битком, тут же со скрежетом наглухо закрывались двери. Стоны, крики, проклятия. Матери просили для детей воды. Конвоиры быстро смекнули: есть деньги - будет вода, и за каждый кувшин воды требовали тридцать рублей.
180 эшелонов под покровом ночи, один за другим, словно черные змеи, потянулись по железной дороге и покатились к востоку, в сторону Сибири
Ведущий 2: Потерянные, оскорбленные,
униженные, убитые горем люди ехали в никуда,
ехали в безвестность. В покинутых
горцами домах в это время шел массовый грабеж.
Вывозилось все: ковры, кинжалы, одежда, драгоценности,
книги – все, что люди наживали
поколениями. Вслед за физической
расправой началось истребление культурных и исторических
памятников..
ЧТЕЦ 4: «Труп за трупом»
ВЕДУШИЙ 1:Очевидцы рассказывали ужасы, о которых боялись говорить вслух. А было и так: немощных стариков, больных, расстреливали на месте или попросту сбрасывали в пропасть. Бывало, сжигали живьем.
Ученик1 В селении Цхаралты оказались забытыми старик с внуком Оздоевы. В момент выселения они пасли в горах скот и ничего не знали. Вернувшись в пустое село, они пришли к солдатам с просьбой отправить их к своим, но эшелон был отправлен и их расстреляли на месте. А в доказательство выполнения приказа - отрубили им, седобородому старику и мальчику, голову и отвезли в НКВД.
Ученик2 Оставшиеся в горах пастухи наблюдали, за выселением в бинокли. Из селений: Таргим и Хамхи людей выводили, пешими до дороги им предстояло пройти более 25 км. Шли, груженные вещами, иные несли на себе стариков.
Ученик1Цицкиев Магомед и его сестры в 1944 году были совсем маленькими. Но;чёрный февраль 44 года навечно впечатался в детскую, память. На их глазах и глазах соседей расстреляли их; мать. Она хотела взять с собой вещи, приглянувшиеся офицеру - мародеру. Тело матери на глазах ее трех маленьких детей сбросили в погреб. А детей, одних, без отца и матери увезли погрузили в товарный вагон с надписью « враги народа».
Ученик2Свидетели тех «страшных дней» - это живая память народа. И они помнят не только зло. Они помнят солдат, которые, не скрывая слез, помогали растерянным матерям собирать, вещи. Иные из них сами подбирали необходимое, отбрасывая патефоны, ковры, и грузили кукурузу, муку, теплую одежду. Народ наш благодарит их за человечность.
Ведущий1 Хайбах - это небольшое село расположено в горной части Чечни, которую все вайнахи называют колыбелью своего народа. Сюда в Хайбах в 1944 году, по приказу Гвешиани и Берия согнали людей из окрестных сел, хуторов. Женщин, детей, стариков, больных собрали перед конюшней. .Самому старшему из них было 110 лет, самый младший родился в ночь перед сожжением. Обещали, что они будут вывезены на равнину на санях или машинах. Местность оцепили, чуть выше конюшни, на сопке установили пулемет. 650-700 человек загнали в конюшню, забили снаружи двери, под двери, окна заложили сена, облили бензином. И комиссар госбезопасности Гвешиани, командовавший «операцией» в Хайбахе, отдал приказ поджечь конюшню. Огонь быстро окутал конюшню, все запылало, раздались крики, плач. Ни кому не удалось спасти из этого ада.
Ведущий 2. Для нас прочитает стих Хайбах Манкиева Ася.
Хайбах!
Здесь скалы помнят Выселенья ад
И поименно - На смерть обреченных. Здесь ягоды шиповника висят,
Как капли крови, заживо сожженных. Здесь и сейчас Февральскою порой Сгорают в пепел Даже снег и зори.. Пусть пролетят столетья над землей, Но неизбывным будет наше горе.
ВЕДУЩИЙ I: В Санкт-Петербургском музее бережно хранится дневник ребенка, который пережил блокаду Ленинграда. Всего одна неполная ученическая тетрадка. Теперь об этом дневнике знают во всем мире, потому что детской рукой записано все, что видел, ощущал и чувствовал ребенок блокадного Ленинграда.
У нас нет подобного дневника, который был бы написан в Сибири рукою ингушского ребенка, но есть воспоминания наших дедушек и бабушек, волею тирана оказавшихся в детском возрасте за тысячи километров от родного очага, лишившихся самых близких людей и выживших, и за каждым из них – трагедия отдельной семьи.
ВЕДУЩИЙ II: Из воспоминаний Оздоевой Мадины Вахаевны, 1935 г.р.
ЧТЕЦ: …Детская память оставила во мне навсегда жуткие «вагонные» впечатления. По утрам в вагоне натыкаешься на окоченевшие трупы, мать безутешно рыдает над умирающим ребенком, а в другом углу тихо умирает старик или старушка... И все это стоит перед глазами, ясно как день. Во время высылки мне было 7,5 лет. Рано утром, когда я проснулась от шума, то увидела как моя бабушка , доказывала, что ее сын, отец этой девочки, указывая на меня, погиб на войне, что здесь какая-то ошибка. Ингуши не изменники.
…Кто плакал, а многие, молча с болью, и недоумением и тревогой смотрели друг на друга. Было страшно. Что такое война, эвакуация, лишения, мы уже знали, но то, что свалилось нежданно – негаданно было видимо, еще страшнее, потому что умом этого нам было не понять.
А потом была долгая, долгая дорога. Мне кажется, она была нескончаема. Холодные вагоны, печка буржуйка, плач и слезы по умершим... А в Сибири через некоторое время после поселения в глухой деревушке Стекляновке умерла мама. Ее тело завернули в материю, завязали веревками и на санках куда- то увезли. Спустя некоторое время после смерти матери медленно-медленно умирала, простудившись в дороге, моя 4-х летняя сестренка Зина. Вторая сестренка Зарема почему-то все время лежала, ее руки и ноги казались мне длинными. А через некоторое время и ее не стало... Осталась я одна, сиротой: ни братьев, ни сестры, ни матери, ни отца.
Наступила весна, стало теплее. Вскоре меня нашел дядя по отцу и в их семье я прожила до замужества.
ВЕДУЩИЙ I: Горькие исповеди, рассказанные своим внучатам бабушками и дедушками, – бесценны. Они потрясают своей страшной правдой.И удивляешься: как же они выжили? Как не обозлились? Не стали зверями? Ведь это подвиг остаться человеком в таких нечеловеческих условиях. Это – подвиг народа! За эти тринадцать лет легче всего было сломаться. Но народ выдержал. Не обозлился. Это и есть крепость нации, ее спокойная сила, величие народа не в его количестве, а в духовной твердости. Не потерять бы ее нам, живущим сегодня.
Ведущий2 Так начиналось, выселение. За 5 дней на древней земле Ингушетии и Чечни не осталось ни одного ингуша и чеченца. Полмиллиона человек, погрузили в вагоны для перевозки скота. Женщины и дети сидели на полу. Молодежь ехала, стоя. Спали, поддерживая друг друга. Ехали 18 cyток с редкими остановками в голой степи. Остановки использовались для очистки вагонов от покойников. Люди прятали своих умерших родственников: ведь самое страшное - для нашего народа - не предать труп земле. Прятали их, надеясь похоронить на месте прибытия, чтоб иметь возможность ходить на могилы своих родных. Но солдаты автоматами заставляли вытаскивать из вагонов умерших. Вагоны трогались - умершие матери, отцы, братья, сестры, дети оставались на снегу.
ЧТЕЦ 5: «Не забудем вовеки»
Ведущий 1.Одним росчерком золотого пера из реестра «братских народов СССР» было вычеркнуто 12 «провинившихся» народов. Над ними, как над утопленниками, замкнулась болотная гладь темноты, оставив лишь расходящиеся круги ада.
ВЕДУЩИЙ 2: В начале войны 28 августа 1941 года были выселены в восточные районы страны (Сибирь и Казахстан) все немцы. Следующими за ними 4 ноября 1943 года были выселены в Среднюю Азию карачаевцы. Затем 28 декабря 1943 года в районы Сибири – калмыки, 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – чеченцы и ингуши и 18 мая 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары, 8 марта 1944 года были отправлены туда же балкарцы.
1 ведущий: Много людей погибло в тот 1944 год, не выдержав долгую дорогу в холодных вагонах, люди умирали
на местах. Враждебно настроенное население
боялось помочь прибывшим переселенцам. Это была трудная первая весна на чужбине!
Ведущий 2 Закончилось и эта страшная дорога в никуда. Положение в ссылке было таково: все начиная с 16 лет, стояли на учете в спецкомендатурах по месту жительства. Еженедельно, в определенный день, спецпереселенец обязан был являться в комендатуру, чтобы отметится. Неявка, в назначенный день рассматривалась как побег, и наказывалась ссылкой в Сибирь.
Ведущий 1 Жизнь на чужбине постепенно налаживалась. Местные жители привыкали к тому, что перед ними были не бандиты и « враги народа», а достойные люди, несправедливо изгнанные с родных мест. Многие из них отдавали последний кусок хлеба, делились картошкой, луком, одеждой. Спецпереселенцы стали получать пособие, и пенсии от государства.
Ведущий 2 «У ингушей отняли Родину, но не отняли веру. И они молились, и верили. Верили неистово, всей душой. Народ ни разу не усомнился, что вернется. Люди, встречаясь друг с другом, сначала здоровались, потом привычно спрашивали: «Что нового? Когда едем?». В том, что едем, не было сомнения. Вопрос состоял лишь в том - когда едем? Старики, умирая, просили близких: « Когда будете возвращаться домой , заберите кости мои, тут не оставляйте».
Клип Наурбиева
ЧТЕЦ : « Им дома улыбалось солнце»
Ведущий 1:Весна 1953 года очистила землю от кровавого тирана. Надежда на возвращение вспыхнула с новой силой. «Что же теперь будет» - спрашивали люди друг друга. «Как изменится наше положение?». Но ничего вокруг не изменилось. И вновь в Москву полетели письма. В то время это было небезопасно. И все же ингуши писали вновь и вновь, надеясь, что справедливость рано или поздно восторжествует. Эти письма взывали, молили о помощи. Но Москва молчала.
Ведущий 2:И, наконец, 1956 год, XX съезд партии. С ингушей, как и с других народов, сняли все обвинения . В 1957 году была восстановлена Чечено- Ингушская АССР, но в сильно урезанном виде. 48 % территории Пригородного района до сих пор остается под юрисдикций Северной Осетии. Ингуши возвращались на Кавказ. Этого часа, наш народ ждал долгие 13 лет. На вокзалах смех, шутки, хохот. Настроение у всех приподнятое. То тут, то там взрываются веселые звуки ингушской гармошки.
ЧТЕЦ: «Живет
в нас боль»
1 ведущий
Народ провел в
высылке 13 долгих лет.За это время от голода, холода, погибло до 230 000
людей. Все это время с нас не снимали позорного клейма «врагов народа». Эти 13 лет – самый горький
период
в истории ингушей, многие нашли приют на чужбине, многие
похоронены
на чужой земле. Память об этих людях долго будет
храниться
в сердцах чеченского народа.
2 ведущий
Тахан вай мехка таьзет латтача дийнахьа вайна дагауха вай Казахстанера ц1а ца баьхка гаргара нах, вежарий, йижарий. Наггахьа ц1а мара хургдац Г1алг1ай мехка ц1еннат1ара дезалхо цига ца къасташ, наьха лаьтта д1авелла ца воалаш. Дала гешт долда царна! Дала къахетам болба. Бийрза моттиг Дала даькъала йойла!
5 ученик
Ва Даьла кхел елахь бехке волчунна,
Тхо наьна лоамех къоастадаьчунна.
Каша 1азап 1а цунна совдаккха, Даьла,
Хьох тийша ма дий тхо укх дунен Аьла.
Даькъасте са латташ байнарий духьа,
Цу бойла дисача берилгий духьа,
Кхел елахь, Даьла, бехке волчунна
Из де могарг ма дац хьо воацачунна.
Мерчий доацаш к1ир хьекхаш бийхкарий духьа,
Коартолий ч1ораш, йиарий духьа,
Дог1а чурт доацаш веллачун духьа,
Ва Даьла, кхел елахь бехке волчунна.
Машиннаькъаца дада дисача цу декъий духьа,
Ясий ца дешаш бехкача эзарней духьа,
Халбате байнача цу къоаной духьа,
Тха Даьла, кхел елахь бехке волчунна.
Дайх-ноанойха къоастабаьча дезалий духьа,
Шоай мехкар лелхабаь лелачар духьа,
Тахан а т1ехь оккхарбаьнна леларий духьа,
Ва Даьла, кхел елахь бехке волчунна.
Хьакхарчашта дуадаьча цу берий духьа,
Аьрх1 етташ боабаьча цу к1антий духьа,
Моастаг1чо эхь даьча мехкарий духьа,
Ва Низбар, кхел елахь бехке волчунна.
Къонгаш боабаь яг1ача цу наьна духьа,
Деналах ца бохаш байнарий духьа,
Докъадаланза долча цар боарзий духьа,
Ва Даьла, кхел елахь бехке волчунна.
Хьа сабар, Са Даьла, дуннена ма довзий,
Цкъа сабар а, тха Даьла, кхоачалуш ма хулий.
Дог тийша да тхо 1а бекхам бергболгах,
Тхо Дала лорадолда цох ца тешилгах.
4 слайд
ВЕДУЩИЙ I: Такое не забывается и не забудется пока кровь течет в жилах нашего маленького многострадального народа.
Вечная память тем фронтовикам, которые хлебнули чашу горя со своим народом.
Вечная память, тем которых еще в утробах матерей объявили « врагами народа», тем которые родившись на чужбине, так и остались там навечно.
Вечная память тем вайнахам, старикам, детям, которые исчисляются десятками тысяч, для которых утро 23 февраля 1944г. явилось последним утром их жизни на земле предков.
ВЕДУЩИЙ II: А вам, дорогие наши прадедушки и прабабушки низкий поклон за то, что не сдались, а верили и выжили. Спасибо за то, что вернулись на родину и дали начало новому поколению, спасибо за нас.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВС РСФСР ОТ 09.01.1957 N 721/4 О ВОССТАНОВЛЕНИИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР И УПРАЗДНЕНИИ ГРОЗНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР УКАЗ от 9 января 1957 г. N 721/4
О ВОССТАНОВЛЕНИИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР И УПРАЗДНЕНИИ ГРОЗНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов восстановить Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику с центром в городе Грозный. Включить в состав Чечено-Ингушской АССР: из Грозненской области - город Грозный и районы: Грозненский, Гудермесский, Каргалинский, Красноармейский, Междуреченский, Надтеречный, Новосельский, Наурский, Советский, Сунженский и Шелковский; из Дагестанской АССР - Андалалский, Веденский, Ритлябский, Шурагатский и западную часть Ботлихского и Цумадинского районов (в границах бывших Чеберлоевского и Шароевского районов); из Северо-Осетинской АССР - город Малгобек с пригородной зоной, Коста-Хетагуровский район и северо-восточную часть Правобережного района (в границах бывшего Ачалукского района). Поручить Президиуму Верховного Совета Северо-Осетинской АССР и Организационному комитету по Чечено-Ингушской АССР внести на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР описание границы между Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР с учетом упразднения территориальной разобщенности Моздокского района с основной территорией Северо-Осетинской АССР. Упразднить Грозненскую область, передав: Караногайский, Кизлярский, Крайновский, Тарумовский районы и город Кизляр в состав Дагестанской АССР; Ачикулакский и Каясулинский районы - в состав Ставропольского края.
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М.ТАРАСОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР И.ЗИМИН
|
СПРАВКА
О положении населения чеченской и ингушской национальностей . В феврале 1944 года из Чечено-Ингушской АССР было выселено более 496 тысяч человек чеченцев и ингушей, в том числе в Казахскую ССР — 411 тысяч человек (85 тысяч семей) и в Киргизскую ССР — 85,5 тысячи человек (20 тысяч семей). В настоящее время в Казахстане проживает чеченцев и ингушей 315 тысяч и в Киргизии — около 80 тысяч человек.
Основная масса чечено-ингушского населения трудоустроена и к труду относится добросовестно. Из 244 тысяч человек взрослых работают 155 тысяч человек, или 63,5 процента. Занято в промышленности 38,3 тысячи человек, в сельском хозяйстве — 91,6 тысячи, в различных организациях и учреждениях — 25 тысяч человек.
Ознакомление на месте показало, что подавляющее большинство чеченцев и ингушей живет не хуже, чем на Северном Кавказе, имеет собственные дома, коров, домашнюю птицу. Однако в беседах многие чеченцы и ингуши выражали недовольство тем, что им не разрешают возвращаться в места прежнего жительства и настоятельно просили разрешить им выезд на Северный Кавказ. После снятия с учета спецпоселения их вернулось на территорию бывшей автономной республики свыше 6 тысяч человек.
К вопросу возможного возвращения чеченцев и ингушей в места их прежнего жительства Грозненский, Дагестанский и Северо-Осетинский обкомы КПСС относятся отрицательно, мотивируя это тем, что экономические возможности районов бывшей Чечено-Ингушской АССР не позволяют их трудоустроить и расселить. Нежелательность возвращения чеченцев и ингушей партийные и советские работники мотивируют и тем, что некоторая часть из них как в прошлом, так и сейчас зарекомендовала себя плохо.
Е.ГРОМОВ
В.ЧУРАЕВ
14 ноября 1956 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.